Карасукская культура (эпоха поздней бронзы)




К началу 1-го тысячелетия до н. э. на просторах Сибири сложились новые самобытные культуры. Однако они были похожи друг на друга во многих проявлениях, обусловленных историческим родством с андроновскими племенами. Наступил поздний бронзовый век.

Одна из таких культур, выявленная ранее других в Минусинской котловине, получила название карасукской (по раскопкам могильника на речке Карасук). По мере исследования археологических памятников на сопредельных территориях (с похожими глиняными сосудами и бронзовыми изделиями) её наименование первое время распространялось и на них. Но вскоре выяснилось, что варианты карасукской культуры являются самостоятельными образованиями: в Западной Сибири, например, такая культура получила название ирменской (по раскопкам памятника близ одноименного села на Оби). Тем не менее для характерных предметов бронзолитейного производства и, в первую очередь, для разнообразного вооружения конца 2-го — начала 1-го тысячелетия до н. э., распространенного на огромных территориях Южной, Западной и Восточной Сибири, Казахстана, Монголии, Ордоса, Северного Китая, нередко используется общее собирательное название — карасукские. И хотя отлитое из золотистой бронзы оружие в каждом из этих районов имеет свой местный колорит, все же оно во многом остается транскультурным феноменом. [4,с 62]

В XIII-X веке культура андорновская сменяется карасукской - это период рассвета в истории развития эпохи бронзы Южной Сибири. Представлена остатками поселений и могильниками (свыше 100 могил в каждом).
Оседлые пастушеско-земледельческие племена этой территорий перешли к скотоводству связанному с круглогодичным выпасом скота на сменных пастбищах. Каждой весной, засеяв поля, она переезжали на летние пастбища, а осенью возвращались обратно для сбора урожая и на зимовку. Такие изменения в хозяйстве привели к значительному изменению быта. В результате довольно быстро сформировалась новая культура. [1,с 357]

Могильники представляющим собой родовые кладбища. Они устраивались в виде круглых или прямоугольных оградок из поставленных на ребро каменных плиток. Внутри оградок находятся могильные ямы, стенки которых укреплены поставленными на ребро камнями. Таким образом, могильные ямы имеют вид каменных ящиков, внутри которых лежат остатки скелета погребенного, положенного набок, с подогнутыми ногами и руками. Около головы обычно находят глиняные сосуды, кости домашних животных и бронзовые вещи. (см.прил.рис.10)

Мёртвые хоронились в каменных ящиках под курганами. В карасукских памятниках распространены кинжалы, ножи, лапчатые подвески, бусы, бляхи, пуговицы. Известно свыше 2000 захоронений.

Известно большое количество металлических изделий. Больше всего найдено бронзовых ножей изогнутой формы, кельты. Довольно разнообразны украшения. В могилах женщин и девочек часто находят проволочные височные кольца, трубочки-пронизки, скобообразные обоймы, литые бляшки, перстни, зеркала.

Хозяйство было близко к андроновскому по производящему типу. Основным источником существования были скот и возделанный поля. Превалировал крупнорогатый скот, овцеводство и коневодство были развиты в меньшей степени. Охота не играла значительной роли в сельскохозяйственных степных районах, в таежной же и тундровой зонах основными типами хозяйства по прежнему оставались охота, рыболовство и собирательство. Луговые земли использовались под пашню, о чем говорят находки большого количества сельскохозяйственных орудий, в том числе зернотерки серпы, ручные мотыги и т.п. Фрагменты глиняной посуды больших форм емкостью в 10-15 литров указывает на развитое домашнее хозяйство, в котором в большом количестве перерабатывались и заготавливались продукты сельского хозяйства. Основной тип жилища составляли землянки и полуземлянки, в летнее время по прежнему широко использовались жилища переносного типа (чумы и юрты).

Домашние занятия за все время существования карасукской культуры были одними и теми же. Областью женского труда, очевидно, прежде всего было изготовление одежды. В карасукских могилах встречены обрывки шерстяных тканей двух способов плетения, простого и диагонального, а в землянках часты находки костяных трепал — орудий для размягчения растительного волокна. Об использовании шерсти свидетельствуют находки гребней, которыми расчесывали шерсть. Одежда шилась также из меха и кожи. После выкраивания деталей одежды они по шву прокалывались костяными шильями и сшивались. О том, что кожа широко использовалась для одежды, свидетельствуют находки нагрудников на кожаной основе, а также бронзовые украшения, которые могут быть укреплены только на кожаной основе. [4,с 63]

Карасукские женщины вплетали в волосы оригинальные лапчатые подвески. В общественном устройстве пастушеско-земледельческих племен, обитавших на юге края, стали наблюдаться признаки перехода к патриархальному укладу. Повышение роли мужчины в хозяйственной жизни (в связи с переходом к скотоводству и обработке металлов) привело к низведению роли женщины до занятия домашними делами.

В обязанность женщин входило, видимо, изготовление посуды. Горшки лепили ленточным способом с последующим обколачиванием лопаткой и лощением наружной поверхности. Каждая семья изготовляла горшки для себя. Это видно из того, что в семейных комплексах могильных оград находится строго определенный набор сосудов. Заботой мужчин был уход за скотом, а также и производство металлических изделий. Изготовлением бронзовых орудий они занимались непосредственно в поселении, о чем свидетельствуют обломки литейных форм в землянках. Литейное дело в карасукское время достигло высокого уровня. Использовались двустворчатые литейные формы, сделанные из камня или глины. Широкое распространение получило фигурное литье в специальных усложненных формах.

С выделением парной семьи и индивидуального хозяйства обозначились и признаки имущественного неравенства. Человек эпохи энеолита редко жил больше 50 лет. Раннее материнство приводило к высокой смертности не только новорожденных, но и самих матерей. Много людей умирало в детском и подростковом возрасте.

Археологический инвентарь карасукской культуры очень своеобразен и мало похож на материал андроновской культуры. Это прежде всего касается глиняных сосудов. Они имеют форму шара, так называемые бомбовидные сосуды: невысокое прямое горло, шаровидные бока и дно. Сосуды выдавливались из целого куска глины. Их поверхность украшает нарезной или штампованный геометрический орнамент, состоящий из заштрихованных равнобедренных треугольников или ромбов. Эти же мотивы орнамента встречаются на ручках бронзовых карасукских ножей, кинжалов и кельтов.

У карасукцев имелись разнообразные кельты — топоровидные инструменты, двулезвийные кинжалы с прорезной рукоятью, боевые топоры и чеканы. Орудия труда из бронзы многочисленны; среди них больше всего ножей. Наиболее характерны коленчатые, изогнутые ножи, лезвие которых образует с ручкой тупой угол. Известны дугообразно изогнутые ножи, прямые и даже «хвостатые», у которых конец лезвия отогнут вверх, в виде хвостика. Нож был необходим скотоводу в его повседневной жизни. Наряду с ножами в карасукскую культуру шире, чем раньше, распространяются бронзовые кельты. [6,с 52]

В результате особенностей хозяйства сложилась и своеобразная идеология древних скотоводов, идеи которой несет в себе карасукское искусство. К этому времени в Хакасско-Минусинской котловине относится часть каменных стел. Это большие, каменные столбы, связанные с погребальным культом. Они ставились около могил. Звериные образы наполняют все карасукское искусство. Головки баранов и других животных, как правило, украшали ручки ножей, кинжалов, шильев. В них реализм удивительно сочетается со стилизацией. Это искусство скотоводов, у которых идеи родства, представления о предках, так же как и представления о добрых и злых духах, были связаны с животным миром и в значительной степени с домашними животными, занимавшими основное место в их хозяйстве.

Характерным для карасукской культуры считается развитие металлопластики мелких форм - ажурного литься из бронзы, меди и золота. Именно в карасукскую эпоху начинается расцвет так называемого скифо-сибирского звериного стиля. Сложность композиций указывает на высокий художественный вкус и своеобразное ощущение мира карасукцами.

Заключение

Результаты:

1.Были проанализированы источники энциклопедического, литературного и публицистического характера по теме;

2.Бронзовый век Сибири - период истории Сибири III-I тыс. до н. э. Период непродолжительный, так как укладывается в полтора тысячелетия. Металлургия меди и бронзы появилась лишь в тех местах, где имеются залежи медных руд. Археологические памятники концентрируются большей частью по берегам Енисея и его притоков.

3. Были определенны особенности археологических культур Красноярья;

Первыми племенами, которые перешли к использованию металла в хозяйстве, стали афанасьевцы. Они появились в минусинских степях во второй половине 3-го тысячеления до н.э.

В первой половине 2-го тысячелетия до н.э. складывается окуневская культуры. Окуневцы обладали более развитой металлургией чем афанасьевцы. Окуневцы оставили после себя замечательные памятники искусства. Уникальны стелы с рисунками из погребальных склепов.

В середине 2-го тысячелетия до н. э. на всей громадной территории от Приуралья до Енисея распространяется андроновская культура. Их литейщики обеспечивали широкое производство орудий труда и, в том числе и за пределы андроновского ареала.

В конце 2-го тысячелетия до н.э. андроновская культура в Южной Сибири сменяется карасукской, которая дала толчок к зарождению железного века. Она были связана с древним населением Северного Китая, Монголии, Забайкалья, Прибайкалья, Западной Сибири, Средней Азии.

4. Исходя, из проделанной работы были сделаны следующие выводы:

· Крупнейшие изменения в жизни человека произошли во второй половине 3-го тысячелетия до н.э. - в южных районах Красноярского края появились металлические изделия;

· Южносибирский очаг металлургии в течение всего бронзового века оказывал мощное прогрессивное воздействие на близлежащие территории, стимулируя местное производство. Хакаско-Минусинская котловина в эпоху неолита и бронзового века становится передовым северо-восточным форпостом западного историко-культурного мира;

Таким образом, можно сделать вывод, что благодатная территория, на которой мы проживаем, в глубокой древности давала силы для развития высоких культур наших предков.

Была составлена презентация содержащая характеристику бронзового века на территории края и основных археологических культур эпохи бронзы на основании анализа памятников.

Данную работу можно использовать на уроках истории России и истории Красноярского края и художественная культура Красноярского края при изучении таких разделов как «Древнейшее прошлое России», «Бронзовый век на территории России». «Культура бронзового века» и т.д. Так же материал работы можно использовать при подготовки и проведении классных часов по истории Красноярского края и в работе краеведческого кружка. Отдельные части работы были использованы на уроках истории Красноярского края.

Список литературы

1. Археология СССР. Эпоха бронзы лесной полосы СССР/под ред. Б.А.Рыбакова. Наука. Москва. 1987-449с.

2. Красноярье: пять веков истории. Учебное пособие по краеведению. Часть 1/ под ред. Н.И. Дроздов- Красноярск: Группа компаний «Платина»

3. Кызласов Л.Р. Древняя и средневековая история Южной Сибири Пособие для учителей истории. Абакан, "Хакасское отделение Красноярского книжного издательства", 1989 - 58 с

4. Макаров Н.П. История и культура народов Приенисейского края: учебное пособие/ Макаров Н.П., Баташев М.С. - Красноярск:СФУ, 2007.-246с.

5. Макаров Н. П. История и культура народов Севера Приенисейского края: Учебное пособие / Макаров Н.П., Баташев М.С. Красноярск: ООО ИПЦ «КаСС», 2007. – 240с.

6. Проблемы археологии, истории, этнографии и краеведения Приенисейского края. Сборник научных статей/ под ред. А.М.Буровского.- Красноярский государственный университет; Красноярский краевой краеведческий музей. Красноярск.1992. Т.1. 144 с.

7. Этносы Сибири. Прошлое. Настоящее. Будущее Материалы международной научно-практической конференции. 1 часть/ под ред. Макаров Н.П.. — Красноярск: Красноярский краевой краеведческий музей, 2004. — 421 с.

8. Сибирь бронзового века — Википедия (https://ru.wikipedia.org/wiki/Сибирь_бронзового_века)

 

 

Тезаурус

Амулет (от лат. amuletum) (апотропей - оберег), предмет, который, по суеверным представлениям, способен охранять его владельца от бедствий. [Большой Энциклопедический словарь.2000]

Антропомо́рфный, антропоморфная, антропоморфное (греч. от anthropos - человек и moprhe - вид) (научн.). Человекообразный. [Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.]

Аристокра́тия (греч. ἀριστεύς«знатнейший, благороднейшего происхождения» и κράτος, «власть, государство, могущество») — форма государственного правления, при которой власть принадлежит знати. [Большой Энциклопедический словарь.2000]

Археологическая культура - понятие, обозначающее общность археологических памятников, относящихся к одному времени, определенной территории и отличающихся местными особенностями. Отражает (не всегда) этническую общность. [Большой Энциклопедический словарь.2000]

Археологические памятники — изготовленные человеком древние предметы, сооружения или древние погребения, сохранившиеся на земной поверхности, под землёй или под водой и служащие объектом археологического исследования. [Большая советская энциклопедия]

Бронзовый век — исторический период (конец 4-го — начало 1-го тыс. до н.э.; в отдельных регионах позднее), сменивший энеолит и характеризующийся распространением металлургии бронзы, кочевого скотоводства и поливного земледелия. Сменился железным веком. [Большая советская энциклопедия]

Иерархия — (от греч. hieros священный и arche власть) расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин употребляется для характеристики организации христианской церкви; в социологии для обозначения социальной структуры. [Большой Энциклопедический словарь.2000]

Кельт (от позднелат. celtis — долото), полый бронзовый топор с коленчатой рукоятью. Характерен для эпохи бронзового и раннего железного века. [Энциклопедический словарь. 2009.] Топоровидные инструменты, двулезвийные кинжалы с прорезной рукоятью, боевые топоры и чеканы.

Керамика — (греч. keramike гончарное искусство от keramos глина), изделия и материалы, полученные спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также оксидов металлов и других неорганических соединений (карбидов, боридов, нитридов, силицидов и др. [Большой Энциклопедический словарь.2000]

Корчага - большой глиняный горшок или чугун, чугунник, развалистее горшка. [Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.]

Курган (тюркское), надмогильная насыпь из земли или камня, обычно полусферической или конической формы. Известен с 4 - 3-го тысячелетия до нашей эры до 14 - 15 вв. нашей эры. [Современная энциклопедия. 2000.]

Личина, личить, личный и пр. см. лицо. [Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.]- антропоморфные изображения в головных уборах, носившие, по-видимому, культовый характер.

Минусинская котловина – Хакасско- Минусинская, южная часть обширной межгорной Минусинской впадины на Ю. Красноярского края. Ограничена на Ю. Западным Саяном, на З. Абаканским хребтом, на С. отрогами Кузнецкого Алатау и на В. отрогами Восточного Саяна. [Большая советская энциклопедия]

Могильник (археологическое), погребальный комплекс. Могильники, обособленные от поселений, появились в мезолите. По обряду погребения различают захоронение тела умершего (трупоположение) и захоронение сожженного праха (трупосожжение). Виды могильников: курганные, отмеченные насыпями, и грунтовые - без насыпей. Античный могильник обычно называется некрополем, христианский и мусульманский могильник - кладбищем, могильник с захоронением пепла в урнах - колумбарием. [Современная энциклопедия. 2000.]

Неолит (от нео... и...лит) - новый каменный век, период (ок. 8 - 3-го тыс. до н. э.) перехода от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). В эпоху неолита орудия из камня шлифовались, сверлились, появились глиняная посуда, прядение, ткачество. [Большая советская энциклопедия]

Петроглиф - (англ. petroglyph), наскальный рисунок или надпись. [Археологический словарь. — М.: Прогресс. Уорвик Брей, Дэвид Трамп. Перевод с английского Г.А.Николаев. 1990]

Стела - вертикально стоящий каменный столб или плита (надгробная, мемориальная) с надписью, рельефным или живописным изображением. [Большой Энциклопедический словарь.2000]

Тризна - заключительная часть похоронного обряда, состоявшая из жертвоприношений, военных игр, состязаний, а позднее из поминальных пиршеств. [Большой Энциклопедический словарь.2000]

Ти́гель и тигль, тигля - Сосуд из огнеупорного материала для плавки металлов, прокаливания и т.п. [Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.]

 

 

Приложение

Рисунок 1. Реконструкция Афанасьевского захоронения

Рисунок 2. Чаши афонасьевской культуры

Рисунок 3. Изображение животных на плитах из могильника окуневской культуры


Рисунок 4. Могильные плиты с изображениями. Окуневская культура


Рисунок 5. Антропоморфная фигура, изображенная на плите могильника Черновая, с круглой личиной, несущей на своих рогах изображение космической ладьи или полумесяца, а в руках копий

Рисунок 6. Стела. Окуневская культура

Рисунок 7. Памятники андроновской культуры: 1 – глиняный горшок; 2 – медный кинжал; 3 – серьга; 4 – медные бусы; 5 – наконечник копья; 6 – медный топор; 7 - кольцо височное; 8 – медный кельт



Рисунок 8. Священные изображения женских духов выгравированные на кости. Андроновска культура


Рисунок 9. Керамика андроновской культуры

Рисунок 10. Карасукская культура: 1-4 - бронзовые ножи; 5 - бронзовый кинжал; 6- глиняный сосуд



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: