За мальчика следует принести в жертву две равные овцы, которые одинаковы в возрасте, величине и полноте




Мусульманские обряды, совершаемые после рождения ребенка

_______________________________

 

В этой статье рассматриваются следующие вопросы:

Ат-Тахник

Акъикъа

- Каким образом вычислить семь дней, дабы совершить на седьмой день акъикъу?

- За мальчика следует принести в жертву две равные овцы, которые одинаковы в возрасте, величине и полноте

- Дозволено при отсутствии возможности принести в жертву за мальчика одну овцу

- Не является условием, чтобы акъикъу совершил отец

- Что делать с мясом акъикъи?

Бритье головы младенца

Следует дать ребенку хорошее имя

- Чьим правом является имянаречение?

- Желательно назвать первого сына «‘Абдуллах», а второго «‘Абдуррахман»

- Если произойдет выкидыш, то совершают ли акъикъу за ребенка и дают ли ему имя?

 

С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего

 

Ат-Тахник

 

Шейхибн АбдиЛлях ас-Суляйман сказал: «Одной из сунн, в соответствии с которой желательно действовать мусульманину, является ат-тахник.

Ат-Тахник—это разжевывание финика и протирание образовавшейся кашицей неба новорожденного.

Сообщается, что Абу Муса аль-Аш'ари (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда у меня родился сын, я принес его к Пророку (ﷺ), который назвал его Ибрахимом, сделал ему тахник из одного финика, призвал на него баракат (и отдал его мне)» (аль-Бухари 6198 и Муслим2145).

Передается от Асмы бинт Абу Бакр (да будет доволен ею Аллах), что она рассказывала о том, когда родила 'Абдуллаха ибн аз-Зубайра, следующее: «Принесла я новорожденного Пророку (ﷺ) и положила его ему на колени. После этого он велел принести ему финик, разжевал его и положил образовавшуюся кашицу из своего рта в рот ребенку. Таким образом, первым, что попало в его желудок, была слюна Посланника Аллаха (ﷺ). Затем Пророк (ﷺ) помазал этой кашицей его небо, обратился к Аллаху с мольбой за него и призвал на него баракат» (аль-Бухари 3909 и Муслим 2146).

Ат-Тахник совершают после рождения, а смысл такого поступка заключается в том, чтобы младенец приучился к еде и укрепился для этого. Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) писал: «Первое, что используют для ат-тахника – это сушеный финик, но если нет возможности найти сушеный финик, то можно использовать свежий финик, в противном случае можно использовать что-либо сладкое, и пчелиный мед предпочтительнее, нежели другие сладости» (См. “Фатхуль-Бари” 9/728).

Также одним из доводов законности совершения ат-тахника после рождения ребенка и желательности такого поступка служит хадис, передаваемым Анасом ибн Маликом (да будет доволен им Аллах), который рассказывал: «Однажды когда Абу Талхи не было дома, у него заболел и умер сын. Вернувшись, Абу Тальха спросил: «Как мальчик?» Умму Сулейм ответила: «Он спокоен, чем был прежде». После чего она подала ему ужин, затем он, поужинав, лег спать с женой. А после того, как они совершили (близость), она сообщила ему о том, что их сын умер. После этого Абу Тальха утром отправился к Посланнику Аллаха (ﷺ) и сообщил ему о том, что у них произошло. Затем Посланник Аллаха (ﷺ) спросил его: «Вы имели близость в эту ночь?». Он ответил: «Да». После чего Пророк (ﷺ) произнес: «О Аллах дай им бакарат в их прошлой ночи». После этого Умму Сулейм родила сына и отправила его к Пророку (ﷺ), передав вместе с ним несколько фиников. После чего Пророк (ﷺ) взял его и сказал: «Есть ли с ним что-нибудь (для тахника)?». Ему ответили: «Да, несколько фиников». Затем Пророк (ﷺ) взял их, разжевал и положил образовавшуюся кашицу из своего рта в рот ребенку. Затем Пророк (ﷺ) помазал этой кашицей его небо и назвал его 'АбдуЛлах» (Аль-Бухари 5470 и Муслим 2144).

Имам ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах) говорил: « Ученые сошлись в желательности тахника для ребенка, после его рождения» (См: «Тарбийа аль-Аулад фи дау аль-Китаб уа ас-Сунна» стр.31-33)

 

Акъикъа

 

Шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) сказал: «‘Акъикъа является утвержденной сунной (сунной муаккадой), и не является обязательной (уаджибом). За мальчика приносят две овцы, а за девочку — одну, и это является сунной... Сунной является принести в жертву на седьмой день, если не удается на седьмой день, то на четырнадцатый день, а если же нет такой возможности, то на двадцать первый день. Если и на это нет возможности, то акъикъу совершают тогда, когда появится возможность, даже если пройдет целый год или целых два года. Однако лучше совершить его на седьмой день, за мальчика - две овцы, а за девочку — одну, исходя из хадисов, которые привел автор «Булугъ аль-марам»».

Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «'Акъикъа является сунной, поскольку она была утверждена словами и действиями Пророка (ﷺ). Она является утвержденной сунной, даже имам Ахмад (да смилуется над ним Аллах) в отношении человека, у которого нет ничего, чтобы совершить акъикъу, сказал: «Взять в долг и совершить акъикъу любимее для меня, для того чтобы я оживил Сунну». Эти слова имама Ахмада связаны с тем случаем, когда человек надеется расплатиться с долгами. Как, например, человек, который в конце месяца стабильно получает зарплату, у которого родился ребенок, и нет у него денег, то такой человек занимает денег, поскольку он знает, что в конце месяца он расплатится со своими долгами. А что касается человека, у которого нет ничего, и не ожидает он денег, то он не занимает денег для совершения акъикъи» (См. Шейх Ибн Усаймин «Шарх Булугъ аль-марам» 5/285-286).

Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Какое значение несут под собой слова Пророка (ﷺ) «Каждый новорожденный удерживается по причине (не совершения за него) ‘акъикъи»? Имам Ахмад (да смилуется над ним Аллах) упоминал о том, что ребенок удерживается от заступничества за своих родителей, так как дети, если умирают в раннем возрасте, станут для своих родителей преградой от огня. Но если за ребенка не совершали ‘акъикъу, то он удерживается от заступничества за своих родителей.

Однако Ибн Къаийм (да смилуется над ним Аллах) упомянул, что здесь имеется в виду то, что ребенок удерживается от своей пользы, поскольку ‘акъикъа влияет на развитие ребенка, счастье и обширность его интеллекта. Поскольку совершение ‘акъикъи является проявлением благодарности Аллаху за рождение ребенка. Проявление благодарности Аллаху за оказанные Его милости является причиной получения еще большей милости. И поэтому по причине совершения ‘акъикъи растут ум и интеллект ребенка, и избавляется он от всякого зла» (См. Ибн Усаймин «Шарх булугъуль-марам» 5/289).

Ибн АбдиЛлях ас-Суляйман сказал: «Затем после этого следует мусульманину совершить ‘акъикъу за своего ребенка. Некоторые ученые считают это - сунной, другие же ученые считают это обязательным (уаджибом). За мальчика приносят в жертву две овцы, а за девочку — одну. 'Акъикъа совершается на седьмой день после рождения ребенка, или на четырнадцатый, или на двадцать первый день или же в любой день после этого.

Доводом на законность совершения ‘акъикиъи служат слова Пророка (ﷺ): «Каждый новорожденный удерживается по причине (не совершения за него) ‘акъикиъ и. (Посему) за каждого новорожденного приносят жертву (‘акъикъу) на седьмой день после его рождения, а также бре ют ему голову и дают ему имя» (Абу Дауд 2838, ибн Маджа 3165, ат-Тирмизи 1522 и ан-Насаи 4220).

Однако ученые разошлись во мнениях относительно слов Пророка (ﷺ) «Каждый новорожденный удерживается по причине (не совершения за него) ‘акъикиъ и ».

Имам Ахмад (да смилуется над ним Аллах) сказал, что имеется в виду, что если ребенок умер в раннем детском возрасте, и за него не совершали ‘акъикъу, то он не будет заступаться за своих родителей (в Судный День). Это же мнение передают от Къатады, что младенец лишается прав заступничества за своих родителей.

Другие же ученые сказали, что ребенок удерживается от правильного развития и полноценной защиты. Имам Ибн Къаийм (да смилуется над ним Аллах) сказал: «’Акъикъа будет для ребенка избавлением и спасением от заложничества шайтана и его темницы».

Аль-Хаттаби (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Разошлись ученые во мнениях относительно этого вопроса, однако самым хорошим высказыванием среди этих мнений является то мнение, которое предпочел имам Ахмад ибн Ханбаль, который сказал, что младенец удерживается от заступничества. (То есть он) хочет сказать, что если за ребенка не совершат ‘акъикъу, и он покинет жизнь в раннем детском возрасте, то не будет заступаться за своих родителей» (См. «Задуль-ма’ад» 2\297).

Мы хотим обратить внимание (читателя) на некоторые вопросы:

Первый: Поистине, относительно обязанности ‘акъикъи, ученые разошлись во мнениях, однако более правильное мнение в этом вопросе состоит в том, что совершение ‘акъикъи является обязательным, исходя из хадисов, в которых Пророк (ﷺ) повелевает совершать ее. И не пришел контекст, который указывает на необязательность ‘акъикъи.

Второй: Поистине, ‘акъикъавлияет на развитие ребенка.

Третий: Поистине, совершение ‘акъикъи является проявлением благодарности Аллаху за Его милость, которую он оказал человеку, наделяя его детьми.

Четвертый: Поистине, ‘акъикъа совершается как за мальчика, так и за девочку. Как пришло в хадисе Умму Курз, которая спросила Пророка (ﷺ) об ‘акъикъе, на что Он (ﷺ) ответил: «За мальчика следует приносить в жертву две равные овцы, а за девочку – одну » (Абу Дауд 2835, ат-Тирмизи 1516 и ан-Насаи 4217-4218)» (См: «Тарбийа аль-Аулад фи дау аль-Китаб уа ас-Сунна» стр.38-40).

 

Каким образом вычислить семь дней, дабы совершить на седьмой день акъикъу?

Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) относительно слов Пророка (ﷺ) «Посему за каждого новорожденного приносят жертву (‘акъикъу) на седьмой день после его рождения», сказал: «То есть на седьмой день после рождения. Это потому, что ты совершаешь акъикъу на следующей неделе в день, который предшествует дню его рождения. Например: Если родился ребенок в среду, то когда нам следует совершать акъикъу? Совершаем во вторник. А если родился в понедельник, то совершаем акъикъу в воскресенье и так далее» (См: «Шарх Булуг аль-Марам»5\289, издательство «Дар ибн аль-джаузийа», Египет).

 

За мальчика следует принести в жертву две равные овцы, которые одинаковы в возрасте, величине и полноте

Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) относительно хадиса Аишы, где было сказано, «что Посланник Аллаха (ﷺ) велел за мальчика принести в жертву две равные овцы, а за девочку – одну », сказал: «За мальчика следует принести в жертву две равные овцы, то есть равные в возрасте, величине и полноте. Мудрость этого заключается в том, чтобы не была одна из них лучше другой и не делали вторую овцу как дополнение к первой, не уделяя должного внимания ко второй овце. Поэтому Законодатель побудил, чтобы две овцы были равными, поскольку если человек принесет в жертву одну хорошую овцу и скажет: «главная цель была осуществлена» и сделает вторую овцу дополнением к первой, то он уже не будет искать хорошую овцу, подобно тому, как он проявлял усердие в поисках первой овцы. Поэтому Пророк (ﷺ) сказал, чтобы были две равные овцы, то есть равные в возрасте, величине и полноте. Что касается того, чтобы были равными в цвете, то это не является условием…

В этом хадисе указание на то, что лучше за мальчика принести в жертву две равные овцы, то есть чтобы они были равными в возрасте, величине и полноте» (См: «Шарх Булуг аль-Марам»5\288, издательство «Дар ибн аль-джаузийа», Египет).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: