Схема семейной диагностики, сфокусированной на ребенке.




 

 
 

 

 


Диагностика семьи и семейного воспитания яв­ляется не самоцелью, а основой для оказания ин­дивидуализированной адресной помощи родителям и по­этому требует вдумчивого исследовательского подхода социального педагога.

Полученные данные полезно время от времени систематизировать. Было бы полезно ежегодно проводить общий анализ полученных данных, выделяя ключевые ро­дительские проблемы, аспекты детско-родительских отно­шений. Следует продумать систему хранения информации: магнитофонные записи, карточки, сводные графики, таблицы и др. Любая диагностическая информация – это повод к размышлению и практическому действию.

По роду своих профессиональных обязанностей социальный педагог достаточно часто составляет (или участвует в составлении) характеристик семей. Особенно это связано с семьями «группы риска». В таких случаях мож­но использовать примерную аналитическую схему.

1. Общая характеристика семьи.

— По составу: полная, формально полная, неполная.

— Профессии, образовательный уровень родите­лей, других взрослых членов семьи, принимающих участие в воспи­тании ребенка.

2. По семейному микроклимату:

— гармоничная,

— проблемная (конфликтная, антипедагогическая, асоциальная, аморальная).

3. Особенности взаимоотношений между членами семьи:

— дружелюбный тон обращения друг к другу;

— изменчивый, противоречивый характер отношений;

— своеобразная автономность каждого члена в семье.

4. Стиль семейного воспитания:

— либеральный,

— демократичес­кий,

— авторитарный,

— неустойчивый.

5. Цель воспитания ребенка в семье.

6. Приоритеты семьи в воспитании ребенка: здоровье, развитие нравственных качеств, умственных, художественных способностей, раннее образование ребенка и т. д.

7. Уровень психолого-педагогических знаний, практических умений родителей:

— наличие определенных знаний и готовность к их пополнению. углублению;

— ограниченность знаний и податливость к педагогическому про­свещению;

— низкий уровень знаний и негативное отношение к их приобрете­нию.

8. Особенности семейного воспитания:

Родители создают условия для правильного развития ребенка:

— нормальные жилищно-бытовые условия,

— организация места для учебных занятий,

— создание домашней библиотеки,

— наличие игровых уголков,

— контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима.

Родители развивают познавательные интересы ребенка:

— просматривают и обсуждают телепередачи,

— читают книги, беседуют о прочитанном,

— ходят с детьми в театр,— ходят с детьми в музеи, на выставки,

— поощряют любимые занятия ребенка.

9. Родители оказывают помощь в учении, организации домаш­него учебного труда?

10. Дети имеют конкретные обязанности в семье?

11. Родители выполняют рекомендации педагогов по воспитанию ребенка?

12. Родители видят недостатки в воспитании своих детей?

13. Семья помогает педагогу в организации учебно-воспитатель­ной работы?

14. Родители справляются с воспитанием ребенка?

15. Особенности воспитательных воздействий:

— участие всех взрослых в воспитании, степень согласованности воспитательной деятельности;

— непоследовательность, несогласованность воспитания, наличие конфликтов по поводу воспитания; член семьи, преимущественно выполняющий воспитательную функцию;

— отсутствие воспитания как целенаправленного воздействия, ус­ловий для полноценного развития ребенка.

16. Организация совместных форм деятельности в семье:

— общность во всех семейных делах, вовлечение ребенка в семей­ные дела, заботы;

— дифференциация обязанностей среди взрослых, эпизодическое привлечение ребенка к семейным делам;

— разобщенность взрослых в семейных делах, изоляция ребенка от семейных дел и забот.

17. Недостатки семейного воспитания (назвать).

18. Причины этих недостатков (соответствующее подчеркнуть):

— неблагополучие семьи,

— отсутствие единых требований,

— незнание психологических особенностей своего ребенка,

— низкий образовательный, культурный, психолого-педаго­гический уровень родителей,

— отсутствие контроля, безнадзорность, психическая деп­рессия ребенка,

— использование антипедагогических мер воздействия,

— неправильная оценка ребёнка, его идеализация,

— невыполнение рекомендаций педагога,

— неверие в возможности ребенка, в свои силы,

— переоценка воспитательных возможностей семьи,

— гиперпротекция,

— другие причины (указать, какие).

Результаты анализа можно оформить в виде таблицы. Сведения об особенностях и недостатках семейного вос­питания в конкретном классе, школе, представленные пси­хологом в общей схеме, помогут ему в выработке диффе­ренцированного подхода к семьям учащихся. Для уточнения суждений педагогов об отдельных семьях можно использо­вать тесты для родителей и учащихся, характеризующие общую атмосферу семьи, особенности воспитания и взаи­моотношений в семье.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: