Проблемы функционирования АПК Беларуси




 

Агропромышленный комплекс Республики Беларусь является самым крупным производственным комплексом экономики страны.

Организационная структура АПК включает 3 сферы:

1. Сельское хозяйство осуществляет производство продовольствия и сырья для перерабатывающей промышленности.

2. Отрасли производящие средства производства для АПК. Средства производства – это совокупность предметов труда и средства труда. Предметами труда являются все то, на что направлена деятельность человека. Средства труда – это все то, с помощью чего человек воздействует на предмет труда.

3. Отрасли обеспечивающие доведение с/х продукции до потребителей – заготовка, переработка, хранение, транспортировка и реализация с/х продукции. В число этих отраслей входят пищевая, мясная, молочная, рыбная, комбикормовая промышленности, а так же легкая промышленность работающая на с/х среде и торговля продовольственными товарами.

С\х предприятия представляют собой коллектив трудящихся вооруженных средствами производства и производящих с\х продукцию в соотношении с гос. законом, договорами и внутренними потребностями.

С\х производство в настоящее время характеризует возникновение ряда новых форм хозяйствования. [8, с. 16]

К числу основных принципов формирования фермерских хозяйств относят следующие:

1. Добровольность формирования и свобода выбора партнеров.

2. Перевод системы землепользования на основы частной собственности или пожизненного наследования.

3. Полная экономическая ответственность за результаты хозяйственной деятельности.

Инфраструктура АПК:

1. Социальная инфраструктура АПК.

2. Показатели эффективности АПК.

3. Производственная инфраструктура АПК.

Инфраструктура – это предприятия и организации обслуживающие АПК и обеспечивающие развитие производства и жизнедеятельности людей.

Инфраструктура подразделяется на производственную и социальную.

Производственная инфраструктура включает:

1. Систему доведения до потребителя (оптовые базы, склады)

2. Транспорт и связь.

3. Систему материально-технического снабжения (запчастями, ГСМ, удобрениями).

4. Систему материально-технического обслуживания (электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение).

Социальная инфраструктура включает:

1. Дошкольные учреждения (ясли, сады).

2. Учреждения образования и наук.

3. Учреждения здравоохранения, спорта и охраны окружающей среды (ФАП, амбулатории).

4. Учреждения ЖКХ и т.д.

От степени развития аграрного сектора страны зависит экономическое и материальное благосостояние ее граждан, повышение или понижение общего уровня жизни.

Современная политика в сфере рыночной экономики не дает сельскохозяйственному комплексу работать на полную силу. Этот факт во многом объясняется уникальностью аграрного производства и его продукта. Кроме того, сельскохозяйственные цены и доходы аграриев значительно отстают от цен и доходов в экономической системе страны в целом. Именно эти факторы и являются причиной для появления тенденции снижения мотивации предпринимательской деятельности в аграрном секторе.

Сельское хозяйство представляет собой одну из важнейших областей развития экономического и промышленно-производственного благосостояния нашей страны.

Задачей сельского хозяйства является удовлетворение продовольственных потребностей населения. Что касается промышленного комплекса, то сельское хозяйство здесь выступает главным поставщиком сырья.

Ключевой особенностью сельскохозяйственного комплекса является использование в качестве объекта производства земли и природной сферы. Земля, по сути, является главным средством производства в агропромышленном комплексе. Основой производства в сельскохозяйственном секторе является использование природных биологических факторов, которые представляют собой животные и растения. Исходя из вышесказанного, производственный ритм сельского хозяйства во многом зависит от естественных биологических законов. Территориальный объем нашей страны велик, и природно-экономические условия производства во многом имеют разительные отличия. Именно этим и обусловлена территориальная рассредоточенность производства сельскохозяйственной продукции.

Следует также сказать, что средством формирования сельскохозяйственных фондов, в значительно большей мере, чем в других отраслях промышленно-экономического сектора, происходит за счет собственной продукции.

Аграрный сектор включает животноводство и растениеводство. На долю скотоводства приходится более половины стоимости валовой продукции животноводства. На 1 января 2008 года в хозяйствах насчитывалось 4 млн. 006,7 тыс. голов крупного рогатого скота, из них 1 млн. 559 тыс. коров. В сельскохозяйственных организациях сосредоточена основная часть поголовья крупного рогатого скота – 91%, в том числе поголовье коров – 79%. По производству молока на душу населения Беларусь занимает 1-е место среди стран СНГ и 4-е место в Европе. [3]

Поголовье свиней в 2007 году составляло 3 млн. 642 тыс. голов, из них 72,5% принадлежат сельскохозяйственным организациям республики, остальная часть – хозяйствам населения и фермерам. В сельскохозяйственных организациях производится 69% от общего производства свинины в стране.

Одной из самых развитых отраслей является птицеводство. На душу населения производится 15 кг мяса птицы и 320 шт. яиц. В республике имеется 28,7 млн голов птицы, из которых только 22% приходится на личные хозяйства населения.

В сельскохозяйственных организациях производится 97% мяса птицы и более 65% яиц. Птицеводство общественного сектора в основном сосредоточено в республиканском объединении «Белптицепром», в состав которого входят птицефабрики, два комбикормовых предприятия, перопуховая фабрика.

Селекционно-племенная работа с птицей ведется в РУП «Племптицезавод «Белорусский», ученые которого создают новые перспективные кроссы и совершенствуют имеющиеся. Племенное поголовье птицы экспортируется в страны СНГ.

В республике также развито рыбо-, коне-, пчело- и звероводство.

Сельскохозяйственные земли в Беларуси занимают 89,8 тыс. кв. км, из них 55,4 тыс. кв. км – пашня. Основу зернового хозяйства составляют такие культуры, как ячмень, рожь, овес, пшеница озимая и яровая, тритикале. В структуре зернового клина они занимают около 90%.

Валовой сбор зерна во всех категориях хозяйств Беларуси в 2008 году стал рекордным и составил 9,1 млн. т. По объемам производства зерна на душу населения Беларусь находится на уровне многих европейских государств.

Республика входит в число семи ведущих производителей картофеля в мире и занимает 1-е место по его производству на душу населения. Выращиванием картофеля занимаются практически все сельскохозяйственные организации и население.

В 2007 году площадь посадки картофеля в сельхозорганизациях республики составила 45,9 тыс. га, в личных подсобных хозяйствах – около 370 тыс. га. Валовое производство картофеля превышает 8 млн. т. В Беларуси сосредоточено около 16% мировых посевов льна.

Из 26 стран мира, производящих льноволокно, Беларусь входит в первую пятерку. Среди стран СНГ наша республика занимает треть рынка производства льноволокна. Промышленность первичной обработки льна включает 49 льнозаводов. Их среднегодовая мощность по выпуску льноволокна составляет около 50 тыс. т. Сюда же входят 4 экспортно-сортировочные льнобазы. Более половины общего объема поставок льноволокна приходится на внутренний рынок, остальное отгружается на экспорт. Основными его статьями являются льноволокно, пряжа, бытовые и тарные ткани из льна.

Климатические условия Беларуси благоприятны для возделывания сахарной свеклы. Промышленным свеклосеянием занимаются свыше 500 сельскохозяйственных предприятий Брестской, Гродненской и Минской областей.

Сахарную свеклу в Беларуси перерабатывают 4 предприятия: Городейский, Скидельский и Слуцкий сахарные комбинаты и Жабинковский сахарный завод. Суммарная годовая мощность переработки корнеплодов – около 2,7 млн. т. Беларусь способна удовлетворить собственную потребность в сахаре на 100%.

Производством овощей в стране занимается более 1 тыс. сельхозорганизаций, около 3 млн. личных подсобных и других хозяйств населения.

В Беларуси на нужды кормопроизводства используется 70% сельскохозяйственных угодий. Скотоводческим и птицеводческим хозяйствам ежегодно выделяется более 20 млн. т кормов. Перерабатывающая промышленность по объему производимой продукции занимает второе место в структуре АПК.

Одной из важнейших социально значимых отраслей перерабатывающей промышленности является пищевая, включающая 20 отраслей. В ней действует около 2 тыс. 730 предприятий, которые производят продукты питания, алкогольные и безалкогольные напитки, табачно-махорочные и парфюмерно-косметические изделия.

Предприятия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь вырабатывают свыше 70% общего объема продукции, предприятия концерна «Белгоспищепром» – около 20%, иностранные, совместные и предприятия Белкоопсоюза – немногим более 10%.

В составе пищевой промышленности ведущее место занимают мясная и молочная отрасли. Значительный удельный вес приходится на хлебопекарную, сахарную, кондитерскую, винодельческую, рыбную промышленность. Республика в состоянии полностью обеспечить население мясом и мясопродуктами, молоком и молочными продуктами за счет собственного производства. Но обеспечить свои потребности в масле растительном, рыбе и рыбопродуктах, овощах и фруктах страна не может и нуждается в импорте. [3]

Проблемы агропромышленного комплекса в РБ сегодня:

1. Низкая эффективность самого сельского хозяйства. Это обусловлено государственной формой собственности. Наличие колхозов – проблема, которая была еще в советское время. Однако и сегодня колхозы существуют, причем в основном государственной формы собственности, что естественно снижает их эффективность.

2. Недостаток профессиональных кадров. Проблема всегда существовала, а сегодня, когда разница в заработных платах в городе и на селе кардинально различна, проблема обострилась

Можно сделать вывод, что сельскохозяйственный комплекс состоит из собственно сельского хозяйства, предприятий, производящих средства производства для сельского хозяйства, и предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию. Проблемы в РБ сегодня – это недостаток кадров, структура сельского хозяйства (колхозы, а не фермерские хозяйства), что выливается в дотационность данной отрасли.

 

3. Направления реформирования и перспективы развития АПК

 

В последнее время Правительство страны, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, местные органы государственного и хозяйственного управления предпринимают многие меры по стабилизации и развитию агропромышленного производства. Например, разработана Программа социально-экономического развития и возрождения села, введено льготное кредитование и налогообложение сельскохозяйственных предприятий, действуют механизмы лизинга и товарного кредита, приняты кардинальные меры по оздоровлению экономики сельскохозяйственных организаций. Одобрены важные законодательные нормативы о реорганизации сельскохозяйственных предприятий, о кооперации, о крестьянских (фермерских) хозяйствах и др.

Сегодня можно видеть тенденции увеличения агропромышленного производства. В течение трех последних лет идут процессы восстановления объемов производства валовой продукции АПК. Конечно, их темпы пока не сопоставимы с происшедшим в 90-е годы истекшего столетия катастрофическим спадом производства. Но все же заметно оживление. Сокращается убыточность отрасли. [1]

Но нельзя сказать, реализуемые меры достаточны. Не обеспечивается приоритет развития АПК, как это определено Программой совершенствования АПК на 2005–2010 гг. и рядом прогнозных документов. Наоборот, с позиции воспроизводства ресурсного потенциала продолжается перераспределение капитала из сельского хозяйства в другие отрасли экономики. Это подтверждается неадекватностью реализационно-сбытовых цен затратам на производство, не паритетом цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные товары, существенным отставанием оплаты труда работников сельского хозяйства от других отраслей реальной экономики и др.

Изучение показывает, что в настоящее время необходимо строгое научное определение стратегии и политики развития агропродовольственного производства, тем более что сейчас, по поручению Президента Республики Беларусь, идет доработка Программы социально-экономического развития и возрождения села. Государственная аграрная политики должна базироваться на следующих основных принципах (табл. 3.1).

 

Таблица 3.1 Основные принципы государственной агропродовольственной политики

Базисные принципы Содержание
1. Целевой характер и программность реализации государственных приоритетов Государственные приоритеты АПК должны реализоваться через научно-обоснованные целевые республиканские и отраслевые программы развития. Это позволяет заложить приоритеты в целевые программы и сконцентрировать на их выполнении основные ресурсы
2. Адресность государственной поддержки Государственная поддержка должна оказываться непосредственно сельхозтоваропроизводителям. Нельзя допускать получения бюджетных и централизованных средств коммерческими посредническими организациями
3. Устойчивость механизмов государственного регулирования Основные обязательства государства перед сельхозтоваропроизводителями должны быть долгосрочными. Это позволяет добиться устойчивости механизмов поддержки развития сельского хозяйства и даст возможность самим предприятиям выработать устойчивые критерии поведения
4. Гарантированность) мер государственной поддержки Преференции государства сельским товаропроизводителям должны быть гарантированными. Это означает, что все целевые государственные программы должны быть полностью обеспечены финансовыми и материальными ресурсами. Иначе будет иметь место их невыполнение, а, следовательно, и обесценивание государственных обязательств
5. Разграничение обязательств республиканских и местных хозяйственных органов Государственные целевые программы должны иметь 2 уровня республиканские и местные. Республиканские программы следует обеспечивать за счет республиканского бюджета и централизованных фондов, а местные – за счет местных источников. Нецелесообразно смешивать источники, это приводит к их размыванию.
6. Ограничение размеров государственной поддержки и усиление самофинансирования Государственные республиканские, централизованные и местные бюджетные средства и фонды должны иметь вспомогательный характер при ресурсном обеспечении развития всей совокупности сельскохозяйственных предприятий и составлять меньшую часть в общих объемах инвестиций и капиталовложений в АПК. Основные средства для развития и воспроизводства агропромышленного производства должны быть заработаны самими сельскими товаропроизводителями. Агропромышленное производство должно функционировать на принципах самоокупаемости, самофинансирования и самовоспроизводства
7. Равнодоступность и конкурсность предоставления государственных преференций Все формы сельскохозяйственных предприятий (включая малые) должны иметь равные права на получение государственных средств. Для этого необходима конкурсность. Основными получателями государственных средств должны быть товаропроизводители, обеспечивающие более эффективное использование централизованных ресурсов в расчете на единицу продукции. За получение государственных преференций (в том числе за госзаказ) надо бороться
8. Учет международных обязательств При осуществлении государственной поддержки национального аграрного комплекса важно учитывать обязательства Беларуси, содержащиеся в международных соглашениях. Прежде всего, необходимо учитывать требования Всемирной торговой организации, членом которой, по всей вероятности, в скором времени станет Беларусь. Это предполагает переориентацию мер и средств поддержки с «янтарной корзины» на «зеленую», т.е. с беспорядочной многовидовой поддержки на программно-целевую и инновационную

Достижение целей государственной аграрной стратегии и политики должно контролироваться Правительством страны на основе ряда показателей. Основные из них приведены в табл. 3.2.

 

Таблица 3.2 Контролируемые показатели достижения целей государственной политики

   
1. Обеспечение продовольственной безопасности страны Продовольственная безопасность Беларуси может быть обеспечена при условии удельного веса продукции собственного производства в общем объеме продуктооборота на внутреннем рынке не менее 80%, а по таким продуктам как зерно и хлебопродукты, мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты не менее 95%. При этом экспортный потенциал должен составлять не менее 15–20% общих объемов производства продовольствия
2. Сбалансированность продовольственного рынка по спросу и предложению Сбалансированность продовольственного рынка можно считать достигнутой, если Правительство, используя интервенционное вмешательство, осуществляет постоянный мониторинг продовольственного рынка в разрезе конкретных видов продукции. По недостающим или избыточным видам продукции должны приниматься оперативные действия в связи с необходимостью их экстренных поставок имеющихся фондов и резервов (вплоть до ввоза из-за рубежа), а также закупки излишков. Для этого важно формировать и постоянно обновлять стратегические государственные резервы и оперативные фонды регулирования
3. Доступность основных видов продовольствия всем категориям населения Продовольствие является доступным тогда, когда все слои населения имеют возможность приобретать необходимые продукты питания с учетом их ассортимента и качества по ценам, адекватным заработной плате. У наиболее низкой по доходам части населения расходы на продукты питания должны занимать не более 50–60%
4. Мотивация труда и рост качества жизни Мотивация и стимулирование труда являются ключевыми факторами эффективности производства. Для стимулирования экономических интересов товаропроизводителей важно использовать не только рычаг роста оплаты труда, но и механизм накопления собственности посредством выплаты дивидендов, участия работников в прибылях предприятия, начисления процентов на используемый частный капитал в совместном производстве и т.п. Все это призвано обеспечить устойчивый рост качества жизни сельского населения. Механизмы мотивации труда считаются действенными, если растет экономический интерес к труду, активизируется предпринимательство, увеличиваются доходы, повышается качество жизни работников
5. Предотвращение «ножниц цен» Индексы цен на сопоставляемые группы товаров сельскохозяйственного и промышленного производства можно назвать адекватными, если выравнивается доходность различных отраслей, в расчете, например, на 1000 руб. стоимости реализованной продукции (оказанных услуг)
б, Доходность (рентабельность) отрасли Доходность отраслей агропромышленного комплекса должна обеспечивать устойчивое расширенное воспроизводство средств производства и постоянное обновление технико-технологической базы предприятий за счет собственной хозяйственной деятельности. В зависимости от специализации предприятий и специфики отраслей минимально необходимая рентабельность не должна быть ниже 20–40%. Государству важно строго отслеживать уровни доходности отраслей АПК и предпринимать оперативные меры для их поддержания

 

Крупной угрозой рыночному развитию сельского хозяйства является наличие преобладающей доли убыточных и неплатежеспособных предприятий. Число убыточных хозяйств достигает 60%, а суммарная величина всех видов кредиторской задолженности приблизилась к 3 трлн. руб., что в расчете на 1 крупнотоварное хозяйство составляет почти 1.5 млрд. руб. В результате парализуется вся нормальная хозяйственная деятельность, предприятия не в состоянии вести оперативное производство, произошло неправомерное разделение производства и капитала. Чем больше хозяйства производят продукции, тем больше наращивают убыточность и попадают в зависимость от кредиторских и контрольных структур. Это требует принятия неотложных мер по реструктуризации долгов и освобождению хозяйств от текущих долговых обязательств. Иначе никакого прогресса ждать не приходится. Большие надежды здесь связываются с предпринятыми в последнее время Правительством мерами по санации хозяйственной деятельности предприятий и созданию им благоприятных исходных условии для рыночной реорганизации.

Еще одной крупной и слабо решаемой проблемой, сдерживающей ускоренное развитие АПК, является несовершенство, отсталость, консерватизм и фрагментарность действующего законодательства. Оно не только не стимулирует рост эффективности производства и предпринимательскую активность сельских товаропроизводителей, но является сдерживающим развитие аграрной экономики и дискриминирующим рыночную хозяйственную деятельность. Надо сказать, что в рамках существующего законодательства нельзя открыто и прямо реформировать устаревшие формы традиционных предприятий (колхозы и совхозы), а необходимо изобретать сложные обходные пути, чреватые своего рода препятствиями и нарушениями, нельзя даже вести самостоятельную предпринимательскую деятельность.

На первый взгляд, может показаться, что важнейшие законы и законодательные нормативы вроде бы есть, но они как показывает углубленное изучение, втискивают разнообразную и динамичную жизнь предприятий в «прокрустово ложе» устаревших и догматических норм, позаимствованных в основном в законодательстве Российской Федерации и слабо адаптированных к условиям Беларуси. Нынешнее законодательство, вместо того, чтобы следовать за бурным развитием экономики, адаптироваться к новым реалиям, стимулировать. эффективность, выполняет преимущественно фискальные и угнетающие функции. С таким законодательством, конечно, прогресса в АПК достичь вряд ли удастся. В связи с этим надо, полагаем, в корне поменять саму концепцию законодательства. Нельзя вдавливать экономику в право, право должно обслуживать экономику, т.е. обеспечивать устойчивое и эффективное развитие производства.

Право и конкретные его носители – законы должны быть стимулирующими хозяйственную деятельность, прозрачными, понятными, однозначными и гибкими. Сельскохозяйственной практике необходимы рыночноориентированные законодательные акты о кооперации, о реформировании, о государственном регулировании, о продовольственной безопасности и ряд других, в основе которых должны находиться приоритеты экономической свободы и самостоятельности товаропроизводителей, а именно самохозяйствования, самоопределения, самоуправления, самофинансирования и саморазвития. [1]

Государству важно своевременно выбирать оптимальные приоритеты воздействия на агропродовольственный рынок и создавать благоприятные условия для динамичного рыночного развития агропромышленного производства, т.е. строить такую систему взаимоотношений между властью, товаропроизводителями и бизнесом, которая отвечала бы экономическим интересам всех этих ветвей развития аграрного комплекса. Важнейшая роль в этой триаде задач принадлежит государственной поддержке сельхозтоваропроизводителей. Наиболее целесообразные направления такой поддержки заключаются в поддержке финансовых инструментов, непосредственно производства, развития рынка и социальной инфраструктуры сельской местности.

В свою очередь поддержка финансовых инструментов должна включать:

> льготирование кредитов и субсидирование процентных ставок;

> реструктуризацию непосильной кредиторской задолженности предприятий (особенно рыночноориентированных);

> компенсацию части затрат по договорам страхования имущества и производства;

> уменьшение налоговой нагрузки, субсидирование налоговых льгот и дифференциацию налогообложения между отраслями и предприятиями по уровням эффективности.

Поддержка производства должна иметь строго программно-целевой характер и охватывать такие программы, как: «Зерно», «Картофель», «Лен», «Овощи», «Плоды», «Корма», «Мясо», «Молоко», «Птица», «Растительное масло», «Сахар», «Рыба», а также «Селекция и семеноводство», «Племенное животноводство», «Противоэпизоотия», «Материально-техническая база», «Аграрная наука». Все названные программы должны предусматривать необходимое финансовое и ресурсное обеспечение, мониторинг рынка и критерии окупаемости инвестиций.

Поддержка рынка должна включать:

> закупочные и товарные интервенции для поддержания баланса продовольственного рынка по спросу и предложению;

> залоговые операции и ипотеку для привлечения инвестиций;

> закупки продукции в государственные фонды и резервы;

> информационное и консультационное обеспечение, мониторинг и регулирование земельных отношений, мониторинг и регулирование межотраслевого соотношения цен для поддержания ценового паритета;

> антимонопольное вмешательство и регулирование (в ценообразование, в поставки продукции и т.п.);

> мониторинг и регулирование процессов рыночного реформирования предприятий, включая разгосударствление и приватизацию собственности;

> мониторинг доходов сферы сельского хозяйства и оперативные меры по их формированию для обеспечения процессов Воспроизводства, регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий.

Поддержка социальной инфраструктуры сельской местности должна в первую очередь включать поддержку передачи сельхозпредприятиями объектов социальной инфраструктуры на баланс местных органов государственного управления (заметим, что при рынке производство – это функция предприятий, а социальная инфраструктура – это функция государства), поддержку создания на предприятиях новых рабочих мест, поддержку развития в селе несельскохозяйственных видов деятельности, поддержку развития культурных и самобытных производств и промыслов, поддержку культуры агроландшафтов и т.п. Все это должно находить отражение в специальной государственной программе «Развитие сельской социальной инфраструктуры, культуры и качества жизни».


Заключение

 

Сельское хозяйство является основным источником продовольствия, а также поставщиком сырья для некоторых сопутствующих отраслей.

Сельское хозяйство нельзя рассматривать как сугубо выращивание продуктов. За сельским хозяйством стоит огромное количество других предприятий, которые с одной стороны обслуживают сельскохозяйственные организации, а с другой обрабатывают с/х продукцию.

Аграрная экономика – это часть экономической теории. Она изучает использование ограниченных ресурсов в производстве, переработке, реализации и потреблении продовольствия.

Агропромышленный комплекс Республики Беларусь является самым крупным производственным комплексом экономики страны.

Организационная структура АПК включает 3 сферы:

1. Отрасли производящие средства производства для АПК. Средства производства – это совокупность предметов труда и средства труда. Предметами труда являются все то, на что направлена деятельность человека. Сельское хозяйство осуществляет производство продовольствия и сырья для перерабатывающей промышленности.

2. Отрасли обеспечивающие доведение с/х продукции до потребителей – заготовка, переработка, хранение, транспортировка и реализация с/х продукции.

Однако, несмотря на развитость сельского хозяйства, данная отрасль имеет ряд проблем. Одна из них – низкая эффективность самого сельского хозяйства. Это обусловлено государственной формой собственности. Наличие колхозов – проблема, которая была еще в советское время. Еще одной проблемой можно назвать недостаток профессиональных кадров. Проблема всегда существовала, а сегодня, когда разница в заработных платах в городе и на селе кардинально различна, проблема обострилась.

Перспективы сельскохозяйственного комплекса в РБ следующие: без коренного реформирования отрасли данная сфера останется убыточной. Следует создавать фермерские хозяйства. Это, возможно, коренным образом изменит структуру выпуска сырья, но повысит эффективность работы. Это в свою очередь обеспечит сопутствующие предприятия более качественным сырьем и повысит их эффективность. Также выиграют от этого и предприятия, производящие с/х оборудование.


Список источников

 

1. Аграрная реформа и государственное регулирование: перспективы Беларуси. [Электронный ресурс]. – 2008

2. Аграрная экономика – это часть экономической теории. [Электронный ресурс]. – 2008

3. Агропромышленный комплекс РБ. [Электронный ресурс]. – 2008

4. Гоцкий Г.Г. Трансформация аграрного хозяйства и менеджмент / Г.Г. Гоцкий. – Мн.: Изд-во Бел. гос. экон. ун-та, 1997. – 110 с.

5. Гусаков В.Г. Основные направления совершенствования аграрной стратегии и политики / В.Г. Гусаков. – Мн.: Изд-во Бел. гос. экон. ун-та, 2007. – 124 с.

6. Дадалко В.А. Государственное регулирование развития АПК: Зарубеж. опыт / Науч. центр маркетинговых исслед. ПКК «Армита». – Мн., 1994. – 111 с.

7. Заровняева С.В. Регулирование и поддержка АПК в системе государственного управления экономикой: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / Заровняева Светлана Викторовна. – Новосибирск, 2007. – 22 с.

8. Клюня В.Л. Аграрные отношения в условиях переходной экономики: Учеб. пособие для студентов экон. специальностей. – Мн.: Бел. гос. ун-т, 2006. – 56 с.

9. Корбут Л.Ф. Финансовые проблемы сельскохозяйственного производства при переходе к рынку. – М.: ВНИИТЭИ АПК, 1991. – 144 с.

10. Мурукаева Надежда Павловна Особенности государственного регулирования экономики АПК на региональном уровне: (На примере Респ. Саха (Якутия)): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук: 08.00.05 / С.-Петерб. гос. аграр. ун-т. – СПб. - Пушкин, 1999.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: