И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»




Государство с системой своих органов как субъект управления и управляемые объекты в обществе не существуют сами по себе, а если и существуют, то их рациональность и эффективность весьма низки. Только во взаимодействии они создают факторы развития, позволяют людям решать свои проблемы. Выражением такого вза­имодействия служит предлагаемый ниже механизм.

Под социальным механизмом формирования и реализации го­сударственного управления подразуме­вается совокупность и логическая взаимосвязь социальных эле­ментов, процессов и закономерностей, посредством которых субъ­ект государственного управления (его компоненты) «схватывает» потребности, интересы и цели общества в управляющих воздей­ствиях, закрепляет их в своих управленческих решениях и дей­ствиях и практически проводит их в жизнь, опираясь на государ­ственную власть. Иными словами, это механизм социального «на­сыщения» (наполнения) государственного управления, благодаря использованию возможностей которого оно приобретает желаемую обусловленность, обоснованность и эффективность.

Социальный механизм в таком смысле не только привлекает вни­мание к правовым, функциональным и организационным законо­мерностям и процедурам формирования и реализации государ­ственного управления (чем часто и ограничиваются размышления многих представителей юридической науки), но и диктует необхо­димость определения наряду, на основе и совместно с ними для каждого управленческого явления его социальной функции, соци­альной роли и ценности в общественном движении. Без учета этого механизма и оценки в нем каждого из элементов осознание госу­дарственно-управленческих феноменов может подчас приобретать сугубо формальный характер. Вроде есть управленческие решения и действия, соблюдены юридические процедуры, а результаты управления не наступают. Так бюрократия сеет немало иллюзий управления.

Существование и развитие, содержание и формы, направления и смысл совершенствования государственного управления, все дру­гие его стороны и проявления определяются объективными потреб­ностями общества в целенаправленном, организующе-регулирующем, властном согласовании поступков и действий людей, обеспе­чении взаимосвязи и упорядоченности множества активно функционирующих коллективов. Необходимость и глубокая заинтересованность каждого человека, коллектива, общности людей в установлении, поддержании и улучшении постоянных и рацио­нальных взаимосвязей с другими людьми, коллективами, общностями, их стремление к организованному ведению общественно зна­чимых дел, к научно обоснованному течению производственных, научно-технических, духовных и других процессов порождает син­тезированную, можно сказать, всеобщую потребность в управле­нии вообще и в государственном управлении в частности. Особо подчеркнем, что речь идет именно о потребности в управлении, ко­торую нельзя путать с другими потребностями в других областях жизни.

Общественные потребности в управлении проявляют себя прежде всего как управленческие интересы людей, их коллективов, общ­ностей, в целом общества. Они возникают в процессах осознания необходимости и актуальности этих потребностей, т.е. представля­ют их в определенной субъективной форме. Интересы побуждают человека, коллективы людей к осмыслению сущности и структур государственного управления, к практическому участию в его фор­мировании и реализации или в крайнем случае — к использованию управления для обеспечения своих потребностей.

Объективные потребности в управлении, выраженные через управленческие интересы, порождают и обусловливают управлен­ческие цели, в которых намечаются направления деятельности по реализации первых. Это — цели управления, т.е. цели, связанные с разработкой и практическим осуществлением управленческих решений и действий по реальному удовлетворению общественных потребностей и интересов в управлении.

Цели управления закрепляются в управленческих решениях, где они подкрепляются волей субъектов управления. В государствен­ном управлении такой волей является воля народа, сосредоточен­ная в форме государственной власти. Управленческие решения — это социальные акты, в которых в логической форме (текстуальная модель) выражены воздействия управляющих звеньев (государ­ственных органов, должностных лиц) на общественную систему (управляемые объекты), необходимые для достижения поставлен­ных целей, обеспечения интересов и удовлетворения соответствую­щих потребностей в управлении.

Следует заметить, что сами решения, за небольшим исключени­ем (решения по кадровым, финансовым и ряду других вопросов), еще не создают непосредственно управляющих воздействий и не являются таковыми. Они несут в себе «заряд» запланированных, предполагаемых, задуманных, желаемых воздействий, но чтобы последние реально осуществлялись, нужны конкретные действия (активные усилия) государственных органов, должностных лиц и граждан по практической реализации соответствующих решений. Только путем действий (деятельности) указанных в решениях ис­полнителей возникают намеченные взаимосвязи между государ­ственными органами и управляемыми объектами, происходит из­менение направлений, содержания и активности их функциониро­вания. Во многих случаях управленческие действия не только связаны с обеспечением реализации управленческих решений, но и имеют самостоятельный управленческий смысл. Речь идет о так называемых организационных мероприятиях (сессиях, совещани­ях, конференциях, оперативках и т.д.), посредством которых про­исходит коллективное согласование определенных действий, при­равниваемое по значению к управленческому решению.

Реализация управляющих воздействий, выраженных в управ­ленческих решениях, приводит к определенным результатам управления, которые состоят в удовлетворении общественных по­требностей в государственном управлении или, иными словами, в сохранении, упрочении и прогрессивном развитии управляемой общественной системы (управляемых объектов), в упорядочении и повышении уровня трудовой и социальной активности людей. Ана­лиз и объективная оценка результатов управления, соотнесение их с потребностями, интересами и целями управления позволяют вы­являть меру удовлетворения этих потребностей и интересов, целе­сообразность, обоснованность и эффективность управления, смысл вновь возникающих потребностей, интересов и целей, актуаль­ность и содержательность разрабатываемых управленческих реше­ний и рациональность предполагаемых действий.

Социальный механизм формирования и реализации государ­ственного управления может быть выражен через следующую, опосредованную государством, единую цепь взаимосвязанных и последовательно детерминированных общественных явлений: «потребности — интересы — цели — решения — действия — ре­зультаты». [7]

Результаты есть возврат по принципу обратной связи к потреб­ностям — удовлетворение последних.

Цепь данных общественных явлений позволяет решать ряд тео­ретических и практических проблем государственного управле­ния. Она раскрывает объективную основу управления, переход объективного в субъективное, его возврат в объективное в процессе реализации управления.

Известно, что потребности в государственном управлении, отра­жающие объективные процессы и закономерности функциониро­вания и развития общества, сохраняя свою объективную природу, пройдя через сознание людей, получают субъективное проявление в интересах и целях. Значит, явления «потребности - интересы - цели» характеризуют объективную основу управления и звенья ее перехода в субъективное. Взаимосвязанные здесь явления обобща­ют и воплощают в себе запросы общества в государственном управ­лении и оказывают постоянное влияние на его содержание, формы и другие свойства. Они непрерывно сигнализируют о себе и побуж­дают государственные органы к принятию определенных управ­ленческих решений и осуществлению управленческих действий.

Субъективный момент управления наиболее явственно предстает в следующих звеньях цепи «цели - решения - действия», где цели предстают уже как осознанные, «подготовленные» к формулирова­нию в решениях. Здесь сполна начинает действовать субъективный фактор со своими волевыми, теоретическими, организационными, регулятивными, стимулирующими и другими способностями. Его решения и действия направлены на обеспечение достижения обще­ственных целей, интересов и потребностей.

В рассматриваемой цепи звенья «интересы — цели» в их двуеди­ном качестве объективного и субъективного служат звеньями пере­хода через известные социально-психологические факторы (моти­вы, установки, воля) объективного в субъективное, а звенья «действия - результаты», материализующие активность субъек­тивного фактора, являются «обратным» переходом субъективного в объективное. Звено «результаты» характеризует целесообраз­ность и эффективность управления, меру реального удовлетворения управленческих общественных потребностей и интересов и достижения поставленных целей управления.

Цепь приведенных общественных явлений указывает, далее, на звенья, посредством которых осуществляется участие управляю­щей и управляемой систем в формировании и реализации государ­ственного управления. Управляемая система влияет на государ­ственное управление посредством выдвижения своих потребно­стей, интересов и целей, которые и становятся важнейшим, определяющим условием и фактором содержания управления, а часто и способов его реализации. Она же принимает на себя управ­ляющие воздействия государственных органов и оценивает их ре­зультативность- Управляющая система наиболее конкретно выра­жает себя в «решениях о действиях», в которых, собственно, и за­ключается смысл управления.

Цепь «потребности — интересы — цели — решения — действия — результаты» привлекает также внимание к комплексу внешних и внутренних факторов, обусловливающих характер, содержание и формы активности управляющей системы. Так, ее внутренняя ор­ганизация (взаимосвязи внутри системы) подчинена задачам созда­ния предпосылок для выработки наиболее обоснованных решений, осуществления эффективных действий и достижения их высоких результатов. Внешняя же организация управляющей системы (комплекс взаимосвязей с управляемой системой и другими управ­ляющими системами общества) призвана обеспечивать постоянное и оперативное восприятие ею общественных потребностей, интере­сов и целей, своевременное и объективное реагирование на резуль­таты управления — преобразование управляющих воздействий в новые формы, методы, уровень различных видов производитель­ной человеческой деятельности, иными словами, в прирост нацио­нального богатства.

Социальный механизм формирования и реализации государ­ственного управления действует не только на уровне его как цело­стного социального явления, но и практически во всех, даже еди­ничных проявлениях организационной, правовой и другой дея­тельности государственных органов и должностных лиц. При принятии любого управленческого решения, совершении любого управленческого действия приходится одновременно исходить и из указаний вышестоящих звеньев, действующего законодательства, и из конкретных управленческих потребностей, интересов и целей людей, коллективов и организаций, охватываемых данным реше­нием или действием.

Учет богатства взаимосвязей, содержащихся в данном механизме, позволяет увидеть сложность источников и процедур становления управленческих целеполагания, действий, управляющей воли и иных управленческих явлений. В таких процессах должно иметь место сочетание интересов, целей, содержания решений, волеизъяв­ления, практических действий и т.д. государственных органов, должностных лиц и управляемых объектов. Именно сочетание при­водит к рациональности и эффективности управления. В противном случае в субъекте управления обнаруживается много произвольного, волюнтаристского, насильственного, а управляемые объекты отчуж­даются от государственных органов, безразлично и пассивно воспри­нимают их требования, стараются действовать наперекор им. Возни­кает диссонанс и разнобой в функционировании государства и обще­ства со всеми негативными последствиями для обеих сторон.

В итоге можно сделать следующие выводы, основополагающие для дальнейших рассуждений и раскрытия системности государ­ственного управления:

· содержание и формы, функции и структура управляемых объ­ектов непосредственно (генетически) обусловливаются объектив­ными естественно-природными и социально-историческими усло­виями и закономерностями;

· специфика (параметры) каждого управляемого объекта и его место в общественной жизнедеятельности определяются целью, со­держанием, технологией и другими проявлениями осуществляемо­го им или в нем труда;

· кооперированный и коллективистский характер современного (специализированного) труда придает сложное строение управляе­мым объектам, которые в общественной системе выступают в опре­деленных организационных формах (предпри­ятия, учреждения, организации и т.д.);

· управляемые объекты в силу их человеческой природы способ­ны к целеполаганию своей активности, к ее приспособлению и сти­хийной саморегуляции, к сознательному самоуправлению;

· в системе государственного управления (единстве субъекта и управляемых объектов) управляемые объекты выполняют главную функцию воспроизводства общественной жизни и по этой причине являются определяющими (объективными детерминантами) по от­ношению к государственным органам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: