Промышленная политика как фактор конкурентоспособности экономики




Промышленная политика представляет собой систему отношений между органами государственной власти, местного самоуправления, бизнесом и обществом по поводу формирования структурносбалансированной конкурентоспособной экономики и высокотехнологичного интеллектуального ядра промышленного производства.

Промышленная политика тесно связана с другими направлениями государственного воздействия на экономику, в том числе с внешнеэкономической, региональной антимонопольной, экологической, социальной политикой.

При этом на разных этапах функционирования и развития экономики промышленная политика обладает специфическими целями и инструментами реализации.

В условиях циклически развивающейся экономики на этапе выхода из структурного кризиса промышленная политика содействует формированию нового типа отраслевой структуры индустриального сектора с преобладанием производств технологического уклада более высокого уровня, на этапе экономического роста – развитию и укреплению формируемого комплекса, на этапе стабилизации направлена на реализацию сложившегося производственного, научно-технического и инновационного потенциала. Таким образом, в зависимости от этапа развития экономики промышленная политика обеспечивает либо поддержку сложившейся структуры промышленности, либо формирование отраслевой структуры нового типа.

По степени и характеру воздействия государства на хозяйственный комплекс в экономической теории принято выделять две альтернативные модели промышленной политики: 1) дирижистская модель – «жесткая», или вертикальная, модель; 2) либеральная модель – «мягкая», или горизонтальная, модель. Под «жесткой » политикой обычно понимается курс, целью которого является создание и развитие приоритетных отраслей экономики.

Государственные органы формируют долгосрочную стратегию роста с опорой на бюджетное субсидирование и кредитование предприятий приоритетных отраслей, механизмы косвенного субсидирования компаний, протекционизм во внешней торговле. Взаимосвязанность субъектов хозяйственного комплекса обеспечивает цепное развитие сопряженных отраслей на основе использования достижений отраслей-лидеров и формирование экономики нового типа. В отличие от «жесткой » модели промышленной политики, подразумевающей непосредственное активное вмешательство государства в экономику в качестве действующего субъекта, государственного предпринимателя и инвестора, либеральная политика направлена на создание условий для роста конкурентоспособности и поддержку инвестиционных проектов, позволяющих повышать уровень эффективности национальных компаний.

Горизонтальная модель ориентирована на формирование общих для всех отраслей возможностей развития производства. Отраслевые пропорции, проблемы перелива капитала (межсекторального, межрегионального) и многие другие проблемы должны решаться на стыке спроса и предложения в процедурах саморегуляции рынка, поэтому отрицается необходимость назначения приоритетов развития и выделения ведущих производств. По мнению сторонников данной модели, установление приоритетов промышленного развития может привести к консервации формирующихся пропорций; это обусловливает предпочтительность стратегии постоянной корректировки структуры на основе действия рыночных сил. Однако несовершенство рыночного механизма в условиях сложившейся конъюнктуры и ограниченности ресурсов, проявляющееся, например, в избыточной капитализации сырьевого сектора в ущерб обрабатывающим отраслям, в долгосрочной перспективе может привести к возникновению значительных диспропорций социально-экономического развития, отставанию в инновациионной, технологической и иных сферах экономики.

На сегодняшний день промышленная политика реализуется в большинстве развитых стран мира (Франция, Германия, США и т. д.). Государственные 177 органы осуществляют комплексные мероприятия, направленные на приведение структуры промышленности в соответствие вызовам глобальной экономики, повышение конкурентоспособности национального промышленного комплекса, совершенствование индустриальной инфраструктуры, на формирование новых секторов промышленности и т. д.

В качестве инструментов проведения промышленной политики выделяют прямые и косвенные методы государственного регулирования. Прямые методы промышленной политики связаны с распределением или перераспределением ресурсов для ведения производства, осуществляемым непосредственно государством с целью стимулирования или дестимулирования тех или иных направлений деятельности. К числу прямых методов относятся субсидирование отраслей, предприятий или регионов, прямые государственные инвестиции, создание государственных предприятий, субсидирование процентных ставок и т. д. Косвенные методы, включающие элементы кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики, направлены на создание условий для функционирования всех субъектов экономики. Они призваны изменить ожидания производителей и в первую очередь оценку ими рисков, связанных с теми или иными видами производственной деятельности. При помощи этих инструментов государство стремится трансформировать соотношение спроса и предложения в желаемом направлении. К косвенным методам промышленной политики относятся:

● принятие нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность отраслей либо промышленности в целом, но не предусматривающих прямой поддержки конкретных отраслей (техническое регулирование, поддержка экспортеров, стимулирование инновационной деятельности и т. д.); ● таможенно-тарифное регулирование в поддержку экспортной деятельности национальных предприятий; ● создание условий для развития финансовой инфраструктуры производственной и в особенности инновационной деятельности (регулирование учетной ставки и т. д.); ● снятие ограничений на производственную деятельность и уменьшение ее институциональных издержек (снижение административных барьеров, создание территорий с налоговыми и иными преференциями ведения производства – технопарков, зон свободной торговли); ● реализация совместных проектов с негосударственными хозяйствующими субъектами (строительство инфраструктурных объектов и т. д.); ● политика государственных закупок и др. Основными средствами реализации поставленных целей современной промышленной политики являются косвенные методы.

Однако в целях обеспечения национальной и экономической безопасности, сохранения и развития диверсифицированной производственной системы, обеспечения стабильного функционирования социальной сферы, стимулирования деятельности предприятий государственного сектора экономики органы государственной власти используют инструменты прямого воздействия, выделяя бюджетные средства на поддержание конкретных отраслей промышленности и реализацию крупных инвестиционных проектов.

Превалирование тех или иных наборов инструментов в комплексе мероприятий, направленных на развитие национальной экономики, новейших технологий и продуктов с высокой степенью обработки, а также принципиальная особенность современной промышленной политики, связанная с ее ориентацией на формирование инноваций как важнейшего фактора экономического роста, определяют тип проводимой государством промышленной политики. В настоящее время в мире сложились следующие основные типы промышленной политики:

● экспортоориентированная промышленная политика; ● политика импортозамещения; ● инновационная промышленная политика. Суть экспортоориентированной промышленной политики состоит во всемерном поощрении производств, ориентированных на экспорт своей продукции.

Основные поощрительные меры направлены на развитие и поддержку конкурентоспособных экспортных отраслей с целью захвата как можно большей доли мирового рынка. Реализация промышленной политики данного типа осуществляется через налоговые и таможенные льготы, кредитование предприятий-экспортеров, поддержку низкого валютного курса и создание иных благоприятных условий для функционирования экспортоориентированных отраслей.

Важными преимуществами этого вида промышленной политики являются 1)включение страны в мировое хозяйство и доступ к мировым ресурсам и технологиям; развитие сильных конкурентных отраслей экономики, которые обеспечивают мультипликативный эффект развития остальных, «внутренних» отраслей и выступают основным поставщиком денежных средств в бюджет; 2)привлечение валютных средств в страну и их инвестирование в развитие производства и сферы услуг национальной экономики. Успешными примерами в плане проведения экспортоориентированной промышленной политики могут служить такие страны, как Япония, Южная Корея, Чили, «азиатские тигры» (Малайзия, Таиланд, Сингапур), Китай.

Негативные факторы при реализации политики данного типа связаны в основном с сырьевым экспортом, поскольку чрезмерное его присутствие в структуре экспортируемой продукции грозит привести к примитивизации структуры национальной промышленности, росту коррупции в органах власти, к оттоку кадров и финансовых ресурсов из обрабатывающей промышленности страны (Венесуэла, Россия). В долгосрочном плане это может привести к ослаблению конкурентоспособности обрабатывающей промышленности, замедлению темпов экономического роста и уменьшению уровня накапливаемых знаний, поскольку наиболее интенсивно процесс накопления знаний, рост человеческого капитала происходят именно в обрабатывающем секторе.

Эта ситуация в современной экономической теории получила название «голландской болезни». Стагнация же в обрабатывающей промышленности способна привести к ее отставанию от мирового технологического развития и необходимости импортировать новую технику, что практически обнуляет эффект от сырьевого экспорта, поскольку ставит экономическое развитие страны в зависимость от иностранных производителей. Кроме того, существуют негативные моменты и при ориентации страны на экспорт даже промышленного оборудования высокого передела, если в производстве данного оборудования высока доля импортных комплектующих, что ведет к привязке цены экспортируемых машин и станков к стоимости их импортных деталей, а также к возможности внеэкономического влияния страны-импортера на данные предприятия, отрасль и экономику страны в целом (Мексика). Промышленная политика импортозамещения представляет собой стратегию обеспечения внутреннего рынка на основе развития национального производства за счет проведения протекционистской политики и поддержания твердого курса национальной валюты (тем самым предотвращается инфляция). Импортозамещающая промышленная политика способствует улучшению структуры платежного баланса, нормализации внутреннего спроса, обес180 печению занятости, развитию машиностроительного производства, научного потенциала. Негативными сторонами импортозамещающей модели промышленной политики являются: самоизоляция от новых тенденций в мировой экономике; возможность технологического, а следовательно, конкурентного отставания от развитых стран; опасность создания тепличных условий для национальных производителей, что приведет к неэффективному управлению и использованию ресурсов; необходимость, независимо от международного разделения труда, выстраивать полностью производственные цепочки, которые могут быть более капитало- и ресурсоемкими, чем уже существующие в других странах. В основе инновационной промышленной политики лежит процесс экономического развития страны на внутреннем и внешнем рынках, опирающийся на новейшие тенденции технологического и общественного развития с использованием высокотехнологичного и капиталоемкого производства. Инновационная модель способствует поддержанию научно-технического потенциала государства, а следовательно, его конкурентоспособности на международной арене; стимулирует развитие образовательных институтов и обеспечивает экономику квалифицированными кадрами; способствует созданию рабочих мест внутри страны и обеспечивает внутренний спрос; поддерживает стабильный и высокий курс национальной валюты и благосостояние населения; ориентирует на развитие машинообрабатывающего комплекса, станко- и приборостроения с высокой добавленной стоимостью производимой продукции.

Стратегической целью, согласно Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., является превращение России в одного из лидеров мировой экономики. Достижение этой цели предполагает диверсификацию экономики, в структуре которой ведущая роль переходит к «отраслям знаний» и высокотехнологичным отраслям промышленности. Ориентиры промышленного развития предполагается сфокусировать:

1) на создании высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику (развитие конкурентных рынков, последовательная демонополизация экономики, поддержка инновационного бизнеса; развитие финансового сектора, обеспечивающего трансформацию сбережений в капитал);

2) структурной диверсификации экономики на основе инновационного технологического развития (формирование национальной инновационной системы, включающей инжиниринговый бизнес, инновационную инфраструктуру, институты рынка интеллектуальной собственности; создание мощного научно-технологического комплекса; содействие повышению конкурентоспособности ведущих отраслей экономики путем использования механизмов частно-государственного партнерства, улучшения условий доступа российских компаний к источникам долгосрочных инвестиций, обеспечения отраслей экономики высокопрофессиональными кадрами); 3) на закреплении и расширении глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов) – развитии на территории России крупных узлов международной энергетической инфраструктуры, использующих новые энергетические технологии; внедрении в промышленных масштабах экологически чистых технологий производства энергии и др. На сегодняшний день низкий технологический уровень производства, невостребованность инновационной продукции предприятиями других отраслей промышленности, входящими в производственные «цепочки», отсутствие высококачественного человеческого капитала тормозят распространение и внедрение инноваций, ускоряя отток новаторов за рубеж. Для выхода на качественно новый этап инновационного развития промышленная политика должна быть направлена на грамотное заимствование, доработку технологий и их распространение среди предприятий всех отраслей 183 индустриального сектора. При этом уровень приобретаемых технологий должен соответствовать степени технического и технологического развития страны. Необходимость наличия значительных финансовых ресурсов для приобретения технологий, а также развитой научно-технологической базы для адаптации достижений определяет высокую долю инноваторов среди крупных предприятий, интегрированных в холдинги, а также компаний, входящих в состав государственных корпораций. Малый бизнес не в силах нести такие издержки. В данной ситуации задача государства – путем формирования институтов развития (венчурных фондов, технопарков, инновационно-технологических центров, центров трансфера технологий и т. д.) способствовать покупке лицензий отечественным компаниям, а также обеспечивать диффузию инноваций среди предприятий смежных отраслей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: