Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия села Малая Пурга
Рабочая программа
«Юнармия»
((Военно-патриотическая)
/на 3 года обучения /
/возраст детей 11 - 18лет/
Педагог – организатор по ОБЖ
Чернов А.П.
Малая Пурга, 2018 год
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач современного образовательного учреждения продолжает оставаться воспитание человека, гражданина, патриота. Какие бы политические события ни происходили в государстве, какие бы противоречия ни возникали среди людей, живущих в стране, - единственным примиряющим и стабилизирующим фактором является любовь каждого гражданина к своему Отечеству. Еще Д.С. Лихачев говорил: «Мы свободны и именно поэтому ответственны. И, размышляя о нашей культуре, нашей истории, мы не можем уйти от памяти, как не можем уйти от самих себя. Ведь культура сильна традициями, памятью о прошлом. И важно, чтобы она сохраняла то, что ее достойно».
Данная рабочая программа разработана на основе дополнительной модифицированной образовательной программы «Юнармия», имеющей военно-патриотическую направленность.
Рабочая программа рассматривает внеурочную деятельность обучающихся в рамках комплексной программы улучшения военно-патриотического воспитания «Юнармия», направленная на воспитание детей в духе патриотизма и гражданственности, развитие исторического сознания, ядром которого является система ценностных ориентаций.
Дети, обучаясь по данной программе, приобретают опыт прохождения туристических маршрутов, навыки основ выживания в экстремальных условиях; изучают основы строевой и огневой подготовки, приобретают умения в преодолении полосы препятствий. На занятиях прививаются такие качества, как дисциплина, организованность, сила воли в преодолении трудностей и достижении результатов.
Ознакомление с героическим прошлым родного края, посещение музеев, выставок, участие в краеведческой работе по сбору материалов для музея боевой славы – неотъемлемая часть образовательного процесса, позволяющая совершенствовать духовно- нравственное воспитание обучающихся.
Рабочая программа актуальна, поскольку современная ситуация в стране предъявляет системе дополнительного образования детей социальный заказ на формирование самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, без которых невозможно органическое существование человека в окружающем мире.
Цель программы: формирование и развитие у обучающихся специальных знаний и навыков, морально-психологических способностей, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
Задачи программы:
1.Формировать у обучающихся профессиональные умения и навыки по основам военной службы.
2.Формировать у обучающихся современный уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности, в том числе, сознательного отношения к военной службе и военной профессии.
3.Развивать физические и морально-психологические качества для выполнения гражданином обязанностей в профессиональной деятельности.
4.Прививать уважение к славным традициям Вооруженных Сил и МЧС России.
5.Воспитывать понимание Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями.
6.Создавать условия для сохранения физического, психологического и нравственного здоровья обучающихся с целью адаптации к жизни в обществе.
Данная программа рассчитана на 144 часа, из них на теоретическую подготовку отводится 46 часов, на практическую- 98 часов. Возраст участников данной программы 12-18 лет. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа
Формы проведения занятий: теоретические (лекции, беседы, показы) и практические (соревнования, конкурсы, экскурсии; посещение музеев; трудовые десанты; встречи с ветеранами ВОВ, афганских и чеченских событий, уроки мужества; спортивно- массовые мероприятия).
Ознакомление с героическим прошлым родного края, посещение музеев, выставок, участие в краеведческой работе по сбору материалов для музея Боевой Славы- неотъемлемая часть образовательного процесса.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
1. Знать основные положения начальной военной подготовки.
2. Уметь самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности
3. Овладеть навыками огневой, строевой подготовки, элементами военной топографии и ориентирования.
4. Знать историю создания Вооруженных Сил, её боевые традиции.
5. Уметь самостоятельно готовиться к туристическим походам различной сложности.
6. Выполнять нормативы комплекса ГТО, участвовать в военно-спортивных соревнованиях и военно-патриотической игре «Зарница»
7. Принимать участие в поисковой работе музея Боевой Славы, подготовить экспозиционный материал о земляках-участниках ВОВ.
Способы проверки ожидаемых результатов: зачеты, контрольные занятия, тестирования, походы.
Формы подведения итогов реализации рабочей программы: соревнования, военно-спортивные игры, смотры строевой и физической подготовки.
Календарно-тематический план
| № п/п | Дата | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности | Воспитательная работа | |||||
| Теоретическая часть | Практическая часть | |||||||||
| Введение в образовательную программу. Кадетское движение. | Ознакомление с историей создания кадетских корпусов | Просмотр слайдов | Привитие чувства гордости к истории своей страны. | |||||||
| Ознакомление с основными положениями, целями и задачами клуба. Входной контроль | . Изложение основных положений и задач. | Работа с таблицами и схемами | Привитие интереса к занятиям | |||||||
| История создания Вооруженных сил РФ. | История создания ВС РФ | Просмотр слайдов | Воспитание патриотизма | |||||||
| Подготовка месячника оборонно-массовой и спортивной работы. | Изложение сценария месячника | Практическая отработка конкурсов и соревнований | Воспитание патриотизма | |||||||
| Подготовка военно-спортивной эстафеты. | Обсуждение конкурсных элементов эстафеты | Подбор и материальное обеспечение эстафеты | Воспитание патриотизма | |||||||
| Подготовка к военно-спортивной игре «Зарница». | Ознакомление с положением о «Зарнице» | Отработка элементов конкурсов и соревнований программы | Воспитание патриотизма | |||||||
| Жизнь и быт военнослужащих ВС РФ. | Ознакомление с уставом внутренней службы в ВС РФ | Закрепление отдельных положений устава | Воспитание интереса к военной службе. | |||||||
| 8. | Основные элементы начальной военной подготовки. | Ознакомление с содержанием НВП | Просмотр УМБ по НВП | Воспитание интереса к военной службе. | ||||||
| 9. | Основы огневой подготовки. | Ознакомление с содержанием огневой подготовки в ВС | Просмотр слайдов, видеофильмов по ОП | Воспитание интереса к военной службе. | ||||||
| 10. | Ознакомление с устройством пневматической винтовки ИЖ-38. | Изложение основных тактико-технических данных винтовок | Работа с плакатами, таблицами по стрельбе | Воспитание интереса к военной службе. | ||||||
| 11. | Огневая подготовка: наводка в цель, элементы прицеливания. | Изучение основы правил стрельбы | Работа на прицельном станке | Воспитание интереса к военной службе. | ||||||
| 12. | Соревнования по пулевой стрельбе на первенство школы. | Изучение положения соревнования по пулевой стрельбе | Проведение учебных тренировок перед стрельбой | Воспитание интереса к военной службе. | ||||||
| 13. | Огневая подготовка: наводка в цель, прицеливание, нажатие на курок. | Изложение теоретического курса стрельб | Выполнение начального упражнения из ПВ | Воспитание интереса к военной службе. | ||||||
| 14. | Работа на прицельном станке: указка Чернова, устранение ошибок в прицеливании. | Ознакомление с понятием «ровная мушка» | Работа на прицельном станке с указкой Чернова | Воспитание интереса к военной службе. | ||||||
| 15. | Огневая подготовка: наводка в цель, учебная стрельба из пневматической винтовки. | Ознакомление с наставлением по стрелковой подготовке | Производство стрельбы из ПВ на результат | Формирование навыков безопасного обращения с оружием | ||||||
| 16. | Учебная стрельба по мишени № П. | Проведение инструктажа по ТБ | Производство стрельбы из ПВ на кучность | Воспитание интереса к военной службе. | ||||||
| 17. | Устройство и назначение автомата АК-74 | Ознакомление с устройством и назначением АК-74 | Просмотр плакатов по огневой подготовке | Воспитание интереса к военной службе. | ||||||
| 18. | Учебная стрельба по мишени №6, устранение ошибок прицеливания. | Инструкция по ТБ, меры безопасности | Производство стрельбы на результат | Воспитание интереса к военной службе. | ||||||
| 19. | Стрельба из пневматической винтовки на кучность. Соревнование по стрельбе из пневматической винтовки. | Изучение наставления по стрельбе | Производство практической стрельбы из ПВ | Привитие гордости за отечественное оружие | ||||||
| 20. | Учебная стрельба на кучность и на результат. | Нацеливание курсантов на результат | Производство стрельбы на результат | Воспитание чувства ответственности за результат | ||||||
| 21. | Повороты на месте: направо, налево, кругом. | Ознакомление со строевым уставом | Показ строевых приёмов | Воспитание интереса к военной службе. | ||||||
| 22. | Строевая подготовка: команды:становись, равняйсь, смирно, вольно. | Изучение теоретических основ строевой подготовки | Выполнение строевых приёмов по разделениям | Воспитание интереса к военной службе. | ||||||
| Смотр строевой подготовки. | Смотр строевой подготовки- ознакомление с положением | Практическое выполнение строевых приёмов | Воспитание чувства коллективизма | |||||||
| Строевая подготовка: повороты на месте, строевой шаг. | Изучение строевого устава | Просмотр плакатов и практическое выполнение строевых приёмов | Воспитание дисциплины и организованности | |||||||
| Элементы строевой подготовки. Строевые приёмы без оружия | Ознакомление со строевыми приёмами без оружия | Практическая отработка строевых приёмов | Воспитание коллективизма и организованности | |||||||
| 26. | Движение строевым шагом в составе отделения | Изучение строевого устава | Практическая отработка согласованности в составе отделения | Воспитание чувства коллективизма | ||||||
| Отработка элементов несения почетного караула у братской могилы. | Понятие об элементах почетного караула | Отработка практических действий несения почетного караула. | Воспитание чувства патриотизма | |||||||
| 28. | Легкоатлетический кросс. Дистанция 1 км. | Ознакомление с элементами физподготовки | Просмотр слайдов видео фильмов | Воспитание чувства ответственности за сое здоровье | ||||||
| 29. | Соревнования по гимнастике. Упражнения на брусьях, перекладине. | Ознакомление с положением соревнований по гимнастике | Выполнение гимнастических упражнений на снарядах | Воспитание силы воли в достижении цели | ||||||
| 30. | Диспут: «Я - за здоровый образ жизни». Промежуточный контроль. | Беседа: Организация ЗОЖ | Просмотр слайдов по тематике ЗОЖ | Воспитание чувства ответственности за сое | ||||||
| 31. | Спортивный конкурс: «Быстрее, сильнее, выше» | Усвоение основных положений конкурса | Участие и выполнение элементов спортивных состязаний | Воспитание чувства коллективизма | ||||||
| 32. | Соревнования на первенство школы по баскетболу. | Ознакомление с положением соревнований по баскетболу | Участие в отборочных турнирах по баскетболу | Воспитание силы воли в достижении цели | ||||||
| 33. | Смотр физической подготовленности обучающихся. | Ознакомление с положением о смотре физподготовки | Выполнение строевых приёмов без оружия | Воспитание интереса к армейской жизни. | ||||||
| 34. | Соревнования по лыжным гонкам. Сдача норм ГТО. | Изучение положения соревнований по лыжным гонкам | Прохождение дистанций в соответствии с нормами БГТО | Воспитание интереса к армейской жизни. | ||||||
| 35. | Организация и проведение соревнований по акробатике. | Ознакомление с положением соревнований по акробатике | Выполнение упражнений по четырёхборью | Формирование чувства коллективизма. | ||||||
| 36. | Двигательная активность в режиме дня школьника. | Изучение основных требований в двигательной активности | Просмотр слайдов. Тренинг | Формирование чувства коллективизма. | ||||||
| 37. | Участие в соревнованиях по прикладным видам спорта. | Ознакомление с положением о соревнованиях | Участие в соревнованиях по прикладным видам спорта | Воспитание интереса к армейской жизни. | ||||||
| 38. | Беседа: «Нет вредным привычкам» | Изучение теоретических основ ЗОЖ | Просмотр видеофильмов | Формирование чувства ответственности за свое здоровье. | ||||||
| 39. | Ознакомление с последствиями ЧС техногенного характера. | Ознакомление с ЧС техногенного характера | Просмотр слайдов, видеофильмов | Формирование навыков в профилактике ЧС | ||||||
| 40. | Участие школьников в соревнованиях «Школа безопасности». | Ознакомление с положением о соревнованиях | Подготовка этапов и участие в соревнованиях «Школа безопасности» | Привитие навыков безопасного поведения | ||||||
| 41. | Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. | Ознакомление со статистикой ДТП в районе | Просмотр видеофильмов о ДТП | Формирование безопасного поведения на улицах и дорогах | ||||||
| 42. | Меры безопасности при проведении туристических походов. | Изучение теоретических основ туризма | Подбор группового и индивидуального снаряжения | Формирование навыков выживания в природной среде | ||||||
| 43. | Ориентирование на местности по компасу. | Ознакомление с теоретическими основами ориентирования | Отработка элементов ориентирования по компасу | Воспитание чувства коллективизма. | ||||||
| 44. | Чтение топографической карты. Привязка карты к местности. | Изучение основ топографии | Практическая работа с картой | Воспитание чувства коллективизма. | ||||||
| 45. | Ориентирование на местности по природным признакам. | Ознакомление со способами ориентирования на местности | Практическая отработка приёмов ориентирования по природным признакам | Воспитание чувства коллективизма. | ||||||
| 46. | Способы преодоления водных преград. | Ознакомление со способами преодоления водных преград | Подготовка к преодолению водных преград | Воспитание чувства коллективизма. | ||||||
| 47. | Вязка узлов. Их практическое применение. | Изучение теоретических основ вязки узлов | Практическая отработка основных узлов | Воспитание чувства коллективизма. | ||||||
| 48. | Установка палаток и разбивка лагеря. | Ознакомление с правилами разбивки бивака | Конкурс на скорость разбивки лагеря командами | Воспитание ответственного отношения к безопасности в походах | ||||||
| 49. | Способы разведения костра, добыча огня. | Ознакомление со способами разведения костра | Практическая отработка подготовки и разведения костров | Формирование интереса к туристической деятельности. | ||||||
| 50. | Соревнования по преодолению туристической полосы препятствий. | Изучение основных элементов туристической полосы препятствий | Рациональное прохождение этапов полосы препятствий | Формирование интереса к туристической деятельности | ||||||
| 51. | Тактика перемещений по пересечённой местности. | Ознакомление с теоретическими основами передвижений | Практическое занятие: преодоление кочек, болота, переправы и т.д. | Формирование интереса к туристической деятельности | ||||||
| 52. | Подготовка группового и индивидуального снаряжения к походу | Изучение теоретических основ подготовки к походу | Практический подбор индивидуального и группового снаряжения | Воспитание чувства ответственности | ||||||
| Ознакомление с экспонатами и экспозициями музея Боевой Славы. | Ознакомление с документами, программами | Просмотр основных экспозиций музея | Воспитание патриотизма | |||||||
| 53. | ||||||||||
| 54. | Подготовка и проведение экскурсий в музей имени Первой Конной армии. | Определение цели и задачи экскурсии | Экскурсия по музею имени Первой Конной Армии | Воспитание интереса к историческому прошлому | ||||||
| 55. | Организация и проведение диспута «Как я готовлюсь к защите Отечества» | Определение цели и задач диспута | Творческий отчёт «Как я готовлюсь к защите Отечества» | Воспитание интереса к воинской службе | ||||||
| 56. | Просмотр и обсуждение фильма по военно-патриотической тематике. | Выбор фильма, основная направленность сценария | Просмотр фильма с обсуждением | Воспитание чувства патриотизма | ||||||
| 57. | Обзор литературы по военно-патриотической тематике. | Подбор и рецензирование литературы | Выступление курсантов с рефератами | Воспитание чувства патриотизма | ||||||
| 58. | Тематическая экскурсия по музею Боевой Славы: «Великомихайловцы-Герои ВОВ» | Определение цели и задачи экскурсии | Проведение экскурсии по музею Боевой Славы | Воспитание любви к Родине | ||||||
| 59. | Сбор материалов и экспонатов периода Великой Отечественной войны. | Теоретическое занятие по музейному делу | Практическая работа по сбору экспонатов | Воспитание интереса к историческому прошлому Родины | ||||||
| 60. | Встреча с ветераном ВОВ Фатьяновым И.Ф. | Определение цели и задачи урока мужества | Проведение встречи с курсантами ВПК | Воспитание чувства гордости за старшее поколение | ||||||
| 61. | «Живая память»- материалы об участниках локальных конфликтов. | Привлечение литературных источников и материалов музея | Урок мужества «Их имена- наша слава» | Воспитание чувства патриотизма | ||||||
| 62. | Освобождение города Нового Оскола от немецко-фашистских захватчиков. | Определение форм проведения торжества | Экскурсия по музею Боевой Славы | Формирование чувства гордости за свой народ | ||||||
| 63. | Урок Мужества: «Их имена- наша слава» | Подбор материалов по теме | Урок мужества | Воспитание чувства патриотизма | ||||||
| 64. | Беседа «Они сражались за Родину» | Основные цели и задачи | Просмотр видеофильмов | Воспитание чувства патриотизма | ||||||
| 65. | Участие в митинге, посвященном освобождению села Великомихайловка от немецко-фашистских захватчиков. | Написание сценария массового мероприятия | Участие в митинге | Воспитание чувства гордости за свой народ | ||||||
| 66. | Поздравление мам с международным Женским днем. | Ознакомление с литературными источниками | Прослушивание аудиозаписей участниц строительства ЖД дороги Ржава- Старый Оскол | Воспитание подлинного уважения к русским женщинам | ||||||
| 67. | Ознакомление с творчеством поэтов, воевавших на фронтах ВОВ. | Подбор литературы | Выступление курсантов ВПК с чтением стихов | Воспитание интереса к литературному творчеству | ||||||
| 68. | Подготовка к всенародному празднованию Дня Победы. | Определение цели и задачи | Подготовка основных мероприятий праздника | Воспитание чувства единства со своим народом | ||||||
| 69. | Участие в митинге, посвященному Дню Победы. Велопробег, посвящённый празднику | Определение цели и задачи | Участие в митинге и прохождение маршрута по местам боевой славы | Воспитание чувства гордости за историческое прошлое родного края | ||||||
| 70. | Поздравление ветеранов и их семей с праздником Победы. | Подготовка поздравительных посланий | Посещение ветеранов и их семей в День Победы | Воспитание сопричастности с историческими корнями Родины | ||||||
| 71. | Военно-спортивный праздник. Велопробег по местам боевой славы Новооскольского района. | Составление программы | Организация и проведение соревнований | Воспитание чувства коллективизма | ||||||
| 72. | Соревнования по военно-прикладным видам спорта Итоговая аттестация. | Ознакомление с условиями соревнований | Показательные выступления курсантов ВПК | Воспитание интереса к военной службе. | ||||||
Итого: 144
Содержание рабочей программы
Основы военных знаний (14 часов).
Кадетское движение. История создания кадетских корпусов. Ознакомление с основными положениями, целями и задачами клуба. История создания ВС РФ Подготовка месячника оборонно-массовой и спортивной работы. Подготовка военно-спортивной эстафеты. Подготовка военно- спортивной игры «Зарница» Жизнь и быт военнослужащих Вооруженных сил РФ