· δ ≈ (0,25 + D)10-3 − при 2 р ≥ 4.
Для двигателей средней и большой мощности:
1.4.4. Расчёт ротора
Рис. 2 – Паз ротора
Внешний диаметр магнитопровода ротора D2:
D 2 = D – 2 δ.
Внутренний диаметр магнитопровода ротора:
Dj= D в =k в Dа,
где коэффициент k в определяется по табл. П10А.
При проектировании зубцовой зоны короткозамкнутых роторов особое внимание следует уделять выбору числа пазов ротора. Это объясняется тем, что в поле воздушного зазора машины кроме основной присутствует целый спектр гармоник более высокого порядка, каждая из которых наводит ЭДС в обмотке ротора, поэтому ток в стержнях обмотки имеет сложный гармонический состав. В результате взаимодействия токов и полей высших гармоник возникают электромагнитные моменты, которые при неблагоприятном соотношении Z 1 и Z 2 могут существенно ухудшить механическую характеристику двигателя.
Исследования, проведенные для изучения влияния соотношений чисел зубцов на статоре и роторе на характеристику момента, а также на шумы и вибрации, позволили определить наилучшие сочетания Z 1 и Z 2 (табл. П9А).
Зубцовое деление t 2, представляющее собой расстояние между центрами соседних пазов по окружности ротора, рассчитывается по формуле:
t 2 =π D 2 /Z 2.
В асинхронных двигателях с короткозамкнутым ротором серии АИР с высотой оси вращения h ≤ 250 мм выполняют грушевидные пазы и литую обмотку на роторе (рис. 2). В двигателях с h < 160 мм пазы имеют узкую прорезь со следующими размерами [1]:
− b ш2 = 1 мм, h ш2 = 0,5 мми h' ш2 = 0 − при h < 100 мм;
− b ш2 = 1,5 мм, h ш2 = 0,75 мми h' ш2 = 0 − при h =112 и 132 мм;
В двигателях с h = 160…250 мм:
− b ш2 = 1,5 мм, h ш2 = 0,7 мми h 'ш2 = 0,3 − при 2 p ≥ 4;
− b ш2 = 1,5 мм, h ш2 = 0,7 мми h' ш2 = 1…1,5 − при 2 p = 2.
|
Размеры паза b 1, b 2 и h 1 (рис. 2), рассчитывают, исходя из сечения стержня qc и из условия постоянства ширины зубцов ротора.
Индукция в зубце ротора принимается Bz 2 = 1,75…1,95 Тл (расчет рекомендуется начинать со среднего значения), тогда ширина зубца определится по следующей формуле:
где l ст2 = lδ − при длине воздушного зазора меньше 0,3 м.
Далее необходимо определить ток в стержне ротора:
где значение коэффициента ki определяются по рис. П6Б;
νi − коэффициент приведения статорного тока к току в стержне беличьей клетки:
Сечение стержня определяется током I 2и плотностью тока в стержне J 2:
qc = I 2 / J 2,
где J 2= 2,5…3,5 А/мм2 − допустимая плотность тока в стержнях для асинхронных двигателей со степенью защиты IP44 и алюминиевой беличьей клеткой. Верхние пределы J 2 относятся к двигателям меньшей мощности P 2 = 3…5,5 кВт.
Площадь паза ротора условно можно представить в виде следующих геометрических фигур:
− верхней полуокружности с диаметром b 1р,
− нижней полуокружности с диаметром b 2р ,
− трапеции с основаниями b 1р, b 2р и высотой h 1р .
Широкая часть паза b 1ропределяется по формуле:
Узкая часть паза b 2р [1]:
По условиям высококачественной заливки пазов алюминием b 2р ≥ 1,5 мм (при h ≥ 160 мм –не менее2,5 мм).
Расстояние между центрами полуокружностей или высота трапеции:
Полная высота паза ротора (рис. 2):
Сечение стержня qc:
Рис. 3 – Размеры короткозамыкающих колец
Ток в короткозамыкающих кольцах находят [1]:
где
При расчете в градусах π = 180 °,а в радианах π = 3,14.
Площадь поперечного сечения замыкающих колец:
|
q кл = I кл / J кл,
где J кл =0,85 J 2.
Уменьшение плотности тока в кольцах на 15% ведет к усилению оттока тепла из стержней к кольцам.
Высоту сечения кольца выбирают h кл ≥ 1,2 h п2.
Ширину замыкающих колец рассчитывают исходя из q кл, и выбранной h кл:
b кл = q кл / h кл.
Средний диаметр замыкающих колец:
D кл.ср = D 2 – h кл.
1.4.5. Расчёт намагничивающего тока
Расчет магнитной цепи проводят для режима холостого хода, при котором для асинхронных двигателей характерно относительно сильное насыщение стали зубцов статора и ротора. Магнитная цепь состоит из следующих участков:
− воздушный зазор,
− зубцы статора,
− зубцы ротора,
− ярмо статора,
− ярмо ротора.
Для проведения потока через эти разнородные участки потребуются различные магнитодвижущие силы, сумма которых и определит намагничивающий ток в статорной обмотке.
1. Магнитное напряжение воздушного зазора, А,
где Bδ – индукция в воздушном зазоре, Тл;
δ – воздушный зазор, м;
kδ – коэффициент воздушного зазора, учитывающий увеличение магнитного сопротивления шлицевыми зонами пазов статора (шлицевыми зонами пазов ротора пренебрегаем, так как они в несколько раз меньше);
μ 0 — магнитная проницаемость: μ 0 = 4π · 10-7 Гн/м.
Подставив значение μ 0получим:
Коэффициент воздушного зазора определяется по следующим формулам [1]:
;
2. Магнитное напряжение зубцовой зоны статора:
где hz 1 – расчетная высота зубца статора, м;
Hz 1 – расчетная напряженность поля в зубце, А.
Расчетную высоту зубцов hz 1 принимают равной высоте паза статора:
hz 1 = h п1.
Индукция в зубце, Тл,
|
.
Расчетную напряженность поля Hz 1 при индукции Вz 1 определяют по табл. П11А.
3. Магнитное напряжение зубцовой зоны ротора:
где hz 2 – расчетная высота зубца ротора, м;
Hz 2 – расчетная напряженность поля в зубце, А.
Расчетную высоту зубцов h z2 определяют по формуле [1]:
h z2 = h п2 – 0,1 b 2р.
Индукция в зубце, Тл,
.
Расчетную напряженность поля Hz2 при индукции Вz2 определяют по табл. П11А.
Коэффициент насыщения зубцовой зоны [1]:
Если kz > 1,5, то имеет место чрезмерное насыщение зубцовой зоны; если kz < 1,2 — машина не насыщена.
4. Магнитное напряжение ярма статора, А
Fa = La Ha,
где La – длина средней магнитной силовой линии в ярме статора, м,
La =π (Da – ha) / (2 p).
Индукция в ярме статора, Тл,
Ва = Ф / (2 hа l ст1 k c).
На – напряженность поля при индукции Ва определяют по табл. П12А, А/м.
5. Магнитное напряжение ярма ротора, А,
Fj = Lj Hj,
где Lj – длина средней магнитной линии потока в ярме ротора, м,
Lj = 2 h'j – при 2 p = 2;
Lj = π (D в – h'j) / (2 p) – при 2 p > 2;
где h'j – расчетная высота ярма ротора [1], м,
— при 2 p ≤ 4. В этой формуле учитывается то, что часть магнитных силовых линий потока замыкается через вал;
— при 2 p ≥ 6.
Индукция в ярме ротора, Тл,
Вj = Ф / (2 h'j l ст2 k c),
где Hj – напряженность поля в ярме при индукции Bj определяют по табл. П12А, А/м.
Суммарное магнитное напряжение магнитной цепи (на пару полюсов), А,
Fu = Fδ + Fz1 + Fz2 + Fa + Fj.
Коэффициент насыщения магнитной цепи
kμ = Fu / Fδ.
Намагничивающий ток, А,
Намагничивающий ток выражается также в процентах или в долях номинального тока двигателя:
.
Намагничивающий ток . В небольших двигателях мощностью менее 2…3 кВт может достигать 0,5…0,6.
1.4.6. Расчёт параметров рабочего режима
1. Активное сопротивление фазы обмотки статора, Ом,
где L – общая длина эффективных проводников фазы обмотки, м;
q эф – площадь поперечного сечения эффективного проводника, м2;
а – число параллельных ветвей обмотки;
ρ 115 – удельное сопротивление материала обмотки при расчетной температуре, Ом·м. Для класса нагревостойкости изоляции F допустимая температура составляет 155℃. Стандартная температура окружающей среды составляет 40℃, следовательно, расчетная температура равна ϑ расч =155 – 40 = 115℃. Для меди ρ 115 =10-6/41 Ом·м.
Общая длина проводников фазы обмотки L, м,
L = l cp w 1,
где l cp — средняя длина витка обмотки, м;
w 1 — число витков фазы. Среднюю длину витка l ср находят как сумму прямолинейных пазовых и изогнутых лобовых частей катушки:
l ср = 2 (l п + l л).
Длина пазовой части l п равна конструктивной длине сердечников машины:
l п = l 1(2)= lδ..
Длина лобовой части, м
l л = K л b кт + 2 В;
Вылет лобовых частей обмотки, м
l выл = K л b кт + В.
В этих формулах b кт – средняя ширина катушки, м, определяемая по окружности, проходящей по серединам высоты пазов:
где β – укорочение шага обмотки статора. Для однослойных обмоток β =1;
Для двухслойных обмоток:
– β = 0,79…0,83 – при 2 p ≥ 4. В этом случае достигается значительное уменьшение амплитуды 5 и 7 гармоник [1];
– β = 0,58…0,63 – при 2 p = 2. В этом случае достигается уменьшение длины лобовой части практически в два раза, что ведет к уменьшению активного сопротивления и к уменьшению электрических потерь в статорной обмотке. Кроме того это приведет к уменьшению индуктивного сопротивления, как это будет показано дальше, и к увеличению максимального момента. С другой стороны, это уменьшит площадь охлаждения и, как следствие, приведет к ухудшению охлаждения обмотки.
К л и К выл – коэффициенты, значения которых приведены в табл. П13А в зависимости от числа полюсов машины и наличия изоляции в лобовых частях;
В = 0,01 м – длина вылета прямолинейной части катушек из паза от торца сердечника до начала отгиба лобовой части.
Длина вылета лобовой части обмотки, м
l выл = К выл b кт + В.
Относительное значение активного сопротивления обмотки статора:
r 1∗ = r 1 I 1н / U 1н .
Допустимые значения r 1∗ = 0,03…0,05.
2. Активное сопротивление фазы короткозамкнутого ротора.
За фазу обмотки, выполненной в виде беличьей клетки, принимают один стержень и два участка замыкающих колец. Токи в стержнях и замыкающих кольцах различны, поэтому их сопротивления при расчете общего сопротивления фазы должны быть приведены к одному току. Таким образом, сопротивление фазы короткозамкнутого ротора r 2 является расчетным параметром, полученным из условия равенства электрических потерь в сопротивлении r 2 от тока I 2 и суммарных потерь в стержне и участках замыкающих колец соответственно от тока в стержне I c и тока в замыкающем кольце I кл реальной машины:
,
где I с – ток в стержне ротора;
I кл – ток в замыкающих кольцах;
r с – сопротивление стержня;
r кл – сопротивление участка замыкающего кольца, заключенного между двумя соседними стержнями.
Ток I с называют током ротора и в расчетах обозначают I 2.
Учитывая, что
I кл = I с / Δ = I 2 / Δ,
где ,
тогда
,
где ;
.
В этих выражениях l с– полная длина стержня, равная расстоянию между замыкающими кольцами, м; D кл.ср – средний диаметр замыкающих колец, м;
ρ с115 = ρ кл115 = 10-6/20,5 Ом·м – соответственно удельные сопротивления материала (алюминий) стержня и замыкающих колец, при расчетной температуре 115℃.
Сопротивление r 2 для дальнейших расчетов должно быть приведено к числу витков первичной обмотки. Выражение коэффициента приведения для сопротивления фазы короткозамкнутого ротора получают:
.
Приведенное значение активного сопротивления фазы обмотки короткозамкнутого ротора
r' 2 = r 2 v 12.
Относительное значение
r' 2∗ = r' 2 I 1н /U 1н.
Допустимые значения r' 2∗ = 0,015…0,03
3. Индуктивное сопротивление рассеяния обмотки статора асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором рассчитывается по формуле [1]:
.
• Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния (обозначения в формуле соответствуют рис. 1):
,
где b из – пазовая изоляция,
– при угле скоса 45°, при – 30° необходимо h клразделить на .
– при однослойной обмотке (P 2 < 15 кВт, β =1);
и – при двухслойной обмотке [1].
• Коэффициент магнитной проводимости лобового рассеяния:
,
где q – число пазов на полюс и фазу;
l л1 – длина лобовой части;
τ – полюсное деление.
• Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния:
,
где k𝛿 – коэффициент воздушного зазора;
ξ 1 – коэффициент учета скоса пазов [1]:
,
где ;
– коэффициент, который определяют по рис. П14Б.
Сумма коэффициентов магнитных проводимостей статорной обмотки:
Σ λ 1= λ п1+ λ л1 + λ д1.
Относительное значение индуктивного сопротивления статорной обмотки:
x 1∗ = x 1 I 1н / U 1н, которое находится в пределах x 1∗ = 0,08…0,12.
4. Индуктивное сопротивление обмотки короткозамкнутого ротора [1]:
,
• Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния (обозначения в формуле соответствуют рисунку 2):
λ п2 = [ k 1]∙ kД + [ k 2] + [ k 3]/ kI,
где — коэффициент проводимости в верхней полуокружности (b 1р – широкая часть паза), в трапецеидальной части (h 1p) и в нижней полуокружности (b 2р);
— коэффициент проводимости в шлицевой части;
— коэффициент проводимости в перемычке.
В рабочих режимах kД = kI =1.
• Коэффициент магнитной проводимости лобового рассеяния:
.
В этих формулах: D кл.ср – средний диаметр замыкающих колец;
Δ = 2 sin(π p / Z 2) – коэффициент приведения токов в кольце к току в стержне;
h кл и b кл – средние высота и ширина колец.
• Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния обмотки:
,
где ξ 2 = 1 – для роторов с литой беличьей клеткой.
Сумма коэффициентов магнитных проводимостей роторной обмотки:
Σ λ 2= λ п2+ λ л2 + λ д2.
Приведенное значение индуктивного сопротивления фазы обмотки короткозамкнутого ротора:
x' 2 = x 2 v 12.
Относительное значение индуктивного сопротивления роторной обмотки:
x' 2∗ = x' 2 I 1н / U 1н, которое находится в пределах x' 2∗ = 0,08…0,15.
1.4.7. Расчёт потерь
Потери в асинхронных машинах подразделяют на потери в стали (основные и добавочные), электрические, вентиляционные, механические и добавочные при нагрузке.
Основные потери в стали в асинхронных двигателях рассчитывают только в сердечнике статора, так как частота перемагничивания ротора, равная f 2 = s · f 1, в режимах, близких к номинальному, очень мала и потери в стали ротора даже при больших индукциях незначительны.
В пусковых режимах f 2 близка к f 1 и потери в стали ротора соответственно возрастают, однако при расчете пусковых характеристик потери находят только для определения нагрева ротора за время пуска. Наибольшими потерями в пусковых режимах являются электрические потери в обмотках. Они во много раз превышают потери номинального режима, поэтому пренебрежение потерями в стали ротора при больших скольжениях не вносит сколько-нибудь заметной погрешности в расчет.
Основные потери в стали статоров асинхронных машин определяют по следующей формуле:
где p 1,0/50 – удельные потери при индукции 1 Тл и частоте перемагничивания 50 Гц по табл. П14А. Для стали 2013 p 1,0/50 = 2,5…2,6 Вт/кг.
k д а и k дz – коэффициенты, учитывающие влияние на потери в стали неравномерности распределения потока по сечениям участков магнитопровода и технологических факторов. Для машин мощностью меньше 250 кВт приближенно можно принять k д а = l,6 и k д z = 1,8; для машин большей мощности k д а = 1,4 и k д z = 1,7;
Ва и В z1 — индукции в ярме и в зубцах статора, Тл;
mа, mz 1 – масса стали ярма и зубцов статора, кг:
ma = π (Da – ha) ha l ст1 k c1 γ c;
mz 1 = hz 1 b z1 Z 1 l ст1 k c γ c;
где hа – высота ярма статора;
hz 1 = h п1 – расчетная высота зубца статора;
b z1 – ширина зубца статора;
l ст1= l δ – длина стали статора;
γ с – удельная масса стали, в расчетах принимают γ с = 7,8 · 103 кг/м3.
Добавочные потери в стали (добавочные потери холостого хода) подразделяют на поверхностные (потери в поверхностном слое коронок зубцов статора и ротора от пульсаций индукции в воздушном зазоре) и пульсационные потери в стали зубцов (от пульсации индукции в зубцах).
Для определения поверхностных потерь вначале находят амплитуду пульсации индукции в воздушном зазоре над коронками зубцов статора и ротора, Тл:
B 01(2) = β 01(2) kδ Bδ.
Для зубцов статора β 01 зависит от отношения ширины шлица пазов ротора к воздушному зазору: β 01 = f (b ш2 / δ); для зубцов ротора – от отношения ширины шлица пазов статора к воздушному зазору: β 02 = f (b ш1 / δ).
По В 0 и частоте пульсаций индукции над зубцами, равной Z 2 n для статора и Z 1 n для ротора, рассчитывают удельные поверхностные потери, т.е. потери, приходящиеся на 1м2 поверхности головок статора и ротора:
для статора:
;
для ротора:
В этих выражениях k 01(02) – коэффициент, учитывающий влияние обработки поверхности головок зубцов статора (ротора) на удельные потери; если поверхность не обрабатывается (двигатели мощностью до 160 кВт, сердечники статоров которых шихтуют на цилиндрические оправки), то k 01(02) = 1,4...1,8, при шлифованных поверхностях (наружная поверхность роторов машин средней и большой мощности и внутренняя поверхность статора двигателей Р 2 > 160 кВт) k 01(02) = 1,7...2,0; n = n 1 (1 – s) ≈ n 1 – частота вращения двигателя, об/мин.
Полные поверхностные потери статора, Вт:
Р пов.1 = p пов.1(tz 1 – b ш1) Z 1 l ст1.
Полные поверхностные потери ротора, Вт:
Р пов2 = p пов2 (tz 2 – b ш2) Z 2 l cт2.
Для определения пульсационных потерь вначале находится амплитуда пульсаций индукции в среднем сечении зубцов В пул, Тл: