Основные направления и формы социально-педагогической помощи семье.




Работа социального педагога с семьей.

В современных условиях семья становится одним из центральных объектов разных областей знания: социальной педагогики, социальной работы, здравоохранения, образования и др. От разрешения проблем семьи во многом зависит будущее страны.

Семья имеет свои специфические особенности и требует уче­та всех ее характеристик: проблемы отдельных членов семьи всегда являются общей проблемой для семьи как целого; семья — система гомеостатическая, т.е. сложившийся в ней устойчи­вый баланс отношений имеет тенденцию самовосстанавливать­ся после каких-либо нарушений; семья — система закрытая, не каждый социальный педагог может туда войти; семья автоном­на в своей жизнедеятельности.

Социальный педагог не может решить за семью все проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение семейных про­блем, добиться осознания возникшей проблемы, создать усло­вия для ее успешного решения.

Социально-педагогическая деятельность с семьей будет эф­фективна, если она будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование данных демографии (изучение рождаемости), социологии и социальной психологии (исследование и анализ удовлетворенности браком и семейны­ми отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи); права; экономики (бюджет семьи); этнографии (быт, культурные особенности); истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы се­мейного счастья, долга); религии.

Основные направления и формы социально-педагогической помощи семье.

Объектом воздействия социального педагога могут быть ре­бенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.

Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи:

· образовательную

· психологическую

· посредническую

Рассмотрим последовательно каждую из составляющих.

Образовательная составляющая включает в себя два направ­ления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.

Помощь в обучении направлена на предотвращение возника­ющих семейных проблем и формирование педагогической куль­туры родителей.

Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями — путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспи­тывающих ситуаций для решения задачи своевременной помо­щи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использо­вания ее воспитательного потенциала.

Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально-психологи­ческую поддержку и коррекцию.

Поддержка направлена на создание благоприятного микро­климата в семье в период кратковременного кризиса.

Психологическую поддержку семьям, испытывающим раз­личные виды стресса, социальный педагог может осуществ­лять, если у него есть дополнительное психологическое образо­вание, кроме того эту работу могут выполнять психологи и пси­хотерапевты. Наиболее эффективна эта работа, когда помощь семье оказывается комплексно: социальный педагог определяет проблему, анализируя межличностные отношения семьи, поло­жение ребенка в семье, отношения семьи с обществом; психо­лог посредством психологических тестов и других методик вы­являет те психические изменения каждого члена семьи, кото­рые приводят к конфликту; психиатр или психотерапевт про­водит лечение.

Коррекция межличностных отношений происходит, в основ­ном, когда в семье существует психическое насилие над ребен­ком, приводящее к нарушению его нервно-психического и фи­зического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относи­тся запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Посреднический компонент социально-педагогической помо­щи включает в себя 3 составляющие: помощь в организации, координации и информирование.

Помощь в организации направлена на организацию семейно­го досуга, включающую в себя: организацию выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.

Помощь в координации направлена на активизацию раз­личных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней.

Такими проблемами могут быть:

— передача ребенка на воспитание в приемную семью.

— усыновление ребенка;

— помещение детей в приюты.

— помещение ребенка на институциональное попечение, коим являются детский дом, школа-интернат, «лесная школа», семейные детские дома, которые могут быть созданы государ­ственными службами или частными организациями, не извле­кающими из этого прибыли.

В реальной жизни определилось несколько вариантов детс­ких судеб, требующих действенного вмешательства:

— ребенок категорически отказывается жить дома, в то вре­мя как родители настаивают на его возвращении;

— ребенок ночует под одной крышей с теми, кого трудно на­звать семьей;

— ребенок месяцами живет в больнице — он не сирота, и по­этому не может быть помещен в детский дом;

— ребенок попадает с улицы за решетку приемника-распре­делителя;

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жи­лищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пен­сионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:

Советник — информирует семью о важности и возможное взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей

Консультант — консультирует по вопросам семейного законодательства; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального рад вития и воспитания ребенка в семье.

Защитник — защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.

В зарубежной практике накоплен богатый опыт оказанию социально-педагогической помощи нуждающимся с использо­ванием долгосрочных и краткосрочных форм работы.

Среди краткосрочных форм (продолжительность которых не превышает 4 месяцев) ученые выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодей­ствия.

Кризисинтервентная модель работы с семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации, ко­торые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.

Поскольку кризисная ситуация требует быстрого реагирова­ния, ее оценка не предполагает детальной диагностики, а фоку­сирует свое внимание на масштабах дезадаптации и имеющих­ся средствах ее преодоления. При этом используются как внут­ренние ресурсы семьи, так и внешние формы помощи.

Помощь считается успешной, если удается добиться сниже­ния тревожности, зависимости, психического дискомфорта и других проявлений кризисного состояния, а также формируе­тся новое понимание возникшей проблемы, развиваются адап­тивные реакции, которые могут быть полезны и в будущем.

По­мощь в данной ситуации должна быть не столько психологи­чески глубокой, сколько комплексной и широкой по охвату проблем и участников событий.

Задача социального педагога состоит в том, чтобы помочь преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации семьи. Для этого социальный педагог оказывает образовательную помощь, предоставляя семье информацию, касающуюся этапов выхода семьи из кризиса и ее перспектив, подкрепляя ее доку­ментальными фактами.

Кроме того, социальный педагог выступает в качестве посред­ника между семьей и специалистами, работающими с ней. В то время, как медики заняты лечением, психологи — восстанов­лением психики, социальный педагог помогает семье преодо­леть кризис и начать действовать.

Проблемно-ориентированная модель направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных семьей, т. е. в центре этой модели находится требование, чтобы профессионалы, оказывающие помощь, концентрировали уси­лия на той проблеме, которую осознала семья и над которой она готова работать, и это важнее, чем взгляд специалиста на при­роду, причину самой проблемы.

Проблемно-ориентированная модель основывается на том, что в определенных условиях большинство проблем люди могут решить, или хотя бы уменьшить их остроту, самостоятельно. Отсюда задача социального педагога — создать такие условия.

Особенности диагностического этапа в рамках этой модели в том, что социальный педагог сосредотачивает внимание не столько на внутренних особенностях семьи, сколько на ситуа­ции, породившей проблему. Совместно с семьей формулирую­тся конкретные, достижимые цели.

Проблемно-ориентированная модель предписывает решать выбранную для работы проблему совместными усилиями. Ра­бота протекает в духе сотрудничества с акцентом на стимули­рование и поддержку способностей членов семьи в решении их собственных трудностей. Определяются препятствия, мешающие семье, и используются средства, способствующие решению проблемы. Успешное решение проблемы создает положительный опыт для решения последующих проблемных ситуаций самостоятельно.

Долгосрочные формы работы, преобладающие, в основном, в зарубежной практике, требуют продолжительного общения с клиентом (от 4 месяцев и более) и обычно построены на психо­социальном подходе.

Основные задачи психосоциального подхода состоят в том, чтобы либо изменить семейную систему, адаптируя ее к выпол­нению своей специфической функции, либо изменить ситуацию — другие общественные системы, оказывающие влияние на семью, либо воздействовать на то и другое одновременно.

В условиях низкой мотивации обращения семей именно за социально-педагогической, психологической помощью необхо­димо применение такой формы работы с семьей, как патронаж — одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, конт­рольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семь­ей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.

Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естествен­ных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблю­дения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциально­сти, поэтому следует находить возможность информировать семью о предстоящем визите и его целях.

Вот какие требования выработали соци­альный педагог и учителя одной из сельских школ:

1. Любите искренне этого ребенка, с уважением относи­тесь к его родителям, от души желайте им помочь.

2. Хорошо оденьтесь, старайтесь, чтобы от Вас исходил дух оптимизма, доброжелательности, больше улыбай­тесь.

3. Называйте всех членов семьи по имени (отчеству).

4. Помните о том, что человек больше любит рассказы­вать о себе, не торопите его, поощрите его рассказ.

5. Ведите разговор так, чтобы члены семьи видели, что Вы уважаете мнение всех, являетесь равным собесед­ником. Не оставляйте за собой право последнего го­лоса.

6. Никогда не говорите, что кто-то не прав. Тщательно выбирайте слова и выражения. Помните: одно невер­но выбранное Вами слово может разрушить всю бе­седу.

7. Если Вы сами не правы, сразу же признайте это.,

8. На протяжении всего разговора помните о цели сво­его посещения. Направьте разговор так, чтобы собе­седник сам пришел к желаемому выводу. Пусть он считает, что эта мысль принадлежит ему самому.

Патронаж может проводиться со следующими целями:

— диагностические: ознакомление с условиями жизни, изу­чение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;

— контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динами­ка проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями ре­комендаций и пр.;

— адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной, психологической, посреднической помощи.

Патронажи могут быть единичными или регулярными в за­висимости от выбранной стратегии работы (долгосрочной или краткосрочной) с данной семьей.

Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятель­ности социального педагога, следует выделить консультацион­ные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирова­ние предназначено для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим зат­руднения при решении жизненных задач.

Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоци­ональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини-тренинг и пр. При этом консультационная бе­седа может быть наполнена различным содержанием и выпол­нять различные задачи — образовательные, психологические, психолого-педагогические.

Цель консультационной рабо­ты — с помощью специально организованного процесса обще­ния актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку.

Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семья­ми) — тренинги.

Тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и групповой работы и является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования родителей.

Вышеописанные методы: консультативная беседа, образова­тельный тренинг — являются универсальными, т. е. использу­ются в долгосрочных и краткосрочных формах работы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: