Выше были рассмотрены проблемы рыночного равновесия в тех случаях, когда происходят относительные изменения величин спроса и предложения.
Обратимся теперь к процессу адаптации рынка за определенные отрезки времени.
Теория паутины обращена к ситуациям, когда проходит известный срок между изменением цены и связанными с этим переменами в масштабах производства.
Здесь возможно, несколько вариантов:
a) Наклон кривой предложения такой же, как и наклон кривой спроса.
На рис. 4а - DD' показывает цены, по которым продавались в течение периода t1 различные количества товаров. OQ показывает количество товара, имевшееся в периоде t2 и продававшееся по различным ценам в течение периода t1. DD' - кривая, показывающая
движение цен. 00' - кривая, показывающая изменения в объеме выпускаемой продукции.
В периоде t1 предлагалось количество товара OQ1 по сравнительно низкой цене P1.
Эта низкая цена стимулирует производство в периоде t2 сравнительно небольшого количества товара, которому затем соответствует уже цена Р2, более высокая, чем Р1.
Рисунок 4
а) b) с) O’
P P D O’ D
P2 P4 Q5 P
Q3
P2 P2 Q3
Q3 P3
P1 P3 Q2 P1 Q2 P1 D’
Q2 O Q4 P3 D’ O Q4
0 0 0 Q
Q1 Q Q1 Q Q1
Цена Р3 побуждает производить больше товаров - О3, которым соответствует уже более низкая цена Р3.
И этот процесс повторяется. От одного периода к другому производство и цены проходят через стадии О2Р2Q3Р3. Равновесие никогда не будет достигнуто. Происходят постоянные колебания цен выше и ниже уровня цены равновесия (рис. 5а).
б) Наклон кривой предложения круче наклона кривой спроса. Рис. 4Ь показывает, что в этих условиях положение становится все более нестабильным, цена опускается настолько низко, что производство прекращается или не растет.
|
Происходят расширяющиеся колебания цен: от одного периода к другому цены все более удаляются от цены равновесия (рис. 5b ).
в) Наклон кривой предложения меньше наклона кривой спроса.
В этом случае, как показано на рис. 4Ь, и объем производства, и цена все более приближаются к уровню равновесия. Происходит сужающееся колебание цен (рис. 5с).
Теория паутины может с достаточной степенью точности применяться лишь к такой продукции, которая отвечает следующим требованиям:
· ее выпуск полностью определяется реакцией производителей на цены в условиях совершенной конкуренции; производители планируют свою деятельность, исходя из предположения, что текущие цены сохраняются и что выпуск дополнительной продукции не изменит положения на рынке;
· цена устанавливается на основе предлагаемого количества товара;
· время, необходимое для производства товара, захватывает
целиком весь период - до того, как может произойти на рынке какое-то изменение.
Рисунок 5
P4
Цены Цены Цены
P2 P4 P2
P2 P4
P1 P3 P5 P1 P1 P3
P3 P5
Годы Годы Годы
(а) Равномерные (b) Расширяющиеся (с) Затухающие
колебания колебания колебания
цен цен цен
Эти условия ограничивают сферу применения данной теории. Она нередко использовалась в анализе сельскохозяйственных цен, но она не может считаться вполне удовлетворительной, ибо не учитывает ряд важных факторов (таких, например, как влияние природных условий, изменение спроса потребителей и т.д.). Однако ее достоинство в том, что она показывает зависимость функционирования рынка от времени реакции в сфере предложения и формы кривой предложения и спроса.
|