Английская философия Нового времени.




Лекция 6 Философия Нового времени.

Особенности философии Нового времени.

Философия Ф.Бэкона

Рационализм Р.Декарта

И.Кант

Г.В.Ф.Гегель

Особенности философии Нового времени.

Потребность науки в систематизации огромного количества фактов, создании целостной картины мира, установлении причинно-следственных связей между явлениями природы активизировали поиски новых методов познания. В силу этого в философии на первый план выдвигаются проблемы теории познания (гносеологии). В связи с этим формируется логическая оппозиция разноустремленных подходов к познаниюи соответствующие им методы познания:

1. эмпиризм – метод, согласно которому основанием нашего познания является чувственный опыт, вследствие чего критерием истинности знания становится его проверяемость на опыте (индукция).

2. рационализм – основанием познания является независимая от опыта структура человеческого мышления (дедукция).

Итак, семнадцатый век по существу включил в себя два ре­волюционных потока: социальную и ценностную революцию и научную революцию, проявившую себя в особом пристрастии к экспери­менту и классификациям, рациональном познании и объясне­нии мира, формировании экспериментально-математическогоестествознания. Это побудило мыслителей по-иному смотреть на мир. Если в средние века философия развивалась в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения – с искусством и гумани­тарным знанием, то в XVII в. философия выбрала себе в каче­стве союзника естественные и точные науки.

Английская философия Нового времени.

 

Френсис Бэкон (1561-1626).

Главный труд Ф. Бекона - "Новый Органон, или истинные указания для истолкования природы". Глубже понять основную направленность идей Бэкона помогает его философская утопия - "Новая Атлантида".

«Новый Органон» Бэкона посвящен рассмотрению истинного метода познания, а именно, индукции.В логическом отношении это означает, что наша мысль движется от знаний единичных фактов к знаниям целого класса предметов или процессов. Индукция, по мнению Бэкона, является гарантией от недостатков и промахов, как в самой логике мышления, так и в познании вообще. Известно, что индукцию как метод мышления в свое время описал Аристотель, но он не придавал ей универсального зна­чения, как это сделал Бэкон.

Однако, Бэкон считал, что человеческое созна­ние не способно познать изучаемый предмет полно и точно. Серьезным препятствием на пути полного и точ­ного познания встают предрассудки, препятствующие человеку открыть ис­тину. Аллегорически он назвал их «идолами»

1. идолы рода - присущ всем лю­дям, поскольку они примешивают к природе познаваемых ве­щей природу собственного духа. К этому виду заблуждений приводят и ограниченные возможности органов чувств, и же­лание людей истолковать новые идеи в духе прежних пред­ставлений, и стремление человека распространить представле­ния о маленьком мире, в котором живет он сам, на большой и всеобщий мир.

2. идолы пещеры, сущность которых составляют индивидуальные особенности человека. Кроме идо­лов, общих всему человеческому роду, у каждого индивида суще­ствует «своя особая пещера», которая дополнительно «ослабляет и искажает свет природы». Содержание идолов пещеры составляют особенности воспитания и психологии человека, специфика со­циальной среды обитания, направленность интересов личности. Призраки пещеры отличаются значительным разнообразием, по­скольку они выражают индивидуальные различия каждого чело­века в отдельности.

3. идолы рынка (или рыночной площади), которые возникают в среде «взаимного общения и совместного использования языка». В процессе речевого об­щения люди воображают, что их разум повелевает словами. Неудачный и неправильный выбор слов создает серьезные трудности и помехи на пути познания истины. В этом случае слова как бы затуманивают разум, приводят его в смятение, дезориентируют в поисках истины.

4. идолы театра, которые своими корнями уходят в науку и философию. Они переселяются в человеческие мысли из различных философ­ских учений в результате доверия и поклонения тем или иным научным авторитетам. Особенно опасны в этом отношении традиционные философские доктрины и системы. К числу мнимых авторитетов Бэкон относит Пифагора, Платона и Аристотеля.

Бэкон настоятельно рекомендует устранить препятствия (идолов), лежащие на пути познания, и тем самым сделать душу более восприимчивой к истине. Основное средство преодо­ления «призраков» - обращение к опыту и обработка опытных дан­ных научным методом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: