Сбор на Суд (Хашр) и место сбора (Махшар).




 

Лексическое значение слова «хашр» - «собираться», «приходить в одно место». В религии это слово означает «сбор людей после их вос­крешения для призвания к ответу за дела совершенные в земной жизни». Место, где собираются люди, называется Махшар или Арасат. В Священ­ном Коране есть очень много аятов о Сборе:

 

خُشَّعًا أَبْصَارُهُمْ يَخْرُجُونَ مِنَ الْأَجْدَاثِ كَأَنَّهُمْ جَرَادٌ مُّنتَشِرٌ ۞ مُّهْطِعِينَ إِلَى الدَّاعِ يَقُولُ الْكَافِرُونَ هَذَا يَوْمٌ عَسِرٌ ْ

«С опущенными взорами выйдут они из могил, точно саранча, по­спешно рассеявшаяся в своей многочисленности, устремляясь к зову­щему, скажут неверующие: «Это - тяжкий День!»

(Сура «Аль-Камар», 7-8 аяты).

 

 

يَوْمَ نَحْشُرُ الْمُتَّقِينَ إِلَى الرَّحْمَنِ وَفْدًا

 

«В тот День Мы соберем богобоязненных перед Милостивым чтимым посольством.

(Сура «Марьям», 85 аят)

وَيَوْمَ يَحْشُرُهُمْ

«В тот День Он (Аллах) соберет их всех...»

(Сура «Юнус», 45 аят)

يَوْمَ يَفِرُّ الْمَرْءُ مِنْ أَخِيهِ ۞وَأُمِّهِ وَأَبِيهِ ۞وَصَاحِبَتِهِ وَبَنِيهِ ۞لِكُلِّ امْرِئٍ مِّنْهُمْ يَوْمَئِذٍ شَأْنٌ يُغْنِيهِ ۞وُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ مُّسْفِرَةٌ ۞ضَاحِكَةٌ مُّسْتَبْشِرَةٌ ۞وَوُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ عَلَيْهَا غَبَرَةٌ ۞تَرْهَقُهَا قَتَرَةٌ ۞أُوْلَئِكَ هُمُ الْكَفَرَةُ الْفَجَرَةُ

 

 

«В тот День человек убежит от своего брата, от своей матери от своего отца, от своей жены и от своих детей. В тот День кажды будет заботиться только о себе. В тот День одни лица будут светлы ми, сияющими от счастья, другие же лица будут покрыты пылью печалью, мраком и чернотой. Это лица неверующих, которые не обращали внимание на свои грехи».

(Сура «Абаса», 34-42 аяты)

 

Пророк сообщил нам, что люди, которых соберут в Судный день, будут босыми, необрезанными и нагими, как во время первого их создания. Каждый раб будет воскрешен в том состоянии в котором он умер. Умерший с благодеяниями, будет воскрешен в радостном расположении духа, умерший же со злодеяниями, будет воскрешен ужасе от происходящего и в уродливом виде.

Посланник Аллаха в одном хадисе сказал, что люди будут собираться будучи разделены на три группы: пешие, верхом, а также влачащиеся на своих лицах. Кто-то спросил: «О, Посланник Аллаха! Как же они будут пере двигаться на своих лицах?» В ответ на это, Пророк ответил так: «Аллах, который смог создать их передвигающимися на своих ногах, способен создать их и передвигающимися на своих лицах». Бухари Муслим Тирмизи

 

 

В «Сахихе» Муслима приводится хадис, передаваемый со слов Аль-Микдада бин аль-Асвада, (да будет ими обоими Аллах), который передал, что он слышал, как посланник Аллаха, сказал:

«В День воскресения солнце будет приближено к людям и окажется от них на расстоянии мили, люди же погрузятся в соб­ственный пот по мере дел своих».

В этой ситуации пророк, , станет ходатайствовать за людей после того, как не возьмутся за это Адам, Нух, Ибрахим, Муса и Иса, мир им, что и станет величайшим заступничеством и местом достохвальным.

 

Отчет (Хисаб).

 

Всевышний Аллах наделен самыми совершенными Атрибутами таки­ми, как Справедливость, Мудрость и др. Он справедлив ко всем своим соз­даниям и не притесняет их, обладает Абсолютным Знанием и лучше всех ведает о том, что, как, почему и в каком виде необходимо совершать.

Поэтому Он не относится к грешнику и к смиренному рабу одинаково, делает различие между правоверным мусульманином и неверующим, не приравнивает хорошее и плохое друг к другу. Все это свидетельствует о Его Мудрости и Справедливости. Он свободен от недостатков. Всевыш­ний Аллах, являясь Справедливым и Мудрым, призывает людей к ответу в последующей вечной жизни, дает оценку людским деяниям.

 

وَمَا خَلَقْنَا السَّمَاء وَالْأَرْضَ وَمَا بَيْنَهُمَا بَاطِلًا ذَلِكَ ظَنُّ الَّذِينَ كَفَرُوا فَوَيْلٌ لِّلَّذِينَ كَفَرُوا مِنَ النَّارِ ۞ أَمْ نَجْعَلُ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ كَالْمُفْسِدِينَ فِي الْأَرْضِ أَمْ نَجْعَلُ الْمُتَّقِينَ كَالْفُجَّارِ

 

«Мы не сотворили небеса и землю, и то, что между ними по­напрасну, как думают неверующие. Поэтому для них уготована по­гибель от огня. Разве Мы одинаково рассудим тех, кто уверовал и творил добро и тех, кто творил на земле нечестие, или сделаем бо­гобоязненных равными распутникам?»

(Сура «Сад», 27-28 аяты)

 

لَخَلْقُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ أَكْبَرُ مِنْ خَلْقِ النَّاسِ وَلَكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لَا يَعْلَمُونَ ۞ وَمَا يَسْتَوِي الْأَعْمَى وَالْبَصِيرُ وَالَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ وَلَا الْمُسِيءُ قَلِيلًا مَّا تَتَذَكَّرُونَ ۞

إِنَّ السَّاعَةَ لَآتِيَةٌ لَّا رَيْبَ فِيهَا وَلَكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لَا يُؤْمِنُونَ

 

«Ведь создание небес и земли величественнее, чем создание человека. Однако многие люди об этом не знают. Не равны слепой и зрячий так же, как не равны те, кто уверовал и совершал благие дела, с теми, кто творил зло. Мало вы задумываетесь над этим? По­истине, Час наступит! И нет в этом сомнения, но большинство лю­дей не верует».

(Сура «Аль-Мукмин», 57-59 аят).

 

 

После того, как люди возьмут свои книги, Всевышний Аллах призо­вет их к Отчету. Наш Пророк известил о том, что в тот День людям зададут 5 вопросов, а именно: Как человек использовал данную ему жизнь. Как провел свою молодость. - Как заработал свое имущество. Как использовал свое имущество. Как применял он свои религиозные знания в жизни. Во время отчета за свои дела, кроме книг с деяниями, о делах чело века будут свидетельствовать его органы, а также поверхность земли. В этой связи в Священном Коране говорится следующее:

 

وَنَجَّيْنَا الَّذِينَ آمَنُوا وَكَانُوا يَتَّقُونَ ۞وَيَوْمَ يُحْشَرُ أَعْدَاء اللَّهِ إِلَى النَّارِ فَهُمْ يُوزَعُونَ ۞حَتَّى إِذَا مَا جَاؤُوهَا شَهِدَ عَلَيْهِمْ سَمْعُهُمْ وَأَبْصَارُهُمْ وَجُلُودُهُمْ بِمَا كَانُوا يَعْمَلُونَ ۞

وَقَالُوا لِجُلُودِهِمْ لِمَ شَهِدتُّمْ عَلَيْنَا قَالُوا أَنطَقَنَا اللَّهُ الَّذِي أَنطَقَ كُلَّ شَيْءٍ وَهُوَ خَلَقَكُمْ أَوَّلَ مَرَّةٍ وَإِلَيْهِ تُرْجَعُونَ ۞وَمَا كُنتُمْ تَسْتَتِرُونَ أَنْ يَشْهَدَ عَلَيْكُمْ سَمْعُكُمْ وَلَا أَبْصَارُكُمْ وَلَا جُلُودُكُمْ وَلَكِن ظَنَنتُمْ أَنَّ اللَّهَ لَا يَعْلَمُ كَثِيرًا مِّمَّا تَعْمَلُونَ ۞ وَذَلِكُمْ ظَنُّكُمُ الَّذِي ظَنَنتُم بِرَبِّكُمْ أَرْدَاكُمْ فَأَصْبَحْتُم مِّنْ الْخَاسِرِينَ

«В тот день все враги Аллаха будут собраны пред огненным Адом. Их поведут раздельными рядами. Когда же они его достигнут, то против них за все их прегрешенья будут свидетельствовать их слух, зрение и кожа. И своей коже они скажут: «Почему ты свиде­тельствуешь против нас?» На что она им ответит: «Аллах одарил меня речью, как и всякую вещь. Он сотворил вас в первый раз из небытия, и к Нему вы будете возвращены после воскрешения». И не могли вы скрыть ваших скверных деяний от своих частей тела, боясь, чтобы не свидетельствовали против вас ваш слух, зрение и кожа. Вы думали, что Аллах не знает много из того, что вы делаете! Но то грешное представление, что вы измыслили о своем Господе, погубило вас. Теперь вы пребываете среди тех, кто находится в пол­ном убытке».

(Сура «Фуссылят», 19-23 аят)

 

يَوْمَ تَشْهَدُ عَلَيْهِمْ أَلْسِنَتُهُمْ وَأَيْدِيهِمْ وَأَرْجُلُهُم بِمَا كَانُوا يَعْمَلُونَ ۞ يَوْمَئِذٍ يُوَفِّيهِمُ اللَّهُ دِينَهُمُ الْحَقَّ وَيَعْلَمُونَ أَنَّ اللَّهَ هُوَ الْحَقُّ الْمُبِينُ

«В тот День, когда их собственные языки, руки и ноги станут свидетельствовать против них об их деяниях, в тот День Аллах им полностью воздаст по их заслугам. И тогда они узнают, что Аллах-это Истина».

(Сура «Ан-Нур», 24-25 аяты)

 

Однажды, наш Пророк сказал:

يَوْمَئِذٍ تُحَدِّثُ أَخْبَارَهَا

«В тот день, земля известит обо всем». (Сура Аз-Зальзаля 4 аят).

 

После того, как Пророк прочел этот аят, он задал сахабам следующий вопрос: «Вы знаете, что такое известия земли?» И сахабы ответили: «Аллах и Его Посланник лучше знают об этом». Тогда Посланник Аллаха сказал: «Известия земли - это свидетельствование земли в вопросах, касающих­ся поступков и деяний каждого раба Божьего, которые он совершает еже­дневно и ежечасно». Тирмизи

Во время отчета за деяния не будет допущена несправедливость. Если человек совершил добра, даже на вес пылинки, он все равно будет за это вознагражден, а если же совершил на вес пылинки зла, то за это он будет наказан (если Аллах его не помилует). Сура «Аз-Зальзаля» 7-8 аяты:

 

فَمَن يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ خَيْرًا يَرَهُ ۞وَمَن يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ شَرًّا يَرَهُ

 

Наш Пророк известил о том, что в Судный день Всевышний Аллах будет Сам лично принимать у людей от­чет за свои дела, без участия посредников.

Из хадисов нашего Пророка извест­но, что правоверные мусульмане легко пройдут это испытание, так как Всевышний Аллах проявит к ним Свою снисходительность и милость. Не­верующие же будут подвергнуты доскональному отчету, и после подведе­ния итогов их деяний, в конце концов, их бросят в пламя Ада. Бухари Муслим.

В обоих «Сахихах» приводится хадис, передаваемый со слов Аиши, (да будет даволен ею Аллах), которая сказала:

«Однажды посланник Аллаха, сказал: «Тот, у кого потребуют серьезного отчёта, будет подвергнут мучениям». Я спросила: «Разве не говорит Аллах Всевышний:

فَسَوْفَ يُحَاسَبُ حِسَابًا يَسِيرًا

«…и расчёт его будет лёгким» (Сура Аль- Инфитар 8 аят) на что он сказал: «Таким будет предстояние!»

 

В обоих «Сахихах» приводится хадис, передаваемый со слов Ибн Умара, дa будет доволен Аллах ими обоими, сообщившего, что пророк, сказал:

«В День воскресения верующий будет приближен к Господу своему настолько, что окажется под покровом Его, и признает грехи свои. Аллах спросит его: «Признаёшь ли ты это?» Он от­ветит: «Да, о Господь, признаю!» Тогда Он скажет: «Поистине, Я покрыл тебя в земной жизни и прощаю тебя сегодня!»-, а потом будут даны ему записи его благих дел. Что же касается неверных и лицемеров, то обратятся к ним перед всеми: «Это те, которые возводили ложь на Господа своего!»

 

Среди верующих будут и такие, кто войдёт в рай без расчета и мучений, например, те семьдесят тысяч человек, о которых гово­рится в хадисе, переданном со слов Ибн Аббаса, (да будет даволен им Аллах) и приводимом в обоих «Сахихах».

Что же касается неверных, то расчёт с ними не будет подобен расчёту с теми, благие и дурные дела которых будут взвешены, ибо не окажется у них благих дел.

Аллах Всевышний сказал:

وَقَدِمْنَا إِلَى مَا عَمِلُوا مِنْ عَمَلٍ فَجَعَلْنَاهُ هَبَاء مَّنثُورًا

«Мы займемся в тот день делами, которые они творили, и развеем их в прах!»

(Сура «Аль-Фуркан», 23 аят)

 

Расчёт с неверными будет состоять в том, что им представят их дурные дела и подвергнут их порицанию.

 

Весы (Мизан).

 

Слово «мизан», означающее в словаре «весы», в последующей веч­ной жизни есть мерило Божественной справедливости, призванное взве­шивать деяния каждого человека после произведенного отчета деяний. Форма и внутренняя суть этих весов нам неведома. Это Божественное мерило не похоже на приборы для взвешивания, применяемые нами в быту. При взвешивании плохих и хороших дел, если чаша весов с хоро­шими деяниями потянет вниз (будет тяжелее), то человек спасется от на­казания, если же она окажется легкой (и Аллах его не помилует), то тогда человека ждет наказание в Аду. Если в Ад попадет мусульманин-греш­ник, то, пройдя какое-то время через мучительные наказания за свои пре­грешения, он все же выйдет из Ада и войдет в Рай. В Священном Коране по поводу весов сказано следующее:

وَنَضَعُ الْمَوَازِينَ الْقِسْطَ لِيَوْمِ الْقِيَامَةِ فَلَا تُظْلَمُ نَفْسٌ شَيْئًا وَإِن كَانَ مِثْقَالَ حَبَّةٍ مِّنْ خَرْدَلٍ أَتَيْنَا بِهَا وَكَفَى بِنَا حَاسِبِينَ

«Мы в Судный день установим точные, справедливые весы. Ни одна душа не будет обижена несправедливостью даже на вес зер­нышка в подсчете, будь-то добро или зло. И Нас будет достаточно для проведения расчета».

(Сура «Аль-Анбийя», 47 аят)

 

فَمَن ثَقُلَتْ مَوَازِينُهُ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ ۞ وَمَنْ خَفَّتْ مَوَازِينُهُ فَأُوْلَئِكَ الَّذِينَ خَسِرُوا أَنفُسَهُمْ فِي جَهَنَّمَ خَالِدُونَ

«Те, чья чаша с их добрыми делами окажется тяжелой, познают радость и блаженство. А у кого чаша с их добрыми делами окажется легкой (т.е. пустой), то те нанесли убыток сами себе, и эти (неверующие) останутся вечными обитателями Ада»

(Сура Аль-Му минун 102-103 аят).

 

В «Сахихе» аль-Бухари приводится хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, (да будет даволен им Аллах), сообщившего, что пророк, сказал: «Есть"Естьвшего, что пророк, (С.Г.!)-это две фразы, которые легки для языка, они будут на Весах, а Милосердный любит их, и это – «Слава Алла­ху Великому, слава Аллаху и хвала Ему!» но тяжелы (Субхана-ллахи аль-Азим, субхана-Плахи ва би-хампи-хи!)»

Водоем (Хауд).

 

В Судный день у каждого Пророка будет свой водоем. Пророки и их общины будут пить воду из этих водоемов. В Судный день и у нашего Пророка также будет такой водоем.

Наш Пророк сказал: «Я буду первым, кто достигнет источника Каусар. Зашедший ко мне выпьет из этого источ­ника. Выпивший эту воду никогда не будет испытывать жажды. И придет ко мне одна группа. Я их знаю, и они меня знают. Однако между мной и ними встанут (перегородив им путь). Я скажу: «Это же - мои сподвижни­ки». Мне ответят: «Ты не знаешь, что они делали после тебя». В ответ на это я скажу: «Те, кто изменил религию после меня, пусть уйдут подальше от меня и от источника». Бухари

«Один берег моего водоема равен пути, который можно одолеть за один месяц (настолько он велик). Вода в нем белее молока, запах при­ятнее запаха мускуса, кубков же больше, чем звезд на небе. Выпивший из этого кубка никогда больше не ощутит чувства жажды». Тирмизи

В «Сахихах» Бухари и Муслима приводится хадис, передава­емый со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, (да будет даволен ими обоими Аллах), сообщившего, что пророк, . сказал:

«Для того, чтобы обойти мой водоём, потребуется месяц пути, углы его равны между собой, (Иначе говоря, этот водоём имеет форму квадрата.)вода его белее молока, благоуха­ние его приятнее аромата мускуса, а кувшины, стоящие на бере­гах его, (по численности своей) подобны звёздам небесным, и каждый из испивших воды его уже никогда не ощутит жажды».

 

В обоих «Сахихах», равно как и в других сборниках, при­водится также и много других хадисов, в которых есть упоми­нания об этом водоёме.

 

Раздача Книг деяний.

 

Для того чтобы люди ознакомились со своими отчетами, после их сбора им будут розданы книги, с записанными в них делами, которые они совершили в земной жизни. Суть этих книг нам неизвестна, но они не по­хожи на знакомые нам книги. Коран сообщает нам следующие сведения по поводу этих книг, которые заполняют ангелы, являющиеся «почетными писцами»:

 

وَكُلَّ إِنسَانٍ أَلْزَمْنَاهُ طَآئِرَهُ فِي عُنُقِهِ وَنُخْرِجُ لَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ كِتَابًا يَلْقَاهُ مَنشُورًا ۞ اقْرَأْ كَتَابَكَ كَفَى بِنَفْسِكَ الْيَوْمَ عَلَيْكَ حَسِيبًا

«Каждому человеку Мы надели на шею свиток с его судьбой. И в Судный день Мы представим его ему в виде развернутой книги (его деяний). (И скажем): «Читай же свою книгу! Сегодня ты сам разберешься: достаточно пересчитать свои деяния».

(Сура «Аль-Исра», 13-14 аяты)

 

وَوُضِعَ الْكِتَابُ فَتَرَى الْمُجْرِمِينَ مُشْفِقِينَ مِمَّا فِيهِ وَيَقُولُونَ يَا وَيْلَتَنَا مَالِ هَذَا الْكِتَابِ لَا يُغَادِرُ صَغِيرَةً وَلَا كَبِيرَةً إِلَّا أَحْصَاهَا وَوَجَدُوا مَا عَمِلُوا حَاضِرًا وَلَا يَظْلِمُ رَبُّكَ أَحَدًا

«Книга деяний будет положена каждому человеку в его руку. И ты увидишь грешников в страхе оттого, что в ней записано. Они скажут: «Горе нам! Что это за книга?! Не оставлено ни малого, ни большого деяния, которое не было бы записано в ней». И твой Го­сподь не допустит несправедливости ни к одному из них».

(Сура «Аль-Кахф», 49 аят)

 

Тем, кто войдет в Рай, книги деяний будут даны в правую руку и спе­реди, а тем, кто войдет в Ад - в левую руку и сзади. Людей, получивших свои книги деяний справа, называют «асхабу ямин», людей же, получив­ших книги деяний слева называют «асхабу шималь». Передача книги справа - это радостная весть, а передача книги слева - это известие о мучениях.

 

Аллах Всевышний сказал:

 

يَا أَيُّهَا الْإِنسَانُ إِنَّكَ كَادِحٌ إِلَى رَبِّكَ كَدْحًا فَمُلَاقِيهِ ۞ فَأَمَّا مَنْ أُوتِيَ كِتَابَهُ بِيَمِينِهِ ۞ فَسَوْفَ يُحَاسَبُ حِسَابًا يَسِيرًا ۞ وَيَنقَلِبُ إِلَى أَهْلِهِ مَسْرُورًا ۞ وَأَمَّا مَنْ أُوتِيَ كِتَابَهُ وَرَاء ظَهْرِهِ ۞ فَسَوْفَ يَدْعُو ثُبُورًا ۞ وَيَصْلَى سَعِيرًا ۞إِنَّهُ كَانَ فِي أَهْلِهِ مَسْرُورًا ۞ إِنَّهُ ظَنَّ أَن لَّن يَحُورَ ۞ بَلَى إِنَّ رَبَّهُ كَانَ بِهِ بَصِيرًا

«О, человек! Ты неустанно трудишься, достигая своей цели, потом предстанешь перед своим Господом со своими деяниями, и Он воздаст тебе за них. С тем, кому будет вручена книга его деяний в правую руку, будет легкий расчет, и он вернется к своим верующим родственникам в радости. А тот, кому книга его деяний будет вручена в левую руку из-за спины, будет молить о смерти (чтобы не страдать) и будет ввергнут в пылающий огонь. Ведь он в земной жизни среди своих близких преда­вался радости. Ведь он думал, что никогда не вернется к Нам. Но нет! Поистине, его Господь видит его!».

(Сура «Аль-Иншикак», 6-15 аяты)

 

Мост (Сырат).

 

Слово «сырат» означает «мост над Адом». Каждый человек пойдет по нему.

 

وَإِن مِّنكُمْ إِلَّا وَارِدُهَا كَانَ عَلَى رَبِّكَ حَتْمًا مَّقْضِيًّا ۞ ثُمَّ نُنَجِّي الَّذِينَ اتَّقَوا وَّنَذَرُ الظَّالِمِينَ فِيهَا جِثِيًّا

«Никто из вас, о люди, не минует Ада. (Верующий увидит его и пройдет мимо, а неверующий войдет в него.) Это свершится обязатель­но. Это решено твоим Господом. Мы освободим от него богобояз­ненных, а нечестивых Мы оставим там, стоящими на коленях».

(Сура «Марьям», 71-72 аяты)

 

Мусульмане в зависимости от совершенных ими дел, кто быстрее, а кто медленнее пройдут по этому мосту. Неверующие и грешники, оступившись, упадут в Ад.

Исходя из достоверных хадисов, мы не можем себе представить, ка­ков этот мост и какова его суть. Мы довольствуемся тем, что говорим: «Одному Аллаху известна суть этого моста».

Наш Пророк по этому поводу выска­зался так: «Над Адом будет проложен мост, по которому первым пройду я и моя община. В тот День никто, кроме Пророков, не будет говорить. Будет слышна лишь молитва Пророков: «О, Мой Аллах! Сохрани целыми и невредимыми» и подобные ей. В Аду будут шипы и колючки, а также занозистые и колючие растения. Их величину и размеры знает только Ал­лах. Люди, благодаря своим добрым деяниям, быстро преодолеют этот мост» Бухари Муслим.

 

В обоих «Сахихах» приводится хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, (да будет даволен им Аллах), который сказал:

«Однажды люди спросили: «О посланник Аллаха, увидим ли мы Господа нашего в День воскресения?»

И в этом хадисе приводятся такие слова пророка, : «Бу­дет перекинут над адом мост, по которому первым пройду я вместе с членами моей общины. В тот день никто, кроме по­сланников, не произнесёт ни одного слова, а посланники будут взывать: «О Аллах! Спаси, спаси!» А в аду будут крюки, подоб­ные колючкам сагдана (Сагдан — растение, со всех сторон покрытое колючками)

 

В «Сахихе» Муслима приводится хадис, передаваемый со слов Абу Сагида аль-Худри, (да будет даволен ими обоими Аллах), сообщившего, что посланник Аллаха, сказал: «А потом над адом будет перекинут мост, и будет разрешено заступничество и они ста­нут говорить: О, Аллах, спаси, спаси!» Люди спросили: «О по­сланник Аллаха, а что это за мост!» Он ответил: «Будут на нём крючья и колючки, подобные колючкам растения сагдан. Часть верующих преодолеет его с быстротой взора, другие - подобно молнии, третьи - подобно ветру, четвёртые- подобно птицам, а иные - подобно несущимся коням, и мусульманин спасётся, а тот, кого эти крючья оцарапают, свалится в пламень ада».

 

После того, как верующие пройдут по Сирату и спасутся от огня, но перед тем, как войти в рай, они будут остановлены на другом мосту, который перекинут между раем и адом. Это будет сделано для того, чтобы обиженные могли воздать равным своим обидчикам за те обиды, которые они нанесли им в мире этом, а когда они рассчитаются друг с другом, им будет позволено войти в рай.

Абу Сагид аль-Худри, (да будет даволен ими обоими Аллах), передал, что посланник Аллаха сказал:

«Веруюшие спасутся от огня и будут задержаны на мосту, перекинутом между раем и адом, где обиженные смогут воздать равным своим обидчикам за то, что они претерпели от них в мире этом, а когда они очистятся, им будет позволено войти в рай, и клянусь Тем, в чьей длани душа Мухаммеда, каждый из них найдёт путь к своему месту в раю легче, чем он находит путь к дому своему в этом мире!» Бухари

Относительно этого моста среди комментаторов существу­ют определённые расхождения во мнениях. Так, одни считали его завершением Сирата, иначе говоря, той его частью, которая примыкает к раю, иные же утверждали, что это другой мост.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: