Основными условиями эффективного проведения дискуссий являются




При знакомстве студентов с материалом следует учитывать следующие моменты: их преемственность, предполагается, что при рассмотрении проблем профессионального самоопределения и деятельности самого психолога труда (или профконсультанта) постоянно идет ссылка на рассмотренные ранее темы;

допускается обозначать проблемы, которые будут рассмотрены позже, с целью стимулирования студентов к размышлениям в этом направлении, а также для демонстрации идеи взаимосвязи (системности).

При знакомстве с материалом следует учитывать следующее:

важно с самого начала сформировать интерес к проблематике и показать основные проблемы развития инженерной психологии во взаимосвязи с другими важными проблемами и других смежных наук (философии, социологии, политики и др.);

рекомендуется показать в курсе межпредметный характер, ее связь практически со всеми разделами самой психологии (с общей психологией, с возрастной психологией, с психофизиологией и др.);

важной особенностью курса является то, что традиционная психология труда часто включает сложные понятия и формулировки, поэтому рекомендуется чаще использовать простые примеры для их иллюстрации и повышения наглядности.

при знакомстве с вопросами инженерной психологии у студентов часто возникают трудности при восприятии сложных понятий, связанных с техникой и информатикой. Поэтому здесь также важным условием эффективности курса является использование простых и понятных примеров, особенно, если эти примеры как-то связаны с реальным опытом многих слушателей (например, в плане работы с персональным компьютером и др.);

желательно показать связь инженерной психологии с основными философскими проблемами (например, сама система "человек - техника" отражает философскую проблему связи сознания и материи, психического и физического и др.);

при рассмотрении вопросов, связанных с трудом в организации и трудовыми конфликтами, следует учитывать то, что обычно студентам читаются отдельные курсы по "Психологии управления" ("Организационной психологии") и "Психологии конфликта". Поэтому детальное рассмотрение данных вопросов неуместно, но важно показать при этом наиболее существенные моменты, связанные именно с проблематикой психологии труда, т.е. постоянно увязывать проблемы труда в организации с традиционной проблематикой психологии труда, а конфликты в труде - с идеей о том, что работник и существует для того, чтобы постоянно "снимать" (или предупреждать) конфликтные отношения в коллективах или конфликты (несостыковки) человека с техникой…

некоторые темы предполагают дискуссионный характер проведения занятий, заставляющих студентов эмоционально включиться в обсуждение и почувствовать сложность рассматриваемых вопросов. Поэтому, по возможности, рекомендуется использовать метод специально организованной дискуссии (с предварительной подготовкой докладов или рефератов и их последующим обсуждением). Допускается также спонтанная дискуссия (например, сразу после поставленного вопроса), но желательно много времени этому не уделять и проводить их, по возможности, спокойно и конкретно (главная опасность здесь - эмоционально увлечься и потерять над собой контроль).

О сновными формами организации занятий являются лекции, семинары и демонстрации практических методик.

При этом в ходе проведения и лекций, и семинаров, и демонстрации методик особое внимание уделяется проблемной ориентации материала. В этой связи вполне возможно использование метода дискуссий.

Основными условиями эффективного проведения дискуссий являются:

Активизация слушателей со стороны преподавателя, а именно использование проблемных (и даже провоцирующих) вопросов к аудитории; самостоятельные размышления преподавателя над сложными вопросами с неоднозначными выводами; приведение примеров, показывающих проблемный характер некоторых вопросов и тем и др.

Ненавязчивая позиция преподавателя при организации дискуссий, когда важен сам процесс обсуждения какой-то значимой для психологии труда проблемы, а не результат. Все это в итоге должно формировать не столько знания, сколько готовность студентов опираться на метод науки при рассмотрении проблем психологии труда, когда знания рассматриваются лишь как средство для рассмотрения этих проблем.

Формирование атмосферы заинтересованности при рассмотрении проблем психологии труда, что предполагает заинтересованность самого преподавателя. При этом в основе заинтересованности самого преподавателя лежит все-таки владение материалом с его стороны.

По возможности, в перспективе (по мере развития дистанционных форм обучения) рекомендуется проведение организованных дискуссий через Интернет, что предполагает предварительную подготовку по заранее обозначенным проблемам и подготовку со стороны студентов докладов, с их последующим обсуждением на занятиях (или на специально организованных для этого семинарах). В этой связи целесообразным представляется предварительная подготовка некоторыми студентами своих рефератов (темы рефератов обозначены ниже) с тем, чтобы использовать их в качестве основы для своих докладов, с соответствующим проставлением оценок по этим рефератам, если они будут признаны удачными.

Основными формами контроля и оценки знаний являются:

зачеты;

рефераты (как вариант - реферат в виде доклада с последующим обсуждением его на семинаре - оценка или "зачет" в этом случае проставляется, если доклад или, в перспективе, дискуссия через Интернет и ответы на вопросы были признаны удачными).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: