Глава 1. Имидж. Речевой имидж радиоведущего




КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Дисциплина: Теория и практика СМИ

 

Тема: «Речевое мастерство радиоведущего (ведущие радиопрограммы «Полкино» на радио «Маяк»)»

Выполнила:

Студентка группы 4-ГИДА-3

Шушкова М.О.

 

Руководитель:

Старший преподаватель

Мяжитова А.Н.

 

Дата защиты работы:

__________________

 

Оценка:

________________

 

 

Санкт-Петербург

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА

ВЫСШАЯ ШКОЛА ПЕЧАТИ И МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ

 

Кафедра ЖИМ СМИ

УТВЕРЖДАЮ: ____________

Зав. кафедрой С.И. Шелонаев

ЗАДАНИЕ

По курсовому проектированию

Дисциплина: Теория и практика СМИ

Студент: Шушкова Милана Олеговна Группа: 4-ГИДА-3

1. Тема курсовой работы: «Речевое мастерство радиоведущего (ведущие радиопрограммы «Полкино» на радио «Маяк»»

2. Срок сдачи студентом законченного проекта:

3. Исходные данные к работе:

Выявление речевых особенностей радиоведущего на основе теоритических знаний и конкретного примера.

 

4. Перечень подлежащих разработке вопросов:

1) Определить, что такое имидж и из этого выявить речевой имидж;

2) Выявить особенности формирования речевого имиджа и имиджа в целом;

3) Рассмотреть выше перечисленное на примере ведущих радиопрограммы «Полкино» на радио «Маяк».

 

5. Литература и прочие материалы, рекомендуемые для изучения:

1) Гордеева М.Н. Речевой портрет и способы его описания;

2) Писарева Е.В. Учебное пособие «Интегрированные маркетинговые коммуникации: современные технологии, стратегии, инструментарий (теория и практика)»;

3) Почепцов Г.Г. Профессия: имиджмейкер;

4) Шепель В. М. Имиджелогия.

 

 

Дата выдачи задания: «15» сентября 2017 г.

 

Студент ________________ (Шушкова М. О.)

подпись Ф.И.О.

 

Руководитель ________________ (Мяжитова А. Н.)

подпись Ф.И.О.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….… 3

ГЛАВА 1. ИМИДЖ. РЕЧЕВОЙ ИМИДЖ РАДИОВЕДУЩЕГО ……..……………………………………...……………… 5

§1.1 «Имидж» и его особенности……………………………………………. 5

§1.2 Типы имиджа………………………….………………………………… 6

§1.3 Индивидуальный имидж………………...……………………………… 8

§1.4 Речевой имидж радиоведущего………………………………………. 10

ГЛАВА 2. РЕЧЕВОЙ ИМИДЖ РАДИОВЕДУЩИХ ПРОГРАММЫ«ПОЛКИНО»........................................................................................................ 18

§2.1 Сведения о радиопрограмме и ведущих…...………………………… 18

§2.2 Рассмотрение речевого имиджа на примере ведущих радиопрограммы «Полкино»……………………………….………………. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...…… 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫИ ИСТОЧНИКОВ..........................…………………………………………….

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Имидж сегодня – основное, что привлекает потребителей в выборе фирмы, организации или какого-либо продукта. За счёт большой конкуренции на рынках, огромного выбора товаров и услуг, потребитель сталкивается с проблемой этого выбора. Любая организация должна создать свой неповторимый и запоминающийся имидж для того, чтобы она могла оставаться на рынке, а её продукт пользовался спросом.

Радио стабильно закрепилось в нашей жизни, хоть сейчас уже и теряет свою актуальность, уступая телевидению и интернету. Его влияние очень велико и очень важно[A1], так как оно формирует наше мировоззрение и поведение, воздействует на сознание и психику людей. То, насколько эффективно будет работать все выше перечисленное, зависит от установки общения радио с аудиторией, а это напрямую зависит от притягательности речевого образа ведущего. Многие теоретики отмечают прямую связь между имиджем радиостанции и имиджем ведущего. Например, Н.С. Барабаш писал в своем исследовании: «в понятие «формат радиостанции» входит также словесное наполнение эфира, тембр голосов, интонации, ритм, эмоциональный настрой радиоведущих, авторов различных информационных и музыкальных программ» [1, с.85]. Н.С. Барабаш, основываясь на своих анализах работы ведущих различных радиостанций, производит типологизацию радиоведущих. Одним из критериев этого деления является степень личностного вмешательства ведущего в подачу информации во время эфира. Изучением этой темы занимались С.В. Леорда, Е.В. Осетрова, Г.Г Матвеева, М.Н Гордеева. По мнению многих исследователей, выбор ведущего для этой сферы деятельности очень важен.

Радиоведущий – это актер, который должен играть самого себя, то есть вести себя максимально естественно. От этого будет зависеть близость слушателей с ведущим. Связь между аудиторией и радиостанцией является одним из самых важных аспектов для радио, как для организации. Чем больше аудитория, которую удовлетворяет работа аудитории[A2], тем больше прибыль этой организации.

Актуальность работы заключается в том, что сейчас очень много радиостанций, а радиоведущих за счёт этого ещё больше. У каждого ведущего индивидуальный речевой имидж. Соответственно, у аудитории есть выбор, а это значит, что есть конкуренция.

Объект исследования – речевой имидж радиоведущего.

Предметом исследования являются речевые особенности радиоведущего в эфире.

Материал для исследования: трио радиоведущих радиопрограммы «Полкино», которая выходит на радио «Маяк».

Целью исследования является выявление речевых особенностей радиоведущего с помощью теоритических материалов и конкретного примера.

Чтобы достигнуть поставленной цели нужно решить ряд задач:

1. Определить, что такое имидж в целом и из этого понять, что такое речевой имидж, как частное, выходящее из общего;

2. Выявить особенности формирования имиджа радиоведущего, а так же и речевого имиджа;

3. Рассмотреть выше перечисленное на примере радиоведущего развлекательной радиопрограммы «Полкино», которая выходит на радио «Маяк».

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоритической и практической) и заключения.


Глава 1. Имидж. Речевой имидж радиоведущего

§1.1 «Имидж» и его особенности

 

Прежде, чем определить что такое «речевой имидж» радиоведущего нужно понять, что такое «имидж» в целом.

Термин «имидж» используется не только в отношении, как имидж конкретного человека, но также применяется и к группе, например, как имидж предприятия. В данной работе целесообразно рассматривать имидж как явление индивидуальное, так и групповое.

«Имидж – мнение рационального или эмоционального характера об объекте (человеке, предмете, системе), возникшее в психике – в сфере сознания или подсознания определенной (или неопределенной) группы людей на основе образа, сформированного целенаправленно или непроизвольно в их психике в результате либо прямого восприятия ими тех или иных характеристик данного объекта, либо косвенно с целью возникновения аттракции – притяжения людей к данному объекту»[4, с.184].

Если переходить от общего к частному, то получается, что имидж человека – это мнение группы людей об этом человеке, сформированное в их психике в результате полученной информации из вне об этом человеке в совокупности с их личным сознательным или подсознательным мнением о личности.

Чтобы понять, что такое «речевой имидж», исходя из определения «имиджа», нужно разобраться, какие функции выполняет «имидж», его типы и какая именно информация формирует это понятие.

Основой имиджа является имиджформирующая информация. Это та информация, с помощью которой формируется имидж человека, организации и т.п.

Имиджформирующая информация бывает прямой и косвенной. В первом случае информация поступает к будущему члену аудитории имиджа непосредственно от прототипа имиджа (человека, о котором складывается мнение), то есть во время прямого контакта. Во втором случае имиджформирующая информация поступает через других людей, у которых уже сформировался имидж данного предмета или человека. Такая информация принимается аудиторией имиджа, если психологическая установка аудитории соответствует поступающей информации.

 

§ 1.2. Типы имиджа

 

В науке существует три подхода к имиджу. Это функциональный, в котором выделяют различные типы имиджа, основываясь на различном функционировании имиджа; контекстный, при котором мы находим разные функционирования имиджа, опираясь на контексты реализации, в которых мы находим эти функционирования; сопоставительный, в котором имеет место быть сравнение похожих имиджей.

Современная наука рассматривает несколько вариантов имиджа, которые присуще именно функциональному подходу: зеркальный, текущий, желаемый, корпоративный и множественный.

1. Зеркальный. Это такой тип имиджа, в котором мы видим себя, как бы смотрим на себя в зеркало и сопоставляем носителя имиджа с собой, поэтому такой тип имиджа в основном позитивный. Но также в нем есть и минус – мы не видим мнение со стороны.

2. Текущий. Такой вариант имиджа противоположен «зеркальному». Этот тип учитывает в большей степени мнение со стороны. Здесь предубеждения или неточная информация формируют имидж личности или группы людей не меньше, чем реальные действия и поступки носителя имиджа. И здесь самым главным становится не положительный образ, а скорее точный и верный, который исходит из объективного мнения об этом объекте.

3. Желаемый. Это тот тип имиджа, к которому мы стремимся, то есть наш желаемый результат. Такой имидж очень хорош для новых создаваемых проектов, людей в уже известной структуре. Поэтому их имидж может выступать единственно верным, потому что они новые в уже давней структуре со своим новым имиджем.

4. Корпоративный. Такой имидж рассматривается как имидж в целом, а не какой-то отдельной структуры или личности, или отдельных заслуг. Здесь рассматривается все в совокупности, то есть и репутация организации, и насколько она стабильна, и также е текущие успехи.

5. Множественный. Это имидж ряда независимых, совокупных структур, который воспринимается единым вместо одной корпорации.

Так же в этот список можно добавить такой имидж как отрицательный, но он создается целенаправленно врагом, соперником или оппонентом, а не случайно или подсознательно на основе кропотливой работы носителя имиджа, как все предыдущие, поэтому отрицательный имидж не будет рассматриваться в этой работе.

 

§ 1.3. Индивидуальный имидж

 

Так как данная работа направлена на изучение имиджа радиоведущего, а не радиоточки в целом, стоит рассмотреть такое понятие, как индивидуальный имидж.

Индивидуальный имидж – это имидж одного индивида (человека).

Самое главное в индивидуальном имидже это те качества, которые отвечают за индивидуализацию, то есть выражают качества индивидуальности, которые отличают его ото всех остальных.

Во время создания такого имиджа появляется задача, которая состоит из перевода системы индивидуальных символов в систему общепринятых значений. Решением этой задачи достигается распознавание системы индивидуальных символов другими объектами. В любом имидже должен присутствовать уникальный элемент, который будет отличать одного носителя имиджа от другого, иначе такой имидж будет рассматриваться как незаконченный или неполный.

Аудитория имиджа и носитель имиджа это две социальный стороны, при взаимодействии которых создается имидж. Обе стороны играют большую роль в создании имиджа, но именно носитель имиджа выступает инициатором создания.

Существует два типа мотивации, за счет которых создается индивидуальный имидж:

1. Психологическая мотивация. Такая мотивация появляется у индивида вместе с появлением потребности в повышении самооценки. Здесь подразумевается, что в конечном итоге будут достигнуты психологическое равновесие, комфорт.

2. Прагматическая мотивация. Такая мотивация рождается с появлением желания создать имидж для достижения каких-то внешних личных целей, например, повышение, премия и т.п.

Но нельзя исключать и смешение мотиваций. Все зависит от индивидуальных качеств человека, например, есть какой-то офисный работник, для которого повышение по карьерной лестнице будет не только достижением своих личных внешних целей, но и еще для него это рассматривается как повышение самооценки и изначально возникает как потребность в достижении психологического комфорта.

В зависимости от того, какая мотивация преобладает в человеке при создании имиджа, в этом процессе различаются стратегии создания имиджа и способы и механизмы, которые используются в стратегии.

В основе классификации индивидуального имиджа лежит мера копирования уже существующего образа. Первый тип это органический, это такой имидж, который создается путем сложного конструирования чего-то совершенно нового, на основе множества уже существующих образов. Второй тип это наведенный имидж, в основе такого типа лежит полное копирование уже существующего имиджа, который больше всего подходит будущему носителю имиджа. Причем в таком случае достигается максимальное сходство между новым и старым имиджами.

В итоге, индивидуальный имидж включает в себя несколько элементов:

1. Имиджформирующая информация – индивидуальные качества носителя имиджа.

2. Образ носителя имиджа, который сформирован в головах всех людей в совокупности, относящихся к аудитории этого имиджа, в виде комплекса личностных внешних характеристик.

3. Мнение об этом человеке со стороны.

Индивидуальный имидж представляет собой очень сложную и замысловатую систему, в которой переплетено большое количество факторов, которые воспринимаются аудиторией этого имиджа совершенно по-разному, что приводит к сложности создания идеального имиджа. Все эти факторы нужно не упускать из внимания, так как восприятие человека идет по многим каналам, с которыми нужно вести индивидуальную кропотливую работу.

§ 1.4. Речевой имидж радиоведущего

 

На уровне подсознания мы, услышав голос, без картинки перед глазами, начинаем достраивать образ на основе того, что мы услышали. Это и есть речевой имидж – часть от общего, от имиджа в целом.

Исследуя имидж радиоведущего, никто не говорит о том, как должен выглядеть, как одеваться ведущий радиостанции, поэтому даже, если убрать слово «речевой» и оставить просто «Имидж радиоведущего» понятно, что под имиджем радиоведущего понимаются именно его речевые индивидуальные особенности, из которых формируется его имидж, как ведущего радиостанции.

«При достаточно жесткой конкуренции радиостанций друг с другом таких ярких личностей не так уж и много, прежде всего, потому, что завоевать доверие, а, следовательно, и популярность среди слушателей не так-то и просто. Для этого радиожурналисту необходимо обладать незаурядными личностными и профессиональными качествами, такими как отличное владение русским языком, эрудиция, богатый жизненный опыт, артистизм, чувство юмора, меры и стиля, способность слушать своего собеседника, желание и умение поделиться со своей аудиторией своими мыслями и чувствами и многим другим»[1, с.71].

Для того, чтобы слушатель мог доверять ведущему, а значит иметь «хотение» слушать его постоянно, нужно, чтобы журналист постоянно придерживался своего образа, не выходя из него. Речевой имидж радиоведущего не должен отталкивать доверие своего слушателя, даже, если имидж ведущего создан как маска. В таких ситуациях есть положительная сторона – ведущему намного проще общаться с аудиторией, так как журналист выставляет на всеобщее обозрение только некоторые части своей натуры, которые выгодно показать для него. Но так же есть и отрицательная сторона, которая проявляется в том, что такой барьер в общении строит иногда стену между ведущим и аудиторией, что может привести со временем к потере своих слушателей.

Формообразующим средством в создании речевого имиджа радиоведущего является речь.

С помощью этого аппарата ведущий заменяет видеоряд, который используется на телевидение, фотографии и иллюстрации, которые размещают на страницах журналов и газет, визуализируя текстовую информацию. И только с помощью речи ведущий создает картинку в воображении слушателя.

Однако, следует учитывать еще тот факт, что имидж радиоведущего можно сформировать, но нельзя навязать аудитории. Имидж должен быть принят слушателями самостоятельно, тогда такой имидж укоренится в сознании аудитории этого имиджа.

Итак, речевой имидж – это совокупность речевых рефлексов человека, которые либо помогают, либо затрудняют достижение пoлoжительнoгo эффекта общения. На основе этого можно выделить несколько целей:

1. Сообщение получателю информации кого-либо события, информации о каком-то явлении, предмете и т.д.

2. Сообщение только эмоции без какой-либо информации

3. Сообщение такой информации, которая может повлиять на адресата, с помощью чего можно изменить его взгляды и точку зрения.

В структуру речевого имиджа можно включить: а) возрастной имидж, б) социальный имидж, в) культурный имидж.

Возрастной имидж воплощается в речи с помощью одного из основных возрастных типов. Но смешение в речи этих типов тоже возможно и неизбежно.

Первый возрастной тип это детский. В нем наблюдаются такие речевые особенности, как большая эмоциональность (при чем она либо положительная, либо отрицательная), отрывочность высказываний, короткие и простые предложения по своему составу, очень большое количество уточняющих вопросов, например, «Что это?», «Кто это?», «Зачем это?» и т.п..

Следующий возрастной тип это взрослый. В нем такие отличительные особенности речи, как сложные конструкции высказываний с причинно-следственной связью, большие по объему высказывания, наличие уточняющих вопросов («Почему?», «Каковы особенности?», «С какой целью?» и т.п.).

И последний возрастной тип это старческий тип речи. В его особенности входят медленный темп речи и ее прерывистость, большие паузы, присутствие высказываний с уклоном на долженственность либо на категоричное утверждение, типа «Мы должны разобрать…» или, например, «Вы должны…», а также присутствие риторических вопросов.

Социальный речевой имидж делится на три варианта, как социальная сфера жизни делится на слои, то есть а) низкий социальный речевой имидж, в котором при разговоре используются арготизмы, жаргонизмы, сленг («канать», «пошел на…», «клевый», «дернуть» и т.п.). Это максимально не яркая речь, которую насытили «эмоциональными спецэффектами»; б) средний социальный речевой имидж характеризуется разговорной речью; в) соответственно, высокий характеризуется книжно-письменной речью под индивидуальной обработкой.

Культурный речевой имидж похож по своему составу на социальный речевой имидж. Такая часть структуры речевого имиджа, как культурная в основном напрямую зависит от общего культурного состояния общества, в котором формируется имидж личности. Низкий уровень можно описать как монокультурный, то есть в этом уровне отсутствует обращение к другим национальным культурам. В среднем уровне встречаются попытки впитать культуру из вне, а в высоком уровне идет такая тенденция – на этом уровне иногда становится непонятно, какая культура была начальной, а какие уже присоединились посредством обращения к ним.

Исследователи выделяют три проблемы формирования речевого имиджа: лингвистический, экстралингвистический и педагогический аспекты.

1. Лингвистический аспект. Речевой имидж ведущего, в который включаются речевые средства, которые эффективно взаимодействуют в определенных ситуациях и речевой этикет. Именно эти типы средств составляют фундамент речевого имиджа индивида. При формировании речевого имиджа со стороны лингвистического аспекта нужно учитывать: а) получателя информации, б) цели и способы воздействия на получателя информации.

2. Экстралингвистический аспект. В этот аспект входят мимика и жесты. Они помогают нам показать свое эмоциональное отношение к объекту обсуждения, но чтобы точно понимать эти символы, нужно очень хорошо разбираться в психике человека, чью мимику мы хотим прочитать.

В силу темы данной курсовой работы, я не считаю нужным полностью рассматривать этот аспект, так как напрямую он не связан с речевым имиджем радиоведущего, но и не упомянуть о нем тоже не было возможным.

3. Педагогический аспект. Этот аспект связан с разработкой имиджа, то есть с работой имиджмейкера – человека, который на профессиональном уровне создает имидж для определенного объекта. Для «учителей» существует что-то вроде методички: а) речевой имидж индивида развивается только при условии, когда низкий социальный и культурный слои остаются в речевой составляющей только на игровом уровне и отдельно не используются; б) во время развития речевого имиджа наблюдается рост, как социальный, так и культурный и эмоциональный, но никак не «рост» в обратную сторону; в) и конечно же педагогический аспект не может обходиться без постоянных тренировок, в которые входят изучение интонации, фонетически верной речи, тренировка дикции, обучение динамичным типам высказываний и правильной постановке речи.

М.Г. Рубинштейн делит ораторов на две большие группы: рациональные - «технари» и эмоциональные - «гуманитарии». К «технарям» относятся «системщики» и «мыслители», а ко второй большой группе относятся «поэты» и «вожди».

«Системщики» - это те ораторы, которые очень кропотливо относятся к подготовке своих текстов. Любители точных высказываний и выражений, использования в своей речи множества точных цифр и цитат. Не используют эмоциональную сторону в своей работе. Рассказ в основном получается сухой и скучный, если их что-то собьет во время выступления с назначенного плана, то им очень тяжело собраться и продолжить свое выступление. Такой речевой имидж, на мой взгляд, совершенно не подходит для ведущего программы на радио.

«Мыслители» - люди которые любят рассуждать вслух, при чем очень долго и нудно. Превращаются в демагогов, если плохо осведомлены на тему разговора. Такой тип ораторов тоже не подходит для ведущего радиостанции, так как, во-первых, «мыслителей» очень тяжело ограничить во времени рассуждения, а, во-вторых, такой тип ораторов совершенно не слушает других людей и скорее всего у его речевого имиджа будет довольна маленькая аудитория.

«Поэты» отлично подойдут для авторских программ на радио или таких программ, где несколько ведущих обсуждают определенную тему. У «поэтов» хорошо поставленная речь, украшенная в меру и правильно использованными эпитетами, метафорами и другими литературными тропами.

«Вожди» тоже отлично подойдут на роль ведущего радиопрограммы. Отличительные черты «вождя»: прислушивание к аудитории, сильный мотивирующий голос, их выступления содержат в себе аргументацию и жизненные примеры, их речь не отпускает аудиторию все выступление.

Есть множество классификаций радиоведущих, но я выбрала классификацию Валери Геллер, на примере которой были выведены варианты ролей речевых имиджей радиоведущих на основе российский радиопрограмм.

Классификация Валери Геллер:

Генератор. Все предельно ясно – этот тот ведущий, который генерирует идеи и просто выдает их сразу, как только придумал (у генератора должна быть хорошо поставленная речь, большой словарный запас и четкая дикция для того, чтобы его идеи и высказывания цепляли аудиторию).

Реактор. Это ведущий, у которого на любую идею есть свое собственное мнение, причем очень колкое и иногда даже едкое. У них очень «подвешенный язык», хорошая дикция, что позволяет держать аудиторию. Свои идеи у них появляются очень редко.

По отдельности два этих типа ведущих долго существовать просто не смогут, а вот в тандеме это идеальный вариант для радиопрограммы. У них совершенно разные речевые имиджи, но в совокупности они соберут намного большее количество аудитории, чем по отдельности. Но российская действительность показывает то, что такой дуэт очень тяжело создать.

Интересный и умный мужчина и какая-то девушка. В этой паре главную роль играет харизматичный ведущий мужчина, который держит все внимание на своем имидже. У него поставленная речь, большой словарный запас, прекрасная дикция, отличная подготовка к эфиру. И девушка, которая весь эфир только поддакивает. Здесь она вовсе и не нужна, если только для фона, чтобы вывести мужчину в лучшем свете.

Парни и блондинка. В таком сборе ведущих речевой имидж девушки предстает перед слушателями как глупой блондинки, она просто опять же делает фон для своих напарников, речевой имидж которых максимально притягателен и интересен для их аудитории.

Трио. Такая модель, по моему мнению, очень выгодна для радиопрограмм. Так как здесь можно собрать и мужчин и женщин, с разными взглядами на вещи. И это будет интересно для большего количества аудитории. Единственный минус, наверное, заключается в том, что в такой модели нужно держать постоянный баланс, чтобы программа не превратилась просто в «базар», на котором каждый будет кричать, отстаивая свою точку зрения.

Битва полов. Здесь спор между мужчинами и женщинами выносится на первый план. Со стороны речевого имиджа ведущие должны совпадать в социальных и культурных слоях, также они должны быть примерно одинаково развиты в плане дикции и постановке речи, а также и в возрастной категории. Но такой спор может очень быстро надоесть аудитории, так как каждый раз все будет сводиться к спору именно между Мужчинами и Женщинами.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: