Окунёвская культура (эпоха средней бронзы)




В начале II тыс. культурный облик Минусинской котловины резко меняется. На смену афанасьевской культуре приходит окуневская, получившая своё название по месту раскопок первого кургана у Окунёва улуса на юге Хакасии. Богатая и самобытная окунёвская культура выявлена сравнительно недавно. Изменение культуры в минусинских степях произошло на этот раз не за счёт внутренних процессов, свойственных каждой культуре, а в результате смены населения. [5.с 42-41]

Окунёвцы обладали более развитой металлургией. Они знали не только медь, но и бронзу. Наряду с ковкой применялось литьё, что указывает на довольно высокий уровень метало обработки.

Живя по берегам больших и малых рек, окунёвцы, естественно, не смогли пройти мимо их природных богатств. О занятии рыбной ловлей свидетельствуют вырезанные из кости гарпуны и остроги, найденные в могильнике на речке Черновой. Основной хозяйственной деятельностью было, скотоводство. Так как скотоводство требовало времени и длительных отлучек из дома, то оно с самого начала явилось занятий мужчин, в то время как женщина оставалась привязанной к домашним делам. Кроме занятий по дому и воспитания маленьких детей, женщины обрабатывали продукты скотоводства. В женских погребениях этой эпохи найдены бронзовые, свернутые из раскованного листка металла игольники. Безусловно женским занятием было изготовление керамической посуды. Горшки украшались геометрическим орнаментом по всей поверхности. Сосуды представлены двумя основными типами. Первый тип - это "банки" конической формы с относительно узким дном и широким устьем. Второй тип сосудов - горшковидный, с раздутой средней частью тулова. Для окунёвского времени характерны и своеобразны курильницы, особенностью которых является перегородка внутри резервуара, отделяющая небольшое пространства, и отсутствие ручки - налепа, характерной черты афанасьевского времени. [4.с 44]

Основным занятием населения было скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот), подсобными — охота и рыболовство. (см.прил. рис.3) Значительных признаков имущественного и социального расслоения нет.

Оружие и орудия труда: бронзовые ножи, шилья с костяными ручками, наконечник копья и проушный топорик, каменные наконечники стрел, топоры, булавы, тесла. Из кости изготовлены игольники, иглы, гарпуны, орудия для вязки сетей. Украшения: бронзовые височные кольца, подвески из зубов животных, каменный бисер и бусы. Керамика плоскодонной, баночной формы, порой слабо профилирована. Единичны граненые сосуды на поддоне. Своеобразны вазочки-курильницы. Тулово и часто дно сосуда покрыты орнаментом предельно простой композиции. Иногда выражена зональность. Узор наносился гладким и гребенчатым штампом. Венчик нередко обозначен пояском ямок.

Окунёвцы любили различные украшения. Очень часто в могилах встречаются остатки ожерелий из клыков и зубов медведя с просверленной коренной частью. Попадаются и зубы соболей, которые служили как бисер для вышивок.

Очень важное место в хозяйственной деятельности занимала обработка металла. В отличие от предшествующего времени в памятниках окунёвской культуры медные или бронзовые предметы встречались довольно часто. Из металла делались рыболовные крючки, ножи, игольники, височные кольца.

Визитной карточкой окуневской культуры являются массивные каменные стелы с изображениями фантастических чудовищ. Эти культовые сооружения участвовали в ритуальных обрядах и в более позднее время. В плоть до прихода в Сибирь русских.

Основными памятниками Окунёвской культуры являются погребальные комплексы. Могильники состоят из 1, реже 4 курганов, также встречаются некрополи, состоящие из оград. Часты случаи вторичного использования погребальных комплексов афанасьевской культуры. [1.с 358]

Погребальные ограды Окуневской культуры четырехугольных (квадратные), сооружены из плитняка или валунов размерами от 2,5x3 до 40x40 м. Количество могил – от 1 до более 20. Могильная яма небольших размеров, рассчитанная на погребение 1–2 человек, лежащих на спине с ногами, согнутыми коленями вверх. Стенки ям часто облицованы плитами в виде ящика, дно выложено мелкими плитами. Перекрытие могилы также часто изготовлено из плит. Типичны одиночные, парные, реже коллективные захоронения, с последующим подхоронением в могилы.

Встречаются захоронения черепов со следами трепанации. Детей хоронили вместе со взрослыми. В могилу чаще всего клали глиняные горшки и орудия труда. Лицо и тело покойника раскрашивались красной охрой. Умерших хоронили в одежде с большим количеством культовых предметов. В могилу помещали кости животных и птиц, явно не служившие продуктами питания. Найдены следы поминальных тризн.

В окуневских могилах обнаружены различные культовые пред­меты: небольшие скульптурные женские головки с ниспадающими волосами, черепа птиц, каменные подвески. Уникальны плиты с рисунками из окуневских погребальных склепов. Они раскры­вают перед нами сложную картину мировоззрения древних ското­водов. На плитах изображены фантастические стилизованные трехглазые существа с коронами, быки-бизоны, птицы. На одной из них показан огромный полосатый зверь с оскаленной пастью, длинным хвостом, с птичьими ногами. Очевидно, перед нами соби­рательный образ злого существа. Эти весьма загадочные, полные фантазии рисунки носят культовый характер. Смысл их частично был рас­крыт, когда в одном из могильников на черепах удалось проследить остат­ки охры, которой были украшены ли­ца. Эти следы передавали очертания таких же рисунков, что и на плитах. [4,с 46-47]

На каменных ящиках погребений встречаются выбитые, гравированные и раскрашенные изображения человеческих личин, фантастических хищников, крупнорогатого скота, реже других животных, фигуры антропоморфных существ, изображенных в динамике, в характерной одежде и головных уборах. Многие изображения находят на культовых предметах из погребений, петроглифах и монументальных каменных изваяниях. Для Окуневской культуры характерна монументальная каменная скульптура, в которой, по-видимому, воплощались родовые божества. Наиболее распространены трехглазые личины с несколькими полосками поперек лиц и сложными звериноподобными головными уборами. (см.прил. рис.4-5) Наскальные рисунки и изображения на плитах отличаются своеобразным реализмом и динамизмом.

Яркий характер искусства окуневской культуры создан монументальными каменными изваяниями и стелами с высеченными на них антропоморфными изображениями. (см.прил.рис.6)

Изваяние обычно представляет собой высокий камень (песчаник или гранит) саблевидной формы. Лицевой является его узкая грань. С нее на зрителя смотрит фантастическая личина: три глаза, ноздри, огромный рот, рога, длинные уши и всевозможные отростки. Изображение переходит с лицевой грани на широкие боковые, а иногда и на заднюю. [1,с 361]

Помимо центральной личины часто есть дополнительные, меньшего размера. Иногда на изваянии изображена пасть хищника, иногда — быки, много так называемых солярных знаков. Они бывают разных начертаний, но обычно это круг, вписанный в квадрат своеобразная мандала, символ космоса. Этот знак в качестве официального символа помещен как на государственный флаг, так и на государственный герб Хакасии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: