Раздел 1. Основы управления подразделениями
На современном этапе строительства Вооружённых Сил Российской Федерации всё большее значение приобретает значимость теории управления войсками, которая объединяет всё общее, что присуще управлению в различных отраслях военного дела, широко используя при этом достижения науки управления, военного искусства, смежных наук.
Во всех звеньях управления, до подразделения включительно, должен соблюдаться единый подход к организации и методам работы командиров и органов управления, должна действовать единая система нормативов боевой готовности, оперативности, качества, устойчивости, непрерывности и скрытности управления. Большое значение имеет единый подход к автоматизации управления и единство технического, программного, математического, информационного и лингвистического обеспечения автоматизированных систем и ЭВМ, применяемых в управлении.
Чтобы эффективно и качественно управлять войсками, комплексно решать все задачи управления с высокой оперативностью, необходимо иметь стройную систему управления, на научной основе организовать работу всех уровней управления и применять наиболее эффективные методы работы с широким использованием современных технических средств.
Немаловажное значение для теории управления войсками имеет учёт физиологии и психологии человека, действующего в различных условиях обстановки, поскольку каждый военнослужащий, занятый в системе управления, должен работать с использованием самых современных технологий и технических средств.
Глава 1. Основные категории и понятия управления
повседневной деятельностью
|
1.1. Сущность и содержание управления
Каждая из управляемых систем имеет свои особенности, но между ними есть много общего. В силу единства материального мира все эти системы действуют на основе общих закономерностей (законов) и принципов управления.
Всякое управление в динамических системах с точки зрения кибернетики представляет собой особый вид деятельности органа управления, заключающийся в определении цели и способов действия объекта управления, а также в воздействии на него, необходимом для достижения цели. Благодаря такому воздействию сохраняется качественная стабильность системы в условиях непрерывных изменений во внутренней и внешней среде, предотвращается её дезорганизация и достигается желаемый результат.
Процесс управления предстаёт перед нами как способ упорядочения системы, т.е. приведения её в соответствие с объективными закономерностями, действующими в данной сфере. Высшей и конечной целью такого процесса является оптимизация действий системы в целом, т.е. получение возможно больших полезных результатов при наименьших усилиях и затратах материальных средств.
По своему содержанию управление есть информационный процесс, который, как правило, включает такие операции (функции) органа управления, как получение необходимой исходной информации об объекте управления и окружающей среде (информация состояния), принятие решения (переработка и преобразование информации состояния), воздействие на объект управления (посредством передачи командной информации).
При осуществлении этих операций образуется своего рода замкнутый контур, в котором имеются орган управления (кто управляет), объект управления (кем управляют и соединяющие их каналы прямой и обратной связи (рис. 1.1).
|
Действия войск как в боевых условиях, так и в мирное время не могут протекать стихийно, самопроизвольно, т.к. части и подразделения совместно решают общую задачу. В этих условиях войска объективно нуждаются в том, чтобы ими кто-то руководил, согласовывал и координировал их усилия, а значит, управлял ими.
Такое управление осуществляется на различных уровнях осуществляется соответствующими командирами частей, начальниками штабов, отделений и служб, а также командирами подразделений. Практическая деятельность по управлению отличается свойственными только им приёмами и методами работы, а также использованием специально предназначенных для этого технических средств. При этом во всех случаях процесс управления войсками в конечном счёте замыкается на живых людях, которые управляют оружием, техникой и непосредственно выполняют задачи. От их идейной закалки, морально-психологического состояния, боевой выучки, умения владеть техникой и других качеств в первую очередь зависит успех решения поставленных задач.
В любом войсковом организме управление призвано обеспечить нормальное его функционирование, согласование действий всех его элементов и, на основе этого, успешное выполнение ими общей задачи.
Содержание управления войсками сложно и многогранно, что является следствием сложности структуры войск и характера боевой и повседневной деятельности. Исходя из изложенного выше материала можно дать определение управления в общем виде, которое послужит основой дальнейших рассуждений.
|
Управление представляет собой целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (самоуправление), так и через специально созданные структуры (органы управления).
Рассмотрим последовательность развития науки управления, существовавшие и существующие направления и школы управления.
Впервые интерес к управлению был отмечен в 1911 году, когда американский инженер Фридерик У. Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного управления », традиционно считающуюся началом научного управления и началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования.
Развитие управленческой мысли вращается, в сущности, вокруг трёх основополагающих понятий – задача (задачи), человек и управленческая деятельность.
На начальной стадии развития учения об управлении основной упор делался на какое-то одно из этих понятий. Эти направления в науке управления можно условно назвать «одномерными». Позже, с углублением знаний об управлении, с изменением самого характера управления, стали всё больше получать развитие подходы, условно именуемые «синтетические или многомерные », которые исследовали проблемы управления, увязывая все базовые понятия управления в единое и органичное целое. Под подходом будем понимать совокупность приёмов и способов в изучении науки управления, применяемых на том или ином этапе. Под школой будем понимать направление в науке, связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов.
К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории управления. Классификация школ и подходов, принятая на сегодняшний день, выглядит следующим образом (рис.1.2):
Основателем школы научного управления был Ф. У. Тейлор - американский инженер-практик и управленец, решивший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности и сформулировавший четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:
научный подход к выполнению каждого элемента работы;
научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;
кооперация с рабочими;
разделение ответственности за результаты между руководителями (управленцами) и рабочими.
Представители школы организационных теорий выделили управление как особый вид деятельности и разработали основные принципы (правила) управления, которые остаются справедливыми и до сегодняшнего дня. К этим принципам можно отнести:
единоначалие – работник должен получать приказы и распоряжения только от одного руководителя (начальника);
полномочия и ответственность – право руководителя (начальника) приказывать порождает обязанность этого руководителя (начальника) нести ответственность за последствия отданного приказа;
подчинённость личных интересов общим – интересы ни одного из членов организации не должны превалировать над общими интересами организации;
единство направления – каждая организация, имеющая общую цель, должна действовать в интересах её достижения.
В рамках организационных теорий впервые зародилась мысль о том, что любая деятельность по управлению в любой сфере включает в себя выполнение руководителем некоторых обязательных функций. А. Файоль предложил формализованное описание работы управляющих в организации, выделив характерные для них виды деятельности (функции): планирование, организация, руководство, координация и контроль.
Базовыми функциями процесса управления являются: планирование, организация, мотивация и контроль. Управление начинается с планирования, в ходе которого руководитель ищет возможные пути достижения поставленной цели. После этого он должен организовать выполнение плана путём создания структуры организации и делегирования полномочий подчинённым, или, иными словами, распределения между ними обязанностей и ответственности. Для обеспечения эффективности действий подчиненных необходимо побуждать их к таковым действиям, т.е. мотивировать их деятельность. Контроль в управлении необходим как обратная связь, без которой невозможно определить - достигнута ли организацией поставленная цель или необходимо предпринимать дополнительные меры.
Другие, не менее важные функции управления - принятие решения и коммуникации (или обмен информацией) в процессном подходе рассматриваются как связующие функции процесса управления, т.е. они присутствуют в осуществлении всех других функций.
Представитель школы человеческих отношений (теории поведенческих наук) А. Маслоу в своих работах показал, что мотивами поступков людей являются различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены материально. Необходимо использовать приёмы управления человеческими отношениями, включающие эффективные действия непосредственных начальников, общение с подчинёнными и предоставление им более широких возможностей в деятельности.
Поведенческая школа стремилась в большей степени помочь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения поведенческих наук к построению и управлению организациями. Речь шла о повышении эффективности организации за счёт повышения эффективности её человеческих ресурсов.
Математика, статистика, инженерные науки и связанные с ними области знания внесли существенный вклад в теорию управления, на их базе сформировались количественные методы, сгруппированные под общим названием исследование операций - применение методов научного исследования к операционным проблемам организаций. Ключевой характеристикой таких методов являлась замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами, количественными значениями.
Каждая из рассмотренных школ стремилась сосредоточить внимание на какой – то одной подсистеме организации. Современное понимание того, что организации представляют собой сложные системы, состоящие из нескольких взаимосвязанных подсистем, помогает объяснить, почему прежние школы управления оказались практически приемлемыми лишь в ограниченных пределах. Зачастую, они просто не могли правильно определить основные компоненты всей организации. Ни одна из школ серьёзно не задумывалась о возможности воздействия внешней среды на организацию, а, как показали более поздние исследования, это очень важный фактор, влияющий на организацию.
Основой для большинства современных учений, в самом общем смысле, является системный подход к управлению организацией, который рассматривает организацию, как сложное явление, связывающее в органичное единое цели, стоящие перед организацией, задачи, которые решает организация в ходе достижения цели, структуру организации, ресурсы, которыми обладает организация и процессы, протекающие как внутри, так и вне организации.
Системный подход - это не есть набор каких-либо руководств или принципов для руководителей. Это способ мышления по отношению к организации и управлению. Хороший руководитель должен уметь собирать и анализировать информацию о состоянии всех факторов внутренней среды организации для того, чтобы своевременно диагностировать проблемы и предпринимать необходимые корректирующие действия.
В учении об управлении заметное место занимает ситуационный подход, суть которого состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут существенно отличаться друг от друга. Под ситуацией понимаем сочетание условий и обстоятельств, создающих определённую обстановку, положение. Поэтому, осуществляя все необходимые управленческие функции (действия), руководители обязательно должны исходить из того, в какой ситуации они находятся и действуют.
Центральным моментом этого подхода является ситуация - конкретный набор обстоятельств, которые влияют на организацию в данное конкретное время, а это требует от руководителя точно определить - какая структура организации или какой приём управления необходимы или более эффективны в данной ситуации.
Ситуационный подход к управлению даёт рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях. При этом выделяются четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены руководителем для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации. Применительно к командиру подразделения эти необходимые действия представлены на рисунке 1.3.
При этом следует иметь ввиду, что подобно тому как в естественных науках большинство теорем, закономерностей и выражающих их формул справедливы в определённых условиях, так и в теории управления не существует таких правил и рекомендаций, которые были бы применимы в любой ситуации. Правила и рекомендации науки управления справедливы ровно настолько, насколько одна ситуация повторяет другую.
Как и системный, так и ситуационный подходы не являются простым набором правил и руководств. Они отрицают наличие универсальных подходов к управлению, наличие обобщённых, всеохватывающих принципов построения и осуществления любого управления.
С точки зрения этих подходов управление в первую очередь – искусство командира понять ситуацию, вскрыть её особенности и выбрать соответствующее решение из множества возможных, а уж затем следовать научным рекомендациям в области управления, носящим обобщающий и универсальный характер.
Несмотря на несомненные достижения науки управления в последние годы, попытки определить общие характеристики управления никогда не прекращались и не исключено, что проводимые в настоящее время исследования дадут новый толчок в понимании сути и содержания управления.
1.2. Законы, принципы и методы управления
Рассмотрение основных категорий науки управления даст возможность более свободно ориентироваться в процессах, происходящих в воинских коллективах. Основные категории науки управления представлены на рисунке 1.4.
Начнем рассмотрение с законов управления.
Эффективность военного управления во многом зависит от того, насколько организаторская работа командира подразделения и применяемые им методы соответствуют законам, объективно действующим в сфере военного управления. В первую очередь эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние, когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определённые изменения другой.
В общем понимании закон – это связь и взаимосвязь каких-либо явлений объективной действительности.
Для командира подразделения наиболее важны следующие законы управления:
закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления;
закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления;
закон зависимости эффективности решения задач управления от объема используемой информации.
|
Закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления устанавливает, что любая система управления независимо от степени сложности может быть представлена в виде органов управления и объектов управления, и если пропорциональность между количеством объектов управления и органов управления не будет соблюдена, то система не может эффективно функционировать. Механизм действия этого закона проявляется, например, в так называемой "норме управляемости", которая регламентирует количество объектов управления непосредственно замыкающихся на один орган управления.
Современные исследования показывают, что наилучшая управляемость подчиненными достигается при норме подчиненности 7-10 человек. Однако существует много доказательств того, что величина нормы управляемости может широко варьироваться. Характер выполняемых задач, условия в которых они выполняются, характеристики подчиненных, способности руководителя - все это играет роль в определении количества людей, непосредственно и эффективно управляемых и контролируемых руководителями.
Важным методологическим следствием этого закона является требование соответствия степени детализации информации, циркулирующей в системе управления, органу управления определенного уровня.
Иными словами, информация по мере прохождения снизу вверх в каждой следующей инстанции управления должна укрупняться, а информация по мере ее движения сверху вниз в каждой следующей инстанции управления - должна детализироваться.
Закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности не следует понимать излишне узко, относя его только к органам и объектам управления. Он действует и в таких сферах управленческого труда, как соотношение прав и обязанностей должностных лиц, соответствие методов работы времени на ее выполнение и условиям обстановки.
управления к качественному исполнению должностных и специальных обязанностей.
Закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления отражает одно из важнейших требований к управлению - его оперативность. Согласно данному закону в процессе управления следует рассматривать два вида времени - располагаемое и потребное.
Располагаемое время - это то время, которое определяет обстановка или вышестоящее командование в виде заданного или директивного срока, в которое командир должен уложиться при осуществлении какого-либо мероприятия, чтобы обеспечить его успех.
Потребное время - это время, которое необходимо затратить при осуществлении данного мероприятия с учётом уровня боеготовности и уровня подготовки, обеспеченности сил и средств, а также с учётом применяемых командиром методов работы.
Благоприятный баланс времени обеспечивается лишь в том случае, если потребное время не превышает располагаемое. В том случае, когда потребное время оказывается больше располагаемого, образуется дефицит времени, который не позволяет выполнить то, что запланировано с заданной эффективностью.
Закон зависимости эффективности решения задач управления от объёма используемой информации выражает устойчивые связи и зависимости между качеством выполнения задач управления и объемом информации, используемой в интересах их решения.
Для решения каждой задачи управления требуется определённый объём информации (рис.1.5). Увеличение или уменьшение количества данных не приводит к однозначным изменениям эффективности управления, принимаемых при этом решений и расходуемого времени.
Когда информации недостаточно, времени на принятие решения будет затрачиваться много, так как, не имея необходимых сведений, командир вынужден рассматривать множество вариантов действий, каждый из которых несёт скудную информацию, поэтому весьма проблематично ожидать высокой эффективности принимаемого решения. По мере увеличения объема используемой информации число вариантов, подлежащих рассмотрению, уменьшается, а степень эффективности решения значительно возрастает. Поэтому время, затрачиваемое на принятие решения уменьшается. Дальнейшее увеличение объема информации тоже приводит к возрастанию времени на принятие решения. Это связано с обилием сведений, требующих больших затрат на их обработку и анализ. Обилие информации приведёт к возможной потере вероятности выработки оптимального в данный момент решения.
Рассмотрим механизмы реализации перечисленных законов на практике, начав с принципов управления.
Э
Эн
Эп
Эд
Ид Ип И max И
Эн- наивысшая эффективность решения
Эп- приемлимая (оптимальная) эффективность решения
Эд- допустимая эффективность решения
Ид- допустимый объём информации
Ип- приемлимый (оптимальный) объём информации
И max - максимальный объём информации
|
Принципы управления
Принципы управления войсками - это наиболее общие, основополагающие правила и рекомендации, которые должны учитываться и выполняться в практической деятельности командования и органов управления на всех уровнях руководства.
Отличие принципов управления от законов управления состоит в том, что если законы существуют и действуют объективно, вне сознания людей, независимо от их воли и желания, то принципы, вытекая из законов, сознательно формулируются в интересах практики и применяются в зависимости от конкретных условий.
По своему предназначению принципы управления являются связующим звеном между фундаментальной основой теории управления - законами управления и управленческой практикой.
К основным принципам управления в военной сфере можно отнести:
принцип единоначалия и личной ответственности командиров;
принцип централизации управления с предоставлением подчинённым инициативы в определении способов выполнения поставленных задач;
принцип твёрдости и настойчивости;
принцип оперативности и гибкого реагирования на изменения обстановки;
принцип научности;
принцип предвидения.
Рассмотрим сущность основных принципов управления.
Принцип единоначалия и личной ответственности командиров. Необходимость единоначалия в войсках вытекает из самой природы Вооружённых Сил, их предназначения, условий и способов применения. С помощью единоначалия достигается централизация и единство действий как в бою, так и в повседневной деятельности.
Сущность единоначалия как принципа управления состоит в единовластном руководстве командиром подчинёнными на основе прав предоставленных ему законами государства и регламентируемых уставами и приказами старших начальников. Оно призвано обеспечить эффективное применение войск, оперативное и надёжное управление и крепкую воинскую дисциплину личного состава как в бою, так и в повседневной деятельности.
Особенно чёткое отражение принцип единоначалия находит отражение в том, что только командир несёт полную и личную ответственность за управление подчинёнными и только он имеет право принимать решение, которое лежит в основе управления.
Для обеспечения эффективности процесса управления отношение между подчиненными и начальниками должны быть ясными и простыми. Особая прозрачность их взаимоотношений достигается в том случае, когда подчиненный получает приказы от одного начальника и отвечает за выполнение задачи только перед ним одним. Этот старейший, установившийся принцип управления подтвердил свою ценность на протяжении столетий, в бесчисленном множестве военных организаций различного предназначения. В Вооружённых Силах этот принцип военного управления реализован следующим образом:
приказы отдаются в порядке подчиненности, при крайней необходимости старший начальник может отдать приказ подчиненному минуя его непосредственного начальника;
о выполнении полученного приказа военнослужащий обязан доложить начальнику, отдавшему приказ и своему непосредственному начальнику;
по служебным вопросам военнослужащий должен обращаться к своему непосредственному начальнику и с его разрешения к следующему по команде начальнику.
Другой стороной принципа единоначалия является то, что одновременно с приобретением права приказывать, командир должен и обязан нести ответственность за принятые им решения и, тем более, за результаты воплощения их в жизнь. Применение принципа единоначалия в армейских условиях не исключает возможность коллегиальной подготовки решения но исключает коллегиальность ответственность за принятое и исполненное решение.
Содержание и перечень вопросов, выносимых на коллективное обсуждение определяет командир в зависимости от важности решаемых задач, сложности обстановки и наличия времени.
Принцип централизации управления с предоставлением подчинённым инициативы в определении способов выполнения поставленных задач. Принцип централизации находится в неразрывной связи с принципом единоначалия, однако эти два принципа нельзя отождествлять. Сущность централизации управления заключается в объединении вышестоящей инстанцией в своих руках действий подчинённых и направлении по единому плану их усилий для достижения поставленной цели.
Централизованное управление позволяет руководителю в короткие сроки и наилучшим образом координировать действия своих подчиненных, эффективно применять силы и средства, контролировать любой вопрос и в случае необходимости замыкать на себя любую инстанцию управления, хотя степень централизации может видоизменяться сообразно ситуации. На основании этого принципа управления руководитель может предоставлять инициативу подчиненным в выборе средств и способов выполнения поставленной задачи.
Однако заблаговременно распределить функции управления при решении всех задач практически невозможно. В конкретных условиях обстановки требуется проявлять разумную инициативу.
Соблюдение принципа централизации позволяет старшему начальнику эффективно и в тоже время экономно использовать выделенные силы и средства, быстро переносить усилия с одного направления на другое, а также согласовывать действия всех участвующих в решении задачи сил и средств.
Наибольшая степень централизации будет иметь место при решении наиболее сложных задач и в кризисных ситуациях, а инициатива подчинённых нацеливается главным образом на то, чтобы с наименьшими потерями и расходом материальных средств в самые короткие сроки выполнить поставленные задачи.
Принцип твёрдости и настойчивости в проведении в жизнь принятых решений (планов). Реализация данного принципа достигается прежде всего решительными действиями командиров, их способностью брать ответственность на себя, четкой постановкой задачи подчиненным, умением организовать и мобилизовать людей на ее выполнение.
На первый план выступает способность командира добиваться неукоснительного выполнения поставленных перед им задач, невзирая ни на какие трудности и препятствия, возникающие на пути их решения.
Данный принцип находится в тесной связи с принципом оперативного и гибкого реагирования на изменение обстановки.
Принцип оперативного и гибкого реагирования на изменение обстановки. Суть этого принципа военного управления состоит в том, что в зависимости от изменения обстановки командир должен своевременно вносить изменения в свое уже принятое решение (план).
Оба принципа лежат в основе практической деятельности командиров по руководству подчинёнными.
Успешное сочетание твёрдости и гибкости возможно лишь при условии постоянного знания фактической обстановки, точного её прогнозирования, объективного анализа, правильных и обоснованных выводов для решения.
Поэтому в любых условиях обстановки важно не только принять оптимальное решение или своевременно уточнить его, но и уметь мобилизовать подчинённых на выполнение поставленных задач.
Твёрдость и гибкость в управлении войсками проявляется в первую очередь через личностные качества командира, к которым можно отнести профессиональную подготовку, уверенность в правильности действий, стойкость и выдержка в сложных условиях, высокая требовательность и чуткость к людям, которые способны подчинить воле командира большие коллективы, максимально мобилизовать их возможности, физические и духовные силы на безусловное выполнение поставленных задач даже в самой сложной обстановке.
Принцип предвидения. Дополняет и обогащает принцип научности, поскольку они неразрывно связаны между собой. Предвидение – это способность командиров и органов управления заранее предусматривать возможные изменения в обстановке и вероятный ход действий.
Для предвидения необходимо умение командира диалектически мыслить, способность правильно анализировать обстановку, находить в ней главное, а также знание основ повседневной деятельности. Правильное предвидение немыслимо без точных расчётов, хорошо налаженного сбора данных об обстановке, без глубокого знания техники, организации войск и процессов, протекающих в воинских коллективах.
Следует учитывать, что предвидение хода решения стоящих задач является делом весьма трудным. Командир не может ориентировать себя на то, что всё будет проходить по заранее разработанному плану, наоборот он должен исходить из худших для себя условий, учитывать возможность резкого изменения и в соответствии с этим быть готовым уточнить и даже изменить ранее принятое решение, сочетая решение текущих задач с деятельностью по решению задач перспективных.
Задача теории управления войсками заключается в том, чтобы своевременно фиксировать объективные изменения происходящие в процессах управления, вскрывать определяющие их законы и на этой основе формулировать новые принципы или уточнять содержание уже известных, чтобы поддерживать уровень управления на высоте современных требований.
Методы управления
Метод - способ теоретического исследования или практического осуществления чего – либо, другими словами - совокупность приемов, правил и способов, используемых в какой-либо практической деятельности. Это определение приемлемо и для военного управления. Методы управления определяют конкретные пути, приемы и правила практического осуществления задач управления воинскими частями и подразделениями, и во всех случаях определяют: кто что, когда и как должен делать.
К настоящему времени выработаны и проверены на практике следующие методы управления (рис.1.6):
организационно-административные, основанные напрямых директивных указаниях;
распорядительные;
социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности.
Организационно – административные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущие организации дисциплину и ответственность. Возможны три формы проявления организационно-распорядительных методов:
обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.);
согласительные (консультация, разрешение компромисса);
рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение и т.п.).
Распоряжениям присущи – чёткая адресность директив; обязательность выполнения в установленные сроки; невыполнение распоряжений рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечёт за собой определённое наказание.
Распорядительное воздействие на коллектив в целом и отдельную личность предполагает подчинение, которое бывает трёх типов:
вынужденное и внешне навязанное (оно может сопровождаться чувством зависимости и пониматься подчинёнными как нажим «сверху »);
пассивное (для него характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений);
осознанное, внутренне обоснованное подчинение.
Организационное воздействие на структуру управления осуществляется путём организационного регламентирования, нормирования, инструктирования.
РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ возникло из необходимости создать устойчивую основу для организационной системы. Акты организационного регламентирования носят черты правовых норм и они обязательны для выполнения сей организационной системой.
В условиях военных организаций общее регламентирование, как правило, осуществляется общевоинскими уставами, приказами начальников высшего уровня управления. Регламентирование, с учетом местных условий и стоящих перед войсковой частью задач, осуществляет командир войсковой части.
Устав внутренней службы ВС РФ регламентирует общие требования к распределению времени и повседневному порядку в воинских формированиях, а распорядок дня и регламент служебного времени, с учетом специфики каждой войсковой части, местных и климатических условий и т.п., на основе Устава внутренней службы ВС РФ устанавливает командир каждой войсковой части.
Конкретная реализация регламентирования может быть различной, важно, чтобы функции, права, ответственность, порядок взаимодействия должностных лиц и подразделений при решении задач были регламентированы однозначно и, как правило, письменно, что создает условия для долговременно функционирования системы (подразделения) без вмешательства руководителя (командира).
НОРМИРОВАНИЕ касается многих сторон деятельности людей в военных организациях, от нормирования воинских званий для различных штатных категорий должностей до нормирования объемов работ между должностными лицами и подразделениями. Нормирование устанавливает рациональный размер подразделений с учетом объемов возлагаемых на них задач, нормы расхода материальных средств, объемы, время выполнения задачи и пр.
ИНСТРУКТИРОВАНИЕ предназначено для установления программы самостоятельных или совместных действий должностных лиц или подразделений по выполнению конкретных задач или работ. Инструктирование представляет собой наиболее гибкую и оперативную форму организационного воздействия, а вместе с нормированием - наиболее активный тип организационного воздействия.