Значительное место в творчестве Декарта занимает учение о бытии. Центральным понятием этого учения является «субстанция». Весь сотворенный мир Декарт расчленяет на два рода субстанций: духовные и материальные. Если главным признаком духовной субстанции является ее неделимость, то материальной - делимость до бесконечности. В качестве основного атрибута (коренного свойства) духовная субстанция имеет мышление, а материальная - протяжение. Остальные же атрибуты производны от этих первых, и их следует называть модусами. Так, например, модусами мышления являются воображение, чувство, желание, а модусами протяжения - фигура, положение, движение и т. д.
В человеке находятся, по мнению Декарта, две «сотворенные» Богом и резко отличающиеся друг от друга субстанции: одна - протяженная (телесная) субстанция, а другая - мыслящая (духовная). Обе они равноправны и независимы друг от друга. В этом четко проявляется дуализм Декарта.
Конечную цель познания Декарт видел в овладении силами природы, открытии и изобретении технических средств, усовершенствовании самой природы человека. Началом процесса познания он считал сомнение в истинности общепризнанного знания. Этап сомнения как бы расчищает почву для формирования нового знания. Декарт считает, что можно и нужно сомневаться во всем: существует ли внешний мир, существует ли человеческое тело, есть ли наука и т. д. Только в одном можно быть уверенным: само сомнение действительно существует. Если человек сомневается, то, значит, он мыслит. Само сомнение существует постольку, поскольку существует мышление, а значит, и «Я», как мыслящее существо. Отсюда родился знаменитый афоризм Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую».
Декарт был родоначальником рационализма, который сложился у него в результате наблюдений за логическим характером математического знания. Истины математики он считал совершенно достоверными, обладающими признаками всеобщности и необходимости. В силу этого обстоятельства Декарт отвел исключительную роль в процессе познания такому методу, как дедукция, или дедуктивной форме доказательства изложения.
И.Кант.
Основной вопрос, который ставит Кант в данном произведении, сводится к тому, что такое познание и каковы его границы? В связи с этим он определяет три способности человека, на которых основывается разум:
1. Чувственность проявляется в том, чтобы собранным с помощью органов чувств данным из внешнего мира, этому хаосу ощущений, придать порядок, облечь в единство.
2. Рассудок, который не может ничего наглядно представить, но оперирует в познании категориями, которых насчитывается 12 и они находятся в нашем сознании до опытного восприятия мира.
3. Разум – это вышедший за свои пределы рассудок, способность вносить единство в сами правила, стремление к безусловному синтезу, это регулятор познания.
Однако как ни важны для нашего познания рассудок и разум, все же основанием нашего знания является опыт. Но сам опыт часто является зыбким основанием, так как наши органы чувств могут ошибаться. Поэтому главной задачей Канта становится поиск абсолютно истинного знания. На этом основании философ выделяет 2 типа суждений:
1. синтетические суждения – это суждения, которые синтезируют знание, т.е. позволяют накапливать его и присоединять одни знания к другим.
2. аналитические суждения – ничего не прибавляют к нашим знаниям, а только дают его анализ.
Вместе с этим Кант утверждает, что существует различный характер того знания, которое мы имеем, а в частности:
1. априорное знание – доопытное, которое имеется в нашем сознании вне зависимости от опыта и до него.
2. апостериорное знание – это знание, которое мы получаем в результате нашего познания.
Анализируя процесс познания, Кант сопоставляет типы суждений с тем характером знания, который они могут приобретать, в результате чего он приходит к главному вопросу «Критики чистого разума»: как возможны априорные синтетические суждения?
Кант уверен, что наше сознание само создает предметы, то есть наш ум находит и может найти во внешнем мире то, что только сам туда и вкладывает. Наше сознание обладает границами, в качестве которых выступают пространство и время, понимаемые как априорные формы чувственности. На основе априорных форм чувственности сознание обладает способностью конструировать объекты познания. Из этого следует, что сами вещи сочетают в себе:
1. «веще в себе» или ноумен – сущность вещи, которая скрыта от нашего сознания.
2. «вещь для нас» или феномен – это наше представление о вещи или, другими словами, сконструированный сознанием объе6кт познания.
Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831).
Основные работы Гегеля: «Наука логики», «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук». Во всех этих произведениях Гегель выстраивает жесткую логическую философскую систему, в основе которой лежит метод диалектики. В основе этой системы лежит принцип тождества бытия и мышления. Этот принцип выражен в следующей максиме: «Все действительное разумно, а все разумное действительно». Мышление в состоянии включить в себя все богатство изменяемого мира, природу, человека, и его разум, то оно предстает в виде мирового разума, мирового духа, абсолютной идеи. Развитие мышления и есть развитие бытия. Чувственный или физический мир создан какой-то духовной реальностью, а более точно – является ее проявлением, воплощением, реализацией в иной, материальной форме.
В основе мировой реальности лежит Абсолютная Идея, которая, развиваясь и познавая саму себя, превращается в Абсолютны Дух. Это саморазвитие Абсолютной Идеи порождает и мир, и человека и те феномены, которые создает человек.
Саморазвитие Абсолютной Идеи отвечает принципам и законам диалектики. Диалектика – учение о развитии. Основными этапами диалектического развития являются:
1. Тезис
2. Антитезис
3. Синтез
Построение данной методологической триады основывается на диалектических законах или законах развития:
1. Первый закон – единства и борьбы противоположностей – говорит, что все в мире состоит из противоположных начал (день-ночь, расцвет-упадок, созидание – разрушение и т.д. и т.п.), которые вечно борются друг с другом. Эта борьба и есть источник постоянного движения, изменения и развития. Но противоположные начала не только находятся в состоянии борьбы, они также образуют единство: без одной противоположности не может быть другой, они друг друга обуславливают, предполагают, создают.
2. Перехода количественных изменений в качественные – говорит о том, что количество и качество, будучи противоположностями, диалектически взаимосвязаны таким образом, что при изменении количества (увеличении или уменьшении) до какого-то предела (меры) происходит переход (скачок) к новому качеству. Например воду можно нагревать до 10, 20, 30, 40, 50, 60 и т.д. градусов по Цельсию, но она все равно будет оставаться водой; однако в некий момент прибавление всего одного градуса – 990С + 10С (изменение количества) – приводит к резкому изменению качества – вода превращается в пар.
Отрицание отрицания – говорит о том, что любая вещь, появляясь на свет из какой-нибудь другой вещи (своей причины), занимает ее место и тем самым отрицает ее, но через какое-то время сама отрицается новой вещью, которую она порождает себе на смену.