Основы типологии менеджмента. Причины возникновения разных видов менеджмента




Тема 3. Типология менеджмента

Типология менеджмента, выбор и комбинация типов управления. Статика управления: системы менеджмента. Механизм управления: средства и методы управления. Динамика управления: процессы менеджмента. Понятие ценности и ее роль в механизме менеджмента. Диверсификация менеджмента

Основы типологии менеджмента. Причины возникновения разных видов менеджмента

Область знаний об управлении организациями динамична. Динамичность обусловлена тем, что теория менеджмента питается от трех живых, постоянно развивающихся корней:

· опыт управления организациями;

· другие науки (кибернетика, экономика, социология, психология, математика, информатика, инженерные дисциплины и др.);

· культура и институты.

Эта область не только очень динамична, но и велика, и сложна. Нужно ее, как поле, поделить на участки. Возникает необходимость в типологии менеджмента (формировании и изучении его типов). Именно в типологии управления находят свое проявление различные его организационные формы, приоритеты и ориентиры, цели и принципы управления.

Типология менеджмента это упорядоченное, систематизированное и многостороннее представление о менеджменте как о сложном явлении.

При решении разнообразных проблем управления типология управления помогает использовать знания наиболее практично, потому что она позволяет при всем разнообразии условий, в которых осуществляется управление, осуществлять по определенным правилам выбор адекватного варианта управления. А далее можно осуществлять корректировки этого варианта по дополнительным критериям в условиях конкретных обстоятельств.

Для изучения и направленного развития такой необъятной области, как менеджмент, ее целесообразно разбить на отдельные сферы (слои страты, отрасли, если хотите, участки), которые можно сгруппировать по определенным признакам и представить в виде иерархии (рисунок 1.5).

Все эти уровни взаимозависимы, на каждом последующем уровне используются сведения из уровней, находящихся выше, а более низкие слои дают пищу для формирования более высоких. Второй и первый уровни пополняются сведениями за счет обобщения опыта управления организациями конкретных отраслей, накопленного и систематизированного на третьем уровне, который, в свою очередь, обогащается за счет теории более высоких уровней.

Каждый из уровней имеет как общие, так и специфические, окрашенные видом деятельности подходы, методы и инструментарий.

Масштабы проникновения в каждую из предметных областей менеджмента определяются глубиной познания объекта управления, т.е. организации. С одной стороны, со временем осуществляется более детальная декомпозиция процессов и отношений этого объекта. Например, такие стороны, как качество и организационная культу ра относительно недавно стали отдельными объектами изучения менеджеров, хотя, как составляющие организации, существуют при всех экономических формациях и любом государственном устройстве. С другой стороны, изменения в экономике страны порождают новые виды деятельности, например, маркетинг. Так появляются новые структуры в общей предметной области об управлении организациями, которые со временем становятся относительно самостоятельными научными направлениями в рамках общей теории менеджмента: «Производственный менеджмент»; «Управление качеством», или иначе «Менеджмент качества»; «Управление маркетингом», «Управление инвестициями», «Менеджмент инноваций», «Инвестиционный менеджмент»; «Управление по целям»; «Стратегическое планирование и управление» (стратегический менеджмент), «Антикризисный менеджмент» и т.д.

В представленной типологии менеджмента нельзя сказать, что это более важно, а другое – менее важно. Каждый из видов (типов) управленческой деятельности отражает различные стороны реальности и в той или иной мере используется в практике.

Но этим и ценна типология менеджмента. Она позволяет осмысленно строить управление, ориентируясь на выбор типа управления, необходимого в конкретных условиях, а затем и вместе с тем совершенствовать управление в целом и в деталях. Типы управления, которые представлены на рис. 1.5, или те, на которых мы остановимся далее, это далеко не полный перечень типов управления, но это наиболее сформированные на сегодняшний момент «ветви» управления. При этом можно утверждать, что:

1. Диверсификация менеджмента это объективная тенденция его развития. Она повышает устойчивость и эффективность управления, способствуя лучшему использованию ресурсов, повышая адаптивность системы управления, ее гибкость.

 

1-ый уровень ОБЩИЙ МЕНЕДЖМЕНТ= ОСНОВЫ(теория) УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Вопросы проектирования организаций (проектирование в организациях: процессов, структур, рабочих мест); основные принципы управления ресурсами; функции управления; особенности временных периодов управления (оперативный, тактический, стратегический); социально-психологические аспекты управления; особенности управления с учетом ситуации (например, антикризисное управление) и др.
2-ой уровень - области знаний: об управлении в отношении конкретных составляющих организации
3-ий уровень - области знаний об управлении организациями конкретной отрасли
Управление производством
Управление персоналом
Управление качеством
Управление информацией
Управление инвестициями
Управление корпоративной культурой
Управление инновациями
Управление финансами
Управление внешнеэкономической деятельностью
другое
Менеджмент в промышленности
Менеджмент в инфокоммуникациях
И т.д.
С учетом специфики предприятия (организации)
Общие принципы управления организациями
Управление в отношении конкретных составляющих деятельности организации

 


Рис. 1.5. Иерархия областей знаний об управлении организациями

2. Диверсификация управления отвечает потребностям выбора вариантов управления и в комбинации этих вариантов с учетом особенностей разнообразных объектов управления.

3. Чем больше разнообразных типов управления представляет себе менеджер, тем больше у него возможностей выбора систем и механизмов управления, тем больше вероятность найти вариант эффективного управления.

4. Современному менеджеру необходимо развитие мышления, без которого невозможно понимание разнообразия типов управления, их признаков и причин.

5. Надо овладеть навыками типологического анализа управления, надо строить матрицы параметров, делать рейтинговые оценка, выбирать варианты. Типологический анализ - это методология системного подхода к управлению.

Практической потребностью построения типологии управления является многофакторная и многокритериальная дифференциация разновидностей управления. Именно она позволит лучше ориентироваться в этом разнообразии, а, следовательно, и более обоснованно выбирать необходимы типы.

3.2. Механизмы управления: средства и методы управления.

Начнем с определения понятия «экономический механизм», Вообще говоря, нет единого мнения. Принято понимать цепь последовательных взаимосвязанных экономических явлений. Акад. Леонид Абалкин предложил следующее определение механизма в экономике: механизм – это совокупность ресурсов экономического процесса и способов их соединения. Пока не думаем над словом «процесс». (см. Приложение А).

Всякий экономический механизм «запускается» субъектами, инициирующими исходные экономические явления. Под влиянием этих исходных явлений начинается процесс следования одного за другим в определенной последовательности цепочки взаимозависимых экономических явлений, в конце которой наступает/не наступает завершающее явление, к которому стремилась организация (пример городского соединения).

Под такие экономические механизмы менеджмент должен иметь свои приемы и методы, чтобы успешно решать три известные нам задачи менеджмента: выполнения программы, стабилизации и соответствия. Такие механизмы позволяют дельному менеджеру доставать из своего «рабочего инструментария» те инструменты, которые могут лучше всего послужить в конкретных условиях. Ведь никому не придет в голову для выворачивания шурупа вместо отвертки использовать отбойный молоток.

Дадим определение механизма управления, по аналогии с экон. Механизмом. Механизм управления – это совокупность ресурсов процесса управления и способов их соединения.

Основным механизмом управления является простейший управленческий цикл. Нарисовать, пояснить.

На практике организационный механизм управления имеет свои составляющие: структурные, организационно-административные, информационные и социальные, вещественные. Они обладают свойством комплексности воздействия на людей (исполнителей), поскольку, будучи организационными по основному характеру их воздействия, они носят одновременно черты экономического и мотивационного механизмов и в силу этого имеют сильные взаимосвязи с последними.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: