Курсовой проект по дисциплине 2 глава




· δ ≈ (0,25 + D)10-3 − при 2 р ≥ 4.

Для двигателей средней и большой мощности:


1.4.4. Расчёт ротора

Рис. 2 – Паз ротора

Внешний диаметр магнитопровода ротора D2:

D 2 = D – 2 δ.

Внутренний диаметр магнитопровода ротора:

Dj= D в =k в Dа,

где коэффициент k в определяется по табл. П10А.

При проектировании зубцовой зоны короткозамкнутых роторов особое вни­мание следует уделять выбору числа па­зов ротора. Это объясняется тем, что в поле воздушного зазора машины кроме основной присутствует целый спектр гар­моник более высокого порядка, каждая из которых наводит ЭДС в обмотке ротора, поэтому ток в стержнях обмотки имеет сложный гармонический состав. В результате взаимодействия токов и полей высших гармоник возникают электромагнитные моменты, которые при неблагоприятном соотношении Z 1 и Z 2 могут существенно ухудшить механическую характеристику двигателя.

Исследования, проведенные для изучения влияния соотношений чисел зубцов на статоре и роторе на характеристику момента, а также на шумы и вибрации, позволили определить наилучшие сочетания Z 1 и Z 2 (табл. П9А).

Зубцовое деление t 2, представляющее собой расстояние между центрами соседних пазов по окружности ротора, рассчитывается по формуле:

t 2 =π D 2 /Z 2.

В асинхронных двигателях с короткозамкнутым ротором серии АИР с высотой оси вращения h ≤ 250 мм выполняют грушевидные пазы и литую обмотку на роторе (рис. 2). В двигателях с h < 160 мм пазы имеют узкую прорезь со следующими размерами [1]:

b ш2 = 1 мм, h ш2 = 0,5 мми h' ш2 = 0 − при h < 100 мм;

b ш2 = 1,5 мм, h ш2 = 0,75 мми h' ш2 = 0 − при h =112 и 132 мм;

В двигателях с h = 160…250 мм:

b ш2 = 1,5 мм, h ш2 = 0,7 мми h 'ш2 = 0,3 − при 2 p ≥ 4;

b ш2 = 1,5 мм, h ш2 = 0,7 мми h' ш2 = 1…1,5 − при 2 p = 2.

Размеры паза b 1, b 2 и h 1 (рис. 2), рассчитывают, исходя из сечения стержня qc и из условия постоянства ширины зубцов ротора.

Индукция в зубце ротора принимается Bz 2 = 1,75…1,95 Тл (расчет рекомендуется начинать со среднего значения), тогда ширина зубца определится по следующей формуле:

где l ст2 = lδ при длине воздушного зазора меньше 0,3 м.

Далее необходимо определить ток в стержне ротора:

где значение коэффициента ki определяются по рис. П6Б;

νi − коэффициент приведения статорного тока к току в стержне беличьей клетки:

 

Сечение стержня определяется током I 2и плотностью тока в стержне J 2:

qc = I 2 / J 2,

где J 2= 2,5…3,5 А/мм2 − допустимая плотность тока в стержнях для асинхронных двигателей со степенью защиты IP44 и алюминиевой беличьей клеткой. Верхние пределы J 2 относятся к двигателям меньшей мощности P 2 = 3…5,5 кВт.

Площадь паза ротора условно можно представить в виде следующих геометрических фигур:

− верхней полуокружности с диаметром b ,

− нижней полуокружности с диаметром b ,

− трапеции с основаниями b , b и высотой h .

Широкая часть паза b определяется по формуле:

Узкая часть паза b [1]:

По условиям высококачественной заливки пазов алюминием b 1,5 мм (при h ≥ 160 мм –не менее2,5 мм).

Расстояние между центрами полуокружностей или высота трапеции:

Полная высота паза ротора (рис. 2):

Сечение стержня qc:

Рис. 3 – Размеры короткозамыкающих колец

 

Ток в короткозамыкающих кольцах находят [1]:

где

При расчете в градусах π = 180 °,а в радианах π = 3,14.

Площадь поперечного сечения замыкающих колец:

q кл = I кл / J кл,

где J кл =0,85 J 2.

Уменьшение плотности тока в кольцах на 15% ведет к усилению оттока тепла из стержней к кольцам.

Высоту сечения кольца выбирают h кл ≥ 1,2 h п2.

Ширину замыкающих колец рассчитывают исходя из q кл, и выбранной h кл:

b кл = q кл / h кл.

Средний диаметр замыкающих колец:

D кл.ср = D 2 – h кл.

 

1.4.5. Расчёт намагничивающего тока

Расчет магнитной цепи проводят для режима холостого хода, при котором для асинхронных двигателей характерно относительно сильное насыщение стали зубцов статора и ротора. Магнитная цепь состоит из следующих участков:

− воздушный зазор,

− зубцы статора,

− зубцы ротора,

− ярмо статора,

− ярмо ротора.

Для проведения потока через эти разнородные участки потребуются различные магнитодвижущие силы, сумма которых и определит намагничивающий ток в статорной обмотке.

1. Магнитное напряжение воздушного зазора, А,

где Bδ – индукция в воздушном зазоре, Тл;

δ – воздушный зазор, м;

kδ – коэффициент воздушного зазора, учитывающий увеличение магнитного сопротивления шлицевыми зонами пазов статора (шлицевыми зонами пазов ротора пренебрегаем, так как они в несколько раз меньше);

μ 0 — магнитная проницае­мость: μ 0 = 4π · 10-7 Гн/м.

Подставив значение μ 0получим:

Коэффициент воздушного зазора определяется по следующим формулам [1]:

;

2. Магнитное напряжение зубцовой зоны статора:

где hz 1 – расчетная высота зубца статора, м;

Hz 1 – расчетная напряженность поля в зубце, А.

Расчетную высоту зубцов hz 1 принимают равной высоте паза статора:

hz 1 = h п1.

Индукция в зубце, Тл,

.

Расчетную напряженность поля Hz 1 при индукции Вz 1 определяют по табл. П11А.

3. Магнитное напряжение зубцовой зоны ротора:

где hz 2 – расчетная высота зубца ротора, м;

Hz 2 – расчетная напряженность поля в зубце, А.

Расчетную высоту зубцов h z2 определяют по формуле [1]:

h z2 = h п2 – 0,1 b .

Индукция в зубце, Тл,

.

Расчетную напряженность поля Hz2 при индукции Вz2 определяют по табл. П11А.

Коэффициент насыщения зубцовой зоны [1]:

Если kz > 1,5, то имеет место чрезмерное насыщение зубцовой зоны; если kz < 1,2 — машина не насыщена.

4. Магнитное напряжение ярма статора, А

Fa = La Ha,

где La – длина средней магнитной силовой линии в ярме статора, м,

La =π (Da – ha) / (2 p).

Индукция в ярме статора, Тл,

Ва = Ф / (2 hа l ст1 k c).

На – напряженность поля при индукции Ва определяют по табл. П12А, А/м.

5. Магнитное напряжение ярма ротора, А,

Fj = Lj Hj,

где Lj – длина средней магнитной линии потока в ярме ротора, м,

Lj = 2 h'j – при 2 p = 2;

Lj = π (D в – h'j) / (2 p) – при 2 p > 2;

где h'j – расчетная высота ярма ротора [1], м,

— при 2 p ≤ 4. В этой формуле учитывается то, что часть магнитных силовых линий потока замыкается через вал;

— при 2 p ≥ 6.

Индукция в ярме ротора, Тл,

Вj = Ф / (2 h'j l ст2 k c),

где Hj – напряженность поля в ярме при индукции Bj определяют по табл. П12А, А/м.

Суммарное магнитное напряжение магнитной цепи (на пару полюсов), А,

Fu = Fδ + Fz1 + Fz2 + Fa + Fj.

Коэффициент насыщения магнитной цепи

kμ = Fu / Fδ.

Намагничивающий ток, А,

Намагничивающий ток выражается также в процентах или в до­лях номинального тока двигателя:

.

Намагничивающий ток . В небольших двигателях мощностью менее 2…3 кВт может достигать 0,5…0,6.

 

1.4.6. Расчёт параметров рабочего режима

1. Активное сопротивление фазы обмотки статора, Ом,

где L – общая длина эффективных проводников фазы обмотки, м;

q эф – площадь поперечного сечения эффективного проводника, м2;

а – число параллельных ветвей обмотки;

ρ 115 – удельное сопротивление материала обмотки при расчетной температуре, Ом·м. Для класса нагревостойкости изоляции F допустимая температура составляет 155℃. Стандартная температура окружающей среды составляет 40℃, следовательно, расчетная температура равна ϑ расч =155 – 40 = 115℃. Для меди ρ 115 =10-6/41 Ом·м.

Общая длина проводников фазы обмотки L, м,

L = l cp w 1,

где l cp — средняя длина витка обмотки, м;

w 1 — число витков фазы. Среднюю длину витка l ср находят как сумму прямолинейных па­зовых и изогнутых лобовых частей катушки:

l ср = 2 (l п + l л).

Длина пазовой части l п равна конструктивной длине сердечни­ков машины:

l п = l 1(2)= lδ..

Длина лобовой части, м

l л = K л b кт + 2 В;

Вылет лобовых частей обмотки, м

l выл = K л b кт + В.

В этих формулах b кт – средняя ширина катушки, м, определяемая по окружности, проходящей по серединам высоты пазов:

где β – укорочение шага обмотки статора. Для однослойных обмоток β =1;

Для двухслойных обмоток:

β = 0,79…0,83 – при 2 p ≥ 4. В этом случае достигается значительное уменьшение амплитуды 5 и 7 гармоник [1];

β = 0,58…0,63 – при 2 p = 2. В этом случае достигается уменьшение длины лобовой части практически в два раза, что ведет к уменьшению активного сопротивления и к уменьшению электрических потерь в статорной обмотке. Кроме того это приведет к уменьшению индуктивного сопротивления, как это будет показано дальше, и к увеличению максимального момента. С другой стороны, это уменьшит площадь охлаждения и, как следствие, приведет к ухудшению охлаждения обмотки.

К л и К выл – коэффи­циенты, значения которых приведены в табл. П13А в зависимости от числа полюсов машины и наличия изоляции в лобовых частях;

В = 0,01 м – длина вылета прямолинейной части катушек из паза от торца сердечника до начала отгиба лобовой части.

Длина вылета лобовой части обмотки, м

l выл = К выл b кт + В.

Относительное значение активного сопротивления обмотки статора:

r 1 = r 1 I / U .

Допустимые значения r 1 = 0,03…0,05.

2. Активное сопротивление фазы короткозамкнутого ротора.

За фазу обмотки, выполненной в виде беличьей клетки, принимают один стержень и два участка замыкающих колец. Токи в стержнях и за­мыкающих кольцах различны, поэтому их сопротивления при рас­чете общего сопротивления фазы должны быть приведены к одному току. Таким образом, сопротивление фазы короткозамкнутого ро­тора r 2 является расчетным параметром, полученным из условия равенства электрических потерь в сопротивлении r 2 от тока I 2 и сум­марных потерь в стержне и участках замыкающих колец соответственно от тока в стержне I c и тока в замыкающем кольце I кл реальной машины:

,

где I с – ток в стержне ротора;

I кл – ток в замыкающих кольцах;

r с – сопротивление стержня;

r кл – сопротивление участка замыка­ющего кольца, заключенного между двумя соседними стержнями.

Ток I с называют током ротора и в расчетах обозначают I 2.

Учитывая, что

I кл = I с / Δ = I 2 / Δ,

где ,

тогда

,

где ;

.

В этих выражениях l с– полная длина стержня, равная расстоя­нию между замыкающими кольцами, м; D кл.ср – средний диаметр замыкающих колец, м;

ρ с115 = ρ кл115 = 10-6/20,5 Ом·м – соответственно удельные сопротивления материала (алюминий) стержня и замыкающих колец, при расчетной температуре 115℃.

Сопротивление r 2 для дальнейших расчетов должно быть приве­дено к числу витков первичной обмотки. Выражение коэффициента приведения для сопротивления фазы короткозамкнутого ротора по­лучают:

.

Приведенное значение активного сопротивления фазы обмотки короткозамкнутого ротора

r' 2 = r 2 v 12.

Относительное значение

r' 2 = r' 2 I /U .

Допустимые значения r' 2 = 0,015…0,03

3. Индуктивное сопротивление рассеяния обмотки статора асинх­ронного двигателя с короткозамкнутым ротором рассчитывается по формуле [1]:

.

• Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния (обозначения в формуле соответствуют рис. 1):

,

где b из – пазовая изоляция,

– при угле скоса 45°, при – 30° необходимо h клразделить на .

– при однослойной обмотке (P 2 < 15 кВт, β =1);

и – при двухслойной обмотке [1].

• Коэффициент магнитной проводимости лобового рассеяния:

,

где q – число пазов на полюс и фазу;

l л1 – длина лобовой части;

τ – полюсное деление.

• Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния:

,

где k𝛿 – коэффициент воздушного зазора;

ξ 1 – коэффициент учета скоса пазов [1]:

,

где ;

– коэффициент, который определяют по рис. П14Б.

Сумма коэффициентов магнитных проводимостей статорной обмотки:

Σ λ 1= λ п1+ λ л1 + λ д1.

Относительное значение индуктивного сопротивления статорной обмотки:

x 1 = x 1 I / U , которое находится в пределах x 1 = 0,08…0,12.

4. Индуктивное сопротивление обмотки короткозамкнутого ротора [1]:

,

• Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния (обозначения в формуле соответствуют рисунку 2):

λ п2 = [ k 1]∙ kД + [ k 2] + [ k 3]/ kI,

где — коэффициент проводимости в верхней полуокружности (b – широкая часть паза), в трапецеидальной части (h 1p) и в нижней полуокружности (b );

— коэффициент проводимости в шлицевой части;

— коэффициент проводимости в перемычке.

В рабочих режимах kД = kI =1.

• Коэффициент магнитной проводимости лобового рассеяния:

.

В этих формулах: D кл.ср – средний диаметр замыкающих колец;

Δ = 2 sin(π p / Z 2) – коэффициент приведения токов в кольце к току в стержне;

h кл и b кл – средние высота и ширина колец.

• Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния обмотки:

,

где ξ 2 = 1 – для роторов с литой беличьей клеткой.

Сумма коэффициентов магнитных проводимостей роторной обмотки:

Σ λ 2= λ п2+ λ л2 + λ д2.

Приведенное значение индуктивного сопротивления фазы обмотки короткозамкнутого ротора:

x' 2 = x 2 v 12.

Относительное значение индуктивного сопротивления роторной обмотки:

x' 2 = x' 2 I / U , которое находится в пределах x' 2 = 0,08…0,15.

 

1.4.7. Расчёт потерь

Потери в асинхронных машинах подразделяют на потери в стали (основные и добавочные), электрические, вентиляционные, меха­нические и добавочные при нагрузке.

Основные потери в стали в асинхронных двигателях рассчитыва­ют только в сердечнике статора, так как частота перемагничивания ротора, равная f 2 = s · f 1, в режимах, близких к номинальному, очень мала и потери в стали ротора даже при больших индукциях незна­чительны.

В пусковых режимах f 2 близка к f 1 и потери в стали ротора соответственно возрастают, однако при расчете пусковых характеристик потери находят только для определения нагрева ротора за время пуска. Наибольшими потерями в пусковых режимах являются элект­рические потери в обмотках. Они во много раз превышают потери номинального режима, поэтому пренебрежение потерями в стали ротора при больших скольжениях не вносит сколько-нибудь замет­ной погрешности в расчет.

Основные потери в стали статоров асинхронных машин определяют по следующей формуле:

где p 1,0/50 – удельные потери при индукции 1 Тл и частоте перемагничивания 50 Гц по табл. П14А. Для стали 2013 p 1,0/50 = 2,5…2,6 Вт/кг.

k д а и k дz – коэффициенты, учитывающие влияние на потери в стали неравномерности распределения потока по сечениям участков магнитопровода и технологических факторов. Для машин мощностью меньше 250 кВт приближенно можно принять k д а = l,6 и k д z = 1,8; для машин большей мощности k д а = 1,4 и k д z = 1,7;

Ва и В z1 — индукции в ярме и в зубцах статора, Тл;

mа, mz 1 – масса стали ярма и зубцов статора, кг:

ma = π (Daha) ha l ст1 k c1 γ c;

mz 1 = hz 1 b z1 Z 1 l ст1 k c γ c;

где hа – высота ярма статора;

hz 1 = h п1 – расчетная высота зубца статора;

b z1 – ширина зуб­ца статора;

l ст1= l δ – длина стали статора;

γ с – удельная масса стали, в расчетах принимают γ с = 7,8 · 103 кг/м3.

Добавочные потери в стали (добавочные потери холостого хода) подразделяют на поверхностные (потери в поверхностном слое ко­ронок зубцов статора и ротора от пульсаций индукции в воздушном зазоре) и пульсационные потери в стали зубцов (от пульсации ин­дукции в зубцах).

Для определения поверхностных потерь вначале находят ампли­туду пульсации индукции в воздушном зазоре над коронками зуб­цов статора и ротора, Тл:

B 01(2) = β 01(2) kδ Bδ.

Для зубцов статора β 01 зависит от отношения ширины шлица пазов ротора к воздушному зазору: β 01 = f (b ш2 / δ); для зубцов ротора – от отношения ширины шлица пазов статора к воздушно­му зазору: β 02 = f (b ш1 / δ).

По В 0 и частоте пульсаций индукции над зубцами, равной Z 2 n для статора и Z 1 n для ротора, рассчитывают удельные поверхност­ные потери, т.е. потери, приходящиеся на 1м2 поверхности головок статора и ротора:

для статора:

;

для ротора:

В этих выражениях k 01(02) – коэффициент, учитывающий влияние обработки поверхности головок зубцов статора (ротора) на удель­ные потери; если поверхность не обрабатывается (двигатели мощ­ностью до 160 кВт, сердечники статоров которых шихтуют на цилиндрические оправки), то k 01(02) = 1,4...1,8, при шлифованных поверхностях (наружная поверхность роторов машин средней и большой мощности и внутренняя поверхность статора двигателей Р 2 > 160 кВт) k 01(02) = 1,7...2,0; n = n 1 (1 – s) ≈ n 1 – частота вращения двигателя, об/мин.

Полные поверхностные потери статора, Вт:

Р пов.1 = p пов.1(tz 1 – b ш1) Z 1 l ст1.

Полные поверхностные потери ротора, Вт:

Р пов2 = p пов2 (tz 2 – b ш2) Z 2 l cт2.

Для определения пульсационных потерь вначале находится амплитуда пульсаций индукции в среднем сечении зубцов В пул, Тл:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: