Татуировки народов Африки




Африканские племенные татуировки являются одними из самых уникальных в мире. Способ их нанесения отличается от того, к чему мы привыкли. Обычные татуировки наносят путем прокалывания кожи и занесения под нее краски, после чего рана заживает. Но африканские племенные татуировки больше напоминают шрамирование, поскольку тату получаются рельефными и оставляют незаживающие шрамы. Нанесение такой татуировки - очень болезненный процесс. В африканских племенах их наносят мальчикам, когда те становятся мужчинами. Женщинам тоже могут наносить такие тату. Еще это может служить знаком племени. Но африканские племенные татуировки больше напоминают шрамирование, поскольку тату получаются рельефными и оставляют незаживающие шрамы.

Сегодня в Африке есть немало коренных племен. Некоторые из них почти не тронуты цивилизацией, другие живут бок о бок с современным миром, но при этом сохраняют свои традиции. Процесс нанесения тату требует тщательной проработки деталей. Поэтому, если вы решите сделать себе такую татуировку, нужно обращаться к тому, кто действительно разбирается в этом искусстве. В племенах этот процесс обычно контролируют старейшины. Африканские племенные татуировки делают путем надрезания кожи ножом или другим острым предметом. Из-за темного цвета кожи большинства африканских племен простого внесения краски было не достаточно. Поэтому в разрезы насыпали пыль, пепел или грунт. Татуировки получались рельефными и оставляли шрамы.

Конечно, нанесение такой татуировки мучительно больно, но это будет четко указывать на то, что девушка стала женщиной, а мальчик стал мужчиной, и они готовы выдержать все трудности нелегкой жизни в племени. Но создание такой тату опасно еще и тем, что можно занести инфекцию, поскольку инструменты редко бывают стерилизованы по современным стандартам, а нанесение под кожу грязи удваивает риск чем-нибудь заразиться. Тем не менее, эти татуировки, которые нередко указывают возраст и место в племени, высоко ценятся, поскольку они являются не только символом решимости и выносливости, но еще и создают красивый и таинственный элемент опасности. Кроме того, некоторые символы указывают на достижения членов племени [10].

У большинства африканских племен до настоящего времени отсутствие татуировки является признаком неполноценности. Считается, что мужчина без нательного знака не станет удачливым охотником, а женщина не сможет создать семью.

В связи с тем что татуирование (или рубцевание) занимало столь важное место в жизни племен, процесс нанесения нательных знаков относился к разряду сложных обрядов, в таинство которых посвящались только избранные. Традиции татуирования и рубцевания строго соблюдались, обряд выполнялся в основном представителями старшего поколения [19].


Глава II Современное бытование феномена татуировки

 

Стили и виды татуировок

 

Стили tattoo:

Традиционный стиль

Татуировки в традиционном стиле не имели большого количества цветов и теней, этого было достаточно, так как важен был сам факт татуировки.

Впервые татуировка как элемент образа, как модное, стильное дополнение к внешнему виду проявила себя в Америке в послевоенные годы. Сами рисунки имели контур, зато не отличались большим количеством цветов и не содержали теней. Этого было достаточно, поскольку важен был сам факт татуировки, а не её исполнение или оригинальность рисунка. Стиль, который охватывал работы мастеров того времени, получил название традиционного, и был единственным вплоть до 80-х годов прошлого столетия. Уже тогда рисунок мог накалываться на любую часть тела, указанную владельцем [13].

Сегодня этот стиль все ещё актуален, правда, он значительно изменился с того времени и приобрел другое значение. Сейчас его используют, как своеобразное напоминание о прошлом. Сюжеты этого стиля - корабли, якоря, розы, русалки, пронзённые сердца - как и рисунки, сделанные на коже моряков еще в 60-е годы. Изображение незамысловатое, техника простая и сюжетов строго ограниченное количество [16].

В 80-х года, когда рок-музыка и культура панков бурно развивались, увлекая за собой всё новых и новых людей, татуировка уже была весьма популярна и, соответственно, необходимость в мастерах возросла. Появились молодые, только начинавшие накалывать, ребята. Появилась конкуренция, поэтому мастерам приходилось придумывать что-то, чтобы, выгодно отличаться от конкурентов. В это время появляется множество стилей [17].

Орнаменты

Орнамент изобретен очень давно. В разных концах света люди украшали свое тело разнообразными узорами. Где-то символическими, где-то призванными устрашать противника, где-то, напротив, привлечь возлюбленного [7, с.82-84].

"Тихоокеанские племена с древних времен наносят на свое тело орнаментальную татуировку. Наших славянских предков тоже не обошли татуировки такого рода. Они наносили на тело ритуальный ромбо-меандровый ковровый узор. Японцы и индейцы тоже имели орнаменты на теле" [6, с.437-439].

Сегодня орнаменты популярны по нескольким причинам. Во-первых, это универсальный рисунок, который никогда не выйдет из моды. Во-вторых, нанести его можно на весьма ограниченный участок тела, куда не поместиться более громоздкая татуировка. В-третьих, орнамент в татуировке достаточно прост в исполнении. И, кроме всего вышеперечисленного, его легко воплотить во временном рисунке (хной или в переводной татуировке).

Орнаменты могут быть исключительно абстрактными, а могут сплетаться в узоры, в которых при желании можно угадать нечто осмысленное. Порой орнаментальные узоры используются самостоятельно, а иногда - как дополнение к общему рисунку. Например, в японской татуировке принято завершать композицию нанесением орнамента по кромке

Орнамент идеально подходит для таких областей, как щиколотки, запястья, предплечья, шея. То есть для тех, которые не позволяют нанести сюжетный рисунок, и будто предназначены для "ношения" орнаментальных "браслетов" [3, с.45-47].

Этнические татуировки:

Японские татуировки

Вот что писал А.Н. Мещеряков по поводу японских татуировок: "В древности основным сюжетом японских татуировок были старинные сказки и легенды, а в них преобладала морская тематика, ведь для каждого японца море - это очень важная часть окружающей среды. Татуировки рассказывали о море, о карпах, о драконах и самураях. Одной из основополагающих частей японской татуировки, определившей в какой-то степени её дальнейшее развитие, была татуировка "иридзуми". Одни ученые считают, что она имеет свои корни в Китае, другие - что её основателями были айны, которые какое-то время жили неподалёку от Японии. Сами же японцы в ответ на этот вопрос рассказывают легенду о том, как царица Сенойатару пришла в восторг от красивых и необычных татуировок правителя Японии Дзимму. Считается, что царица даже сложила в их честь немаленькую поэму.

Нарисованный карп в японской татуировке говорит о мужестве и отваге.

В эпоху Эдо (XVI век) японская татуировка достигла своего пика популярности, а довольно быстрый закат пришелся на XIX век, когда правитель Мейдзи одним указом её запретил. Именно на этот период и приходится основное развитие этого искусства в Стране восходящего солнца [6, с.76-79].

Все японские мастера и по сегодняшний день предпочитают делать обширные татуировки, которые представляют собой целые композиции и выглядят как кимоно. Такой рисунок за один день, конечно, не делается. Мастер поэтапно накладывает его в течение года или даже нескольких лет. Японская татуировка редко бывает симметрична. Также в ней присутствуют несколько мотивов: один основной и множество мелких, которые оплетают основной и вместе с ним сливаются в единое неразрывное целое. Большинство мотивов обводят четким контуром, считается, что это наиболее ценные места в рисунке. Разные мотивы часто красят в контрастные краски.

Внимательные мастера быстро заметили, что от расположения татуировки относительно мышц зависит "живость" рисунка. Можно продумать мотив так, чтобы некоторые элементы рисунка накладывались в тех местах, где располагаются мышцы человека. Тогда при движении рисунок как бы оживает и начинает жить своей жизнью. Пустых мест в композиции не оставалось, а если вдруг образовывалось какое-то пространство, его неизменно заполняли геометрическим орнаментом или кусочками буддистских текстов [16].

Мотивы, которые используют японские мастера, можно разделить на 4 группы: мифологические (именно с них и начиналась японская татуировка), религиозные, фауна и флора.

Существуют также свои символы: нарисованный цветок сакуры символизирует текучесть времени и непрочность всего живого. Пион говорит о богатстве и жизненном успехе, хризантема - символ настойчивости и решительности.

Самым популярным животным, присутствующим в татуировке является, конечно, дракон. Он соединяет в себе противоположности: огонь и воду, и символизирует силу и власть. Нарисованный карп говорит о мужестве и отваге, а тигр - символ бесстрашия.

Особое место занимают морские мотивы, ведь вместе с морскими животными появляется волна, которая их сопровождает и обогащает фон.

Религиозные мотивы, как правило, были вариациями на тему неглавных буддийских богов. Иногда встречались мифические герои, святые, монахи, самураи. Все лица героев открываются нашему взгляду под углом "три четверти", но не фронтально. Это тоже своя особенность японской татуировки [12].

Японские татуировщики - ярые приверженцы традиционных способов нанесения тату. Они до сих пор отказываются от электрической машинки, считая, что с ней они теряют необходимую ловкость. Методика строится на том, что они прикрепляют иголки к бамбуковым палочкам - это и есть их основной инструмент.

Японские мастера предпочитают делать обширные татуировки, которые представляют собой целые композиции.

Вся работа делится на 5 стадий:

"Судзи". На кожу клиента наносится будущий рисунок с помощью черной туши или другой краски.

"Отсуми". К бамбуковой палочке крепится одна или несколько иголок, в зависимости от ширины линии и наносится основной контур.

"Бокаси". С помощью пучка иголок закрашиваются большие участки, которые должны быть закрашены цветом.

"Тсуки-хари". Отдельные фрагменты рисунка неглубоко накалываются.

"Чане-бари". В процессе работы руке дается небольшой размах, требуется точно достигнуть заданной глубины. В этой стадии весь рисунок оттеняется. Считается, что это самая сложная часть работы.

Самые используемые цвета - это черный и красный, иногда - бронзовый, совсем редко можно встретить ещё зеленый и желтый.

Популярность японской татуировки сильно возросла в тот период, когда известные драматические актеры начали ей увлекаться, поскольку увидели в ней помощника в их непростом деле [9, с.157-160].

Как утверждает А.Н. Мещеряков, в XVIII-XIX веке татуировка была возведена в ранг искусства, стала считаться признаком особой красоты тела. Мужчины делали себе татуировки, показывая, таким образом, свою мужественность и выносливость.

А вот японские женщины заинтересовались видом татуировки под названием "какуси-боро". Этот рисунок выполнялся путем нанесения на кожу разрезов, а потом втирания в них рисовой пудры. Большую часть времени татуировка была не видна, а проявлялась лишь во время интимной близости, после купания или принятия алкоголя. Чаще всего они, таким образом, хотели показать свою вечную любовь к мужчине [6, с.218-221].

Несколько утраченные традиции японских мастеров сегодня возвращаются. В среде якудзи - японских гангстеров - стала популярной традиция делать себе наколку, чтобы ещё больше сродниться со своей группировкой, и в то же время показать свою непринадлежность к обычным людям. Тематика рисунков - чаще всего японские азартные игры и иконография.

Японский стиль завораживает, многие мастера стараются воспроизвести неповторимую атмосферу неразрывной композиции с контрастирующими красками и яркой асимметрией, но далеко не всем это удается [19].

Кельтские татуировки

Узор, называемый кельтским, представляет собой большое количество переплетений всевозможных рисунков.

Начать следует с вопроса о том, откуда взялся этот стиль. Ответить на него не просто, поскольку никаких достоверных сведений до наших дней не сохранилось, а версий по этому поводу существует несколько. Узор, называемый кельтским, представляет собой большое количество переплетений всевозможных рисунков. По всей Евразии была известна кельтская "плетёнка", а также то, что кельтский вариант орнамента содержал плетёные ветки, деревья. Растительная тематика была обязательной частью кельтского орнамента.

Становится совсем не понятным происхождение огромного количества узоров с участием животных.

Безусловно, во времена Юлия Цезаря на всю кельтскую культуру оказали влияние римляне, но римляне придерживались реализма, как и греки, поэтому и им не престало вносить такие изменения.

Самая правдоподобная версия объясняет это тем, что кельтский стиль подвергся огромному влиянию большого количества культур, и получилась такая своеобразная смесь, в которой неразделимо соединились животные и растения. Теперь под кельтским стилем понимается не то же самое, что понималось несколько веков назад, это уже условное название, поскольку кельтская культура создала этот стиль с романской и византийской помощью, и это только достоверные сведения. Неизвестно, что ещё попало туда в процессе течения веков.

Далее кельтский стиль сменил свое название на кельто-романтический, что, несомненно, более правильно отражает его корни [12].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: