НО ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕЛИГИОЗНО-ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЕ мировоззрение, и это слабость (по Вдовиной).




Исходный момент эстетики БЗ: первичное состояние человечества (романтики – Б и философы жизни).
159: это само собой разумеющийся естественный порядок (Ссылка).
Первчино и онтологически неустранимо чувство любви, противостоящее всем формам социальной связи. Залог счастья человечества, несмотря на разного рода противоречия (субъективное и объективное, социальное и индивидуальное), в «истинной простодушной любви», которая одна только и может преодолеть «стены идеологических и социальных цитаделей» (Ссылка, Ж. Гозлан – религиозный смысл любви у Базена: «Все есть любовь, любовь можно найти всюду, если хорошенько присмотреться. Но ты не будешь ее искать, если уже не нашел ее. Вывод: такая любовь есть дар божий»). Любовь – личное явление (ни одного общество не способно породить) (Ссылка).
Маркс (будто в противовес БЗ и П любовь как внеисторический процесс): человеческие связи в пределах общества, иначе не будет ни любви, ни эгоизма (Ссылка).

160:
БЗ как и П – революция как моральное, религиозное преобразование человека. Преобразования смысла в головах людей, а не насилие и порабощение. Фильмы Итальянского неореализма – предреволюционные: отвергают социальную действительность так или иначе (ссылка: Ирония как внешнее и внутреннее изменение смысла реальных вещей).
Общество враждебно (равнодушие социального организма к личностному бытию), но хорошо бы, если бы соблюдало принципы человечности. Разработка условий для счастья – политика, соблюдение условий – зависит от человека, его человечности и гуманности всех окружающих.
161:
Революционный фильм тогда, когда после просмотра люди чувствуют,что стали лучше (так в Похитителях велосипедов, где обличается безработица, где бедняки воруют друг у друга). БЗ о Де Сике: призыв к раскрытию возможностей, заложенных в человеке, в свидетельстве его «высшей и неопровержимой гуманности» (Ссылка).
Высшие возможности передаются только через искусство (БЗ, П, И Ф-Э). Любовь и поэзия – синонимы, а кино «больше, чем любое другое И, есть собственно И любви» (ссылка).
ДАЛЕЕ ПОСТУЛАТЫМУНЬЕ (персоналистская этика):
Выйти за собственные пределы; понимать, уметь встать на точку зрения другого; Взять на себя тяготы и радости другого; Давать, не надеясь на взаимность; быть великодушным; быть верным.
162: диалектика существования, умножающая бытие каждого (ссылка на Мунье, П)
И. Вайсфельд: Базен – наследник нравсвтенных принципов ФраанцП (ссылка).
Назначение кино по БЗ: содействовать «чуду встречи» «я» (режиссера) и «ты» (зрителя) в «мы». Создание фильма – выход за собственные пределы. «ТЫ» - индивид и все человечество, кино должно быть доступно всем. Де Сика – гуманизм Чаплина, распространенный на всех.
Реализм и Этика близки – отношение к «другим». Воспроизвести «реальный мир опыта» художнику, а не поддельную вселенную, чтобы был акт понимания. «Провести личную идею, опираясь на совокупность этого опыта, а не на саму идею, тем более не на идею, выраженную абстрактно».
Общение художника и зрителя (как конечная цель ХудТВорч) возможно, если зрителя вовлекает в продуктивное воображение, толкает на новое прочтение мира (Недонсель).
163: БЗ и П: надежда на чудо, а не сознательность творчетсва, на метафизику, а не реальность. Реальность, «рассмотренная с позиций субъекта,всегда окружена неким ореолом таинственности, не поддающейся никакому анализу. Такой ее делает духовный мир человека, налагаемый на действительность, но всегда прекрывающий ее; к тому же духовный мир – это таинственная и неуловимая душа, сопряженная с ирреальным миром». *Дорога Фелини – как раскрытие души, феноменология взаимосвязи судеб* *душа проста у героев, и открывается лучше, чем не приукрашается сокровищами сознания – ссылка*
БЗ: Религиозное происхождение И, лежит идея в основе кинокритики его. «кинематографическая практика в истолковании БЗ равна религиозному призванию» (Ссылка на Максбина).

Далее критика П феноменологии: не поняла трасцендирующую сущность человеческой субъективности *еще раз о значении трансценденции*: Замкнутая на себе реальность, превращается в косную материю с ее осноым законом деградации *Фелини – критика фашизма* Жизненность этой реальности «может обеспечивать только субъект, обращенный к сверхреальному».
И, по БЗ, как средство преобразования реальности под углом высших ценностей. (Филь дети «Чудо в малине»: благодаря поэзии маленькие дети преобразили свою нищету в прекрасные мечты).
Заслуга Чаплина – умение преображать мир: «Когда действительность сопротивляется и он не в силах изменить ее материально, он преобразует ее смысл». (раскрывает существо «социальной» эстетики).

165:
Осмысляя объективность – победить ее враждебность. Кинематограф – создание новых значений, и есть это осмысление.
И зритель БУДТО участвует в этом преобразовании (ссылка на Гозлана – реальность отфильтрованная, и зритель не может отвернуться от значений, он зритель, а не творец).
Неореализм – феноменология на экране (сближается с И настолько, что тяжело отличить философскую рефлексию от эстетического суждения).
166: НО БЗ искажает сущность итальянского неореализма, оценивая его с П позиций, изпользуя самоанализ Феллини (ФИ)
ФИ: сам говорит о своим увлечением П. (о фильме Дорога в коммунистическом журнале: принципы, изложенные Мунье, какова бы не была перспектива соц равзития, необходимо показать, как практически осуществляется сближение одного человека с другим. Чтобы был построен социализм,если мы хотим этого, необходимо научиться сосуществовать с другим). НО ФИ прежде художник, чем философ. Проблема одиночества, от индивида к общественному человеку – преобразование существования (БЗ – он о «взаимопроникновении сознаний»).
БЗ – социальность творчества Феллини. Его фильмы (перечислены) – история одиночества, отчуждения и… спасения(ссылка); Подправляет реальность религиозно-мистически – и это норма, в порядке вещей.

Жорж Садуль: мировоззрение ФИ христианско-прогресивное (ссылка). БЗ под прогрессивностью – дух преобразования, не выходящего за пределы религиозного идеализма. Садуль о «Кабирии» - там гумманность, вера в людей, а не ангелов. БЗ: тут движение к сверхъестественному, ангелизация героев.

ФИ: принимает БЗ интерпретацию своего творчества.
168:
Базен для моей работы оказал неоценимую помощь (ссылка).

«Итак, в своей критике и эстетике кино А. Базен пользуется феноменологическим методом, приспособленным специально для анализа религиозного сознания и творчества».
Далее о феноменологии…
Феноменологическая дискрипция – в эстетику – нацеливание на создание художественного проивзедения как «субъективного образа объективного мира». Но это формально, так как объективный мир = единство субъективного и объективного, где субъективность первична.
169: кино – самое феноменологическое из искусств: запечатлеть рождение смысла, и вовлечь зрителя в этот процесс.

Присутствие при сотворении смысла не= смыслотворчество*Базен полагается на покорность зрителя*

Есть контакт со зрителем, но И не совершенствует индивидов, так как в И нет общественно значимого идеала, он «за скобками» произведения, как того требует феноменологическое описание.

Б критика романа – «Н»Р, противоположные принципы Б (Перечисления). Что-то похожее произошло и с БЗ.
Последователи у БЗ (перечислены), он в основе: феноменологическое описание – отказ от оценок воспроизводимой действительности;
170: «фотографическая природа киноискусства» (Кракауэр и др) – граничит с натурализм и гиперреализмом. 1 и 2 – усиление объективности, на деле – утверждение авторской позиции как единственно возможной.

Особенность И: необходимая способность выражать «в своем эстетическом содержании философские, нравственные, общественно-политические идеи». Отмежеваться от мощной субъективности в выражении оценки на окружающий мир не удается последователям БЗ. Пример – Годар.

Неполитический фильм о войне в Алжире (острополитическая ситуация). Итог: фишсты=алжирские патриоты. Автор: не пытался разобраться в войне – фильм вне И.
Эклектика Годара *Экз+концепции 50-60хгг* Нет анализа кризиса современного буржуазного общества, но разоблачение пороков (фильмы перечислены).
171: отсутствие позитивной идеи, всеообщее отрицание и разрушение – тупик анархизма (как и у Сартра) и троцкизма, «новые левые».

П И «НОВАЯ КРИТИКА»

П: Коммуникация посредством И – НК (имена). Имманентный анализ современного И: анализ произведения, вырванного из социально-исторического контекста, и
172: без соотнесения с биографией автора *ССЫЛКА – методлология НК*

Почему так? Доменак: 1критическая деятельность – индустрия, где эскпулатируется произведния И, где И – объект поклонения; 2критик – просто комментарий и классификация в соответствии с социально-политическим контекстом.. как у марксистов *Вдовина: ничего не понимает в этом*
Есть абстрактный человеческий смысл (противостоит исторически-конкретному) в любом духовном феномене, ориентированный сверхреальным призывом. И дает интерпретацию мира, и помогает приблизиться к жизни и истории.
173: Вдовина – критикует НК, но приближается к ней, так как П не толкует исторически-конкретно ни исторический процесс, ни И. (Ссылка на Недонселя: произведения не соотносяться с реальной историей, хотя и реальность необходима для создания И; Также и А. Руссо, комментируя Пеги: историческое исследование не имеет ничего общего с глубинным смыслом, «каким всегда обладает творческая деятельность).

 

60-70е – отказ от социального заряда в И, который получили после второй Мирвоой и в движении Сопротивления.
Пенго: в 40е вовлеченная литра, участие И в исторической и социальной эволюции Франции; 50е – не призывают к «вовлечению», нет литры с соц. содержанием. Ноне все тавк плохо: НЛ –
174: соответствует самоуглубленному и изолированному индивиду. Самая субъективная в мире литература. Ее функция – не показ реального мира, а утверждение суверенной способности воображения, приглашать читателя к «придумыванию чего-то такого, о чем он до сих пор и не подозревал» (ссылка)

Фиксирования изолированного человека – усиление коммуникативного эффекта.

 

Беген: тоже, только субъективность творчества – сущностная и извечная характеристика. А вовлеченность И в военного время – отступление от собственных проблем (ссылка – нет необходимость выражать отношение к современности, вернуться писателю к собственным проблемам). Привязка к социальной действительности – терроистический акт в отношении свободы человека. Литература «всегда личностна, либо ее нет вовсе». ***ПРОТИВ МУНЬЕ???***
175: Личнотностность, если автор верен сам себе и надеется на коммуникацию – и это вне истории, и противостоит социальному и реальному.
Социальная роль И – взаимпроникновение сознаний. ЗА пределами реального мира и безотносительно к нему. Воображение в приоритете. Мистическое совпадение «я» и «другого» - единственная цель И.
И ЭТИ положения в НК, основоположник – Беген *ссылка*

Восприятие творчества важнее, чем само творчество. *Мунье также – к диалогу двух сознаний* Пуле:
176: «акт чтения включает в себя совпадение двух сознаний – читателя и писателя» (ссылка). Поэтому критика должна исследовать возможности такого совпадения. Данная проблема – характеристика современной критики (ссылка).
Основная тема в НК (имена) – Литература и восприятие. Последнее = прочтение произведения как самоценной реальности, где есть образы из «невыразимой основы» бытия.

Средство постижения по НК и БЕгену – интуиция. Педагогическая функция критики: помочь возвыситься читателю до интуитивного восприятия. Научить читать. Обращать внимания не на проблемы текста, а на язык поэзии, «словесные средства» (ссылка).

177: Другая функция критики: выявление «симпотичных» ценностей произведения литературы. Противоречит?: сегодня нельзя содавать произведений, не говорящих о кризисе цивилизации, современном человеке и тд. НО – не конкретная история людей, эти вещи внешние. «Симпотичность» - это «путь к божественной трансценденции, и именно движение по нелает людей одной и той же эпохи похожими в своих заботах и надеждах». Роль критики – «обнаруживать эти симптомы, которые, как и трасценденцию, можно выразить только на языке искусства».

«Тематическо-интуитивное» направление НК – наследует П, особенно где идеи о религиозно-идеалистической «симпатичности».
Беген – анализ НК, одного из них – Реймона *друга Бегена, оказал на него влияние, «от Болдера к сюрреализму»*, так как проступает
178: «метафизическая» устремленность автора: показывает в критики поэзии связь поэтической деятельности с «М» способностью, открывающейся за пределами бытия, «его трактовка устремлений человеческого "я" к трансценденции, к самозавершению, к изначальному единству потерянного рая и золотого века» (ссылка).
Работа Пуле – крутой, но анализ времени – замкнуто самом в себе, но оставляет «эсхатологическую надежду».

П и НК: оторвать произведение от объективной действительности (ОД). Литра пользуется языком, поэтому может избежать ОД – и поставить на их место фикцию, выдумку, фантом. Пуле: это делает лит-ю вселенную «более эластичной», готовой к любому использованию Благодаря литре исчезает проти

Оречие между мной и ОД, так как в литре – уход от ОД,
179: Книга – не отражение внешнего мира, а связь с моим познанием мысленных объектов (опять о ВООБРАЖЕНИИ??).
Опасность отрыва от Реальной Д в худ.критике (которая мыслится как творчество). Критерий творчества у Бегена (Как и БЗ) – человечность. Критик не может опираться на собственные духовные ценности – он обращен к миру (современное состояние общества, история и тд), но судья в этом вопросе – «сознание того, кто занят делом, и никаких других критериев здесь не существует» (Ссылка; Субъективность). (Литература и критика – дело личностное, иначе их бы не было вовсе).

180:
Эффект чтения литры по НК – укрепление чувства субъективности. Мыслить мышлением другого как своим собственным. Само чтение – не движение от неизвестного к известному, а сродни воспоминанию, поднятия объектов «из темных глубин сознания». ИТОГ: НК как индивидуализм – уйти от мира, субъективизм, изолированность, одиночество, отдаление от мысли «о реальной борьбе за изменение положения» (Вовлеченность).
Иллюзия общения замкнутых индивидов с внешним миром, людьми, в П – со вселенной. Иллюзия, тк как общение всегда ограничено, «косвено»: Пуле – если изолированный индивид не может вступить в общение с миром и другим индивидом, то может вступить косвенно – в литре. Читатель становится критиком, функция которого совпасть с духовным миром писателя, это и есть взаимпроникновение сознаний (а не отождествление, Сент-Бев).

Расширение самосознания индивида благодаря восприятию произведений И – большое место в эстетики ФрП и НК.
181: НК – проблема самосознания – составная часть вопроса о взаимопроникновении. Мышление читателя-критика должно совпасть с мышлением автора (и персонажей). Отречься от себя – единое мышление, мыслящее о самом себе и переосмысливающее себя (ссылка+ссылка).
Примат субъективно сознания (самосознания), который в сложной ситуации: 1 – не моежт быть без помощи объективных вещей; 2 –самосознание над ними, превосходит их. Субъктивность юез объективного содержания по Пуле – дух: критике знать объективность
182: но подняться до того, чтобы миновать ее (ссылка).
Ведущая роль во взаимодейсвтии сознаний – произведение. Но не равность – сознание читателя устапет себя сознанию автора – ведущая роль (ссылка).

П:
такую роль сознание выполняет, если нацелено на сверхреальность.
НК – близки к такому выводу *Пуле, и кого Беген помещает в христианскую линию Пеги – Реймон, Руссо, Маньи*. Есть точка, где над сознание в свое невыразимости, трансцендировано ко всему тому, что отражается в нем. Эта точка – бог?
Пуле: да. Проблема сознания – в христианском поле
182: Августин. Подлинное чувство я входит через дверь религиозного опыта и теологии.
Книга Пуле, где разбирает эстетику Бегена* предшественник феноменологического звена НК*, оценка: Беген о центре в душе человека, где живет бог, и где душа, устремляясь сама в себя, обнаруживает его присутствие. Беген не мистик, так как его апологетика в виде поэтики.

«Несомненная близость персоналистского учения о личностной коммуникации идеям «новой критики» еще раз подтверждает тяготение персонализма к сфере эстетики» + но раньше сулил «жизнь в поэзии», жизнь на поэтических основах – сегодня вместе с НК предлагает роль «атомизированного» читателя-критика, домысливающего идеи, предложенные другим. Причем по ПУЛЕ литура предлагает определенное количество тем, за пределами которых нет места для иных мечтаний (ссылка).


184: Попытка П спасти положение обращением к проблеме Воображения: переделать человека с помощью В, открыть в литре вторую жизнь более реальную, чем земное существование *замена проблемы исторического реального творчества идей*
Попытка П прорвать замкнутость НК через обращение к личностому священному. По Вдовиной – это подчеркивает замкнутость буржуазного индивида, неспособного открыть перспективы подлинно исторического социального творчества.

***
Самоосуществление по П – обращение к релгиозно ориентированному искусству.
185: в И – духовная коммуникация.
Гуссерль, Бергсон, Ф-Э.
П: Человек осуществляет себя в труде, целостность существования – творческая деятельность, И – наивысшая форма. До идеи упразднения И: Когда все будут художниками, не будет художника как такового. Взгляд не в будущее, а видеализированое прошлое, в изначальную целостность *античность – И – организация жизни маленького полиса, где у граждан свой силь жизнеотношений и свои культивируемые традиции*
НО несоответствие этого идеала практике самоосуществления в буржуазном обществе – не «жизнь в поэзии», а
186: соучастие в творчестве. Но 1 – сотворчество не заменит творческой деятельности; 2 у П не сотворчество даже, а приятие точки зрения автора якобы исходя из своей субъективности.

Итог: политика И (эстетика Мунье) близка идеям «массовой культуры» или «массового потребления», где освоение культуры заменяется присвоением предметов последней (приобретение и «делание своими»).

С 1977 П – расширение понятия хужожественно-культурного, културное поле в повседневной жизни народа, обыденного существования (а не в И) – сможет противостоять экспансии массовой культуры и массовой
187: коммуникации. Две тенденции: 1 – нет полоного отождествления К с повседневностью; 2 творчетсво не сводится к индивидуальному самопроявлению как таковому.
Творчество и И отдельно – художественное самовыражение отдельно (опасность индивидуализма и волюнтаризма).
Односторонее понимание П: взаимодействие проф и повседневной культур; либо влияние индивидуального творчества на жизнь общества и будущее его.
Последнее зависит от того, сможет ли отдельная творчесткая личность внести своим произведением «напряженность и разнообразие в общественную систему, по природе своей тяготеющую к равновесию и однообразию»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: