Задачи и источники анализа себестоимости продукции




Анализ себестоимости продукции имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на изменение себестоимости и выявить резервы по снижению себестоимости продукции.

Объектами анализа себестоимости продукции являются:

§ сумма затрат на производство;

§ себестоимость товарной и реализованной продукции;

§ затраты на 1 руб. товарной продукции;

§ снижение затрат на руб. товарной продукции по сравнению с предыдущим (базовым) периодом;

§ экономия от снижения себестоимости товарной продукции;

§ затраты на 1 руб. товарной продукции по отдельным калькулируемым группам.

В зависимости от цели проведения анализа себестоимости продукции следует различать ретроспективный, оперативный и перспективный анализ.

Ретроспективный анализ себестоимости продукции производится с целью получения информации о динамике затрат в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом, установления факторов, влияющих положительно и отрицательно на сумму затрат. Результаты ретроспективного анализа необходимы для составления бизнес-плана, формирования ценовой политики и принятия управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности продукции, а также принятии решения в области учетной политики для целей налогообложения, например, изменения режима налогообложения.

Оперативный анализ себестоимости продукции проводится ежедневно или по данным учета за 5—10 дней. В процессе оперативного анализа ежедневно изучаются те краткосрочные изменения, которые происходят в затратах на производ­ство, Оперативный анализ позволяет проводить повседневный контроль за ходом выполнения бизнес-плана по затратам на производство как в целом по предприятию, так и в отдельных его подразделениях. Именно оперативный анализ позволяет своевременно выявить отклонения от бизнес-плана по нормам расхода трудовых и материальных ресурсов и установить конкретные причины отклоне­ний в затратах от плановых заданий, норм и параметров. Оперативный анализ своевременно обеспечивает систему управления хозяйствующим субъектом информацией, позволяющей менеджменту предприятия принимать оптимальные управленческие решения на всех уровнях управления.

Перспективный (прогнозный) анализ себестоимости продукции производится с целью оценки возможного увеличения или снижения себестоимости продукции в связи с прогнозируемыми изменениями как на рынке ресурсов, так и в налогообложении. Для определения изменений в общих затратах на перспективу используется метод анализа состояния "издержки — объем — прибыль". Именно перспективный анализ позволит руководству предприятия принять правильное решение относительно изменения режима налогообложения или освобождения от обязанностей плательщика НДС в тех случаях, когда выполняются необходимые положения НК РФ, при которых это возможно. Например, в связи с тем, что c l января 2006 года до 2 млн.руб. увеличиваются показатели выручки за три последовательных календарных месяца, при которых организация или индивидуальный предприниматель могут перейти и далее осуществлять свою деятельность без обязанности уплаты НДС (ст. 145 НК РФ), а также предельные показатели выручки за 9 месяцев (15 млн.руб.), при которых возможен переход на УСН в случае выполнения прочих требований, и при которых возможно функционирование в рамках этого режима до конца календарного года (20 млн.руб.) (ст. 346П НКРФ).

Источниками информации для проведения анализа себестоимости продукции и затрат на производство являются:

— бизнес-план и расчеты к нему, сметы затрат, расчеты цен и т.п.;

— бухгалтерская отчетность, а именно — форма №2 "Отчет о прибылях и убытках", форма №5 "Приложение к балансу", материалы пояснительной записки к годовому отчету;

— статистическая отчетность, т.е. форма №5-з "Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)", форма №П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" и др. (отметим, что субъекты малого предпринимательства, а также организации, перешедшие на УСН, не предоставляют статистическую отчетность по форме 5-з);

— данные бухгалтерского учета, а именно — информация аналитического учета по счетам производственных затрат (20, 23, 25, 26, 28, 29), по счету 90 "Про­дажи", а также регистры и первичные документы бухгалтерского учета, в том исле материалы инвентаризации;

— калькуляции себестоимости в соответствии с принятой системой калькулироваиия;

— внеучетная информация, в частности, приказ по учетной политике для целей бухгалтерского учета и налогообложения, договора с заказчиками и постав­щиками товарно-материальных ценностей;

— нормы и нормативы, установленные законодательством;

— статистические данные и данные маркетинговых исследований о ценах и прогнозах на их изменение на потребляемые ресурсы, ценах конкурентов и пр.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: