Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 107»
Информационно – творческий, познавательный проект
«В гостях у Николая Носова»
Срок реализации 2 месяца.
Возраст детей: подготовительная группа
Подготовила:
Осипова Наталья Викторовна
Воспитатель
Ухта 2020г.
Содержание:
Введение. 3
Этапы реализации проекта: 6
Оценка результатов. 8
Приложение 1. 9
Приложение 2. 12
Введение
Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Естественно, что и в школе такому ребёнку сложно будет полюбить чтение.
Между тем литература — это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования. Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя. И первым этапом здесь будет не библиотека, а деятельность воспитателя, его педагогическое мастерство.
Поэтому и возникла идея создания проекта, с помощью которого мы смогли бы приучить детей к чтению. Выбор писателя был очевиден – это Н.Носов.
Каждый рассказ Николая Носова – это житейская повесть о детских насущных проблемах и проделках. На первый взгляд рассказы Николая Носова очень комичны и остроумны, но не эта их особенность самая важная, важнее то, что герои произведений – настоящие дети с настоящими историями и характерами. В любом из них дети смогут узнать себя. Сказки и рассказы Носова читать приятно ещё и по той причине, что написаны они простым понятным языком с детским восприятием происходящего в каждом приключении.
Обладая глубоким пониманием детей, писатель никогда не подает факт в чистом виде, без домысла, без творческого воображения. Н.Н. Носов - удивительный детский писатель. Удивителен и замечателен он тем, что не только дети получают заряд необыкновенной жизнерадостности, бодрости, прилива сил, но и взрослые сразу же окунаются в атмосферу детства, вспоминая и свои «нелегкие» детские проблемы.
Цель проекта: приобщить детей подготовительной группы к чтению художественной литературы через творчество Н.Носова.
Задачи:
· познакомить детей с биографией и литературными произведениями писателя;
· учить понимать смешные, весёлые и забавные сюжеты произведений Н.Носова;
· развивать связную монологическую речь;
· воспитывать нравственные качества личности ребёнка;
· воспитывать интерес и любовь к книге, стремления общения с ней;
· приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.
Методы реализации проекта:
1. Практические:
· создание предметно – развивающей среды;
· оформление лепбука «Творчество Н.Носова».
2. Словесные:
· чтение рассказов Н.Носова;
· беседы, викторины.
3. Наглядные:
· рассматривание иллюстраций, фото и видеоматериалов, презентаций;
· выставки рисунков по произведениям Н.Нососва.
Ожидаемые результаты:
· проявление у дошкольников интереса к художественной литературе;
· приобретение первичных представлений детей о жизни и творчестве Н.Носова;
· с оздание в группе необходимых условий для ознакомления детей с
творчеством Н.Носова;
· укрепление взаимосвязи между участниками образовательного процесса;
· приобщение родителей к семейному чтению литературных произведений.
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный этап:
· подбор детской художественной литературы для чтения детям (произведений Н.Н. Носова);
· подготовка презентации «Жизнь и творчество великого писателя»;
· подбор сюжетных картинок, иллюстраций, фотографий и видеоматериала;
· работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
II. Основой этап:
1. Просмотр мультфильма «Приключение Незнайки и его друзей».
Цель: развивать устную связную речь на примере художественных произведений.
2. Чтение детской художественной литературы: «Живая шляпа», «Фантазеры», «Дружок», «Телефон», «Бенгальские огни», «Приключение Толи Клюквина», «Огурцы», «Огородники», «Тук – тук – тук» и др.
Цель:
· формировать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки героев-детей, образы художественной литературы;
· формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других.
3. Речевая творческая игра на тему «Что произойдет, если в нашем детском
саду появится «Живая шляпа»?
Цель: Развивать умение детей выстраивать
сюжетную линию в рассказе, используя разнообразные средства связи
между смысловыми частями.
4. Игра-драматизация на тему «Фантазеры».
Цель: Помочь детям создать собственный сюжет приключений друзей, героев произведения Н. Носова.
5. НОД «Мой любимый герой рассказов Н.Носова»
Цель:Формировать умение рисовать иллюстрации о любимом герое.
6. Дидактическая игра «Что каждый герой возьмет в путешествие».
Цель: учить использовать в игре свои знания о прочитанных книгах.
7. Квест - игра «По станицам книг Н.Носова»
Цель: Закрепить знание о прочитанных рассказов Н.Носова.
8. Мультимедийная презентация «Где логика – по произведениям Н.Носова».
Цель: обобщение знаний о писателе Н.Носове и его произведениях.
III. Заключительный этап:
· групповая книжная выставка;
· выставка рисунков «Мой любимый герой»;
· выставка фотографий «Читаем вместе»;
· изготовление лепбука по творчеству Н.Н. Носова.
Взаимодействие с родителями:
· беседа с родителями «Знакомство с проектом»;
· консультация «Почему важно читать детям»;
· домашнее чтение произведений Н.Носова;
· участие в организации выставки книг Н.Н. Носова;
· участие выставке фотографий «Читаем вместе;
· распечатка фотографий и иллюстраций для лепбука «Н.Носов»;
· участие в интеллектуальной игре «Где логика» по произведениям Н.Носова (родители против детей);
· анкетирование родителей «Как часто вы читаете вместе книги».
Оценка результатов.
Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. А произведения Николая Николаевича Носова интересны, близки и понятны детям, дидактичны своим содержанием.
Проект должен стать мощным импульсом для развития познавательного интереса к художественной литературе и воспитать желание читать.
Литература — это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Данный проект поможет обогатить детскую речь, эмоции, сформировать гуманные чувства, дать возможность для размышления и фантазирования.
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только приобщить детей и родителей к совместному чтению, но и дадут толчок для развития любви к художественной литературе
Приложение 1
Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе
«Мой любимый сказочный герой»
Программное содержание:
· формировать и расширять представления о героях рассказов Н.Носова при помощи и средств изобразительной деятельности;
· учить детей передавать в рисунке эпизоды из любимого рассказа;
· развивать воображение, творчество.
Предварительная работа: чтение сказок и рассказов Н.Носова, рассматривание иллюстраций, экскурсия в библиотеку, проведение дидактической игры «Угадай, кого я описываю».
Материалы к занятию: загадки о героях рассказов Н.Носова, картинки героев, простые карандаши, акварель, цветные карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель:
Сказка в гости к нам стучится
Скажем сказке: «Заходи»
В сказке может всё случится
Что же будет впереди?
Сказка по свету идёт,
Всех нас за руку ведёт
Сказка-умница и прелесть-
С нами рядышком живёт.
Ребята, как вы думаете, о чём будет сегодня наше занятие?
Дети: О сказках!
Воспитатель: Правильно! О сказках и о героях, которые в них живут! Как называются эти герои?
Дети: Сказочные герои!
Воспитатель: Но говорить мы сегодня будем о героях рассказов Н.Носова.
Воспитатель: Давайте вспомним, какие рассказы он написал? Назовите героев этих рассказов. Дети называют героев сказок.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А загадки любите отгадывать?
Дети: Любим! Воспитатель: Я сейчас вам буду загадывать загадки, и если вы правильно отгадаете, на доске будет появляться картинка-отгадка.
Воспитатель загадывает детям загадки по рассказам Н.Носова.
1. Поверну волшебный круг
И меня услышит друг!
Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам –
Скажешь здесь,
А слышно там. (Телефон)
2. На малину налетели
Поклевать её хотели,
Но увидели урода –
И скорей из огорода!
А урод стоит на палке
С бородою из мочалки! (Огородники)
3. Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими.
Нарядная, забавная
На новый год я главная. (Бенгальские огни)
4. С хозяином дружит,
Дом сторожит!
Живёт под крылечком,
Хвостик колечком! (Дружок)
5. Летом - в огороде
Свежие, зелёные!
А зимою – в бочке
Крепкие, солёные! (Огурцы)
6. Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса,
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём! (Велосипед – «Приключение Толи Клюквина»
Воспитатель: Молодцы ребята! Все загадки отгадали! А теперь для вас другое задание: я буду описывать героя, а в должны угадать. Воспитатель читает описание героя и то, чем он занимался в рассказе.
Воспитатель: Молодцы! Всех угадали. А сейчас каждый из вас нарисует своего любимого героя. Только вы не говорите кого вы будете рисовать. По окончании работы все ваши рисунки мы поместим на доске и будем угадывать кто кого нарисовал.
Дети готовят себе рабочее место и начинают рисовать. Воспитатель наблюдает за работой детей, советуя, помогая методом пассивных действий. По мере того, как дети заканчивают свою работу, они убирают своё рабочее место и вставляют рисунки.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все нарисовали своего любимого героя!
Дети угадывают сказочных героев и оформляют выставку «Мой любимый сказочный герой!»
Воспитатель:
Героев рассказов какого писателя вы сегодня рисовали?
А какой герой был самый непослушный?
Какой герой вам больше всего понравился?
Давайте устроим выставку. И предложим вашим родителям угадать героев, которых вы нарисовали.
Приложение 2
Конспект НОД по развитию речи на тему:
«Квест – игра по произведениям Н.Носова»