Tattoo в традиционных культурах




Оглавление

Введение

Глава I. Татуировка как феномен культуры

1.1 Tattoo в истории европейской культуры

1.2 Tattoo в традиционных культурах

Глава II Современное бытование феномена татуировки

2.1 Стили и виды татуировок

2.2 Tattoo в современной культуре

Заключение

Библиографический список


Введение

Актуальность

Моё исследование в данной работе является актуальным, поскольку вопрос о социокультурном измерении тату недостаточно разработан и любые исследования на эту тему несут теоретическую и практическую значимость.

Если рассматривать с точки зрения социума, то обществу, с каждым годом, представляется все больше выбора для самовыражения. Одним из таких направлений является татуировка. И хотя корни обычая татуирования тела уходят в далекое прошлое и берут свое начало со времен первобытных племен и народов, тату прочно утвердилось в современной культуре. Этнографическое толкование рисунков, мотивов, постепенное угасание этого обычая с переходом к более цивилизованному обществу дает свидетельство в пользу трактовки татуировки как пережитка, сохранившегося с далеких "первобытных" времен.

Социальные группы, различающиеся по половому признаку, пользуются татуированием для выражения своих специальных свойств: мужчины стараются приноровить татуировку так, чтобы казаться мужественнее, женщины - красивее, несмотря на то, что понятие красоты в разные времена и у разных народов были разными.

У многих племен имеются специальные татуировки для предводителей, членов совета, воинов, жрецов, колдунов и производителей дождя; имеются также специальные татуировки для различных каст, родов и даже семей.

В древности, за неимением ни бумаги, ни пергамента, ни мраморных досок, люди охотно записывали на своей коже, как в записной книжке, сведения, память о которых им желательно хранить во все время их жизни. Этот обычай сохранился даже у цивилизованных народов.

Объект исследования: tattoo в истории культур.

Предмет исследования: современные практики tattoo в субкультурах.

татуировка социокультурный ритуальная анималистическая

Целью данной работы является определение значения tattoo как системообразующего элемента в современной культуре.

Поставленная цель, с учётом объекта и предмета исследования, обусловила решение следующих задач:

определение татуировки в различные исторические эпохи;

классификация tattoo и выделение различных видов и стилей;

выявления социокультурных измерений современных tattoo.

Специфика объекта исследования, поставленные цель и задачи определили необходимость использования следующих методов: анализ монографической литературы по проблемам исследования, электронных ресурсов.

Методологической основой исследования послужили работы: В.Г. Богороз, К. Леви-Строс, М.Б. Медникова, С.И. Руденко.

Практическая значимость работы

Материалы данного исследования могут быть использованы в процессе преподавания дисциплин культурологического блока в средних общеобразовательных и специальных учебных заведениях.

Структура данной курсовой работы включает введение, две главы (четыре параграфа), заключение, библиографический список.


Глава I. Татуировка как феномен культуры

Tattoo в истории европейской культуры

Древние времена

Когда же впервые на Земле человек сознательно нанес на свою кожу рисунок? Это один из тех вопросов, точного ответа на которые, человечество, скорее всего, никогда не получит. Никаких записей в те времена ещё не велось, а на личные свидетельства современников рассчитывать не приходится. Ученые не пришли к единому мнению по этому вопросу: одни утверждают, будто рисовать на теле начали не более чем 6.000 лет назад, другие - что история татуирования насчитывает уже 60.000 лет. Сначала для этого использовались подручные красящие средства (спелые и зеленые ягоды, трава), но рисунок держался недолго и, конечно, никаким образом не мог сохраниться до наших дней, поэтому мы можем судить только о возникновении татуировки, наносимой с применением различных технологий введения краски под кожу или нанесения ожогов.

Возможно, что татуировка на теле человека для древних народов была своего рода паспортом, который нес, самую важную, по их мнению, информацию. Археологические раскопки преподносят нашему взору сухие факты: при раскопах египетских пирамид были найдены мумии, на коже которых нанесены рисунки. Им около четырех тысяч лет. Тела мумий обильно усеяны различными татуировками, в том числе и довольно сложными. Очевидно, что к этому моменту рисование на теле уже приобрело статус искусства [5, с.132-139].

Скорее всего, татуировка появилась раньше - ещё в первобытнообщинном обществе. Произошло это случайно, когда человек заметил, что на теле появляются неровности, которые, в свою очередь сливаются в причудливые узоры, на тех участках кожи, где недавно были порезы, ожоги или ранения. При этом если в ещё не зажившую рану попадали инородные частицы (зола, например) и рана не начинала гноиться, то после её заживания рисунок приобретал цвет и ещё долгое время придавал своему носителю индивидуальность. Так как чаще всего случайные рисунки появлялись от царапин и ранений, полученных в ходе различных битв с крупными животными или с вражескими племенами, то это стало своего рода признаком особой храбрости и доблести. Через некоторое время люди начали наносить царапины намеренно, чтобы обозначить свою доблесть и бесстрашие [4, с.281-284].

По мнению С.С. Степановой, в племени выделялись отдельные семьи, на телах которых были нанесены одинаковые рисунки. Чаще всего этот рисунок старший в семье получил во время какой-нибудь важной битвы, а остальные члены семьи хотели таким образом подчеркнуть своё прямое отношение к герою. Часто также татуировки наделяли магической силой, считалось, что они способны отогнать злых духов или принести удачу при охоте. Иногда делали татуировки, чтобы обозначить свою принадлежность к определенной группе людей - к родовой общине, роду, племени или к определённой профессии. Большое значение имели размеры, местоположение, цвет и, собственно, сам рисунок. Какие-то из этих параметров были строго определены традициями, а какие-то ограничивались только фантазией самого человека.

Во многих племенах уже только по татуировкам, нанесенным на тело, можно было определить принадлежность к определенному роду, социальный статус человека, а так же какой-то набор личных качеств" [9, с.170-173].

Как говорит В.А. Барановский: "Татуировки разных племен различались между собой. Например, животное, рисовавшееся на теле, у алтайских скифов означало знатность, а так же несло, информацию об истории рода; у жителей полинезийских островов нарисовано только одно животное и это тотем их рода; а американские племена наносили изображения борющихся животных во время войны с соседним племенем. Симметричные, но очень сложные рисунки наносили на тела знатных сородичей в племени маори. Сложные и очень красивые рисунки складывались в целые сюжеты" [2, с.271-275].

Похоже, что татуировка на теле человека для древних народов была своего рода паспортом, который нес самую важную, по их мнению, информацию. Уже по одному взгляду на человека, можно было определить из какого он рода и племени, храбр он или труслив, честен или нет, воин или охотник.

Античная эпоха

Как считает М.Б. Медникова в античные времена искусство татуировки развивалось у греков, славян, германцев, галлов. В славянских племенах для получения рисунка на коже использовали специальные печати. Их лепили из глины, наносили на них необходимый рисунок и обжигали в печи, после этого их нагревали и прикладывали к тому месту на коже, где предполагалось быть татуировке. Чаще всего такими узорами покрывали большую часть или даже всю поверхность тела. Это считалось необходимым в магических ритуалах. А назначение татуировки у древних греков и римлян, в отличие от мирных информационных целей древних племен, было отнюдь не безобидным. Греки ставили татуировки на коже вражеских шпионов, чтобы их легко было опознать, а римляне, таким образом, отмечали бандитов [5, с.223-226].

Было и ещё одно любопытное назначение у татуировок. Его могли позволить себе небедные люди, но и они использовали только в крайних случаях, когда хотели передать особо секретное сообщение, чтобы быть уверенными в том, что его никто не перехватит или даже не узнает о его существовании. Суть заключалась в следующем: они брили голову одного из своих рабов и наносили татуировку в виде необходимого текста сообщения. После этого ждали несколько месяцев, пока волосы не отрастут, чтобы скрыть факт татуировки и отправляли раба к адресату послания. Тот, в свою очередь снова его брил и узнавал секретную информацию. Очевидно, что при таком способе передачи сообщения почти исключена вероятность, что кто-то, случайно, наткнётся на передаваемое сообщение, не зная секрета переписки [12].

Как говорил В.А. Барановский: "Тяжелым для развития искусства татуировки стало время распространения по миру христианства. Татуировку, как часть языческих обрядов, христианство нещадно искореняло. В Ветхом завете прямо осуждается "нанесение на себя нарезов". И в 787 году нашей эры папа Адриан наложил строгий запрет на всё, связанное с татуировкой, на нанесение и на ношение в том числе" [2, с.151-154].

Средние века (Европа)

После долгого изгнания татуировка заявила о себе в 1691 году, и помог ей в этом Уильям Дампьер, который, путешествуя по южным морям, нашел и привёз с собой "Разрисованного принца". Гиоло, так звали туземца, слухи о котором быстро дошли даже до английской королевской семьи, был покрыт рисунками, словно картина, что было, несомненно, в диковинку в лишенной татуировки Европе. "Разрисованный принц" попал на приём к английскому королевскому двору, но вот быть показанным всей Европе ему не довелось: он умер от оспы вскоре после этого легендарного приёма [5, с.177-180].

В следующий раз о татуировке серьёзно вспомнили, когда появился новозеландский вождь Хонги. Он весь был покрыт узором традиционного орнамента "моко", состоящего из причудливого сплетения прямых и спиралевидных линий, а также рельефных бугорков и ложбинок, которые также складывались в узоры.

Возрождение

С.С. Степанов утверждает, что в возрождение татуировки в Европе началось почти через 100 лет после появления "Разрисованного принца", в 1771 году, благодаря ещё не съеденному капитану Куку. Он из своего первого плавания к берегам Австралии привёз "Великого Омаи", старательно разукрашенного своими соплеменниками. Это оказалось существенным толчком к тому, чтобы значительная часть англичан повально увлеклись татуировкой. Знать не рискнула сразу пристраститься к модному увлечению, но вскоре, после моряков и простых граждан, многие перебороли свои предрассудки и сделали себе долгожданную татуировку [9, с.144-146].

Именно Кук подарил миру само слово татуировка, произошедшее от таитянского слова "tattoo", означающего "рисунок" [4, с.14-19].

В.А. Барановский говорит: "Следующему шагу на пути развития искусства татуировки, косвенно помогло христианство и мусульманство. Не смотря на то, что обе религии очень отрицательно относились к татуировке, получилось так, что паломники именно этих религий поспособствовали развитию этого искусства. Вернувшись, домой, паломник должен был показать татуировку, сделанную Коптскими священниками, - единственное безоговорочное доказательство того, что он посетил Святую Землю. Татуировки были разными, большинство представляли собой просто кресты, но были и рисунки в виде Иисуса и Святого Петра. Рисунки хранили на дощечках из дерева. Процесс татуирования был очень болезненным, но на него соглашались, поскольку он являлся единственным неоспоримым доказательством посещения Святой Земли" [2, с.255-258].

Позднее многие ремесленники во Франции и Германии ставили себе на руки знаки своих цехов. Например, мясники изображали на своей руке два топора и бычью голову сверху.

По мнению И.Н. Ивановой говорится, что новое назначение получает татуировка в эпоху Крестовых походов. Рыцари делали татуировки в виде креста на лбу или на руке. Здесь играло роль практическое применение такой наколки: рыцарь уже не мог поменять веру. [3,c.67-75].

После этого инквизиция объявила татуировку издевательством и взяла себе на вооружение. И до середины XVII века наколки стали исключительной привилегией уголовных преступников, которым инквизиция их и "рисовала". Далее татуированию подвергались и менее опасные личности: карманные воры, проститутки, карточные мошенники. [15].

Наказание путём нанесения татуировки было распространено в европейских государствах примерно до XVII века. Помимо наказания, рисунок на теле должен был идентифицировать преступников.

В конце XVII века традиция нанесения татуировки за какую-либо провинность осталась только в армии для поддержания дисциплины. Наказанию подвергались дезертиры, а позже - солдаты, серьёзно провинившиеся во время службы. В период позднего средневековья вместе с множеством других способов причинить боль, татуировка стала пыткой [18].

Tattoo в традиционных культурах



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: