Классификации олигофрении (Ж. Эскироль, Э. Крепелин и др.)




На протяжении всего времени изучения детского слабоумия ученые пытались систематизировать полученные данные, сгруппировать характерные признаки, разработать классифика­цию различных форм умственной неполноценности.

Первоначально изучением детского слабоумия занимались врачи. Наблюдение за детьми в клинических условиях позво­лило им составить мнение о некоторых характерных особенно­стях нарушения при тяжелых степенях поражения психической деятельности (Эскироль, Вуазен и др.).

По некоторым историческим данным, первое заболевание с выраженным слабоумием было описано под названием крети­низма. Это заболевание подвергалось детальному изучению. Вскоре стало известно, что оно связано с нарушением функции щитовидной железы. Позднее стали появляться описания других форм детского слабоумия.

Ж. Эскироль также дал классификацию глубоких форм пора­жения интеллекта у детей, выделив среди них идиотов (сюда он относил и кретинов) и детей с менее выраженным снижением интеллекта, которых он назвал слабоумными. На основании тща­тельного клинического наблюдения Ж. Эскироль дал яркое описа­ние детского слабоумия и сформулировал его особенности. Он считал необходимым различать случаи раннего (врожден­ного) и более позднего поражения мозга. Автор подчеркивает, что между врожденным и приобретенным слабоумием сущест­вует различие, как между постройкой незаконченной и постройкой, обрушившейся после ее окончания. Таким образом, Эски­роль предвосхитил более позднее разделение слабоумия на оли­гофрению и деменцию.

В процессе дальнейшего изучения слабоумных детей Ж. Эски­роль обратил внимание на то, что степень развития речи у них весьма различна. Он предполагал отрицательное влияние рече­вого дефекта на процесс психического развития ребенка. В ос­нову предложенной классификации Ж. Эскироль положил два фак­тора: тяжесть поражения психической деятельности в целом и состояние речевой функции. Исходя из первого, он первона­чально выделял две категории: идиотизм и слабоумие. По со­стоянию речи каждая из категорий в свою очередь подразделя­лась следующим образом: при идиотизме — нет слов, имеется; только крик, в других случаях — отдельные слоги или простые слова и фразы; при слабоумии — речь есть, словарь ограничен, в других случаях — речь легка и свободна.

Позднее Ж. Эскироль выделял три степени тяжелого поражения психической деятельности — слабоумие (имбецильность), идио­тизм кретинов, идиотизм в полном смысле слова.

Изучая детей-идиотов, Бурневиль, так же как и Эскироль отмечал, что среди идиотов имеются дети с менее тяжелыми поражениями психики. Эти дети после специальной работы с ними дают заметное продвижение в развитии. Бурневйль (нача­ло XIX века) предложил термин «имбецильность» для данной группы детей.

В середине XIX века Лезаж применяет к еще более легким, случаям поражения интеллекта термин «дебильность».

Клинические данные о детях с нарушением умственной дея­тельности накапливались медленно. На первых этапах изучения каждый исследователь считал возможным, исходя из одного-двух признаков нарушения, строить свою классификацию. Так, Вуазен полагал, что главное нарушение у этих детей связано со степенью выраженности инстинктивной деятельности: идиоты лишены инстинкта самосохранения, у имбецилов он выражен частично, а у дебилов — в достаточной степени.

Несколько позднее Сеген, Геллер, Солье придавали большое значение при слабоумии слабости волевых функций, особенно внимания, желаний. Например, Солье отмечает, что идиоты, совсем лишены внимания, у имбецилов внимание находится в зародышевом состоянии, а у дебилов оно ослаблено.

Геллер нарушение волевых процессов сводит к желаниям: идиоты лишены хотений, у имбецилов хотения выражены очень слабо, дебилы же имеют желания преимущественно эгоцентри­ческого характера.

В конце XIX и начале XX века в связи с развитием промыш­ленности возникает вопрос о повышении грамотности населения. Для обучения детей расширяется сеть школ, разрабатываются общеобразовательные программы. В процессе обучения выявляются дети, которые не справляются с предъявленными к ним требованиями. Эти дети попадают в число неуспевающих уче­ников. В изучение этих неуспевающих учеников активно вклю­чаются психологи. В частности, Бинэ и Симон (Франция) раз­рабатывают методику обследования интеллектуального уровня детей различного возраста. Обследовались и неуспевающие дети, определялся «коэффициент развития интеллекта» и решал­ся вопрос о возможности обучения ребенка в школе. Этот ме­тод обследования детей себя не оправдал, так как не давал объ­ективной оценки состояния интеллекта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: