МинОБРНАУКИ РОССИИ
ФГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет
Им. М.Акмуллы»
Институт профессионального образования и информационных технологий
Кафедра психологии и педагогики профессионального образования
«УТВЕРЖДАЮ» ______________________ Директор ИПОиИТ Р.И.Саитов |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
По дисциплине
ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
СД.Ф.12
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет
Им. М.Акмуллы»
Институт профессионального образования и информационных технологий
«Согласовано» _________________ председатель УМК Хасанов Р.Р. | «Утверждаю» _______________ Директор института Саитов Р.И. |
ПРОГРАММА учебной ДИСЦИПЛИНЫ
ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
СД.Ф.12
Цели и задачи дисциплины
Инженерная психология - это область знаний и сфера практики. В центре ее внимания находится человек, управляющий технологическим процессом на заводе, в энергетической системе, на транспорте и т.п. Быстрое развитие и усложнение техники, расширение условий эксплуатации ведут к возрастанию количества операторских ошибок и их цены. Крупные аварии и катастрофы последних лет связаны с деятельностью операторов, и в то же время идет свертывание фронта фундаментальных исследований операторского труда. Почти полное прекращение перспективных разработок, концентрация сил на небольшом участке практических тем (отбор, оценка), снижение количества внедрений грозят привести к новым человеческим жертвам и большим экономическим потерям.
|
Инженерная психология сосредоточена на проектировании, изучении и преобразовании сложных человеко-машинных систем. Профессиональная психология занимается изучением, проектированием и преобразованием труда профессионала и его жизни. К двум этим областям примыкает психология труда. Все три лежат в междисциплинарной области, где пересекаются общая, социальная, экспериментальная, возрастная и педагогическая психология, что предполагает владение соответствующими понятиями и методами.
В настоящем курсе изложение материала развертывается в нескольких параллельных слоях: методологическом, теоретическом, методическом и практическом. Методология строится на понятиях времени, пространства, энергии, языка, схемы и др.
С общими вопросами курса студенты знакомятся на лекциях. При подготовке к семинарским занятиям студентами самостоятельно рассматриваются вопросы, дополняющие основной материал.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Цель дисциплины − изучение, усовершенствовании и проектировании человеческого труда, формирование у студентов практических навыков диагностики системы «человек-машина» в области информационных технологий, повышение эффективности эргономического подхода в профессиональной деятельности.
Курс читается для студентов 5-го года обучения (9-й семестр). Базовые курсы - "Психология труда", "Общая психология", "История психологии", "Возрастная психология", "Социальная психология".
По окончании курса студент должен:
|
знать: основные психологические признаки труда и профессии, историю возникновения и развития психологических представлений о труде, основные этапы становления субъекта труда и формирования профессионала, общее представление о системе "человек - машина", основные этапы деятельности человека-оператора.
уметь: анализировать трудовую деятельность, составлять различные профессиограммы, иметь начальные навыки ориентировки и выбора методов психологического изучения труда, иметь начальные навыки рефлексии собственной будущей профессиональной деятельности (особенно в ценностно-смысловом ее аспекте).
иметь представление: об основных проблемах развития психологии труда, об основных проблемах развития и саморазвития профессионала, о перспективах развития психологии труда и инженерной психологии.
Целью курса является знакомство студентов с основными психологическими представлениями о трудовой деятельности, а также формирование начальных навыков рефлексии собственного будущего труда.
Основными задачами курса являются:
ознакомление студентов с теоретическими основами инженерной психологии;
формирование у них общего представления об основных методах психологии труда и инженерной психологии;
раскрытие перед будущими специалистами ценностно-смысловых аспектов трудовой деятельности.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫИ ВИДЫУЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры |
Общая трудоемкость | ||
Аудиторные занятия | ||
Лекции | ||
Практические занятия (семинары) | ||
Лабораторные работы | - | |
Самостоятельная работа | ||
Контроль самостоятельной работы | ||
Вид итогового контроля: | зачет |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ