Перед написанием текста
Глубоким изучением периодических изданий можно заняться только при хотя бы минимальной теоретической подготовке, знакомстве с основами журналистики, принципами функционирования средств массовой информации. Поэтому подобные темы для анализа лучше всего выбирать на старших курсах. Предполагается, что студент уже имеет некоторый опыт работы в редакциях, знаком с организацией редакционно-издательского процесса. Кроме того, до того, как приступить к исследованию и в процессе его изучается литература, рекомендованная в пособии (см. список в конце книги), а также предложенная преподавателем и найденная самим студентом. Естественно, в такой большой сфере знания, какой являются периодические издания, есть много теории, которая в данном пособии не излагается, это - отдельная обширная тема, оно содержит в основном практические рекомендации.
Все вышеописанные рекомендации и предложенные программы анализа не обязательно должны применяться в полном объеме и в той последовательности, которая изложена выше. Схема анализа скорее представляет собой план действий по сбору материала. Собранные данные, сведенные в списки, таблицы, диаграммы, графики могут сопровождать текст или прилагаться после него в качестве последовательно занумерованных приложений, на которые делаются ссылки. Сам же текст должен выглядеть целым произведением, где на основании приобретенных сведений и знания предмета выстраиваются логические цепочки доказательств, приводящих к четким теоретическим выводам, обобщениям и практическим рекомендациям (редакции, издателю, конкретным участникам творческого процесса). При этом композиция текста связана не с последовательностью, указанной в схеме анализа, а с логикой изложения и авторскими наклонностями.
|
В данном пособии ничего не говорится о технике личной работы над курсовым или дипломным сочинением, о работе с научной литературой, библиографическом поиске, оформлении текста, о требованиях к авторскому оригиналу и т.п. Все это дается в рабочем порядке преподавателем, назначенным руководителем работы и описано в специальных методических указаниях, имеющихся на каждом факультете.
Остается пожелать успеха!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Еще в 60-е - 70-е годы, как только телевидение прочно завоевало место самого массового средства информации в нашей стране, довольно часто высказывались мнения о том, что оно заменит газету, которая в связи с этим прекратит существование. Десятилетием раньше выражались опасения, что телевидение снизит интерес к театру, десятилетием позже - что компьютеризация уничтожит журнал как печатное издание, сделав его “электронным”. Однако ни одно из этих опасений, как и можно было предположить, не сбылось. В театр люди продолжали ходить, чтобы прикоснуться к живому действию, быть его непосредственным участником. Газета и журнал, уступая телевидению в оперативности, не снизили своей популярности ввиду собственных незаменимых достоинств: простоте хранения и “переносимости”, независимости от источника энергии, возможности освоения текста с удобной скоростью и возврата к нему в любое время. Периодические издания заключают в себе летопись современности, дневник текущей истории и потому будут интересны всегда. И современникам, и потомкам.
|
В нынешний период демократизации всех сторон жизни общества журналистика стала одним из самых значительных социальных институтов по реализации коренных исторических преобразований, которые проходят в нашей стране. Значительно возросла роль журналистики в обществе. Из средства пропаганды и агитации, придатка идеологической системы она превращается в большую социальную силу, стимулирующую демократические процессы и уровень самосознания народа. Трудный и противоречивый путь переоценки своего назначения, задач и целей деятельности испытывают журналисты, многие годы определявшиеся власть предержащими как “бойцы идеологического фронта”, “подручные партии” и т.п. Ломка стереотипов общественного сознания привела к резкому изменению форм и методов журналистской работы, предъявила новые требования к профессиональному мастерству. Взрыв политических страстей и эмоций, стремительный поток закрытой ранее или искаженной информации, захлестнув собою печать и эфир, опережали не успевающие сложиться формы прессы. Торопливость, понятное стремление к максимальной оперативности, острым фактам, к сожалению, приводили к снижению профессионализма. Отлаженные долгие годы механизмы формирования передачи информации разрушились, новые еще не установились. Возникли диспропорции в структуре, жанрах, тематике публикуемых или передаваемых текстов, разрушающие типологическую структуру информации.
После принятия Закона о печати и других средствах массовой информации возросло количество новых органов печати, которые начали активно создаваться еще с 1986-1987 годов как “самиздат” (“независимая пресса”, “неформальная печать”). Однако только малой части этих изданий удалось стать полноценными органами печати, большинство же из них закрылись, либо превратились в отдельные листовки, не имеющие прочной социальной базы и издательской структуры. То же произошло и со старыми, выходящими много лет изданиями. Лишь некоторым из них удалось оторваться от стереотипов и перестроиться по существу, большая же часть ограничилась лишь некоторыми переменами во фразеологии и оформлении. Дело тут не только в политической ориентации, консервативных позициях или отсутствии концепции. Главная причина все-таки в недостатке профессионализма. Не журналистского (хотя и в этом испытывается большой дефицит), а издательского.
|
В этих условиях проникновение в природу периодического издания, освоение его сложной специфики, понимание многочисленных факторов и признаков, осуществляющих внешние и внутренние связи, делающие издание единым социальным явлением, представляются наиболее важным. Особенно это относится к сетевым изданиям. Здесь перед юными исследователями открываются особенно большие перспективы. Им впервые предстоит изучить теорию и практику сетевой прессы, типологию периодических изданий электронных сетей, их содержание, структуру, жанры, язык, дизайн и т. п.
Периодические издания всегда будут главным объектом журналистики.
Использованная литература и примечания
1. Печать СССР в 1989 году. Стат. Сб. - М., 1990
2. Печать Российской Федерации в 1992 году. Стат. Сб. - М., 1993
3. В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Том I.- М., 1981. -С. 548 (первое издание - с 1863 по 1866 г.г.)
4. МСЭ, 3-е изд. - Т. 3.- Ст. 348
5. Словарь русского языка. -М., 1957. -Т. I. -С. 668 и С. И. Ожегов. Словарь русского языка. Изд. 4-е. -М., 1961. -С.190
6. Словарь современного русского литературного языка.-М.-Л., 1955. -Т. IV. -С. 191
7. БСЭ, 3-е изд. -Т. 9. -М., 1972. -С. 246
8. “Le journal des Scavans”, 1665, N1 (перевод Л.В. Шибаевой)
9. Наука о науке, “Прогресс”. -М., 1966. -С. 337
10. Генрих Фридрих Миллер (1705 - 1783), адьюнкт Академии наук, впоследствии академик, известный историограф, автор фундаментального исследования Сибири, редактор-издатель ряда значительных периодических изданий (“Санкт-Петербургские ведомости”, “Примечания в Ведомостях”, “Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие” и др.).
11. “Московский телеграф”, 1831. Ч. 37. -N1. -С. 219
12. В. Г. Белинский. Собр. соч. - Т. I. -М., 1948. -С.219
13. Д. Прайс. Малая наука, большая наука. //Наука о науке. -М., 1966.
14. Подробнее об электронных сетях, в том числе об изданиях в сети Фидонет, см.: А.И.Акопов. Электронные сети как новый вид СМИ // Филологический вестник РГУ. – 1998, №3. – С. 43-51; Р.Рэддик, Э.Кинг. Журналистика в стиле он-лайн.Пер. с англ. - М., 1999; Е.А.Корнилов. Журналистика на рубеже тясячелетий. - Ростов-на-Дону, 1999. - С.205-218
15. https://www.nns.ru
16. Более подробный обзор сетевых изданий см.: А.И.Акопов. Типологическая характеристика сетевых периодических изданий Интернета //Акценты. Альманах «Новое в журналистике и литературе». - Воронеж. - 1999, №1-2. - С. 22-27
17. См., например: Типология советских научно-технических журналов. Канд. дисс. МГУ, М., 1979; Методика типологического изучения периодических изданий.- Иркутск, 1985; Отечественные специальные журналы. Докт. дисс. КГУ. - Киев, 1990 и др. В данном пособии использованы прикладные материалы из указанных и ряда других публикаций. Теоретические разработки Е.А.Корнилова, А.В.Западова, А.Г.Бочарова, Б.Г.Тяпкина, А.Я.Черняка и других известных отечественных и зарубежных ученых, посвященные типологии печати, журналоведению, газетному делу и т.п. здесь не рассматриваются вследствие учебно-методической специфики данного издания.
18. Цит. по кн.: Любищев А. А. Проблемы систематизации и эволюции организмов. -М., 1982. -С. 87
19. Подробнее об этом см.: Акопов А.И. Искусство быть собой / Журналист, 1981, N 9
20. Типологические признаки и методы типологического анализа см.: Акопов А.И. Типология советских научно-технических журналов. Автореферат канд. дисс. - М., 1979; [19]; Типологический анализ современных советских научно-технических журналов. / Журналистика развитого социализма - Свердловск, 1983 и др.
21. Б. И. Есин. Русская газета и газетное дело в России. Задачи и теоретико-методологические принципы изучения. -М., 1981
22. А.И. Акопов. Методика и способы использования показателей тиража при анализе периодических изданий // Филологический вестник РГУ. - С. 54-60
23. Социология журналистики. Теория, методология, практика / Под ред. Е. П. Прохорова. -М.,1981; В. С. Коробейников. Редакция и аудитория: социологический анализ. -М., 1983; И. Д. Фомичева. Целевое программирование в журналистике. -М., 1985
24. И. П. Лысакова. Тип газеты и стиль публикации. Опыт социолингвистического исследования. -Л., 1989
25. А. С. Щербаков. Организация работы в журнале. -М., 1988
26. С. М. Гуревич. Принципы организации работы редакции советской газеты. -М., 1975; С. В. Цукасов. Научные основы организации работы редакции газеты. -М., 1977
27. И. Д. Фомичева. Методика конкретных социологических исследований и печать. -М., 1987
28. Т. В. Шумилина. Методы сбора журналистской информации. -М., 1989
29. Л. Н. Федотова. Контент-аналитические исследования средств массовой информации и пропаганды. -М., 1988