II. Учет ремонта основных средств




В процессе эксплуатации основные средства подвергаются физическому и моральному износу, что требует ремонта или восстановления основных средств.

С ремонтом основных средств в своей деятельности сталкиваются любые предприятия:

- выходит из строя оборудование;

- ломается компьютер;

- требует ремонта автомобиль руководителя.

Как правило, затраты на подобный ремонт незначительны.

Совсем другое дело, когда речь идет о ремонте управления (офиса) или целого производственного комплекса. В этом случае затраты на ремонт могут составить сотни тысяч рублей.

При ведении бухгалтерского учета операций по поддержанию объектов основных средств в рабочем состоянии организации руководствуются правилами, установленными:

- Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств (ПБУ 6/01, приказ МФ РФ от 30.03.2001 г. № 26н).

- Методическим указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (приказ МФ РФ от 13.10.2003 г. № 91н), которым определено, что такое ремонт. Ремонтом основных средств считаются работы по систематическому и своевременному их предохранению от преждевременного износа и поддержанию в рабочем состоянии.

Кроме того, положением введено новое понятие «восстановление основных средств» (глава 4), касающееся работ по поддержанию основных средств в рабочем состоянии.

Согласно данному Положению к работам по восстановлению объектов основных средств относятся работы по

- ремонту основных средств;

- реконструкции и модернизации объектов.

Из указанных составляющих нам, в учебных целях, необходимо рассмотреть лишь первую часть – ремонт основных средств.

К работам по ремонту объектов основных средств относятся работы по

- текущему,

- среднему и

- капитальному ремонтам.

Организация осуществляет данные работы в определенном порядке и в сроки, установленные планом ремонта и системой планово-предупредительного ремонта. При этом указанная система ремонта разрабатывается организацией самостоятельно, с учетом видов основных средств, их технических характеристик, условий эксплуатации и др.

Системой планово-предупредительного ремонта предусматривается (подразделение работ по видам):

- обслуживание объектов;

- текущий ремонт;

- средний ремонт;

- капитальный ремонт;

- особо сложный ремонт отдельных объектов.

Работы по обслуживанию и ремонту объектов основных средств могут выполняться подрядным или хозяйственным способом.

Работы по обслуживанию основных средств заключаются в осмотре и уходе за действующими объектами, и их целью является проверка технического состояния зданий и сооружений, машин и оборудования, ликвидация мелких неисправностей, а также выявление дефектов, подлежащих устранению при очередных ремонтах.

Под текущим ремонтом понимаются работы, связанные с заменой изношенных мелких деталей, устранением мелких повреждений конструкций, разборкой отдельных узлов машин, оборудования, а также с отштукатуриванием внутренней части зданий, фасадов, ремонтом перекрытий.

Средний ремонт включает в себя частичную разборку всех ответственных узлов машин, механизмов, оборудования, агрегатов с заменой или восстановлением износившихся деталей. При этом виде ремонта производятся регулировка механизмов и их испытание под нагрузкой. Он относится только к активной части основных средств.

Капитальный ремонт – это наиболее сложный вид ремонта, который предусматривает замену целых конструкций зданий, сооружений, узлов машин, агрегатов, а также замену их частей с полным устранением износа и полным восстановлением ресурсов.

Он осуществляется в сочетании с модернизацией и позволяет устранить не только физический, но и моральный износ оборудования.

Законченный ремонт основных средств оформляют актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ф. № ОС-3).

Состав затрат на ремонт объектов зависит от

- видов ремонтов;

- способа выполнения работ и

- объектов основных средств, на которых производятся работы по ремонту.

Все предприятия, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, расходы на проведение всех видов ремонта относят непосредственно на издержки производства (дебет счетов 20,23,25,26 и др.) или эксплуатационные расходы обслуживающих производств и хозяйств (дебет счета 29), в корреспонденции с кредитом счетов, обусловленных характером затрат на ремонт.

Возможны три схемы финансирования ремонта основных средств: 1) путем включения фактических затрат в издержки производства (работ, услуг) по мере производства ремонта; 2) создания ремонтного фонда или резерва на ремонт; 3) отнесение фактических затрат на счет расходов будущих периодов с последующим равномерным списанием их на издержки про­изводства. При этом выбор названных способов обусловливается отраслевой принадлежностью предприятия, порядком и видом ремонта, размером ремонта.

Рассмотрим последовательно каждую из схем финансирования ремонта основных средств и порядок отражения операций по ним в бухгалтерском учете.

I. При включении фактических затрат в издержки производства (работ, услуг) по мере проведения ремонта основных средств в зависимости от места эксплуатации ремонтируемых объектов в учете делаются бухгалтерские проводки по дебету счетов 20,23,25,26 и др. и кредиту соответствующих материальных и расчетных счетов 10,60,69,70,71 и др.

Такой порядок учета рекомендуется использовать при незначительных затратах на текущий и профилактический ремонты, которые не могут существенно влиять на конечный финансовый результат.

II. Для накапливания денежных средств на проведение всех видов ремонтов основных средств организации могут создавать:

- ремонтный фонд (резерв);

- резерв расходов на ремонт основных средств.

Ремонтный фонд (резерв) создается для ремонта крупных объектов с достаточно длительной периодичностью в ремонте.

Нормативы отчислений организация рассчитывает самостоятельно в твердой фиксированной сумме или в процентах к балансовой стоимости соответствующих основных средств на пятилетний период, по которым ежемесячно производятся отчисления за счет издержек производства.

Обобщение информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в установленном порядке в целях равномерного включения расходов и платежей в издержки производства, ведется на пассивном счете 96"Резервы предстоящих расходов" в журнале-ордере № 12. Резервирование (ежемесячные отчисления) сумм отражается по кредиту счета 96 в корреспонденции с дебетом счетов учета, затрат на производство 20,23 25,26 и др., а использование ремонтного фонда - по дебету этого счета в корреспонденции соответственно с материальным, расчетными и другими счетами 10,60,70,71 и др.

Пример

1. Начислены суммы в ремонтный фонд для ремонта основных средств, используемых во вспомогательном производстве.

Дебет счета 23 кредит счета 96

2. Израсходованные материалы на ремонт основных средств вспомогательного производства, списаны за счет средств ремонтного фонда.

Дебет счета 96 кредит счета 10

В случае отказа со следующего года от образования ремонтного фонда его сальдо декабрем месяцем списывается со счета 96 на финансовые результаты в кредит счета 91-1: Д-т 96 К-т 91/1.

При инвентаризации резерва расходов на ремонт основных средств излишне зарезервированные суммы в конце года сторнируются.

 

В случаях, когда окончание ремонтных работ по объектам с длительным сроком их производства и существенным объемом указанных работ происходит в следующем за отчетным годом, остаток резерва на ремонт основных средств не сторнируется. По окончании ремонта излишне начисленная сумма резерва относится на финансовые результаты отчетного периода.

III. Наконец, затраты по ремонту основных средств за счет расходов будущих периодов производятся при возникновении внезапных ремонтов на крупные суммы в тех случаях, когда предприятие не создает ремонтного фонда или резерва, а также когда затраты по ремонту превысили сумму образованного к этому времени ремонтного фонда или резерва.

Отнесение фактических расходов при этой схеме учета отражается по дебету счета 97 "Расходы будущих периодов" в корреспонденции с кредитом счетов 10,23,60,69,70 и др. Затем фактические затраты, учтенные на счете 97 ежемесячно равными частями в течение срока, к которому они относятся, в соответствии с расчетом, составленным работниками бухгалтерии предприятия, включаются в следующие отчетные периоды в себестоимость продукции, работ и услуг, на что делаются бухгалтерские проводки по дебету счетов 20,23,25,26 и др. и кредиту счета 97.

Анализ бухгалтерских проводок по ремонту основных средств при разных схемах учета затрат показывает, что общим для всех трех схем является включение расходов на ремонт в издержки производства и эксплуатационные расходы обслуживающих производств и хозяйств. Отличительной же особенностью является временной период их включения в издержки производства: в том периоде, когда произведен ремонт (как правило, это относится к затратам, связанным с техническим обслуживанием и проведением текущею ремонта - первая схема финансирования); в периоды, предшествующие производству ремонта (когда, по условиям экономической целесообразности на предприятиях с большим объемом ремонтных работ создается ремонтный фонд или резерв - вторая схема финансирования); в периоды, следующие за производством ремонта (при возникновении внезапных ремонтов на крупные суммы - третья схема финансирования).

Ремонт основных средств может производится хозяйственным или подрядным способами.

А. Хозяйственный способ предполагает осуществление ремонтных работ силами и средствами самого предприятия, т.е. силами ремонтных цехов, участков, ремонтно-механических мастерских, специальных бригад, рабочими, обслуживающими строительные машины и механизмы.

Проведение ремонта, связано с определенными затратами предприятия, которые слагаются из фактических расходов материалов, топлива, запасных частей, заработной платы с отчислениями на социальные нужды и др. При этом затраты на производство ремонтных работ учитываются:

1) на предприятиях, использующих первую схему финансирования, - по дебету счетов 20,23,25,26 и др. и кредиту счетов 10,60,69,70,71 и др. в зависимости от места эксплуатации ремонтируемых объектов;

2) на предприятиях, создающих ремонтный фонд (резерв), - по дебету счета 96 и кредиту счетов 10,23,60,69,70,71 и др.;

3) при отнесении фактических затрат на расходы будущих периодов - по дебету счета 97 и кредиту счетов 10,23,60,69,70,71 и др. В последующем учтенные расходы равномерно списываются с него на себестоимость продукции, работ и услуг, на что делаются бухгалтерские проводки по дебету счетов 20,23,25,26 и др. и кредиту счета 97.

Капитальный ремонт хозяйственным способом осуществляют на основе позаказного метода учета.. Особенностью его является то, что при наличии на предприятии ремонтного цеха, участка, ремонтно-механической мастерской все затраты по ремонту основных средств предварительно собираются в дебете счета 23 отдельно по каждому ремонтируемому объекту с кредита счетов 10,60,69,70,71 и др. По окончании ремонтных работ расходы относят непосредственно на издержки производства (дебет счетов 20,23,25,26 и др., кредит счета 23), в зависимости от того, в каком подразделении эксплуатируется отремонтированный объект.

Б. При подрядном способе ремонта для его осуществления привлекаются специализированные предприятия и другие сторонние организации в соответствии с заключенными договорами. Это наиболее прогрессивный способ ремонта основных средств. При этом способе ремонта учет затрат ведет подрядная организация, заказчик же осуществляет только учет расчетных операций с подрядчиком с использованием пассивного счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Здесь также как и при хозяйственном способе ремонта, используются все три схемы финансирования ремонтных работ.

Так, в случае непосредственного отнесения фактических затрат на издержки производства заказчика делается бухгалтерская провод­ка по дебету счетов 20,23,25,26 и др. и кредиту счета 60 (в зави­симости от места эксплуатации ремонтируемых объектов).

При создании ремонтного фонда (резерва) суммы затрат в учете заказчика отражаются по дебету счета 96 и кредиту счета 60, а при отнесении фактических затрат на расходы будущих периодов - по дебету счета 97 и кредиту счета 60. В последующем учтенные затраты по дебету счета 97 равномерно списываются с него на себестоимость продукции, работ и услуг, на что делается бухгалтерские проводки по дебету счетов 20,23,25,26 и др. и кредиту счета 97.

Оплата расчетных документов по выполненным подрядчиком ремонтным работам оформляется у заказчика, записью по дебету счета 60 и кредиту счета 51.

Пример.

1. На стоимость выполненных ремонтных работ подрядчиком

предъявлено организации (заказчику) платежное требование

Дебет счетов 20,23,25,26 и др., кредит счета 60

2. На сумму НДС, причитающуюся подрядчику согласно

платежному требованию. Дебет счета 19 кредит счета 60

3. Оплачено платежное требование подрядчика

Дебет счета 60 кредит счета 51

и одновременно

на сумму зачета НДС при оплате платежного требования

Дебет счета 68 кредит счета 19

При инвентаризации резерва расходов на ремонт основных средств излишне зарезервированная сумма в конце отчетного года сторнируется и отражается в бухгалтерском учете методом красное сторно:

 
 
Д-т 23,25,26,29 и др. К-т 96  

 


В случаях, когда окончание ремонтных работ происходит в следующем отчетном году, остаток резерва на ремонт допускается не сторнировать.

По окончании указанных работ, излишне начисленная сумма резерва отражается:

Д-т 96 К-т 91/1

 

Синтетический учет затрат по ремонту основных средств ведется предприятием в журнале-ордере № 10-с. Аналитический учет ведется по ремонтируемым объектам основных средств (по каждому объекту в отдельности) в инвентарных карточках ф. № ОС-6.

Отнесение затрат, связанных с ремонтом в зависимости от схем финансирования и способов его осуществления, можно представить следующей таблицей.

Схема финансирования Способы проведения ремонта
Хозяйственный Подрядный
1. Включение фактических затрат в издержки производства Дебет счетов 20,23,25,26,и др. Кредит счетов 10,60,69,70,71 и др. Кредит счета 60
2. Создание ремонтного фонда или резерва: а) Дебет счетов 20.23,25,26,44 и др. Кредит счета 96 б) Дебет счета 96   Кредит счетов 10,60,69,70,71 и др.   Кредит счета 60
3. Отчисление фактических затрат на счет расходов будущих периодов с последующим равномерным списанием их на издержки производства а) Дебет счета 97   б) Дебет счетов 20,23,25,26 и др. Кредит счета 97     Кредит счетов 10,60,69,70,71 и др.     Кредит счета 60

 

При неравномерно производимом ремонте основных средств в течение года и при не создании резерва на ремонт согласно Плана счетов расходы, производимые в данном отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, относятся на счет 97 «Расходы будущих периодов» (активный, ж/о 10-с):

Д- т 97 К-т 10,23,60,69,70,76…..

Затем фактические затраты, учтенные на счете 97 ежемесячно равными частями в течение срока, к которому они относятся, в соответствии с расчетом, составленным работниками бухгалтерии, списываются на себестоимость продукции, работ, услуг:

Д-т 23,25,26,29,44…..- К-т 97

 

Учет затрат, связанных с модернизацией и реконструкцией объектов основных средств, ведется в порядке, установленном для учета капитальных вложений.

 

Вывод. В процессе эксплуатации основные средства подвергаются физическому и моральному износу. Следовательно, для поддержания их в рабочем состоянии основные средства необходимо ремонтировать. По сложности ремонт подразделяется на текущий, средний и капитальный, а по способам - на хозяйственный и подрядный. Возможны три схемы финансирования ремонта основных средств. Затраты по всем видам ремонта относятся на издержки производства независимо от схемы финансирования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: