РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ




№ п/п Тематический план Лекции Практические занятия, семинары Самостоятельная работа
         
  Теоретико-методологические основы инженерной психологии. Развитие техники и проблемы психологии      
  Основы теории операторской деятельности      
  Основы проектирования СЧМ. Психологические особенности системы «человек — компьютер».      
  Эргономика рабочего пространства      
  Анализ труда психолога      
  Ценности в организационном поведении      
  Ошибка человека      
  Профессиональное действие      
  Профессиональная задача      
  Принятие решения      
  Психосемантика профессионального опыта      
  Команда и совместная деятельность      
  Отбор и оценка персонала      
  ИТОГО      

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Теоретико-методологические основы инженерной психологии

Специфика методов инженерной психологии. Особенности и классификация систем «человек-машина» (СЧМ). Показатели качества СЧМ. Троичная схема «субъект – действие – объект».

Понятия «технологический процесс», «человеческий труд», «рационализация труда» и др. Вопросы разработки теории и проектирования человеческого труда. Методология системного инженерно-психологического проектирования. Проектирование, изучение и преобразование сложных человеко-машинных систем.

 

Тема 2. Основы теории операторской деятельности

Основы теории операторской деятельности. Два подхода к анализу системы «человек – машина». Общая характеристика деятельности. Анализ операторской деятельности: мотивы и цели деятельности; цель как образ будущего результата деятельности и ее регулятор; переработка текущей информации и концептуальная модель; планирование деятельности; принятие решения; Виды и структура действий.

Оператор в системе «человек—машина» (СЧМ) и общая схема его деятельности.

Оператор в системе «человек—машина» (СЧМ) и общая схема его деятельности. Принятие решений оператором. Профессиональные действия и профессиональные задачи в труде оператора. Ошибки в труде оператора.

 

Тема 3. Основы проектирования СЧМ

Основы проектирования системы «человек – машина». Основы эксплуатации системы «человек – машина».

Психологические особенности системы «человек — компьютер».

Психологические особенности системы «человек — компьютер». Внедрение компьютерных технологий в организациях. Компьютер в деятельности психолога. Компьютер как вариант «органопроекции» человеческого интеллекта и пути обогащения «компьютерной метафоры».

 

Тема 4. Эргономика рабочего пространства

Общие понятия эргономики. Методы оценки удобства и дискомфорта рабочей позы в положении сидя. Правила учета антропометрических данных при расчетах эргономических параметров рабочих мест. Векторно-координатный метод оценки рабочих мест. Навыки и умения. Физиологические основы деятельности.

 

Тема 5. Анализ трудового процесса

Метод анализа уровней регуляции операторской деятельности.

Методы субъективной оценки функциональных состояний человека. Методы и прикладные программы психологической саморегуляции функциональных состояний. Изменения эмоционально-личностной сферы при развитии хронического утомления.

 

Тема 6. Ценности в организационном поведении

Выявление ценностных регуляторов организационного поведения персонала. Образ мира профессионала. Временная связность образа мира профессионала.

 

Семинарские занятия

Требования к учащимся при подготовке к семинарским занятиям.

1. Наличие конспекта с дополнительным материалом.

2. При выступлении докладчики могут опираться на свой конспект, но не читать его.

3. У каждого учащегося должно быть не менее 2 ответов за все занятия.

 

Семинар №1: Ошибка человека

План:

Ответы по вопросам лекционного занятия с сообщениями.

1. Теория: концепция ошибки.

2. Классификация ошибок.

3. Практика: расследование происшествий.

4. Профилактика ошибок.

5. Ошибка и опыт.

Методики

1. Батарея методик отбора на операторские должности.

2. Центры оценок: организация и содержание мероприятий, точность прогноза успешности профессиональной деятельности.

3. Расследование происшествий: полирефлексивное интервью.

4. Реконструкция обстоятельств происшествия с помощью фреймов.

5. Моделирование происшествий с помощью тренажера. Ме­тоды регистрации действий экипажа при заходе на посадку.

6. Анонимное информирование об ошибках. Накопление, рас­шифровка и представление данных (на примере географических ошибок).

7. Метод критических инцидентов.

2. Доклад на тему:

1. Как построить психологическую теорию ошибки? Как сфор­мулировать подход к ошибке с позиции теории деятельности? Можно ли говорить об ошибке в конкретном действии, когда оно не закончено?

2. Могут ли обеспечить успешное, безошибочное выполнение: подготовка сама по себе? контроль в ходе исполнения? анализ после совершения?

3. Предупредит ли переживание вины за прошлое ошибку в на­стоящем?

4. Почему ошибка не всегда влияет на становление опыта?

5. Почему ошибаются опытные специалисты?

3. Письменный опрос:

1. Теория: концепция ошибки.

2. Классификация ошибок.

3. Профилактика ошибок.

4. Ошибка и опыт.

Семинар №2: Профессиональное действие

План урока:

Ответы по вопросам лекционного занятия с сообщениями.

1. Теоретический анализ трудового процесса.

2. Различные подходы: информационные, имитационные и другие модели.

3. Три аспекта исполнительного действия.

4. Психологическое содержание труда (оператор автоматизи­рованных систем, психолог, педагог, врач, менеджер).

Методики

1. Наблюдение за трудовым процессом. Ограничения.

2. Построение модели трудового действия. Вопросник: от технологического описания трудового процесса перейти к пси­хологическому путем выделения эмоциональных и когнитивных аспектов. Обработка: вычисление расстояний и установление связей (пороговая процедура); анализ треугольной матрицы. Клайк-анализ. Граф-схема.

3. Выделение и измерение операций (обнаружение, опознание, сканирование кратковременной памяти, ответ), оценка объема памяти, логические преобразования.

4. Стенд для изучения двигательных действий. Процедура. Графики пути и скорости.

2. Доклад на тему:

1. Анализ труда. Основания психологического подхода - мето­дология.

2. Информационно-процессуальные модели - проблема выде­ления этапов.

3. Имитационное моделирование: как сочетать операции и на­пряжение?

4. Что такое действие? Как его определить теоретически, какие методические приемы позволяют выделить действие на практике? Как различить эмоциональный, исполнительный и когнитивный аспекты действия?

5. Время в анализе действия. Объективное описание и необхо­димость обращаться к субъекту действия за сообщением.

6. Групповой субъект и совместное действие как отправные пункты теории.

7. Понятие действия: пределы описательных возможностей.

8. Понятие ошибки как необходимый компонент теории дейст­вия; динамическая модель действия.

3. Письменный опрос:

· Теоретический анализ трудового процесса.

· Различные подходы: информационные, имитационные и другие модели.

· Три аспекта исполнительного действия.

· Психологическое содержание труда (оператор автоматизи­рованных систем, психолог, педагог, врач, менеджер).

Семинар №3: Задача

План урока:

Ответы по вопросам лекционного занятия с сообщениями.

1. Понятие профессиональной задачи.

2. Таксономия задач в виде набора глаголов.

3. Простые и сложные задачи в различных видах труда: пилот, штурман, психолог, педагог, врач, менеджер.

4. Мышление оператора.

5. Проектирование новой деятельности: определение задач.

6. Компьютеризация в различных видах труда.

7. Интеллектуальный интерфейс.

Методики

1. Методики изучения пространственного мышления: карандаш и бумага, модели профессиональных задач (соотношение между системами отсчета; дробление процесса на отдельные порции).

2. Использование биполярных шкал. Составление системы шкал, проведение опроса. Обработка. Анализ.

3. Многоэкранные компьютерные системы обучения пилотов.

4. Тест EFT.

2. Доклад на тему:

1. Простые и сложные задачи: каковы критерии различения?

2. Характеристика мыслительной деятельности опытного специалиста.

3. Как можно переучить опытного специалиста? Какими приемами?

4. Мыслит ли оператор при выполнении действия?

5. Почему именно глаголы становятся ключевым средством при разработке систем задач в трудовой деятельности?

3. Письменный опрос:

1. Понятие профессиональной задачи.

2. Таксономия задач в виде набора глаголов.

3. Простые и сложные задачи в различных видах труда: пилот, штурман, психолог, педагог, врач, менеджер.

4. Мышление оператора.

5. Проектирование новой деятельности: определение задач.

6. Компьютеризация в различных видах труда.

7. Интеллектуальный интерфейс.

 

Семинар №4: Принятие решения

План урока:

Ответы по вопросам лекционного занятия с сообщениями.

1. Теория: модели Курта Левина, В.Врума, Х.Хекхаузена, И.Джаниса, Л.Манна.

2. Практика: консультирование по принятию решения.

3. Поведение людей в ситуации, требующей принятия решения.

4. Профессиональное обучение принятию решения.

5. Принятие решения в различных видах труда.

Методики

1. Интервью.

2. Групповое интервью. Организация. Пространственные и временные условия.

3. Метод «карандаш и бумага». Модели на карточках и на ма­кетах.

4. Обучение специалистов со стажем принятию решения: тре­нажерные и компьютерные методики. Организация, средства, программы, общий объем часов. Оценка результатов. Провоци­рующие ситуации. Обучение экзаменаторов.

5. Профессиональное консультирование по принятию решения. Устройство «балансной ведомости»; оценка полезности и вредно­сти решения для субъекта и для других, социальное одобрение и самоодобрение.

2. Доклад на тему:

1. Как моделировать принятие решения?

2. Критерии оптимального решения. Почему решение - волевой акт? Что такое воля?

3. Почему люди уклоняются от решений?

4. Почему влияние окружающих на решение индивида столь велико? В чем оно состоит? Социально-психологические аспекты принятия решения.

3. Письменный опрос:

1. Принятие решения в различных видах труда.

2. Практика: консультирование по принятию решения.

3. Поведение людей в ситуации, требующей принятия решения.

4. Профессиональное обучение принятию решения.

 

Семинар №5: Психосемантика профессионального опыта

План урока:

Ответы по вопросам лекционного занятия с сообщениями.

1. Пространственно-социальные временные схемы.

2. Операционально-смысловые структуры профессионального опыта.

3. Психосемантика: потребности, мотивы, эмоции, смыслы в схеме трудовой деятельности и отношений.

4. Социально-психологическая характеристика единиц профес­сионального опыта.

5. Функциональные единицы деятельности авиадиспетчера.

6. Образ мира и профессиональный опыт.

Методики

1. Метод «карандаш и бумага».

2. Построение и воспроизведение линии пути по речевым командам.

3. Бланковый метод исследования оперативной памяти специалистов.

2. Доклад на тему:

1. Вербальные и моторные структуры профессионального опыта.

2. Формирование структур опыта для действий в экстремальных ситуациях: тренажерная подготовка и разборы происшествий.

3. Принцип «Я-здесь-теперь»: как его сочетать с понятиями психологического времени и психологического пространства? Этот принцип задает особую ориентацию рассмотрения операторского труда.

3. Письменный опрос:

1. Пространственно-социальные временные схемы.

2. Операционально-смысловые структуры профессионального опыта.

3. Психосемантика: потребности, мотивы, эмоции, смыслы в схеме трудовой деятельности и отношений.

4. Социально-психологическая характеристика единиц профес­сионального опыта.

5. Функциональные единицы деятельности авиадиспетчера.

6. Образ мира и профессиональный опыт.

Семинар №6: Команда и совместная деятельность

План урока:

Ответы по вопросам лекционного занятия с сообщениями.

1. Теория: субъект профессионального действия операторов.

2. Психологическая характеристика группового действия: про­странственная координация, синхронизация, единство смысла, динамика отношений.

3. Имитационные модели деятельности операторских команд.

4. Специфика операторских групп на транспорте.

5. Практика: программы тренировки экипажей.

6. Социальная среда команды и индивида.

Методики

1. Вопросник, обработка и граф-схемы действия, коммуникации и контроля.

2. Действия летного экипажа в экстремальной ситуации (на тренажере). Модель в лабораторных условиях. Наблюдение за деятельностью по категориям: фиксация сторон речевого обмена - деловая и оценочная. Сопоставление с оценкой деятельности преподавателем.

3. Методики изучения социальной профсреды: как и что на­блюдать? Как и о чем спрашивать? Как вести беседу?

4. Метод регистрации количества переходов: анализ связей, построение графов на основе информации о частотах.

5. Методики: «гомеостат» и «интегратор».

2. Доклад на тему:

1. Проблема подбора специалиста на должность командира экипажа. Почему «хорошо подобранный человек» оказался неспособным выполнять функции лидера?

2. Взаимоотношения в команде: позитивные и негативные явления.

3. Проблема подбора команды.

4. Психосемантика групповой деятельности.

5. Формирование профессионала в группе.

6. Индивидуальное и групповое действия. Сознание в групповом действии.

3. Письменный опрос:

1. Теория: субъект профессионального действия операторов.

2. Психологическая характеристика группового действия: про­странственная координация, синхронизация, единство смысла, динамика отношений.

3. Имитационные модели деятельности операторских команд.

4. Специфика операторских групп на транспорте.

5. Социальная среда команды и индивида.

 

Семинар №7: Отбор и оценка персонала

План урока:

Ответы по вопросам лекционного занятия с сообщениями.

1. Понятия: "модель специалиста", "профессиограмма", "психограмма", "модуль профессии", "формула профессий".

2. Схема анализа профессий, "аналитическая профессиограмма.

3. Понятия "професиограмма" и "психограмма".

4. Типы профессиограмм (по Е.М. Ивановой).

5. "Формула профессий" (по Е.А. Климову).

6. "Аналитическая профессиограмма" и общая схема профотбора.

7. Аналитическое профессиографирование: два основных этапа.

8. Конкурсный набор персонала на работу.

9. Профессиональная адаптация.

2. Доклад на тему:

1. Уровни анализа трудовой деятельности.

2. Уровни системного анализа трудовой деятельности (Е.М. Иванова).

3. Трудовая деятельность как система, уровни анализа трудовой деятельности (В.Д. Шадриков).

4."Формула профессий".

5. Схема анализа профессии и варианты ее использования в групповой работе и в индивидуальной профконсультации.

6. Трудности изучения профессиональной деятельности в условиях современной России.

3. Письменный опрос:

1. Как соотносятся понятия "профессиограмма", "психограмма" и "аналитическая профессиограмма"?

2. Чем различаются информационная и диагностическая профессиограммы?

3. Можно ли однозначно утверждать, что предложенная Е.А. Климовым "формула профессий" является разновидностью профессиограмм?

4. Что такое "трудовой метод" в изучении профессиональной деятельности?

5. В чем сложности корректно организованного профотбора? Приведите аргументы "за" и "против" использования стандартизированных опросников и тестов в профотборе.

  • Темы рефератов
    • Профессиограмма и психограмма.
    • Основные методы изучения профессий и человека в труде.
    • Трудовая деятельность как система.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: