Медникова говорит, что впервые полинезийская татуировка появилась в третьем тысячелетии до нашей эры в Меланезии в архипелаге Соломоновых островов на острове Санта-Крус, где существовала культура Лапита. Сама культура характеризуется своеобразными изделиями из керамики, имеющими очень необычную форму и стиль украшения, в котором преобладает рисунок, созданный из прямых и кривых линий. Позже, в татуировке эти мотивы можно проследить.
Женщины окрашивали губы в черный цвет, а иногда ещё ставили в любом месте тела одинокую черную точку, также татуировали подбородок. Мужчины же до самой смерти ежегодно увеличивали свои коллекции нательных рисунков. Начинали они с лица, потом разукрашивали область от пояса до колен. К пожилому возрасту на их теле не оставалось пустых мест.
В те времена татуировка являлась не просто украшением, она представляла собой набор наиболее важных сведений о человеке. Его ранг, племя, в котором он родился, самые важные его поступки - все это можно было узнать только по татуировкам на его теле [5, с.305-308].
Как сказал В.А. Барановский: "Вожди и их самые близкие люди на Маркизских островах были полностью покрыты татуировками, а остальные члены племени имели право лишь на небольшие скромные рисунки. Местные татуировщики прикладывали много сил, чтобы в процессе татуировки ни капли крови не упало на землю. Достигали этого с помощью специального тампона, привязанного к безымянному пальцу мастера" [2, с.243-245].
Татуировка мокко известна нам от племен Новой Зеландии. Ею покрывалось лицо, как бы образовывалась маска. Интересно, что техника выполнения мокко отличалась от обще-используемой. Всё тело они татуировали посредством наколов, а лицо - посредством порезов. Следует отметить, что в племенах мокко разные стороны жизни влияли друг на друга. Техника мокко очень тесно связана с резьбой по дереву, которая занимала важную часть их жизни. Строго говоря, татуировки на лице они делали инструментами и способом, очень напоминающими резьбу по дереву, которые использовались при покрытии узором внутренние стены их домов.
|
На островах Океании само нанесение татуировки считалось священным, поэтому только жрецы имели право украшать кожу своих соплеменников. Все жрецы пользовались в племени большим уважением, а особенно те, которые обладали даром нанесения тату. Желающие сделать себе рисунок приходили в специально построенный для жрецов дом, разделенный на комнаты, и жили там до полного завершения работы. Иногда это составляло несколько месяцев. И в течение всего периода накалывания около дома жреца произносились молитвы и совершались песнопения. Жрецам, за их работу принято было дарить презенты [19].
Основными элементами, которые использовались в узорах, были прямые линии, волны, ленты, спирали окружности. Все узоры были обязательно симметричны [11].
Славянский стиль и американский стиль
Славянский этнический стиль на сегодняшний день ещё не сформирован до конца. В него вносятся изменения и дополнения, он ещё растет и развивается. В связи с сильной модернизацией и во многих регионах России уже не встречаются татуировки сделанные чисто в славянском стиле, их можно встретить только в некоторых отдельных регионах страны. Считается, например, что в некоторых частях Югославии как раз и остались мастера, делающие татуировки в исконно славянском стиле [16].
|
По мнению М.Б. Медниковой говорится, что мужчины и женщины, придерживающиеся католической веры, к концу 19 века часто имели татуировки. Причем женщины делали это чаще, чем мужчины. Веточки и гирлянды, резные кресты изображались на плечах, ладонях и груди. Мужчины же обычно предпочитали делать крест на плече. Изредка встречались и те, кто рисовал корону, сердце, якорь или даже свои инициалы. Это изображения были признаками светскости своего обладателя [5, с.245-247].
В те времена Босния являлась провинцией Османской империи, поэтому большое влияние на боснийцев оказывал язык и религия турок. Тогда католические ксендзы начали радеть за нанесение татуировок в виде креста всем желающим, чтобы предотвратить переход части населения в другую веру. Больше половины всех католиков имели крест не только на цепочке, но и на коже, поэтому дорога в ислам им была закрыта, так как крест - символ христианства - там запрещен.
Сюжетами американского стиля традиционно являются ленточки с надписями, сердца, кинжалы со змеями, ласточки [12].
Буквы
В 1637 году в Росси Михаил Федорович Романов издал указ о том, что ворам, пойманным на краже денег заменить смертную казнь пыткой, ссылкой и клеймением, чтобы вора потом можно было опознать. Так в 1662 году во время "Медного" бунта служители порядка наносили на пойманных нарушителей спокойствия букву "Б", что означало "бунтовщик".
"А в 1691 году Петр I указал тем, кто освобожден от смертной казни и отправлен в ссылку, клеймить букву "В". Это буква была не наколота, а натерта. Предписывалось натирать её порохом на коже до тех пор, пока она не закреплялась навсегда.
|
Екатерина II клеймила также буквой "В", а в 1794 году офицеру и барону, попавшимся на подделке фальшивых ассигнаций, вытатуировали первые буквы слов "вор и сочинитель фальшивых ассигнаций". Были случаи, когда убийцам выжигали букву "У", а в 1782 году регистратору Шацкому написали букву "Л", он был уличен во лжи и лишен всех чинов за это.
В 1845 году был разработан документ, гласивший, что на осужденных преступников следует накладывать клеймо с надписью "КАТ", что означало "каторжный" [5, с.327-330].
Клеймили и в Сибири ссыльных поселенцев буквами "С. П." и ссыльных каторжных - "С. К.", а также бродяг буквой "Б".
В истории Франции есть более яркие факты: не одна татуировка, а огромное множество наносилось на тело преступника. Чтобы всего его "усеять позором". Так буква "V" означала, что преступник - вор, а "W", что он вор-рецидивист. Буква "F" говорила о том, что её обладатель - фальсификатор, надпись "GAL" обрекала человека на галеры, а три буквы "TFR" получали на своей коже осужденные на исправительные работы.
В истории известны и случаи, когда дезертиров клеймили буквами "ВС" для поддержания дисциплины, а солдаты, с преступными наклонностями получали букву "Д" [12].
Сегодня татуировки в виде букв несут совсем иной смысл. Их накалывают на память о любимых людях или местах. Можно наколоть на свое тело аббревиатуру, известную только вам или ту, значение которой для всех очевидно. Например, Стивен Эндрю Болдуин носит у себя на руке буквы ККСМ, которые означают: король всех королей министерства скейтборда. А Анджелина Джоли на левом запястье сделала себе татуировку буквы "Н", в честь брата [16].