Выше были рассмотрены проблемы рыночного равновесия в тех случаях, когда происходят относительные изменения величин спроса и предложения.
Обратимся теперь к процессу адаптации рынка за определенные отрезки времени.
Теория паутины обращена к ситуациям, когда проходит известный срок между изменением цены и связанными с этим переменами в масштабах производства.
Здесь возможно, несколько вариантов:
a) Наклон кривой предложения такой же, как и наклон кривой спроса.
На рис. 4а - DD' показывает цены, по которым продавались в течение периода t1 различные количества товаров. OQ показывает количество товара, имевшееся в периоде t2 и продававшееся по различным ценам в течение периода t1. DD' - кривая, показывающая
движение цен. 00' - кривая, показывающая изменения в объеме выпускаемой продукции.
В периоде t1 предлагалось количество товара OQ1 по сравнительно низкой цене P1.
Эта низкая цена стимулирует производство в периоде t2 сравнительно небольшого количества товара, которому затем соответствует уже цена Р2, более высокая, чем Р1.
Рисунок 4
а) b) с) O’
P P D O’ D
P2 P4 Q5 P
Q3
P2 P2 Q3
Q3 P3
P1 P3 Q2 P1 Q2 P1 D’
Q2 O Q4 P3 D’ O Q4
0 0 0 Q
Q1 Q Q1 Q Q1
Цена Р3 побуждает производить больше товаров - О3, которым соответствует уже более низкая цена Р3.
И этот процесс повторяется. От одного периода к другому производство и цены проходят через стадии О2Р2Q3Р3. Равновесие никогда не будет достигнуто. Происходят постоянные колебания цен выше и ниже уровня цены равновесия (рис. 5а).
б) Наклон кривой предложения круче наклона кривой спроса. Рис. 4Ь показывает, что в этих условиях положение становится все более нестабильным, цена опускается настолько низко, что производство прекращается или не растет.
Происходят расширяющиеся колебания цен: от одного периода к другому цены все более удаляются от цены равновесия (рис. 5b ).
в) Наклон кривой предложения меньше наклона кривой спроса.
В этом случае, как показано на рис. 4Ь, и объем производства, и цена все более приближаются к уровню равновесия. Происходит сужающееся колебание цен (рис. 5с).
Теория паутины может с достаточной степенью точности применяться лишь к такой продукции, которая отвечает следующим требованиям:
· ее выпуск полностью определяется реакцией производителей на цены в условиях совершенной конкуренции; производители планируют свою деятельность, исходя из предположения, что текущие цены сохраняются и что выпуск дополнительной продукции не изменит положения на рынке;
· цена устанавливается на основе предлагаемого количества товара;
· время, необходимое для производства товара, захватывает
целиком весь период - до того, как может произойти на рынке какое-то изменение.
Рисунок 5
P4
![]() | ![]() | ![]() | |||||
![]() | |||||||
Цены Цены Цены
P2 P4 P2
P2 P4
![]() | |||||
![]() | ![]() | ||||
P1 P3 P5 P1 P1 P3
P3 P5
![]() | ![]() | ![]() |
Годы Годы Годы
(а) Равномерные (b) Расширяющиеся (с) Затухающие
колебания колебания колебания
цен цен цен
Эти условия ограничивают сферу применения данной теории. Она нередко использовалась в анализе сельскохозяйственных цен, но она не может считаться вполне удовлетворительной, ибо не учитывает ряд важных факторов (таких, например, как влияние природных условий, изменение спроса потребителей и т.д.). Однако ее достоинство в том, что она показывает зависимость функционирования рынка от времени реакции в сфере предложения и формы кривой предложения и спроса.





