Работа с научной литературой — основная часть подготовительного этапа работы над магистерской диссертацией. При сборе материала следует ориентироваться на то, что диссертация — квалификационная работа и, следовательно, основным ее содержанием должны быть новые научные факты, связи, гипотезы. Сбор материалов, как в целом все исследование, призван работать на новизну.
Магистрант должен четко уяснить, каков характер его будущего исследования: преимущественно теоретический или преимущественно прикладной. Это позволит расставить акценты при сборе материалов. В работе прикладного характера не стоит задача по разработке аргументированной теории изучаемого вопроса, поскольку он может исходить из какой-либо устоявшейся теоретической платформы и лишь в ходе обобщения практики уточнить некоторые ее положения. В этом случае сбор материалов по теории вопроса ограничивается выяснением наиболее важных точек зрения, с системой привязанных к ним доказательств, что предполагает сужение круга привлекаемых источников. В другом случае, если в диссертации стоит задача разработки теории вопроса или обоснования и более основательно аргументирования одной из существующих позиций, то предполагается иной подход к сбору теоретической информации и использование более широкого круга источников.
Монолит будущей магистерской диссертации рассекается на части в соответствии с проблемами, по которым идет сбор материала: анализ, теория, эксперимент, практика. При этом необходимо соблюдение следующих принципов.
Первый — это целенаправленность сбора материала, которая может усилить ориентацию соискателя на выполнение защищаемых им положений и выводов в диссертационной работе с учетом, как уже отмечалось, характера результатов. Следующий принцип отбора материала вытекает из понимания диссертации как синтеза теоретической и прикладной частей. Теория должна иметь продолжение в практике, а практика — теоретическое обоснование. И наконец, принцип достоверности.
|
Освещение состояния вопроса исследований заканчивается краткими выводами. Перечисляется круг проблемных вопросов и задач, которые необходимо исследовать в диссертационной работе.
Логическим центром работы над научной литературой является основная проблема диссертации. Проблема — это как бы логический узловой пункт темы, задающий ракурс ее рассмотрения; она является основной, стержневой для всей работы (рис. 1).
Анализ источников впоследствии войдет в раздел введения к курсовой работе как степень разработанности научной темы.
Под таким углом зрения и следует заниматься изучением литературы по теме. Полученная из литературы информация служит основанием постановки проблемы.
Обращение к литературе, ее подбор, логика и последовательность работы над ней определяются спецификой проблемы, а четкость и эффективность ваших усилий зависят от четкости и логической правильности постановки проблемы (см. рис.1).
Поставленная проблема должна быть отражена в формулировке цели исследования во введении к курсовой работе. В свою очередь, цель определяет тактику исследования — последовательность конкретных шагов (исследовательских задач), посредством которых проблема может быть решена. Вариант решения проблемы, составляющий само содержание диссертации, первоначально кристаллизуется в виде основной гипотезы исследования. Это пробное решение, которое необходимо проверить и доказательно обосновать в тексте диссертации. Этой задаче в конечном счете и служит работа с литературой.
|
Остановимся подробнее на этой части деятельности магистранта. Добросовестный исследователь создает своеобразный банк данных по своей научной работе, при этом одни, читая статьи, монографии и т. д., делают выписки типа конспектов, другие практически переписывают те или иные работы, а третьи выписывают лишь цитаты. Сколько исследователей — столько и методов. Но нужно выбрать такой метод обработки информации, который лучше всего соответствует вашим индивидуальным особенностям, темпу мышления, объему памяти, широте ассоциативных связей.
ВЫБОР ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. |
↓
Обзор литературы. |
↓
Построение гипотезы. |
↓
Выбор программы исследований (определение методов проверки гипотезы: эксперименты, изучение существующих результатов и исторических свидетельств и т.д.). |
↓
Сбор данных (сбор и регистрация данных в соответствии с особенностями исследовательского проекта). |
↓
Анализ результатов (поиск значимых связей между фактами, выявившимися в ходе исследований). |
↓
Выводы. |
Рис.1Логическая последовательность информационного поиска.
Изучение материала нужно начинать с наиболее фундаментальных работ, в которых данная тема освещается в контексте общей парадигмы науки, и двигаться дальше в направлении от общего к частному — от базисных положений к более конкретным. Целесообразно обращаться к источникам, авторы которых обладают максимальным научным авторитетом в данной области. Ориентация на научный авторитет — это хороший способ отделения достоверной информации от менее достоверной.
|
Задача магистранта – найти самостоятельную позицию, которая опиралась бы на все лучшее, что можно почерпнуть из нее.
В процессе работы с научной литературой необходимо составить собственную картотеку изученных литературных источников по теме. Целесообразно составить собственную библиографию в виде списка или на карточках, что облегчит их хранение и использование. В библиографический список следует включать основную информацию, содержащуюся на карточках библиотечных каталогов (автор, заглавие, название журнала или книги, вид, место издания, издательство, год издания, том, номер выпуска, количество страниц). Кроме того, необходимо кратко указать, какая информация содержится в данном источнике. При составлении собственной библиографии необходимо внимательно просматривать списки литературы, находящиеся в конце книг, статей, или литературу, указанную в сносках. Такой список поможет студентам при написании раздела «Обзор литературы» в магистерской диссертации.