- для зубцов статора:
;
- для зубцов ротора:
.
В этих формулах Bz 1 и Bz 2 – индукции в зубцах статора и ротора:
Пульсационные потери в зубцах статора [1]:
пульсационные потери в зубцах ротора:
где mz 2 – масса стали зубцов ротора, кг:
mz 2 = Z 2 hz 2 bz 2 l ст2 k c2 γ c,
где hz 2 = h п2 – 0,1 b 2р — расчетная высота зубца ротора, м;
bz 2 – ширина зубца ротора, м:
В общем случае добавочные потери в стали
Р стдоб = Р пов1 + Р пул1 + Р пов2 + Р пул2.
и полные потери в стали асинхронных двигателей
P ст = Р ст.осн + Р ст.доб.
Обычно Р ст.доб приблизительно в 5-8 раз меньше, чем Р ст.осн..
Электрические потери в асинхронных двигателях рассчитывают раздельно в обмотках статора и ротора.
Электрические потери во всех фазах обмотки статора, Вт,
Электрические потери в обмотке короткозамкнутого ротора, Вт,
.
Потери на трение в подшипниках и вентиляционные потери в двигателях с радиальной системой вентиляции без радиальных вентиляционных каналов, с короткозамкнутым ротором и вентиляционными лопатками на замыкающих кольцах, Вт [1],
Р мех ≈ К т(n / 1000)2(10· D)3.
В двигателях с радиальной системой вентиляции средней и большой мощности
Р мех = 1,2·2 р · τ 3(n к + 1,1) · 103,
где n к – число радиальных вентиляционных каналов; при отсутствии радиальных каналов n к = 0.
В двигателях с аксиальной системой вентиляции
Р мех = К т (n / 1000)2 · (10 D вент)3,
где D вент – наружный диаметр вентилятора, м; в большинстве конструкций можно принять D вент ≈ Da; K т = 2,9 для двигателей с Da ≤ 0,25 м; К т = 3,6 для двигателей с Da = 0,25...0,5 м.
В двигателях большой мощности (0,5 < Da < 0,9 м)
Р мех = К т(10 Da)3.
При расчетах потерь и КПД двигателей в режимах, отличных от номинального, значение добавочных потерь пересчитывают пропорционально квадрату токов:
|
Р доб = Р доб.ном(I 1 / I 1ном)2.
Коэффициент полезного действия двигателя
η = Р 2 /P 1 = 1 – Σ P / P 1,
где Σ P – сумма всех потерь в двигателе, Вт.
Ток холостого хода двигателя
.
При определении активной составляющей тока холостого хода принимают, что потери на трение и вентиляцию и потери в стали при холостом ходе двигателя такие же, как и при номинальном режиме. При этом условии [1]
,
где , причем .
Коэффициент мощности при холостом ходе:
cos φ х.х = I х.х .а / I х.х .
1.4.8. Расчёт рабочих характеристик
Рабочими характеристиками асинхронных двигателей называют зависимости P 1, I 1, cosφ, η, s 1 = f (P 2). Часто к ним относят также зависимости М = f (P 2) и .
Определение коэффициента приведения с 1 к Г-образной схеме замещения асинхронного двигателя:
с 1 = x 1 / x 12,
где x 12 = U 1н / I𝜇 – x 1.
Активная составляющая тока идеального холостого хода [1]:
,
Полное индуктивное сопротивление в схеме замещения:
X = с 1(x 1+ с1 x' 2).
Принимаем и для этого скольжения рассчитываем один столбец табл. 1. Если ток I 1 и мощность P 2 не будут отличаться от номинальных на 5%, то рассчитываем остальные столбцы таблицы. Шаг скольжения определяется отношением s н / n, где n – число колонок. Если ток I 1 существенно отличается от I 1н, то производится пересчет номинального скольжения на коэффициент I 1н / I1.
Табл. 1
Результаты расчета
№ | Расчётная формула | Ед. | Скольжение | ||||
s н= | |||||||
Ом | |||||||
Ом | |||||||
Ом | |||||||
А | |||||||
— | |||||||
А | |||||||
А2 | |||||||
— | |||||||
где I0p =I𝜇 | А | ||||||
А | |||||||
А | |||||||
Вт | |||||||
Вт | |||||||
Вт | |||||||
Вт | |||||||
Вт | |||||||
Вт | |||||||
— | |||||||
— |
|
После окончания расчета для принятых значений скольжений строятся рабочие характеристики асинхронного двигателя (типовая форма приведена на рис. 4).
Рис. 4 – Рабочие характеристики асинхронного двигателя
1.4.9. Расчёт пусковых характеристик
Расчет начинается с режима короткого замыкания s = 1.
Определяется высота стержня паза ротора (рис. 2), м,
.
При литой алюминиевой обмотке ротора и ρ с115 = 10-6/20,5 Ом∙м определяется коэффициент ξ (читается – кси), от которого зависит вытеснение тока в роторе [1]:
.
По рис. П8Б и рис. П9Б определяются коэффициенты φ и kД = φ'.
Глубина проникновения в стержень, м,
hr = hr /(1+ φ).
1. Если глубина проникновения hr находится в пределах (рис. 2) , то площадь части сечения стержня, по которой протекает ток, определится по формуле:
,
где — ширина нижней части трапеции, ограниченной глубиной проникновения тока hr.
2. Если принимают qr ≈ q c.
Коэффициент kr определяют по отношению площадей всего сечения стержня и сечения, ограниченного высотой hr, т. е.
kr = qc /qr,
где .
Так как в боковых замыкающих кольцах вытеснения тока нет, то общее увеличение активного сопротивления будет меньшим [1]:
|
.
Активное сопротивление фазы обмотки ротора с учетом вытеснения тока равно:
.
Вытеснение тока в магнитной проводимости в пазовой части стержня учитывается коэффициентом демпфирования k Д = φ ':
где kI –кратность пускового тока kI = 5…8. Процесс расчета можно начинать с kI = 6,5 [1]. Кратность пускового тока kI определится в конце расчета, когда будет найден ток в обмотке ротора с учетом вытеснения и насыщения :
.
Если конечное значение кратности пускового тока будет существенно отличаться от исходного (10 %), то необходимо произвести коррекцию в расчетах.
Обозначив коэффициентом КX изменение индуктивного сопротивления фазы обмотки ротора от действия эффекта вытеснения тока, получим
,
где .
Ток ротора с учетом эффекта вытеснения :
.
Определяют среднюю магнитодвижущую силу (МДС) обмотки, отнесенную к одному пазу обмотки статора [1]:
,
где . В этой формуле коэффициент укорочения шага обмотки ;
а – число параллельных ветвей обмотки статора;
u п – число эффективных проводников в пазу статора;
– коэффициент, учитывающий уменьшение МДС паза, вызванное укорочением шага обмотки;
;
Коэффициент насыщения k нас = 1,25…4. Процесс расчета можно начинать с k нас = 1,35 [1]. Коэффициент насыщения k насопределится в конце расчета, когда будет найден ток в обмотке ротора с учетом вытеснения и насыщения :
.
Если конечное значение коэффициента насыщения будет существенно отличаться от исходного (10%), то необходимо произвести коррекцию в расчетах.
По средней МДС F п.cp рассчитывают фиктивную индукцию потока рассеяния в воздушном зазоре, Тл:
где (t 1 и t 2 – зубцовые деления статора и ротора).
По полученному значению Bф𝛿 определяется отношение потока рассеяния при насыщении к потоку рассеяния ненасыщенной машины, характеризуемое коэффициентом ϰ𝛿 (читается – каппа дельта) значение которого находят по рис. П10Б.
Далее рассчитывают значение дополнительного раскрытия паза статора [1]:
с 1рас = (t 1 – b ш1)·(1 – ϰ𝛿).
Вызванное насыщением от полей рассеяния уменьшение коэффициента магнитной проводимости рассеяния полузакрытого паза статора:
.
Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния при насыщении λ п1нас определяют для статора по выражению
λ п1нас = λ п1 – Δ λ п1нас,
где λ п1 — проводимость, рассчитанная без учета насыщения.
Коэффициент проводимости дифференциального рассеяния при насыщении участков зубца статора λ д1нас:
.
Индуктивное сопротивление обмотки статора с учетом насыщения от полей рассеяния определяют по отношению сумм коэффициентов проводимости, рассчитанных без учета и с учетом насыщения от полей рассеяния:
,
где = .
Для короткозамкнутых роторов дополнительное раскрытие рассчитывают по формуле:
с 2рас = (t 2 – b ш2)·(1 – ϰ𝛿).
Уменьшение коэффициента проводимости для открытых и полузакрытых пазов ротора [1]:
.
Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния при насыщении λ п2нас определяют для ротора по выражению
λ п2нас = λ п2 ξ – Δ λ п2нас,
где λ п2ξ – проводимость пазового рассеяния ротора для ненасыщенной зубцовой зоны с учетом влияния вытеснения тока.
Коэффициент проводимости дифференциального рассеяния при насыщении участков зубцов ротора λ д2нас:
.
Индуктивное сопротивление обмотки ротора с учетом насыщения от полей рассеяния и действия эффекта вытеснения тока определяют по отношению сумм коэффициентов проводимости, рассчитанных без учета и с учетом насыщения от полей рассеяния:
,
где = .
Сопротивление взаимной индукции обмоток в пусковом режиме [1]:
.
Коэффициент c 1пнас определяется по формуле:
.
Расчет токов и моментов.
Активные и индуктивные сопротивления правой ветви Г- образной схемы замещения:
;
.
Ток в обмотке ротора с учетом вытеснения насыщения:
.
Коэффициенты насыщения и кратности пускового тока:
; .
Ток в обмотке статора с учетом вытеснения насыщения [1]:
.
Сравнить с упрощенным выражением .
Относительное значение статорного пускового тока :
.
Относительное значение пускового момента:
.
Определение критического скольжения:
,
где и , причем индуктивные сопротивления при насыщении (вытеснении) и будут известны только при расчете со следующим скольжением s = 0,5.
В пояснительной записке подробный расчет приводится только для скольжения s = 1, а для скольжений s = 0,5 и s = s кр результаты расчетов приводятся в виде таблицы 2.
Зависимости М ∗ и I 1∗ от скольжения должны быть представлены на миллиметровой бумаге (типовая форма приведена на рис. 5).
Табл. 2
Результаты расчёта
№ п/п | Расчётная формула | Ед. | Скольжение | ||
0,5 | s кр = | ||||
ξ | — | ||||
φ (ξ) | — | ||||
— | |||||
— | |||||
Ом | |||||
— | |||||
— | |||||
Ом | |||||
Ом | |||||
Ом | |||||
— | |||||
Ом | |||||
Ом | |||||
А | |||||
А | |||||
— | |||||
— |
Рис. 5 – Зависимость тока и момента асинхронного двигателя от скольжения
1.4.10. Тепловой расчёт
1. Превышение температуры внутренней поверхности сердечника статора над температурой воздуха внутри машины, °С,
,
где α 1 – коэффициент теплоотдачи с поверхности, определяемый по рис. П13Б;
К – коэффициент, учитывающий, что часть потерь в сердечнике статора и в пазовой части обмотки передается через станину непосредственно в окружающую среду (по табл. П15А);
не должна превышать 25°С.
Электрические потери в обмотке статора в пазовой части, Вт,
,
где – электрические потери в статорной обмотке при s н (по таблице 1); коэффициент kρ, в соответствии [1] принимается kρ =1,07.
2. Перепад температуры в изоляции пазовой части обмотки статора, °С,
,
где П п1 – расчетный периметр поперечного сечения паза статора, равный для полузакрытых трапецеидальных пазов, м: ;
b из – односторонняя толщина изоляции в пазу; для всыпной обмотки b из берется по табл. П8А, м;
λ экв — средняя эквивалентная теплопроводность пазовой изоляции; для класса нагревостойкости F: λ экв = 0,16 Вт/(м°С);
λ' экв — среднее значение коэффициента теплопроводности внутренней изоляции катушки всыпной обмотки из эмалированных проводников с учетом неплотности прилегания проводников друг к другу по рис. П11Б, Вт/(м°С). не должен превышать 5°С.
3. Перепад температуры по толщине изоляции лобовых частей
,
где П л1 – периметр условной поверхности охлаждения лобовой части одной катушки; П л1 ≈ П п1;
b из.л1 – односторонняя толщина изоляции лобовой части катушки. При отсутствии изоляции в лобовых частях b из.л1 = 0;
λ' экв для всыпной обмотки определяется по рис. П11Б.
не должен превышать 5°С.
Электрические потери в обмотке статора в лобовой части, Вт,