Несколько творческих размышлений перед выбором темы




 

На учебу можно смотреть двояко: как на процесс познания, творческого овладевания профессией и как на печальную необходимость, состоящую из преодоления препятствий, расставленных на пути к получению диплома. Препятствия - это зачеты, экзамены и письменные работы - рефераты, контрольные (для заочников), курсовые и, наконец, дипломная работа. Если студент относится ко второй категории, и ему нужно только отчитаться (преодолеть очередное “препятствие”), он может смело перелистать эту главку, не читая. Схема, изложенная ранее, вполне достаточна для того, чтобы, используя некоторые природные способности и опыт, приобретенный на практике в редакциях, (плюс, конечно немного “общего трепа”, той “пыли в глаза”, которую любят пускать преподавателю студенты-журналисты, благодаря определенной общественной эрудиции) - сделать работу, обреченную быть зачтенной (кислую мину преподавателя при этом вполне можно пережить). Для тех же, кто верно понимает слова министра-реформатора высшего образования - “научить нельзя, можно только научиться” и хочет-таки проникнуть глубже в суть дела - несколько наших рассуждений.

Изучать периодические издания - газеты и журналы, прежде всего, в самом деле очень увлекательное и, главное, очень полезное для будущего журналиста занятие. В этом процессе можно найти приложение буквально всем вашим пристрастиям, удовлетворение - любому интересу и даже любой неосуществленной мечте. Например, Вы любите историю (это же так интересно!), но когда возможно ей посвятить много времени? Ведь идет учебный процесс! И вы выбираете страну и эпоху, место, где родились, словом, объект, близкий по интересу, и изучаете прессу.

Газеты и журналы - это документы, архивные материалы, но это и живая история, написанная современниками для современников, а не интерпретированная критиками последующих времен. Вы ощутите дух общественного сознания, общественных потребностей, интересов мнений. Конечно, для полноты картины одних подшивок прессы мало, вы дополните свои познания обращением к другим источникам - документам, справочной, научной, жизнеописательной литературе. К этому погонит вас опять же интерес, вызванный трепетным перелистыванием старых листов бумаги, шелестящих судьбами великих и простых людей, желанием узнать о чем-либо больше, точнее.

Исторические темы безграничны. Можно взять первые журналы и газеты (в России или, скажем, во Франции), первые научные или первые театральные издания; можно обратиться к истории города Москвы (Ташкента, Смоленска, Томска, Ливерпуля), или какой-либо эпохе (правление Екатерины II, Отечественная война 1812 года), или, например, изданиям одного знаменитого издателя (Новикова, Мейера, Суворина), наконец, проследить освещение какого-либо исторического события в периодических изданиях того времени. Конечно, мы не историки, а журналисты, об этом помнить надо, поэтому нам важны изучаемые издания как продукт творческой деятельности своих давних коллег: как они это делали - по форме и содержанию, почему, какими средствами и приемами.

Когда-то в школе вы мечтали стать юристом, но родители воспротивились (папа говорил,что это не профессия в нашей бесправной стране, мама - о том, что большой конкурс), но теперь профессия выбрана, все улеглось. Однако можно использовать неудовлетворенный интерес в рамках журналистики. И вы выбираете для исследования юридические журналы. Разные - популярные, специальные, научные. Вы пытаетесь проникнуть в существо чужой профессии, которая могла стать вашей, через призму периодического издания, изготовленного вашими коллегами - издателями, журналистами. И запоминаете на будущее, к каким источникам можно обратиться в случае серьезной журналистской разработки юридической темы, если когда-нибудь придется писать проблемную статью или серию статей.

Пойдем дальше. Вы торопитесь жить. Успели жениться, обзавелись детьми, и вот уже им надо читать “Веселые картинки”, а затем “Мурзилку”. Впрочем, легче представить, как ваш младший брат читает “Юный техник” или “Квант”, мама - “Работницу”, отец - “Промышленное строительство”, а бабушка - “Здоровье”. В любой ситуации журналы или газеты дома - это удобно, не надо ходить в библиотеку. А если еще есть интерес... Кстати, а почему ему не быть? Вы же будущий журналист, у вас он должен быть в крови! Что за издание, как оно выглядит, что из себя представляет, какую задачу выполняет, чем достигает популярности, если не достигает, то почему? Всегда, всегда эти вопросы должны вас интересовать. А тут рядом читатель, свой, близкий человек, которого всегда можно расспросить, интересоваться длительный срок о разных сторонах издания. “Детские журналы” - чем не тема? Тем более, довольно подробно исследованная в историческом плане, есть на что опереться. А вы возьмете современные, только что выходящие, никто еще это не изучал...

Любознательность, стремление познавать окружающий мир - отличительная черта homo sapiens. Кто-то из великих, кажется, исследователь Севера Фритьоф Нансен, сказал примерно следующее: “Человек всегда стремится к знанию, а, когда он перестает стремиться к знанию, он перестает быть человеком”. Удивительно живо эта вечная жажда познания описана в рассказе В. Шукшина “Микроскоп”. Но следует все же отличать интерес к предмету массовый и профессиональный, суждение обывателя и взгляд специалиста.

Есть профессии, которые в силу своего непосредственного контакта с жизнью людей и общества в целом, обречены на ежедневные оценки со стороны любого жителя планеты. К таким профессиям относятся, например, медицина и международная политика. “Когда испортятся часы,- говорил с раздражением один опытный врач,- ни одному дураку не приходит в голову самому их чинить, а когда заболевает человек, организм которого в миллионы раз сложнее часов, всякий тут же выдает кучу рецептов”. Таковы же ежедневные оценки текущих политических событий в общественном транспорте и в очередях. Так вот, журналистика, хотим мы этого или не хотим, тоже относится к таким профессиям, постоянно пребывая на гребне общественного внимания. Но если врачи, политики или экономисты относятся к результату своего труда со всей серьезностью, этого нельзя сказать о журналистах.

Трудно найти журналиста, который дает профессиональную оценку периодическому изданию, в том числе, как ни парадоксально, и тому, которое сам редактирует. Возможно, это связано с сиюминутностью описываемых им событий и сфер быстротекущей жизни, с краткостью общественного интереса к его детищу. Что же касается студентов или начинающих специалистов, тут, как правило, преобладают оценки вкусовые, раздаваемые с беспечной легкостью: “неинтересный журнал”, “дрянная газета”, “чепуховое издание”. К этому-то и требуется такое замечание: будущие журналисты должны смотреть на издание не как читатели, а как профессионалы. Нельзя просто отмахнуться - “неинтересно”, нужно добиться: почему?

Разворачивая газетный лист, нужно смотреть с пристальным вниманием на работу творческого коллектива редакции. Вот, например, поднимают журналисты важную тему, но как ее подают? В одном случае это может быть статья с последующими откликами, в другом - выделяется целевая полоса, выходящая, например, один раз в месяц или специальный выпуск с определенной периодичностью и однотипным оформлением, нечто вроде “газеты в газете”. Можно дать обзор высказываний специалистов по данной теме с комментариями редакции, а можно посадить людей за “круглый стол”, провести беседу. Опять же вопрос: кого пригласить? Не так просто правильно выбрать комментатора или автора. В условиях всеобщей депрофессионализации найти профессионала, да еще к тому же смелого и умеющего сказать - чрезвычайно трудно.

Как оформить материал? Какой дать ему заголовок, сопроводить ли рубрикой или анонсом, рисунком или фотографией, какими шрифтами набрать? Вопросы, вопросы...

Студент и должен задуматься: как же это делают другие люди? И потом: а как сделал бы я? Критиковать тоже нелегко, но все-таки легче, чем самому сделать. А вот перед вами чистый лист бумаги: сделайте газету сами! Представьте, что завтра вы - главный редактор периодического издания. С чего начнете? Есть одно распространенное заблуждение: пригласим хороших, пишущих журналистов, опытного ответственного секретаря, художественного редактора и т.д. - и получится хорошее издание. В том-то и дело что нет. То есть профессиональный состав редакции - условие необходимое, но недостаточное. Юрий Тынянов когда-то высказал такую мысль: “каждый материал в журнале может быть хорош, а журнал в целом плох”. Каждый специалист может на самом высоком уровне выполнить свою работу, а издание как целое - не состоится.

И вот держишь в руках газету или журнал: читаешь талантливый очерк, видишь прекрасные иллюстрации, умелую подачу материала на полосе, а издание в целом распадается, не хочется его выписывать, следить за ним регулярно, нет потребности связать с ним свой постоянный интерес. Почему? Для того,чтобы ответить на этот вопрос, и нужно проникнуть в тип издания, в его внешние и внутренние связи, о чем речь шла выше. Тип - это то, что делает издание единым целостным явлением. Развиваясь по законам общества, тип издания трансформируется, видоизменяется, но при этом сохраняет некоторые родовые черты (типологические признаки), изначально ему присущие, как некий природный генетический код. Подобно любому серьезному социальному явлению, тип периодического издания функционирует не произвольно, а в соответствии с объективными закономерностями.

Когда мы говорим о журнале или газете вообще, мы не можем выйти за пределы самых общих представлений. Как только возникает потребность в оценке издания, анализе тех или иных его свойств, особенностей, характеристик, сразу требуется уточнение: какой журнал, какая газета? От этого меняются и критерии оценки. Научному журналу, например, свойственны большой объем, малая периодичность, скупое оформление и небольшой тираж; общественно-политическому, массовому - все наоборот. Молодежной газете присущи одни жанры или приемы оформления, ведомственной - другие, научно-популярной - третьи. То же можно сказать о тематике и проблематике публикаций, читательской аудитории или авторском составе. Оценка периодического издания в отрыве от его типологических свойств приводит к серьезным ошибкам. Критики часто требуют от издания то, что ему не свойственно по природе, и, наоборот, не замечают отсутствия того, что необходимо для данного вида прессы, исходя из его коренных задач и целей,интересов читателей, социальной конъюнктуры.

Знание о периодическом органе как общественном явлении необходимо для выработки четкой концепции издания и особенно наглядно проявляется при его создании. В последние годы возникает много новых изданий. Интересно проследить, как происходит их становление. Не в смысле организации дела, процедуры утверждения и т.д. - с этим более или менее все ясно, а в смысле планируемой издательской стратегии. Сознают ли люди, взявшиеся за это трудное дело, чего они хотят: какие цели перед собой ставят, для какого читателя собираются работать, какими средствами думают реализовать свои замыслы и т.д.? Практика показывает,что, увы, как правило, продуманной концепции, отработанной программы издания попросту нет. Это все равно, что строить здание без проекта или делать машину без чертежей, или пускаться в путешествие без определенного маршрута и карты. Конечно, отдельные, отрывочные представления у каждого человека из команды создателей могут быть, но это теряет смысл, если не сведено в систему.

И вот начинает издание выходить - и начинаются шараханья из стороны в сторону, поиск форм, прощупывание разных методов и приемов. Часто это происходит и с общероссийскими газетами и журналами. Обычно первое (и такое естественное) желание получить популярность толкает на погоню за сенсациями, к искусственной конфронтации с общественными мнениями и взглядами, удовлетворению бытовых и развлекательных интересов. Однако все это должно диктоваться общей концепцией, быть ее составной частью, способом отражения издательской стратегии, исходя опять-таки из типологической природы.

Таким образом, значение студенческой работы может быть значительно повышено, если она выполняется не только для учебных целей, но и для практической пользы. Изучение газеты и журнала желательно провести для редакции, где студент проходил (или будет проходить) производственную практику или куда направляется для работы после получения диплома журналиста. Длительные контакты с сотрудниками редакции, возможность получать необходимые сведения и помощь в процессе работы помогут сделать исследование полезным, с возможным использованием его результатов. Вряд ли какая-либо редакция (в особенности нового издания) откажется от этого, ведь обычно желание такое есть, но нет времени - текучка заедает. Если взаимопонимание в этом деле достигнуто, для выполнения серьезной работы стоит объединить усилия двух или трех студентов под руководством опытного преподавателя и главного редактора. (В учебном плане это может вылиться в совместную дипломную работу, коллективный доклад на научной конференции, публикации). Подобным же способом можно организовать исследовательскую работу для учредителя или издателя по созданию модели учреждаемого периодического органа.

Разумеется, серьезного исследования с хорошим практическим выходом может и не получиться. Не надо в таком случае отчаиваться. Ведь, чего греха таить, хорошие научно-практические разработки не всегда получаются и у опытных специалистов, а вы еще учитесь. В любом случае приобретенный опыт и полученные результаты будут в той или иной степени полезны и для студента, и для редакции. В дальнейшем это обязательно пригодится. Во всяком случае, плох тот студент, который не стремится стать хорошим специалистом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: