Проблема коренного перелома во Второй мировой войне: его причины, сущность. Основные подходы в отечественной и зарубежной историографии.
Весной 1942 г. военно-стратегическая обстановка в мире временно стабилизировалась. Сложившиеся блоки воюющих государств готовились к новому этапу борьбы. Ведущая сила агрессивного блока – фашистская Германия, поставила своей целью добиться в летней компании 1942 г. коренного перелома во Второй мировой войне решительной победой над Советским Союзом.
В тяжелых боях на советско-германском фронте фашистская Германия несла огромные потери в живой силе, теряла превосходство в танках и авиации. За первый год войны немецкофашистская армия потеряла около 2 млн. человек, то есть почти 2/3 войск, напавших на Советский Союз. В ходе летнего наступления 1942 г. армии фашистского блока потеряли еще около 800 тыс. солдат и офи церов и большое количество техники. Только за 4 месяца оборонительных боев под Сталинградом было уничтожено более 1 тысячи немецких танков и свыше 1 400 самолетов. Большой ущерб наносили оккупантам советские партизаны, численность которых постоянно росла. К концу 1942 г. в партизанских отрядах насчитывалось более 125 тыс. человек. На оккупированной территории СССР существовало 11 партизанских краев. Партизаны контролировали территорию, равную по площади таким государствам, как Бельгия, Голландия и Дания
вместе взятые.
Окончательно коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны произошёл в результате сражения на Курской дуге. Здесь Гитлеровцы сосредоточили самую мощную наступательную группировку (больше, чем перед вторжением 22 июня 1941 года). Это стало возможным, в том числе, и благодаря отсутствию «второго фронта»: многие немецкие дивизии были переброшены на Курскую дугу с запада. Большие надежды возлагались на массовое применение новой бронетехники: танков «Тигр» и «Пантера», самоходок «Фердинанд».
|
Здесь вермахт произвёл свою последнюю масштабную наступательную операцию, под названием «Цитадель». Благодаря превосходной работе разведки, советское командование знало все её подробности заранее. Была выбрана удачная тактика противодействия: упреждающий удар, изматывание наступающего противника оборонительными боями, и переход т обороны к наступлению.
Сражение началось 5 июля 1943 года. К 12 июля его оборонительная фаза была закончена, и советские войска Западного и Брянского фронтов перешли к контрнаступлению. Чуть позже к ним присоединились войска Воронежского фронта. К 23 августа победа была достигнута.
После битвы под Курском Советская армия продолжала наступление. В течение 1943 г. она освободила Донбасс и всю ле вобережную Украину, а осенью 1943 г. форсировала Днепр и освободила Киев. На центральном участке фронта советские войска освободили Брянск, Гомель, Смоленск, восточную часть Белоруссии. Большой ущерб наносили Bpaiy партизаны. В 1943 г. они организовали в 5 раз больше диверсий и уничтожили в 4 раза больше фашистов, чем в 1942 году. В результате советского наступления были разгромлены 118 вражеских дивизий. Сухопутная армия Германии потеряла 1 млн. 400 тыс. человек и огромное количество боевой техники. От этих потерь фашистская Германия уже не оправилась.
Успехи военной экономики США и Великобритании.
|
Вступив в войну, Соединенные Штаты Америки быстро развернули свой гигантский экономический потенциал. На территории США не велось военных действий, Америка не подвергалась воздушным бомбардировкам и не понесла сколько-нибудь значительных людских потерь. Она обладала большими запасами сырья и продовольствия, энергетическими ресурсами, резервными производственными мощностями, высококвалифицированными рабочими и инженерами. Американское правительство выделило огромные средства на военное производство. За первые шесть военных месяцев оно увеличило объем военных заказов в 6 раз, израсходовав колоссальную сумму - 100 миллиардов долларов. Главные усилия правительство уделяло производству кораблей, самолетов и танков. Поставив задачу создать «флот двух океанов», обеспечивающий превосходство над любым противни ком сразу на двух океанах, Соединенные Штаты резко увеличили мощности судостроительной промышленности. К концу 1943 г. число судостроительных верфей увеличилось более чем в два раза, а число занятых на них рабочих - более чем в 17 раз посравнению с довоенным временем. Что бы окончательно ликвидировать преимущество Японии в авианосцах, США начали строить сразу 28 новых авианосцев. Наряду с большими ударными авианосцами строились и сравнительно небольшие эскортные авианосцы, предназначенные для со провождения конвоев. За 1941-1944 гг. в США построили более тысячи боевых кораблей. Кроме боевых, в массовом порядке изготовлялись транспортные корабли, особенно суда типа «Либерти», на строительство которых требовалось меньше двух месяцев.
Самая крупная в мире автомобильная промышленность США в значительной мере перешла на выпуск танков и самолетов. Кроме того, были построены специальные танковые, авиационные и авиамоторные заводы. Особое внимание уделялосьнаступательному виду оружия - бомбардировочной авиации, на вооружение которой поступили крупнейшие в мире дальние стратегические 4-моторные бомбардировщики Б-29 - «Летающая крепость», с дальностью полета более 6 тыс. Км.