ТЕМА 4 БЕЗРАБОТИЦА НА РЫНКЕ ТРУДА




Безработица, её характер и виды, динамика в обществе. Изменение уровня безработицы в условиях рыночной экономики. Стратегия борьбы с высокой безработицей. Состояние и перспективы безработицы в России (федеральный и региональный аспекты). Технология поиска работы. Информационные каналы. Резюме.

 

ТЕМА 5 ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ БЕЗРАБОТИЦЫ

Виды политики правительства в отношении безработицы: социальная, макроэкономическая и в области занятости. Цель социальной политики – облегчение тяжёлых последствий потери рабочего места для безработных и их семей. Основы макроэкономической политики в области безработицы – использование денежной и бюджетно-налоговой политики государства.

Политика занятости. Обеспечение равной возможности для реализации трудового, творческого потенциала людей как выражение принципа социальной справедливости. Социальная справедливость в выборе формы занятости доходов населения. Федеральная и региональная программа занятости. Комплекс мер по предотвращению массовой безработицы.

 

 

ТЕМА 6 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РФ

Закон РФ «О занятости населения РФ». Правовой статус безработного. Социальные гарантии и компенсации безработным, высвобождаемым с предприятий, учреждений, организаций.

Переподготовка кадров через органы занятости, выплата стипендии. Общественные работы.

Органы управления занятостью населения: Государственная федеральная служба занятости РФ, её структура. Основные направления работы органов занятости, источники финансирования.

 

ТЕМА 7. ПРОБЛЕМЫЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Зарубежный и отечественный опыт решения проблем занятости. Соотношение активных и пассивных мер. Образование как фактор социальной защиты. Роль сферы услуг в смягчении безработицы. Общественные работы и занятость. Государственная поддержка бизнеса.

 

2.2 Практические занятия

ЗАНЯТИЕ 1 (ТЕМА 3) ФАКТОРНЫЙ ПРОГНОЗ ЗАНЯТОСТИ

1. Основы теории занятости. Стоимость предельного продукта (СПП)

2. Влияние уровня заработной платы на занятость

3. Влияние цены продукции на занятость

4. Влияние девальвации обменного курса рубля на уровень занятости

Занятие рассчитано на 4 часа. После опроса по теме занятия студенты решают конкретные прогнозные задачи, следуя методическим указаниям по выполнению практических занятий (3.2.1).

 

ЗАНЯТИЕ 2 (ТЕМА 5) ПРОГНОЗ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА

1. Цели, основные задачи политики занятости.

2. Анализ рынка труда.

3. Прогноз рынка труда, его структура.

4. Прогнозная оценка показателей предложения рабочей силы.

5. Оценка потребности в работниках.

6. Показатель соотношения спроса и предложения.

7. Оценка возможной численности безработных граждан.

После опроса по теме студенты выполняют расчёты по оценки возможной численности высвобождаемых работников в крае, по прогнозу возможного распределения рабочей силы, спросу на рабочую силу. Данные для расчёта предоставляются преподавателем в соответствии с методическими указаниями к проведению практических занятий (п.3.2.1). Занятие проводится 6 часов.

 

ЗАНЯТИЕ 3 (ТЕМА 4) ТЕХНОЛОГИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

1. Анализ эффективности каналов поиска работы.

2. Методика составление резюме

3. Технология ведения беседы с работодателем (очно, или по телефону)

Пользуясь конспектами лекций, раздаточным материалом студенты составляют свое резюме. Преподаватель проводит занятие в виде деловой игры «беседа с работодателем по поводу трудоустройства молодого специалиста». Занятие проводится 2 часа.

 

ЗАНЯТИЕ 4 (ТЕМА 6). НАЧИСЛЕНИЕ ПОСОБИЙ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ, СТИПЕНДИЙ, ОКАЗАНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ БЕЗРАБОТНЫМ

1. Условия, размер, сроки, выплаты пособия по безработице.

2. Условия, размеры выплаты стипендий для обучающихся от службы занятости.

3. Формы материальной помощи безработным. Условия, размеры, сроки выплат.

По фактическим данным, полученным от преподавателя, студенты решают конкретные задачи по теме занятия. В начале занятия опрос студентов в соответствии с методическими указаниями по проведению практических занятий (3.2.1). Занятие проводится 4 часа.

 

2.3 Самостоятельная работа

2.3.1 Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Учебным планом дисциплины «Рынок труда и занятость» предусмотрены часы самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа студентов может быть организована в форме самостоятельного изучения отдельных тем, которые недостаточно полно освещаются на лекциях и практических занятиях. В этом случае после самостоятельной работы студентов преподаватель может в начале соответствующего теме занятия проводить экспресс – опрос студентов по карточкам (10-15 минут), а затем оценивать уровень усвоения материала учащимися.

 

 

Вопросы для экспресс – опроса студентов по темам:

Тема «Население и трудовые ресурсы»

- население, типы воспроизводства;

- виды движения населения (естественное, пространственное, социальное);

- миграция населения, ее виды;

- трудовой потенциал общества;

- проблемы беженцев и вынужденных переселенцев в РФ.

Тема «Управление трудовыми ресурсами»

- цели и системы управления трудовыми ресурсами;

- управление процессом воспроизводства населения;

- управление процессом подготовки и возмещения рабочей силы;

- управление процессом создания рабочих мест;

- управление процессом первичного распределения рабочей силы;

- управление процессом использования рабочей силы;

- система регулирования занятости населения на различных уровнях управления.

Тема «Организация работы Федеральной государственной службы занятости населения РФ»

- технология деятельности службы занятости;

- направления деятельности службы занятости;

- формирование правовых основ деятельности службы занятости в РФ;

- социальные гарантии безработным гражданам;

- источник финансирования деятельности службы занятости: динамика развития в период реформенных преобразований;

- активная политика занятости (направления);

- пассивная политика занятости (направления);

Тема «Политика государства в отношении безработицы»

- состояние мирового рынка труда;

- основные характеристики рынка труда развитых стран;

- формирование в развитых странах подходов к решению проблем занятости;

- социальная политика на рынке труда;

- макроэкономическая политика на рынке труда (формирование спроса на рабочую силу);

- политика занятости;

Помимо самостоятельного изучения студентами отдельных вопросов и проверки их знаний с помощью экспресс-опросов целесообразно использовать и такую форму самостоятельной работы студентов как наличие реферата. Такая форма позволяет более подробно изучить отдельные темы, структурировать и анализировать их. По отдельным темам учебного курса прилагается по 10 вариантов тем рефератов. Номер варианта определяется в соответствии с последней цифры номера зачетной книжки (если «0», то выполняется вариант «10»). Объем реферата 10-15 страниц, требования оформления общие (титульный лист, содержание, введение, заключение, список используемой литературы). Студенты сдают рефераты в указанные преподавателем сроки. Наиболее интересные рефераты могут быть заслушаны преподавателем и студентами на практических занятиях (время выступления 5 минут).

 

Варианты тем рефератов:

Тема «Основы теории рынка труда и занятости»

1. Рынок труда, предпосылки его формирования и роль в рыночной экономике;

2. Функционирование рынка труда;

3. Объект продажи на рынке труда;

4. Спрос и предложение на рынке труда;

5. Модели и разновидности рынков труда;

6. Современные теории занятости;

7. Оценка и анализ состояния рынка труда;

8. Прогнозирование показателей рынка труда;

9. Состояние и прогноз рынка труда РФ;

10.Факторы снижения занятости в РФ.

Тема «Безработица на рынке труда»

1. Понятие безработицы и безработного;

2. Причины и виды безработицы;

3. Социально – экономическая оценка безработицы и ее последствия;

4. Показатели безработицы, методики определения ее уровня;

5. Состояние и перспективы безработицы в РФ;

6. Технология поиска работы;

7. Информационные каналы поиска работы;

8. Резюме как необходимый элемент трудоустройства;

9. Поиск работы в киберпространстве;

10.Интервью с работодателем.

Тема «Проблемы занятости населения на современном этапе социально – экономического развития»

1. Зарубежный опыт решения проблем занятости в развитых странах;

2. Зарубежный опыт решения проблем занятости в развивающихся странах;

3. Зарубежный опыт решения проблем занятости в бывших постсоветских странах;

4. Зарубежный опыт решения проблем занятости в странах СНГ;

5. Российский опыт решения проблем занятости;

6. Государственная поддержка самозанятости для безработных граждан;

7. Государственная поддержка подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

8. Проблемы занятости слабозащищенных категорий безработных;

9. Государственная поддержка общественных работ как направления решения проблем занятости для безработных граждан.

При осуществлении самостоятельной работы студенты пользуются основной и дополнительной литературой 3–го раздела Программы.

2.3.2 Указания по выполнению контрольной работы

Контрольная работа выполняется в соответствии с методическими указаниями представленными в разделе 3.2.1 программы студентами специальностей 080109.65, 080502.65, заочной и заочной сокращённой форм обучения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: