Расчет и построение круговой диаграммы:
Масштаб тока:
где D к – диаметр круговой диаграммы D к = 200 ÷ 250 мм.
Масштаб мощности:
Круговая диаграмма приведена на рис. 9.
Рис. 8 – Рабочие характеристики
Рис.9 – Векторная диаграмма
2.10. Расчет пусковых характеристик
55. Расчет пусковых характеристик. Рассчитываем точки характеристик, соответствующие скольжению s = 1.
Параметры с учетом вытеснения тока :
Для [рис. П8Б]; [рис. П9Б].
Активное сопротивление обмотки ротора:
где
Приведенное сопротивление ротора с учетом действия эффекта вытеснения тока:
Индуктивное сопротивление обмотки ротора:
Ток ротора приближенно без учета влияния насыщения:
56. Учет влияния насыщения на параметры. Принимаем для s = 1 коэффициент насыщения
[по рис. П10Б для Вφδ = 4.054 Тл: хδ = 0.58]
Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния обмотки статора с учетом влияния насыщения:
Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния обмотки статора с учетом влияния насыщения:
Индуктивное сопротивление фазы обмотки статора с учетом влияния насыщения:
где
Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния ротора с учетом влияния насыщения и вытеснения тока:
Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния обмотки статора с учетом влияния насыщения:
Приведенное индуктивное сопротивление фазы обмотки ротора с учетом влияния вытеснения тока и насыщения:
где
Сопротивление взаимной индукции обмоток в пусковом режиме:
Расчет токов и моментов:
Критическое скольжение:
где
Табл. 5
№ п/п | Расчетная формула | Скольжение | ||
0.5 | ||||
1.181 | 0.835 | 0.419 | ||
φ | 0.17 | |||
0.94 | ||||
1.17 | ||||
1.14 | ||||
0.723 | 0.634 | 0.634 | ||
0.601 | 0.611 | 0.681 | ||
2.102 | 2.135 | 2.381 | ||
2.068 | 2.103 | 2.532 | ||
1.579 | 1.634 | 2.157 | ||
1.913 | 2.467 | 6.306 | ||
3.671 | 3.763 | 4.729 | ||
63.769 | 58.677 | 33.5 | ||
49.786 | 47.55 | 32.5 | ||
1.3 | 1.9 | 2.5 | ||
6.2 | 5.7 | 3.26 |
|
Пусковые характеристики приведены на рис. 10.
Рис. 10 – Пусковые характеристики
2.11. Тепловой расчет
57. Превышение температуры внутренней поверхности сердечника статора над температурой воздуха внутри двигателя.
[по табл. П15А, K = 0.22; по рис. П13Б, α 1 = 170 Вт/(м2·○С);
]
Перепад температуры в изоляции пазовой части обмотки статора:
[где ;
для изоляции класса нагревостойкости В: по рис. П11Б для ]
[
]
Превышение температуры наружной поверхности лобовых частей над температурой воздуха внутри машины:
Среднее превышение температуры обмотки статора над температурой воздуха внутри машины:
Превышение температуры воздуха внутри машины над температурой окружающей среды:
где П р = 0.2 м2 для h = 100 мм по рис. П12Б;
α в = 23.5 Вт/(м2·○С);
Da = 0.168 по рис. П13Б.
Среднее превышение температуры обмотки статора над температурой окружающей среды:
2.12. Расчет вентиляции
58. Требуемый для охлаждения расход воздуха:
[ m = 3 для двигателя с 2 p = 2, тогда
]
Расход воздуха, обеспечиваемый наружным вентилятором:
2.13. Заключение
В данной работе проводилось исследование увеличения частоты питающего напряжения на характеристики асинхронного двигателя. В работе принята частота f = 60 Гц, что в 1,2 раза больше промышленной частоты сети, для которой даны справочные данные. При увеличении частоты возрастают индуктивные сопротивления, что приведет к уменьшению диаметра окружности круговой диаграммы . Для того, чтобы величина максимального момента при частоте 60 Гц осталась на уровне соответствующему 50 Гц, необходимо увеличить фазное напряжение так же в 1,2 раза до U 1н = 264 В.
|
В данной работе частота питающего напряжения f = 60 Гц, номинальное фазное напряжение U 1н = 264 В.
Для сравнения в табл. 6 и 7 представлены расчитанные в данной работе параметры спроектированного двигателя, а также справочные данные серийного асинхронного двигателя АИР100L2У3.
Табл.6
Двигатель АИР100L2У3 | f, Гц | U 1ф, В | Bδ | η | cos φ | M к | M п | i п | s н | h п2, мм | b р1, мм | b р2, мм |
серийный | 0.68 | 0.875 | 0.91 | 2.5 | 7.5 | 0.034 | 16.5 | 7.4 | 3.2 | |||
расчетный | 0.68 | 0.875 | 0.878 | 2.5 | 1.3 | 6.2 | 0.025 | 20.05 | 7.4 |
Табл.7
Двигатель АИР100L2У3 | xμ* | I μ* | r 1* | r' 2* | x 1* | x' 2* |
серийный | 3.8 | 0.263 | 0.05 | 0.036 | 0.054 | 0.11 |
расчетный | 4.25 | 0.27 | 0.047 | 0.025 | 0.113 | 0.139 |
При сопоставлении расчетных данных и данных серийного двигателя видно, что пусковой момент (М п) расчетного меньше пускового момента серийного двигателя на 30%. Это связано с тем, что высота паза (h п2) расчетной машины, больше соответствующего размера серийной, что привело к уменьшению активного сопротивления роторной обмотки r' 2*, к уменьшению скольжения (т.к. s н ≈ r' 2*), а также уменьшению пускового момента:
.
Кроме того, уменьшение М п вызвано уменьшением пускового тока (i п), в следствие, увеличения индуктивного сопротивления x 1*. Возрастание индуктивного сопротивления x 1*, главным образом, связано с существенным увеличением λ д1 ≡ k' ск.
|
3. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Проектирование электрических машин: Учебник для вузов / И.П. Копылов, Б.К. Клоков, В.П. Морозкин, Б.Ф. Токарев; Под ред. И.П. Копылова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2011. – 761 с.
2. Проектирование электрических машин: Учебное пособие для вузов / Копылов И.П., Горяинов Ф.А., Клоков Б. К., Морозкин В. П., Токарев Б. Ф.; Под ред. Копылов И.П.– Москва: «Энергия», 2011. – 496 с., ил.
3. Проектирование электрических машин: Учебник для вузов / О.Д. Гольдберг, Я.С. Гурин, И.С. Свириденко; Под ред. О.Д. Гольдберга. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2012. – 430 с.
4. Электрические машины: Учебник для вузов. Копылов И.П. – 3-изд., исправленное – Москва: Высшая школа, 2012.-607 с.
Приложение А
Таблица П1А
Внешние диаметры статоров асинхронных
двигателей различных высот оси вращения
h, мм | ||||||||||||
Da, мм |
Таблица П2А
Отношение К D = D/Da, в асинхронных двигателях
в зависимости от числа полюсов
2 p | ||||
КD | 0,52 ÷ 0,6 | 0,62 ÷ 0,68 | 0,7 ÷ 0,72 | 0,72 ÷ 0,75 |
Таблица П3А
Коэффициент распределения kр трехфазных обмоток
с фазной зоной 60◦.
Номер гармоники | Число пазов на полюс и фазу q | |||||
∞ | ||||||
0,966 | 0,96 | 0,958 | 0,957 | 0,957 | 0.955 | |
0,259 | 0,217 | 0,205 | 0,2 | 0,197 | 0,191 | |
0,259 | 0,177 | 0,158 | 0,149 | 0,145 | 0,136 | |
0.966 | 0,177 | 0,126 | 0,11 | 0,102 | 0,087 | |
0,966 | 0,217 | 0,126 | 0,102 | 0,084 | 0,073 |
Таблица П4А
Диаметр и площади поперечного сечения круглых медных
эмалированных проводов марок ПЭТВ и ПЭТ-155
Номинальный диаметр неизолированного провода, мм2 | Среднее значение диаметра изолированного провода, мм | Площадь поперечного сечения неизолированного провода, мм2 |
0,08 | 0,1 | 0,00502 |
0,09 | 0,11 | 0,00636 |
0,1 | 0,122 | 0,00785 |
0,112 | 0,134 | 0,00985 |
0,125 | 0,147 | 0,01227 |
(0,132) | 0,154 | 0,01368 |
0,14 | 0,162 | 0,01539 |
0,15 | 0,18 | 0,01767 |
0,16 | 0,19 | 0,0201 |
0,17 | 0,2 | 0,0227 |
0,18 | 0,21 | 0,0255 |
(0,19) | 0,22 | 0,0284 |
0,2 | 0,23 | 0,0314 |
(0,212) | 0,242 | 0,0353 |
0,224 | 0,259 | 0,0394 |
(0,236) | 0,271 | 0,0437 |
0,25 | 0,285 | 0,0491 |
(0,265) | 0,3 | 0,0552 |
0,28 | 0,315 | 0,0616 |
(0,3) | 0,335 | 0,0707 |
0,315 | 0,35 | 0,0779 |
0,335 | 0,37 | 0,0881 |
0,355 | 0,395 | 0,099 |
0,375 | 0,415 | 0,1104 |
0,4 | 0,44 | 0,1257 |
0,425 | 0,565 | 0,1419 |
0,45 | 0,49 | 0,159 |
(0,475) | 0,515 | 0,1772 |
0,5 | 0,545 | 0,1963 |
(0,53) | 0,585 | 0,221 |
0,56 | 0,615 | 0,246 |
0,6 | 0,655 | 0,283 |
0,63 | 0,69 | 0,312 |
(0,67) | 0,73 | 0,353 |
0,71 | 0,77 | 0,396 |
0,75 | 0,815 | 0,442 |
0,8 | 0,865 | 0,503 |
0,85 | 0,915 | 0,567 |
0,9 | 0,965 | 0,636 |
0,95 | 1,015 | 0,709 |
1,08 | 0,785 | |
1,06 | 1,14 | 0,883 |
1,12 | 1,2 | 0,985 |
1,18 | 1,26 | 1,094 |
1,25 | 1,33 | 1,227 |
1,32 | 1,405 | 1,368 |
1,40 | 1,485 | 1,539 |
1,5 | 1,585 | 1,767 |
1,6 | 1,685 | 2,011 |
1,7 | 1,785 | 2,27 |
1,8 | 1,895 | 2,54 |
1,9 | 1,995 | 2,83 |
2,095 | 3,14 | |
2,12 | 2,22 | 3,53 |
2,24 | 2,34 | 3,94 |
2,36 | 2,46 | 4,36 |
2,5 | 2,6 | 4,91 |
Таблица П5А
Способы изолирования листов электротехнической стали
и коэффициенты заполнения сталью магнитопроводов статора и ротора
асинхронных двигателей
Высота оси вращения | U,В | Марка стали | Статор | Короткозамкнутый ротор | Фазный ротор | |||
Способ изолирования листов | kc | Способ изолирования листов | kc | Способ изолирования листов | kc | |||
50-250 | ≤660 | Оксидирование | 0,97 | Оксидирование | 0,97 | – | – | |
280-355 | ≤660 | Лакировка | 0,95 | Оксидная пленка | 0,97 | Лакировка | 0,95 | |
400-560 | Лакировка | 0,95 | Лакировка | 0,95 | Лакировка | 0,95 |
Таблица П6А
Средние значения ширины шлица полузакрытых
пазов статора b ш, мм
h, мм | Число полюсов двигателя 2 р | ||||
6-8 | |||||
50-63 | 1,8 | 1,8 | 1,8 | — | — |
— | — | ||||
80, 90 | 2,7 | — | — | ||
100, 112 | 3,5 | 3,5 | — | — | |
3,5 | 3,5 | — | — | ||
160-250 | 3,7 | 3,7 | — | — | |
280-315 | — | — | — |
Таблица П7А
Припуски по ширине и высоте паза
Высота оси вращения h, мм | Припуски, мм | |
по ширине паза Δ b п | По высоте паза Δ h п | |
50 – 132 | 0,1 | 0,1 |
160 – 250 | 0,2 | 0,2 |
280 – 355 | 0,3 | 0,3 |
400 – 500 | 0,4 | 0,4 |
Таблица П8А
Изоляция обмотки статоров асинхронных двигателей
с высотой оси вращения до 250 мм на напряжение до 660 В
Рисунок | Тип обмотки | Высота оси вращения, мм | Позиция | Наименование материала изоляции (пленкостеклопласт) | Толщина материала, мм | Число слоев | Одностор. толщина, мм | |
Класс нагревостойкости | ||||||||
В | F H | |||||||
Однослойная | 50-80 | Изофлекс | Имидофлекс | 0,2 | 0,2 | |||
0,3 | 0,3 | |||||||
90-132 | То же | То же | 0,25 | 0,25 | ||||
0,35 | 0,35 | |||||||
« | « | 0,4 | 0,4 | |||||
0,5 | 0,5 | |||||||
Двухслойная | 180-250 | « | « | 0,4 | 0,4 | |||
0,4 | 0,4 | |||||||
0,5 | 0,5 |
Таблица П9А
Рекомендуемые числа пазов роторов
асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором
2 р | Число пазов статора | Число пазов ротора | ||||||
без скоса пазов | со скосом пазов | |||||||
9*, 15* | — | |||||||
11*, 12*. 15*, 21*, 22 | 14*, (18), 19*, 22*, 26, 28*, (30), 31,33, 34, 35 | |||||||
15* (16)*, 17*, 19, 32 | 18,20,26,31,33,34,35 | |||||||
22,38 | (18), 20, 21,23, 24, 37, 39, 40 25, 27, 29, 43, | |||||||
26, 28, 44, 46 | 25,27,29,43,45, 47 | |||||||
32, 33, 34, 50, 52 | — | |||||||
38, 40, 56, 58 | 37.39.41.55.57.59 | |||||||
9* | 15* | |||||||
10*. 14* | 18*, 22* | |||||||
15*, 16*, 17, (32) | 16, 18, (20), 30, 33, 34, 35, 36 | |||||||
26, 44, 46 | (24), 27, 28, 30, (32), 34, 45, 48 | |||||||
(34), (50), 52, 54 | (33), 34, (38), (51), 53 | |||||||
34, 38, 56, 58, 62, 64 | (36), (38), (39), 40, (44), 57, 59 | |||||||
50, 52, 68, 70, 74 | 48,49,51,56,64,69,71 | |||||||
62. 64. 80. 82. 86 | 61.63.68.76.81.83 | |||||||
26, 46, (48) | 28*, 33, 47, 49, 50 | |||||||
44, 50, 64, 66, 68 | 42,43,51,65,67 | |||||||
56, 58, 62, 82, 84, 86, 88 | 57,59,60,61,83,85,87,90 | |||||||
74, 76, 78, 80, 100,102, | 75,77,79,101,103,105 | |||||||
(34), 36, 44, 62, 64 | 35,44,61,63,65 | |||||||
56, 58, 86, 88, 90 | 56, 57, 59, 85, 87, 89 | |||||||
66, (68), 70, 98, 100, 102, 104 | (68), (69), (71), (97), (99), (101) | |||||||
78.82.110.112. 114 | 79.80.81.83.109.111.113 | |||||||
44, 46, 74, 76 | 57, 69, 77, 78, 79 | |||||||
68, 72, 74, 76,104, 106, 108, 110, 112,114 | 70,71,73,87,93,107,109 | |||||||
86, 88, 92, 94, 96, 98, 102, 104, 106, 134, 136, 138, 140, 142, 146 | 99,101,103,117,123,137,139 | |||||||
56, 64, 80, 88 | 69,75,80,89,91,92 | |||||||
68,70.74,88,98,106, 108,110 | (71), (73), 86, 87, 93, 94, (107), (109) | |||||||
86, 88, 92, 100, 116, 124, 128, 130, 132 | 84,89,91,104,105,111,112,125,127 | |||||||
124, 128, 136, 152, 160, 164, 166, 168, 170, 172 | 125, 127, 141, 147, 161, 163 | |||||||