![]() |
Диагностика семьи и семейного воспитания является не самоцелью, а основой для оказания индивидуализированной адресной помощи родителям и поэтому требует вдумчивого исследовательского подхода социального педагога.
Полученные данные полезно время от времени систематизировать. Было бы полезно ежегодно проводить общий анализ полученных данных, выделяя ключевые родительские проблемы, аспекты детско-родительских отношений. Следует продумать систему хранения информации: магнитофонные записи, карточки, сводные графики, таблицы и др. Любая диагностическая информация – это повод к размышлению и практическому действию.
По роду своих профессиональных обязанностей социальный педагог достаточно часто составляет (или участвует в составлении) характеристик семей. Особенно это связано с семьями «группы риска». В таких случаях можно использовать примерную аналитическую схему.
1. Общая характеристика семьи.
— По составу: полная, формально полная, неполная.
— Профессии, образовательный уровень родителей, других взрослых членов семьи, принимающих участие в воспитании ребенка.
2. По семейному микроклимату:
— гармоничная,
— проблемная (конфликтная, антипедагогическая, асоциальная, аморальная).
3. Особенности взаимоотношений между членами семьи:
— дружелюбный тон обращения друг к другу;
— изменчивый, противоречивый характер отношений;
— своеобразная автономность каждого члена в семье.
4. Стиль семейного воспитания:
— либеральный,
— демократический,
— авторитарный,
— неустойчивый.
5. Цель воспитания ребенка в семье.
6. Приоритеты семьи в воспитании ребенка: здоровье, развитие нравственных качеств, умственных, художественных способностей, раннее образование ребенка и т. д.
|
7. Уровень психолого-педагогических знаний, практических умений родителей:
— наличие определенных знаний и готовность к их пополнению. углублению;
— ограниченность знаний и податливость к педагогическому просвещению;
— низкий уровень знаний и негативное отношение к их приобретению.
8. Особенности семейного воспитания:
Родители создают условия для правильного развития ребенка:
— нормальные жилищно-бытовые условия,
— организация места для учебных занятий,
— создание домашней библиотеки,
— наличие игровых уголков,
— контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима.
Родители развивают познавательные интересы ребенка:
— просматривают и обсуждают телепередачи,
— читают книги, беседуют о прочитанном,
— ходят с детьми в театр,— ходят с детьми в музеи, на выставки,
— поощряют любимые занятия ребенка.
9. Родители оказывают помощь в учении, организации домашнего учебного труда?
10. Дети имеют конкретные обязанности в семье?
11. Родители выполняют рекомендации педагогов по воспитанию ребенка?
12. Родители видят недостатки в воспитании своих детей?
13. Семья помогает педагогу в организации учебно-воспитательной работы?
14. Родители справляются с воспитанием ребенка?
15. Особенности воспитательных воздействий:
— участие всех взрослых в воспитании, степень согласованности воспитательной деятельности;
— непоследовательность, несогласованность воспитания, наличие конфликтов по поводу воспитания; член семьи, преимущественно выполняющий воспитательную функцию;
|
— отсутствие воспитания как целенаправленного воздействия, условий для полноценного развития ребенка.
16. Организация совместных форм деятельности в семье:
— общность во всех семейных делах, вовлечение ребенка в семейные дела, заботы;
— дифференциация обязанностей среди взрослых, эпизодическое привлечение ребенка к семейным делам;
— разобщенность взрослых в семейных делах, изоляция ребенка от семейных дел и забот.
17. Недостатки семейного воспитания (назвать).
18. Причины этих недостатков (соответствующее подчеркнуть):
— неблагополучие семьи,
— отсутствие единых требований,
— незнание психологических особенностей своего ребенка,
— низкий образовательный, культурный, психолого-педагогический уровень родителей,
— отсутствие контроля, безнадзорность, психическая депрессия ребенка,
— использование антипедагогических мер воздействия,
— неправильная оценка ребёнка, его идеализация,
— невыполнение рекомендаций педагога,
— неверие в возможности ребенка, в свои силы,
— переоценка воспитательных возможностей семьи,
— гиперпротекция,
— другие причины (указать, какие).
Результаты анализа можно оформить в виде таблицы. Сведения об особенностях и недостатках семейного воспитания в конкретном классе, школе, представленные психологом в общей схеме, помогут ему в выработке дифференцированного подхода к семьям учащихся. Для уточнения суждений педагогов об отдельных семьях можно использовать тесты для родителей и учащихся, характеризующие общую атмосферу семьи, особенности воспитания и взаимоотношений в семье.