По мнению ряда экспертов, в частности, экс-заместителя Председателя Правительства РФ – руководителя аппарата Правительства РФ С.Е. Нарышкина, к факторам, влияющие на качество государственных услуг относятся: 1) стандартизация и регламентация процесса оказания государственных услуг; 2) создание механизмов, ориентирующих исполнительные органы власти на повышение качества предоставляемых государственных услуг и обслуживания; 3) соблюдение высоких этических стандартов при оказании государственных услуг; 4) повышение уровня информационной открытости и прозрачности процедур органов исполнительной власти, а также коммуникация с потребителем; 5) рациональная специализация органов исполнительной власти по предоставлению отдельных государственных услуг в соответствии с установленными им полномочиями; 6) оптимизация бюджетных расходов на государственные услуги и их рациональное распределение в соответствии с приоритетами клиентов органов власти, общества в целом; 7) определение критериев платности государственных услуг; 8) повышение ответственности органов власти за исполнение своих полномочий; 9) организационная структура органов власти, ответственных за реализацию; 10) физическое обеспечение взаимодействия, в частности: насколько хорошо обустроены офисы госорганов, насколько они снабжены современными техническими средствами, какова частота географической сети госорганов и т.д.
Проведённое в 2007 году специалистами кафедры «Управление и социология» («Государственное и муниципальное управление») Пензенского государственного управления в рамках реализации государственного контракта с Правительством Пензенской области исследование, «Разработка и внедрение системы мониторинга доступности и качества государственных услуг Пензенской области на основе исполнения административных регламентов и стандартов комфортности и качества» в процессе анализа вторичных источников информации, данных экспертных и массовых опросов позволило определить систему основных факторов, оказывающих негативное влияние на качество и комфортность государственных услуг (рисунки 5.3.1, 5.3.2).
|
Необходимо более подробно рассмотреть факторы, оказывающие негативное влияние на качество и доступность государственных услуг.
Отсутствие или непроработанность административных регламентов оказания государственных услуг. Административные регламенты оказания государственных услуг дают четкую и прозрачную характеристику процесса, который ведет к намеченному результату. Регламент раскрывает детали процесса оказания отдельной государственной услуги и тем самым создает условия внешнего контроля различными заинтересованными сторонами и обеспечивает при этом открытость и прозрачность адми нистративных процедур. Вместе с тем административные регламенты оказания государственных услуг способствует упорядочению и конкретизации обязательств органов исполнительной власти перед обществом и повышению качества государственных услуг.
Рисунок 5.3.2 – Основные претензии к качеству полученных государственных услуг по данным массового опроса (Пензенская область 2007 год)
Позитивными результатами введения административных регламентов является: упорядочение отношений между потребителями государственных услуг и органами власти; ограничение произвольности в действиях чиновников; повышение прозрачности взаимодействия бизнеса и власти; введение четких и понятных процедур принятия решений органами власти с участием бизнеса.
|
Отсутствие стандартов качества государственных услуг приводит к снижению социально-экономической эффективности государственных услуг (.она определяется соотношением совокупных издержек ее оказания и выгод от потребления: если выгоды больше издержек, данная услуга может и должна предоставляться её потребителям. В противном случае услуга либо является следствием существования излишней регуляции (т.е. навязывается пользователю), либо представляет собой (по конкретной технологии ее предоставления) административный барьер). Наличие же данного стандарта позволяет оценить качество государственных услуг по различным показателям и критериям и охарактеризовать их с точки зрения социально-экономической оправданности оказания некоторой услуги органом исполнительной власти гражданам и организациям.
Отсутствие стандартов комфортности государственных услуг влечет за собой ряд негативных моментов, так как стандарт комфортности включает в себя ряд требований, который играет большую и значительную роль в процессе оказания государственных услуг. Важным моментом является то, что стандарты услуг направлены на предотвращение дискриминации отдельных категорий граждан по признакам физической недееспособности, языка, расы, религии, национальности. Стандарт позволяет стимулировать внутренние резервы эффективности.
|
Отсутствие системного и регулярного мониторинга качества оказания государственных услуг на момент внедрения административных регламентов может стать критическим фактором, привести в дальнейшем к игнорированию их положений. Поэтому необходимость проведения системного и регулярного мониторинга становится очевидной.
Система мониторинга, при успешном внедрении, сможет стать институциональным источником постоянного совершенствования финансирования общественных услуг, а также повышения их качества и доступности населению. Результаты мониторинга смогут способствовать тому, что государственные услуги станут более прозрачными, эффективными и доступными для каждого жителя страны. А привлечение гражданского общества к управлению страной будет гарантировать легитимность и согласованность усилий проведения систематических реформ.
Невключенность результатов мониторинга в систему управления оказанием государственных услуг (в систему планирования и мотивации). Результаты мониторинга способствуют более эффективному принятию решения в системе планирования и мотивации, задавая при этом вектор определенности, четкости и большей структурированности. Более того, мониторинг является необходимым элементом в процессе государственного администрирования, так как позволяет определить как эффективность работы системы по оказанию государственных услуг, так и общее качество политического управления в стране.
Множественное межведомственное взаимодействие (отсутствие системы «одного окна»). Одним из наиболее эффективных способов рассмотрения обращений граждан является ведение процедур по принципу «одно окно». В этом случае один орган или служащий вправе запрашивать, получать и «укрупнять» информацию от других органов, которые обязаны ее предоставлять. При этом происходит концентрация документов и решений в одной организации и у одного служащего в ответ на обращение гражданина. Множественное межведомственное взаимодействие представляется менее эффективным и результативным. В пользу этого свидетельствует тот факт, что система «одного окна» интегрирует процесс управления, централизуя ряд функций и устраняя, таким образом, их дублирование. В результате, с одной стороны, эта система создает предпосылки для сокращения административных издержек, с другой – расширяет доступ граждан для участия в программах, действующих на территории региона. Основной принцип системы «одного окна» – однократность обращения и оперативность принятия решений чиновником. Обращение в систему «одного окна» не является обязательным и осуществляется по добровольному решению заявителя.
Недостаточная информированность населения приводит к незнанию даже основных моментов административной реформы в целом, и в частности, важных вопросов, касающихся их. Вместе с тем неосвещение основных направлений процесса оказания государственных услуг может привести и к дезинформированности и неправильному толкованию. Тем самым неинформированные граждане лишены возможности получить государственную услугу наилучшим и удобным для них способом, что при водит к наименьшей доступности государственных услуг.
Как показывают результаты исследования, проведенного рабочей группой кафедры «Управление и социология», получатели услуг по-прежнему продолжают получать информацию по неформальным каналам, не связанным с деятельностью ведомства, предоставляющего услугу (от знакомых, коллег и т.п.), а также, ориентируясь на собственный опыт. Однако, важную роль, как следует из пожеланий участников опроса, играет информационная открытость непосредственных сотрудников учреждений/организаций, возможность получения устных консультаций, разъяснений и уточнений. Ответы респондентов позволяют предположить, что самыми удобными информационными каналами, которые воспринимаются как наиболее воздействующие на доступность самой услуги, являются те, которые предполагают не одностороннее консультирование, а обратную связь получателя и представителя ведомства. Их повсеместное наличие станет существенным фактором снятия барьеров в доступности услуг.
Данные исследования, касающиеся информационного обеспечения предоставления услуг и их информационной доступности, показывают, что одним из механизмов совершенствования информационных потоков для повышения удовлетворенности получателей государственных услуг может стать формирование так называемых информационных регламентов, четко определяющих, какая информация должна предоставляться заявителям и получателям на разных стадиях предоставления услуг. Возможно, по ряду услуг имеет смысл дифференцировать саму информацию и формы ее предоставления для различных групп получателей.
Недостаточное финансирование (обеспечение регламентов и стандартов иди системы мониторинга). Очевидно, что для успешного проведения и обеспечения регламентов, стандартов и системы мониторинга необходимо финансирование со стороны органов власти. Недостаточное финансирование процессов регламентации и стандартизации снизит их интенсивность, эффективность, приведет к их торможению. Более того, из-за недофинансирования сдвинутся запланированные сроки и намеченные цели и задачи не будут достигнуты и, следовательно, результаты будут немаксимально положительными.
Недостаточный уровень профессионализма и клиентской ориентации персонала. Для эффективного оказания государственных услуг необходимы опытные и компетентные специалисты. Насколько высок уровень профессионализма и хорошо осведомлены гражданские служащие о содержании реформ государственного управления, она в той или иной степени отражается в их деятельности, условиях работы, перспективах карьеры и т.п. Отношение к самому процессу реформирования и его концептуальным задачам может определяться как полнотой информации, так и непосредственно происходящими на гражданской службе событиями. Это отношение важно понимать, поскольку от него во многом зависит и адекватность, и скорость реформ, степень их поддержки или сопротивления на различных уровнях управления.
Слабое использование Информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Обеспеченность органов власти современными ИКТ является необходимой технической предпосылкой использования ИКТ органами власти для осуществления управленческих функций и предоставления услуг электронного правительства. Важным обстоятельством является то, что ИКТ становятся важнейшим средством повышения эффективности управления практически во всех сферах человеческой деятельности. Информационное обеспечение выполняет не вспомогательные функции в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а является необходимым элементом этой деятельности. Бурное развитие информационных процессов и совершенствование информационно-коммуникационных технологий позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития.
Рассматривая различные параметры процесса предоставления государственных услуг под разным углом зрения, можно придти к выводу, что более важное значение для клиентов имеют так называемые «инфраструктурные» параметры, то есть расположение мест получения услуги, организация приема заявителей и получателей, приспособленность помещения к этим функциям, принцип ведения очередей и их длительность. Существенно значима и оперативность работы по предоставлению услуги, длительность ее получения. Данные проблемы требуют решения в совокупности: например, усовершенствованный механизм ведения очереди (например, с помощью автоматизированной системы талонов) даст заведомо больший результат с точки зрения удовлетворенности получателей, если будет внедряться одновременно с переоборудованием помещения для приема заявителей и внедрением параллельно постоянно действующего канала информации и обратной связи.