Воинское подразделение как система




 

Всякий первичный воинский коллектив (организацию) можно определить как организационную сложную систему, состоящую из подсистем (элементов) в лице отдельных военнослужащих, и как подсистему (элемент), входящий в состав более крупного подразделения ( рис.1.12).

Если компонентами подобных организаций, кроме людей, является техника, то подобные системы принято называть социотехническими системами.

Организационные социотехнические системы в обязательном порядке являются открытыми, т.к. они находятся в постоянной взаимосвязи с внешней средой – любая организация нуждается в постоянном получении из внешней среды ресурсов для своего функционирования, а также отвечает на запросы внешней среды результатами своей деятельности.

В упрощённом виде каждая открытая, организационная, социотехническая система может быть представлена в виде некоего организма, имеющего на своём входе поступающие ресурсы (люди, техника, материальные и денежные средства) и информацию о задачах и состоянии внешней среды, а на выходе – результаты деятельности.

 

 


Исходя из того, что подразделение (организация) это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели, следовательно с этой точки зрения подразделение можно рассматривать как средство достижения цели, позволяющее людям выполнить коллективно то, чего они не могли выполнить индивидуально.

Таким образом, любую военную организацию, в частности подразделение, можно представить как сложную открытую организационную социотехническую систему, производящую преобразование ресурсов в интересах достижения и поддержания установленного уровня боевой готовности.

Рассмотрим наиболее существенные внутренние переменные организации, части организационной системы, отличные от внешнего окружения. Цель изучения заключается в том, чтобы понять основные характеристики ключевых переменных, как частей целого, их роль в обеспечении эффективного функционирования подразделения.

Основные переменные в самой организации (подразделении), которые требуют внимания руководителя (командира), это цель (цели), задачи, структура, технология и люди.

 

 

Цель функционирования подразделения

 

Цель – это конкретное состояние или конкретный желаемый результат, которого стремиться добиться организация. В процессе планирования руководитель разрабатывает цели и доводит их членам организации. Это мощный механизм координирования, потому что даёт возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все решения руководства.

Цель функционирования подразделения (войсковой части) в повседневной деятельности – есть достижение подразделением (войсковой частью) такого состояния, которое характеризуется заданными критериями боевой готовности и пребывание в таком состоянии в течение заданного отрезка времени.

Поддержание подразделения (воинской части) в установленной степени боевой готовности необходимо для того, чтобы обеспечить:

в мирное время – переход за установленное время в более высокие степени боевой готовности и организованное вступление в боевые действия;

в военное время – способность к немедленному выполнению поставленных боевых задач.

Следовательно, основными направлениями в работе командира подразделения по поддержанию боевой готовности подразделения являются:

подготовка личного состава;

подготовка вооружения и техники;

подготовка подчинённых командиров.

 

 

Структура и задачи подразделения

Любая формальная организация (подразделение), учитывая горизонтальное и вертикальное разделение труда, состоит из нескольких уровней управления (командиров различного уровня иерархии) и подразделений различного назначения (батальон – из рот, рота – из взводов, взвод – из отделений).

Ещё одним направлением разделения труда в организации, в том числе и в военной, является формулирование задач.

Задача – это предписанная деятельность или часть общего объёма деятельности, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее установленные сроки. С технической точки зрения, задачи предписываются не лично военнослужащему, а его должности. На основе решения о структуре, каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей подразделения. Считается, что, если задача выполняется таким образом и в такие сроки, как это предписано, подразделение будет функционировать успешно.

Задачи организации традиционно делятся на три категории:

работа с людьми;

работа с предметами (машинами, оборудованием, инструментами, сырьём);

работа с информацией.

В зависимости от нахождения на том или ином уровне управления, характер работ (решаемых задач) должен меняться исходя из принципа – низшие уровни исполняют, высшие уровни управляют (руководят). Например, в подразделении работа солдат состоит в основном из работы с техникой и в минимальных объёмах с информацией (занятия), работа сержантов и прапорщиков в основном состоит из работы с людьми и техникой, а с информацией – в меру необходимости для руководства подчинёнными; работа же командира роты, командира взвода в основном состоит из работы с информацией и людьми, а с техникой – в меру необходимости подстраховать или заменить подчинённого.

Два других важных момента в работе – это частота повторения данной задачи и время, необходимое для её выполнения. Если говорить об управленческой деятельности, то можно отметить, что задачи управления менее монотонны, менее повторяемые, а время выполнения каждого вида управленческой задачи увеличивается по мере перехода от низшего к высшему уровню управления.

 

Люди

Говоря о функционировании подразделения очень важно помнить, что и подразделение в целом, и командиры всех степеней, и подчинённые ничто иное как группы людей. Если руководитель не признаёт, что каждый подчинённый представляет собой личность с её неповторимыми переживаниями и запросами, способность подразделения решить поставленные задачи будет поставлено под угрозу. Люди являются центральным фактором в любой модели управления, так как руководитель достигает целей подразделения через других людей. Существуют следующие аспекты человеческой переменной: поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер поведения руководителя, функционирование руководителя в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп. Понимание и успешное управление человеческой переменной очень сложно.

Поведение человека в обществе и в процессе служебной деятельности является следствием сложным сочетанием индивидуальных характеристик и внешней среды. (рис.1.13)

Нет в мире двух людей у которых было бы одинаковое сочетание характеристик, следовательно, вероятность того, что два человека в одной и той же ситуации будут вести себя одинаково практически равна нулю.

Область, в которой люди различаются наиболее наглядно, являются индивидуальные способности, присущие человеку качества. Задача командира подразделения – учитывать различия в способностях при решении вопроса какую должность и какие задачи будет решать конкретный подчинённый, а также расширять соответствующие способности путём обучения.

Если руководитель сможет правильно оценить предрасположенность подчинённого к определённому виду деятельности, расходы и время, затраченные на обучение, не будут потраченные в пустую.

Говоря о потребностях, отметим, что с точки зрения управления командир должен стремиться создавать такие ситуации, в которых удовлетворение потребностей подчинённых вело бы к достижению целей подразделения.

Основываясь на прошлом опыте и оценке текущей ситуации люди формируют ожидания относительно результатов своего поведения. Если подчинённые не ожидают, что поведение, которого ждёт от них подразделение, приведёт к достижению желаемых целей или удовлетворению личных потребностей, они, вероятно, не будут работать эффективно.

Восприятие определяет – испытывает ли человек потребность и каковы его ожидания в данной ситуации. Если руководитель хочет, чтобы подчинённые стремились к достижению цели подразделения, он не может ограничиться лишь созданием условий, поощряющих подчинённых эту деятельность. Руководитель должен также сообщить подчинённым, что желаемое поведение приведёт к удовлетворению их индивидуальных потребностей. До тех пор пока подчинённые не воспримут этого и не поверят командиру, они не будут вести себя соответствующим образом.

 
 

 


Технологии

 

Технология –это средство преобразования сырья – будь то люди, информация, техника или физические материалы – в требуемые конечные состояния. То есть технология – это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих знаний для осуществления желаемых преобразований в технике, материалах, информации или людях.

Наиболее наглядно в войсках технологии проявляются при осуществлении технологических процессов эксплуатации вооружения и техники, в процессе боевой подготовки, при осуществлении экономической и финансово – хозяйственной деятельности и обработке информации.

Текущее состояние технологий определяется принятой в подразделении организацией и содержанием работ (мероприятий), обеспеченностью средствами (учебно-материальная база, поточные технологические линии, технические средства обучения и пропаганды, транспортные средства и другие) и специалистами, а характеризуется следующими показателями:

перечень и содержание операций (мероприятий);

частота (периодичность проведения каждой операции);

последовательность операций и их продолжительность;

коэффициентами нагрузки оборудования и специалистов.

Задачи и технологии тесно связаны между собой. Выполнение задачи предполагает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе в вид (форму), получаемую на выходе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: