В настоящее время существует международный термин «воспитание родителей», под которым понимается помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей.
Исследования проблем семьи показывают, что консультации и рекомендации нужны не только родителям детей «группы риска» или проблемным семьям,они необходимы каждой семье на определенном этапе ее развития в силу внутренних потребностей и растущих требований общества к семье как социальному институту.
Необходимость работы по воспитанию родителей основывается,
во-первых, на потребности родителей в поддержке,
во-вторых, на потребности самого ребенка в образованных родителях,
в-третьих, на существовании бесспорной связи между качеством домашнего воспитания и социальными проблемами общества.
В понятие «воспитание родителей» входят вопросы влияния семьи на формирование личности ребенка и его развитие в целом, а также вопросы отношения семьи к обществу и культуре.
Целью воспитания родителей является создание таких перспектив, в которых они нуждаются как воспитатели. Воспитание родителей должно прежде всего помочь им приобрести уверенность и решительность, увидеть свои возможности и почувствовать ответственность за своих детей. Воспитание родителей следует рассматривать отдельно от семейной психотерапии и семейной консультации по вопросам семьи и брака, которые являются специфическими формами работы, ориентированными на личность и взаимодействия между людьми, это в большей степени — просветительская работа, обращенная к сознанию человека.
Большой теоретический и практический опыт в сфере повышения педагогической компетентности родителей накоплен за рубежом благодаря деятельности таких ученых, педагогов, как Джейн Адамс, Альфред Адлер, Рудольф Дрейкурс, Бенджамин Спок, Хайм Жино, Уильям Глассер, Том Гордон и др.
Образование родителей за рубежом имеет ряд следующих особенностей.
— Серьезное, уважительное отношение в обществе к образованию вообще и к образованию родителей в частности. Это проявляется в достаточно активном освоении родителями специальных образовательных программ, причем как женщинами, так и мужчинами, в готовности взрослых к выполнению домашних заданий, к отработке предлагаемых навыков эффективного поведения и др.
— Предлагаемые в различных образовательных программах многообразные формы и методы решения проблем оставляют за родителями право выбора и стимулируют осознание ими своей ответственности за воспитание детей.
— Практическая направленность образования родителей, его ориентация на интересы и проблемы, с которыми родители сталкиваются в жизни.
— Большое внимание к отработке технических приемов продуктивного взаимодействия родителей и детей.
— Дихотомическое разграничение подходов к образованию родителей: предлагаемые программы либо базируются на нравственных ценностях какой-либо определенной религиозной конфессии, либо они игнорируют поле нравственных проблем и внутренней борьбы человека, обращая внимание лишь на вопросы эффективности поведения для достижения определенной цели.
— Большую часть в содержании образования составляют психолого-педагогические знания и техники, представляющие разные направления психологических школ: от психоанализа до бихевиоризма, трансактного анализа, психосинтеза и др.
Отечественная педагогика, в рамках повышения педагогической компетентности родителей, предлагает прежде всего информационно-просветительский подход, ориентированный на возрастную и педагогическую психологию. Эта модель взаимодействия социального педагога и родителей носит профилактический характер. Она направлена на расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей. С одной стороны, она предполагает подготовку молодежи к семейной жизни, проводимую через специальный школьный предмет «Этика и психология семейной жизни»,с другой - проведение просвещения родителей по широкому кругу вопросов:
— педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей к воспитанию будущих детей;
— роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении к сверстникам;
— значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, атрибуты роли отца и матери, отношений между детьми;
— взаимоотношения различных поколений в семье, методы педагогического воздействия на детей, формирования позитивных отношений между детьми и взрослыми;
— воспитание детей в семье с учетом пола и возраста;
— социально-психологические проблемы воспитания «трудных» подростков, проблемы отрицательного влияния безнадзорности и беспризорности на психику ребенка;
— сущность самовоспитания и его организации, роль семьи в руководстве процессом самовоспитания детей и подростков;
— поощрение и наказание в воспитании детей в семье;
— наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании детей;
— особенности воспитания детей с отклонениями в физическом и психическом развитии;
— трудовое воспитание в семье, помощь ребенку в выборе профессии, проблемы выявления и развития профессиональных склонностей и задатков детей;
— организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье;
— подготовка детей дошкольного возраста к занятиям в школе;
— нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей;
— развитие представлений об общении в детском возрасте;
— причины и последствия детского алкоголизма, токсикомании, наркомании, проституции, роль родителей в имеющейся детской патологии, связь здоровья детей с асоциальными пристрастиями их родителей.
В этих целях используются различные формы работы: лекции, психолого-педагогические консультации, педагогические поручения, педагогические практикумы и т. д.
Примерные темы лекций и психолого-педагогических консультаций:
— Роль семьи в развитии личности ребенка.
— Воспитательный потенциал семьи.
— Семейная атмосфера.
— Семейные роли и отношения.
— Семья как система.
— Семья как источник психической травмы.
— Семья с нарушенной структурой.
— Супружеские конфликты и эмоциональное состояние ребенка.
— Родительский авторитет.
— Личный пример родителей.
— Деструктивная, проблемная семья.
— Конфликтная, аморальная и асоциальная семья.
— Конструктивная, гармоничная семья.
— Дети как безусловная ценность.
— Как любить ребенка.
— Поощрения и наказания в семье.
— Семейная жестокость.
— Виды нарушений семейного воспитания и характер ребенка.
— Родительская позиция и родительское программирование.
— Возрастная динамика родительского отношения к детям.
— Детско-родительские конфликты: их профилактика и разрешение.
— Роль семьи в предупреждении неуспеваемости и недисциплинированности детей.
— Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте.
— Отклонения в поведении детей и подростков, их предупреждение.
Хорошую основу родительской компетентности создает сочетание теоретических знаний с их закреплением в опыте семейного воспитания посредством дискуссий и практикумов, обращенных к реальным трудностям. Они проводится, как правило, после лекции или беседы для того, чтобы закрепить изучаемый материал, углубить его, связать с опытом семейного воспитания. Родители будут активнее, если им предложить различные тесты, актуализирующие проблемы семейного воспитания.
Примерные темы практических занятий:
— Какой вы родитель.
— Опыт семейного воспитания.
— Какой у вас ребенок.
— Что беспокоит родителей.
— Программа обучения и воспитания детей в детском саду.
— Школьные программы и учебники.
— Трудности детей в обучении.
— Как помочь ребенку учиться.
— Психологическая характеристика ребенка.
— Микроклимат семьи.
— Хорошо ли вы обращаетесь с вашим ребенком.
— Дети и родители: противостояние или сотрудничество.
— Счастливые дети и родители.
— Идеальный ребенок и идеальный родитель.
— Справедливы ли вы к своим детям.
— Как передать свою любовь ребенку.
— Список претензий к ребенку.
— Как поделить ответственность с ребенком.
Социальными умениями, приобретенными в процессе практических занятий, могут быть: умение вести домашний бюджет, рациональное ведение домашнего хозяйства, навыки домоводства, правильного питания детей разных возрастов, навыки в области санитарии и гигиены, этики семейной жизни, культуры взаимоотношений между членами семьи, адекватного социального реагирования на проблемные ситуации и др.
Педагогические поручения:
— Подготовка ребенка к обучению в школе.
— Организация домашнего учебного труда.
— Семейное чтение.
— Организация труда в семье.
— Экономика семьи.
— Семейные хобби.
— Семейные походы и экскурсии.
— Семейный праздник.
— Новая семейная традиция.
— Режим дня ребенка в семье.
— Профилактика заболеваний у детей.
— Наблюдение за ребенком в домашних условиях.
— Семейная взаимопомощь в трудной ситуации.
— Анализ семейного конфликта.
— Письмо моему ребенку.
— Знакомство с друзьями ребенка.
— Семейный вечер.
Традиционная форма взаимодействия социального педагога и родителей – родительские собрания, где решаются конкретные вопросы жизни класса, оцениваются результаты и опыт семейного воспитания, ставятся новые воспитательные задачи, углубляются педагогические знания родителей, создаются условия для расширения их сотрудничества с учителями.
Новая форма – родительские конференции. Темы для выступлений на них должны быть узкие, злободневные, посильные, вызывающие живой обмен мнениями. Периодичность проведения конференций не чаще 1—2 раз в год.
К примеру, на родительскую конференцию на тему «Поощрения и наказания детей в семье» могу т быть вынесены следующие вопросы:
1. Какова роль поощрения в воспитании детей? Приведите примеры положительного влияния различных видов поощрений на вашего ребенка.
2. Какие виды поощрения вы используете в семейном воспитании?
3. Какое место занимает поощрение в воспитании у ребенка честности, правдивости, трудолюбия, уважения к людям?
4. Нужна ли мера в поощрении детей? К чему приводит чрезмерное захваливание ребенка?
5. Вспомните свое детство. Наказывали ли вас в семье? Как вы относитесь к наказанию? Предупреждало ли наказание ваши нежелательные поступки?
6. Как вы относитесь к физическому наказанию? Какова реакция ребенка на него?
7. Существует ли взаимосвязь между физическим наказанием и формированием отрицательных черт характера вашего ребенка?
8. Каково значение единства требований родителей в поощрении и наказании?
9. Какие высказывания известных педагогов о роли поощрения и наказания в воспитании детей вам понятны и близки?
Один из основных недостатков данного подхода- анонимный характер просвещения родителей, т. к. любая работа с родителями более эффективна, если ориентирована на потребности конкретных групп семей. Поэтому, прежде чем приступать к работе, необходимо осуществить диагностику потребностей родителей в психолого-педагогической подготовке.
Рассмотрим подробнее образовательные потребности родителей различных групп риска. Очевидно, что сотрудничество с такими семьями не может строиться на основе стереотипных программ. Традиционно выделяемая группа риска родителей должна быть дифференцирована на основе проблем, с которыми они сталкиваются или могут сталкиваться в воспитании детей.
ОДИНОКИЕ МАМЫ.
Эту группу представляют как очень молодые мамы, иногда еще не окончившие школу, не успевшие получить профессионального образования (часто детей при этом воспитывают бабушки), так и женщины после 40 лет, составляющие из-за возраста и здоровья группу особого риска.
Одинокая молодая мама в большей степени, чем другие, испытывает неуверенность в себе, в том, что ее ребенок будет благожелательно принят окружающими. Иногда ее поведение нарочито независимо, но это — не более чем защитная реакция. Ведь одинокая мама — это не только вопрос случая, это еще и проблема неумения строить семейные отношения, проблема непосильно повышенной ответственности, иногда выражающаяся в стремлении снять ее с себя и перенести на другого. Для многих одиноких мам характерно обостренное чувство обиды за своего ребенка.
Если педагог сможет найти способы взаимодействия с ней без нравоучений и оценочных суждений, то сотрудничество возможно. При этом не следует тревожить внутренний мир мамы, наоборот, необходимо разграничить распределение обязанностей и ответственности. Развитие правового сознания этой категории родителей является важным фактором их социальной защиты.
Одинокая мама средних лет — это, как правило, женщина с определенными поведенческими и нравственными устоями, со сложившейся внутренней позицией, которую социальный педагог вряд ли может корректировать. Однако можно помочь такой родительнице по-новому увидеть и своего ребенка, и других людей. Она уже не столь часто испытывает дискомфорт от того, что ее не понимают, так как привыкла к этому. Включение в процесс аналитического наблюдения и самообразования — возможный путь сотрудничества с данной родительской группой.
С какими проблемами могут встретиться одинокие мамы в своей жизни и как эти проблемы могут решаться; какие разговоры следует вести с ребенком, чтобы попытаться помочь ему выработать адекватное отношение к людям разных полов, к его будущей собственной семье, понять проблемы ответственности за родительство... Все это темы возможных обсуждений.
РАЗВЕДЕННЫЕ РОДИТЕЛИ.
Общие для разведенных родителей вопросы: как обеспечить взаимодействие детей с другим родителем так, чтобы это наносило им меньшую травму (правовой и коммуникативный аспекты); как наладить взаимоотношения с детьми так, чтобы последствия нанесенной травмы сгладились; как строить личные и интимные отношения, чтобы это не наносило вреда ребенку, и др.
В социализации детей особую значимость приобретают такие проблемы, как возможная эмоциональная нестабильность семьи; отклонение семьи от нормальной семейной модели, принятой в обществе; отсутствие отца как образца идентификации, как важного источника получения ребенком опыта оберегающего взаимодействия с людьми.
В образовательных программах, направленных на помощь родителям этой группы риска, необходимо учитывать многие компоненты прошлой и настоящей жизни семьи, они должны быть более индивидуализированы.
МНОГОДЕТНЫЕ РОДИТЕЛИ.
Сегодня, несмотря на то, что многодетные семьи получают некоторую материальную помощь, от государства, они чаще всего малообеспечены. Кроме того в такой семье значительно больше, чем это было раньше, индивидуализма и беспризорности.
Заказ родителей — оказание прежде всего социально-психологической помощи: преодоление внутренней напряженности, усталости, чувства вины перед детьми. В большей степени, чем родителям других групп риска, им интересен широкий спектр проблем родительства, они легче выходят на партнерское взаимодействие с социальным педагогом, более активны в проявлении своих инициатив.
Образование многодетных родителей может строиться с опорой на их личные инициативы, однако следует учитывать ограниченность их свободного времени. Только в том случае, если обращение или «домашнее задание» будет действительно интересным, эти родители откликнутся на него.
Среди многодетных родителей встречаются и склонные к эпатирующему поведению. Для них рождение детей связано (сознательно или бессознательно) с личным самоутверждением. Они могут пить, могут входить в религиозную секту, могут диктовать семье свои собственные правила: шесть детей, три собаки, все спят на полу, детей не пускают в школу, учителю не открывают двери. Трудно определить, какая образовательная программа могла бы отвечать интересам таких родителей, однако ясно, что установление какого-либо взаимодействия с подобной семьей лучше, чем отсутствие контактов и еще большее ее «одичание».
РОДИТЕЛИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ.
Окружение смотрит на детей-инвалидов с большой долей недоверия, нередко как на обузу. Их не хотят принимать в обычную школу. Родителям не оказывается необходимая им ни социальная, ни образовательная помощь. Однако, как показывает опыт зарубежных стран, дети с умственными или физическими недостатками могут успешно обучаться в школах, стимулируя гуманные проявления со стороны других учеников.
Как родители детей-инвалидов, так и их учителя, и другие близкие нуждаются в пересмотре своего отношения к ребенку как к личности, для которой поставлены жесткие ограничительные условия жизни. Путь развития этих детей связан с героическим преодолением трудностей. Повышенное внимание, любовь, терпение, грамотно осуществляемая совместная деятельность могут способствовать полноценному развитию ребенка-инвалида.
Родителям детей-инвалидов необходимы знания, для обеспечения эффективной педагогической поддержки ребенка, навыки компенсирующей помощи. Поскольку они значительно дольше несут ответственность за своих детей, им необходим и более широкий спектр навыков воспитания и семейного взаимодействия.
Некоторые дети-инвалиды учатся на дому. Следует отметить, что далеко не всегда учителя подготовлены к их обучению. Сотрудничество родителей и социальных педагогов может быть продуктивным при разработке совместных образовательных программ, при знакомстве со специальной литературой по работе с детьми, имеющими отклонения в развитии.
РОДИТЕЛИ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ
Эта группа представлена родителями, не имеющими собственных детей и усыновившими ребенка, или теми, кто при родных детях усыновили и чужого ребенка, и теми, кто вступил в брачные отношения с партнером, имеющим своих детей.
Специфика ситуации воспитания приемных детей касается прежде всего эмоциональной связи ребенка и приемных родителей. Они должны научиться чаще прощать своих детей, лучше понимать и чувствовать их состояние, отказаться от упреков, связанных с семейными, родовыми традициями.
Обучение родителей приемных детей может рассматриваться как профессиональная подготовка и переподготовка. Отношения ребенка с мачехой или отчимом — это не только их личное дело. Современное общество может предъявлять определенные требования к родительской ответственности и грамотности.
В смешанных семьях, где вместе живут родные и неродные дети, острее стоят проблемы несправедливости, соперничества, ревности. Часто ребенок сильнее любит родного родителя. Необходимо помочь взрослым грамотно строить взаимоотношения в смешанной семье, чтобы гарантировать чувство уверенности детей в своих силах и правах.
Оказавшись в новой семье, ребенок может быть глубоко потрясен и обижен. Родственники, бабушки, дедушки иногда играют большую роль в генезисе этой обиды. Боль, страх, горечь от потери родного человека могут превращаться во враждебность, в ненависть к близким.
Часто переходный возраст детей становится для приемных родителей тяжелым испытанием. В глубине души они считают, что в сложностях поведения ребенка «виноваты» его биологические родители, поэтому с большим трудом меняют свои взгляды и отношения. Приемные родители нуждаются в научных знаниях о путях преодоления семейных кризисов, о способах эффективного взаимодействия с детьми с отклоняющимся поведением.
РОДИТЕЛИ-МИГРАНТЫ, БЕЖЕНЦЫ
Проблемы родителей-мигрантов, беженцев осложняются не только из-за материальных и жилищных неурядиц, но, прежде всего, из-за отношения к ним общности, в которую они попадают. Находясь в ситуации стресса, родители должны чутко уловить настроение окружающих, принятые правила поведения, научить своих детей адекватно реагировать на возможные трудности.
Часто опыт первых контактов в иной социальной и культурной среде приводит мигрантов к отчуждению, к противопоставлению себя другим людям. Все это негативно сказывается на социализации детей из таких семей.
Поэтому для успешного решения возникающих проблем родителям-мигрантам и беженцам необходима помощь социального педагога.
Образовательные программы для данной группы могут включать в себя следующие вопросы:
— культура, обычаи, традиции, нормы и правила поведения, принятые в данной области;
— специфика системы образования: концепция, ценности,
— методы;
— права и обязанности взрослых и детей, в том числе и
— школьные;
— умение адекватно выразить себя: речевая культура;
— возможности культурного развития;
— социально-психологическая поддержка мигрантов и беженцев.
Занятия при этом могут проходить в различных формах — важно, чтобы доброжелательная атмосфера способствовала снятию напряжения у родителей, а иногда и выходу накопившихся негативных чувств и эмоций.
Целесообразен индивидуальный характер занятий с родителями групп риска. Есть специфические, интимные проблемы, и возможные реакции взрослых людей не должны выставляться напоказ перед окружающими. В то же время существует и некоторый общий ракурс в анализе и решении проблем родителей всех названных групп. Он связан с развитием внимания и терпимости по отношению к людям, имеющим определенные жизненные сложности.
Во многих случаях обратившиеся к психологу родители занимают неверную родительскую позицию, т.е. их отношения с детьми неэффективны. Причинами неэффективного родительского отношения, кроме педагогической и психологической неграмотности могут быть:
— ригидные стереотипы воспитания;
— личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком;
— влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребенком.
Все эти причины искажения родительского отношения могут быть исправлены с психолого-педагогической коррекции. В этих целях создаются родительские группы.
Цели и формы групповой работы ограничены родительской темой. Не ставятся задачи личностного развития членов группы. Группа обсуждает проблемы воспитания детей и общения с ними, во-первых, а личные проблемы участников группы — лишь во-вторых, и в той мере, в какой это необходимо для решения родительских проблем.
По стилю ведения коррекции — группы структурированы, т.е. темы для обсуждения, игровые и домашние задания предлагают ведущие. Таким образом, они занимают более авторитарное и лидирующее положение.
Обоснование метода: семья — целостная система. Именно поэтому проблемы диады «родитель — ребенок» не могут быть решены только благодаря психокоррекции ребенка или родителя. Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий родительской группы.
Специфическими эффектами работы с родителями является повышение их сен-ситивности к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком.
Неспецифические эффекты: получение родителями информации о восприятии семейной ситуации своих родителей ребенком, динамике его поведения в группе.
В группе участвуют от 10 до 15 родителей (оба или один). Занятия проводятся один раз в неделю в течение четырех часов. Весь курс (10 занятий) составляет 40 ч. Параллельно работает детская группа, в которой могут заниматься 5—8 детей от семи до десяти лет.
Примерная программа занятий с родителями.
А. Представление родителями на круге общения (первое занятие) себя и своих трудностей (проблем), запросов и целей участия в группе. Разъяснение задач родительских групп психологом.
Б. Темы для обсуждения на последующих занятиях:
— Мы и наши родители. Семейные линии. Воспроизводство отношений и конфликтов.
— Роль родительских ожиданий. Что они могут спровоцировать и породить у детей? Как наши страхи становятся страхами наших детей?
— Что родители должны дать детям и что дети должны дать родителям? В чем суть воспитания — в обучении или общении? Каковы нравственные основы родительства?
— Как сложилась бы у нас жизнь, если бы у нас не было детей? Как ребенок может мешать нам жить? Противоречивость наших чувств в общении с детьми. Оптимальная дистанция в общении с детьми.
— Наши конфликты с детьми (включается элемент проигрывания ролей).
В. Дальнейшие темы возникают из обсуждения материалов проигрывания:
— Стереотипные взаимодействия с детьми и их выявление.
— Привнесение добавочного неадекватного аффекта в общение с детьми.
— Эмоциональные «счета» ребенку.
— Как мы наказываем детей? Как наказывать детей? Роль ярлыков.
Г. Следующие темы складываются под влиянием сведений детей.
— На какие сигналы и стимулы реагируют дети? Вербальное и невербальное общение с детьми. Роль прикосновений в общении.
— Какими нас видят наши дети? Обсуждение рисунков «Родители в виде несуществующего животного».
— Семья, как ее видят дети. Обсуждение игры «Семейный портрет».
Назовем некоторые методы коррекции, используемые в родительской группе.
Основной метод групповой коррекции родительских отношений — когнитивно-поведенческий тренинг, осуществляемый с помощью ролевых игр и программы видеотренинга.
В родительских группах практикуются разнообразные вспомогательные методы коррекции: дискуссия, психодрама, анализ семейных ситуаций, поступков, действий детей и родителей, их коммуникаций в решении проблем, проба на совместную деятельность, а также специальные упражнения на развитие навыков общения.
Метод групповой дискуссии, используемый в группе, повышает психолого-педагогическую грамотность родителей, их общую сенситивность к ребенку, его проблемам, позволяет выявить индивидуальные стереотипы воспитания. По мере развертывания дискуссии в нее можно включать элементы проигрывания ситуаций и видеокоррекции.
Метод видеокоррекции состоит в проигрывании заданий психолога в условиях видеозаписи взаимодействия родителя и ребенка с последующим ее просмотром, анализом и самоанализом.
Метод игры помогает моделировать и воспроизводить в контролируемых условиях семейные ситуации. Примером являются следующие игры: «Архитектор и строитель», «Приятное воспоминание», «Неприятное воспоминание».
В первой игре строитель с завязанными глазами под руководством архитектора, которому запрещены какие-либо действия руками, должен расставить в определенном порядке кубики на большой карте. При этом родитель и ребенок должны побывать в разных ролях.
Во второй игре необходимо вспомнить и поговорить о чем-либо приятном для ребенка и родителя и показать, как это было.
В третьей игре нужно вспомнить и проиграть последнюю ссору родителя с ребенком, а затем поговорить о чувствах ребенка и родителя.
Метод совместных действий основан на выполнении ребенком и родителем общего задания. После выполнения задания проводится анализ.
Метод конструктивного спора помогает сравнивать различные точки зрения родителей на воспитание ребенка, разрешение проблемных ситуаций, прислушиваться друг к другу, выбирать наиболее рациональные и эффективные подходы на основе сотрудничества.
Метод обсуждения и разыгрывание ситуаций «Идеальный родитель или ребенок» глазами родителя и ребенка.
Метод обучающего эксперимента заключается в выполнении родителями задания психолога: научить ребенка какому-то действию, игре.
Метод анализа поступков детей и родителей, основанный на составлении реестра этих поступков и их классификации на положительные и отрицательные с последующей характеристикой поведения в одной и той же ситуации родителей, принимающих и не принимающих своего ребенка.
Метод анализа коммуникаций «Ребенок — родитель» (РБК-Р) при решении проблем ребенка. Подбираются примеры на различные варианты:
РБК-Р — проблема (проблема ребенка, родители — препятствие к ее решению);
Р-РБК — проблема (проблема родителя, ребенок - препятствие к ее решению);
РБК — проблема (проблема ребенка, это только его проблема, родитель устраняется);
Р — проблема (проблема родителя, это только его проблема, ребенок не учитывается).
Метод анализа ситуации «Как помочь ребенку решить проблему?» Социальный педагог в ходе анализа должен подвести родителей к правильному подходу:
— пассивное слушание (прояснение проблемы);
— активное слушание (декодирование чувств ребенка);
— обучение ребенка анализу проблемы и поиску ее решения.