почему этот ответ вы считаете правильным, в чём заключается неполнота или ошибочность трёх других предложенных вариантов ответа
(Выбор правильного ответа – 2 балла; обоснование правильного ответа от 0 до 2 баллов;
обоснование неправильных ответов от 0 до 3 баллов, всего за задачу – 7 баллов)
29. Лесные пожары – чрезвычайно распространенное явление. Среднегодовая площадь лесных пожаров на Земле составляет примерно 1 % лесистой территории. Пожарная опасность тесно связана с составом и структурой леса. Например, летом в лиственных лесах она значительно ниже, чем в хвойных лесах. Это связано с тем, что лиственные леса характеризуются:
а) меньшей густотой подроста и подлеска;
б) большим содержанием в воздухе эфирных масел;
в) меньшей посещаемостью туристами, охотниками, грибниками;
г) большей влажностью воздуха.
Примерное обоснование верных и неверных ответов:
Правильный ответ: ответ Г). Вероятность возгорания и распространения огня тем меньше, чем выше влажность воздуха. Лиственные леса характеризуются большей влажностью в виду большей площадью испарения воды с поверхности листьев.
Ответ А ошибочный. Для лиственных лесов характерно наличие более густого подроста и подлеска, чем для хвойных.
Ответ Б ошибочный. Большее содержание эфирных масел, способствующих возгоранию и распространению огня, характерно для хвойных лесов (особенно кедровых, пихтовых и сосновых), чем для лиственных лесов.
Ответ В ошибочный. Частота посещения леса туристами, охотниками, грибниками существенно не зависит от его природы (лиственный это лес или хвойный).
30. Понятие топических связей ввел В. К. Беклемишев, подразумевая под ними воздействие одних организмов на другие через изменение различных абиотических факторов. Примером топических экологических связей является:
|
(Выбор правильного ответа – 2 балла; обоснование правильного ответа от 0 до 2 баллов;
обоснование неправильных ответов от 0 до 3 баллов, всего за задачу – 7 баллов)
а) наличие длинных волос, выростов на пальцах тонкопалого тушканчика – обитателя песчаных пустынь;
б) заселение насекомыми «бассейнов», образующихся за счет скопления дождевой воды в основаниях листьев растений семейства орхидных или бромелиевых и др.;
в) переваривание росянкой насекомых, попадающих на поверхность её листьев;
г) закрепление подвижных песков с помощью растений-псаммофилов (некоторые виды полыней или ив, и других кустарников).
Правильный ответ: Ответ Б) Особенностями строения листьев и листорасположения у растений семейства бромелиевых или орхидных (папоротников, саговников и др., как эпифитов, так и геофитов) является часто образование розетки листьев или сближенных оснований листьев, в которых задерживается атмосферная влага, и создаются физические условия, необходимые для обитания других организмов – насекомых. Таким образом, здесь имеет место топическая связь.
Ответы неправильные:
Ответ А) не является верным. Наличие длинных волос, выростов на пальцах тонкопалого тушканчика, является примером адаптации к абиотическим условиям песчаных пустынь. При этом связи тушканчиков с другими живыми организмами не прослеживаются.
Ответ В) не является верным. Поедание росянкой насекомых, попадающих на поверхность её листьев, является примером трофической (пищевой), а не топической связи.
|
Ответ Г) не является верным. Произрастание полыней (полыни равниной или маршала), ивы (ивы остролистной или ивы-шелюги и других кустарников) на подвижных песках или песчаных берегах рек обусловлено их эколого-биологическими адаптациями растений-псаммофилов, образующих придаточные корни при засыпании стебля и ветвей песком. Связи с другими живыми организмами (в том числе топические) при этом не прослеживаются.
Задания (1 и 2) с 1 по 19 – тесты с одним, двумя правильными ответами – max 19 баллов;
Задание 3 с 20 по 25 – утверждения – max 12 баллов
Задание 4 с 26 по 28 – вставить не достающий термин – max 6 баллов
Задание 5 с 29 по 30 – системные задачи – max 14 баллов
Всего можно получить максимально 51 балл.
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП
9 класс
Задание 1: Выберите 1 правильный ответ из нескольких предложенных, за правильный ответ 1 балл,(вопросы 1-10) | ||||
1. | Предметом изучения синэкологии является: | а) интродукция живых организмов; б) многовидовые сообщества; в) взаимоотношения организмов с окружающей средой; г) охрана биоразнооразия. | ||
2. | Пойкилотермия – это: | а) адаптация, в результате которой организм поддерживает постоянную температуру тела; б) адаптация, в результате которой организм не поддерживает постоянную температуру тела, варьирующую в зависимости от температуры окружающее среды; в) неспособность выдерживать большие колебания температуры окружающей среды; г) способность выдерживать большие колебания температуры окружающей среды. | ||
3. | Какие из указанных веществ не являются ответственными за проявление аллелопатии? | а) антибиотики; б) маразмины; в) фитонциды; г) гербициды. | ||
4. | Для облигатных анаэробов характерно: | а) существования в среде с отсутствием кислорода; б) обитание в среде с низким содержанием кислорода; в) обитание в среде с высоким содержанием кислорода; г) существование в среде с отсутствием азота. | ||
5. | Кто из перечисленных ученых сформулировал закон толерантности: | а) В. Шелфорд; б) В. Вернадский; в) Б. Коммонер; г) Ю. Одум. | ||
6. | Трофические цепи природных экосистем, как правило, имеют не более 4–5 звеньев. Это вызвано главным образом: | а) недостатком пищевых ресурсов; б) низкой продуктивностью растений; в) низкой усвояемостью растительной пищи фитофагами; г) потерями энергии в цепях питания | ||
7. | Основу целостности экосистемы (в отличие от простой суммы живого сообщества и среды) обеспечивает: | а) обмен веществ; б) синтез веществ; в) распад веществ; г) биокосное вещество. | ||
8. | Определите верное высказывание: | а) биоценоз и биотоп относятся к живой материи; б) биоценоз и биотоп относятся к неживой материи; в) биоценоз относится к живой, а биотоп – к неживой материи; г) биоценоз относится к неживой, а биотоп – к живой материи. | ||
9. | Примером межвидовой конкуренции может быть: | а) борьба между двумя самцами оленя за самку; б) взаимоотношение бычьего цепня и крупного рогатого скота; в) взаимоотношение европейской и американской норки; г) микориза между подберезовиком обыкновенным и березой повислой | ||
10. | Ноосфера согласно представлению В. И. Вернадского – это: | а) сфера взаимодействия человека с неживой природой; б) совокупность живых организмов, их взаимодействия между собой и окружающей средой; в) сфера взаимодействия человека и природы в целом, при которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития; г) новая сфера, образованная в результате освоения космического пространства. | ||
Задание 2. Выберите 2 правильных ответа из нескольких предложенных, за правильный ответ 1 балл: (вопросы 11-22) | ||||
11. | К проявлениям действия биотических факторов среды нельзя отнести: | а) выделение болезнетворными бактериями токсинов; б) перенос пыльцы растений ветром; в) выделение зелеными растениями кислорода; г) разложение деструкторами органических веществ в почве; д) фототаксис и фотопериодизм | ||
12. | Иногда медведи поднимаются на задние лапы у стволов деревьев, трутся о них спиной, сдирают кору когтями. В чем причина такого поведения? | А) Медведь точит когти; Б) Избавляется от паразитов; В) Наносит на ствол секрет подошвенных желез; Г) Оставляет след, чтобы не допустить на территорию человека; Д) Избегает непосредственного столкновения с другими организмами того же вида; Е) Пытается добраться до древесного сока | ||
13. | Старые особи составляют большую долю в популяциях: | А) быстро растущих; Б) находящихся в стабильном состоянии; В) со снижающейся численностью; Г) в которых не наблюдается четкой закономерности роста. Д) регрессивных Е) гомеостатических | ||
14. | Как называется тип межвидовых взаимоотношений, полезный для одного из видов и безразличный для другого? | А) Аменсализм Б) Комменсализм В) Аллелопатия Г) Протокооперация Д) Мутуализм Е) Квартиранство | ||
15. | Какие организмы называются гетеротрофными: | А) организмы, питающиеся органическим веществом; Б) организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических; В) организмы, разлагающие органические вещества до неорганических; Г) организмы, поедающие особей своего вида Д) консументы Е) продуценты | ||
16. | Организмы, придерживающиеся популяционной стратегии жизни патиентов «верблюдов» по классификации Л.Г.Раменского | А) способны быстро появляться на нарушенных местообитаниях Б) подавляют всех конкурентов В) способны жить в неблагоприятных условиях Г) имеют специальные адаптации для преодоления стресса Д) имеют большое количество потомков Е) являются сильными конкурентами | ||
17. | Какие из приведенных тяжелых металлов не играют существенной роли в нормальной жизнедеятельности организмов? | а) цинк; б) свинец; в) молибден; г) медь; д) ртуть. | ||
18. | К редуцентам в природных сообществах относятся: | а) бактерии; б) земляные черви; в) грибы; г) жуки-мертвоеды; д) муравьи. | ||
19. | Какие живые организмы являются представителями бентоса: | а) морская звезда; б) устрица; в) тигровая акула; г) сине-зеленые водоросли; д) зеленая черепаха. | ||
20. | Концепция устойчивого развития это: | А) Сохранение человечества от вымирания Б) Снижение загрязнения окружающей среды В) Преобразование способов получения энергии с целью получения «чистой» энергии Г) Обеспечение устойчивого развития экономики в течение бесконечно продолжительного промежутка времени Д).Развитие, при котором удовлетворение потребностей нынешних поколений осуществляется без ущерба для возможностей будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. | ||
21. | Рекреационное значение лесов заключается в том, что: | А) леса используются как места отдыха людей; Б) леса служат для накопления строительного материала; В) леса используются для выпаса скота; Г) леса используются как защитные участки по отношению к окружающим их полям Д) леса оказывают значительное влияние на климатические условия, Е) леса оказывают благоприятное физиологическое и психологическое влияние на людей. | ||
22. | Укажите количество государственных природных заповедников и национальных парков в Республике Татарстан | А) 1 заповедник Б) 2 заповедника В) ни одного заповедника Г) ни одного национального парка Д) 1 национальный парк Е) 2 национальных парка | ||
Задание 3 Установите соответствие между приведенными терминами (или примерами) и их толкованием (определением). За каждое правильное соответствие – 0,5 баллов, максимально – 2 балла(вопросы с 23 по 24) | ||||
23. | Установите соответствие между типом распространения семян и растением: 1. автохория; 2. анемохория; 3. зоохория; 4. гидрохория. 1-Г, 2-Б, 3-А, 4-В | А) лопух большой; Б) ковыль перистый; В) рдест блестящий; Г) недотрога обыкновенная. | ||
24. | Определите ученого, предложившего термин или классификацию в экологии: 1. Дж. Гриннелл; 2 Э. Геккель; 3 А. Тэнсли; 4 В. Иогансен. 1-А, 2-В, 3-Г, 4-Б | А) предложил термин «экологическая ниша»; Б) предложил термин «популяция»; В) предложил термин «экология»; Г) предложил термин «экосистема»; | ||
Задание 4. Определите правильность представленных ниже утверждений и кратко письменно его обоснуйте (выбор правильного утверждения «да» или «нет» – 1 балл, обоснование ответа – 1 балл, максимально – 2 балла.) вопросы с 25 по 32 | ||||
25. | Главной причиной разрушения озонового слоя Земли является хлорсодержащие органические соединения.. ДА. Главной причиной разрушения озонового слоя является хлор и его водородные соединения. Большое количество хлора попадает в атмосферу, в первую очередь от разложения фреонов. Когда фреоны поднимаются в верхние слои атмосферы, от них под действием ультрафиолетового излучения отщепляется атом хлора, который начинает одну за другой превращать молекулы озона в кислород. | |||
26. | В состав биосферы входят нижняя часть атмосферы, верхняя часть литосферы и гидросферы. НЕТ. В состав биосферы входит нижняя часть атмосферы, верхняя часть литосферы и вся гидросфера, так как она вся заселена живыми организмами, включая как освещенную зону, так и зону абсолютной темноты. | |||
27. | Устойчивость организмов к широкому спектру неблагоприятных факторов, обеспечивающая их широкое распространение называется интродукцией. Нет. Интродукция – это намеренное или случайное заселение какой-либо территории новым для данной территории видом. | |||
28. | Искусственные лесные экосистемы, в основе которых производилась посадка лишь одной древесной породы (сосняки, березняки и т.д.) менее устойчивы, чем леса естественного происхождения с различным древесным составом. Да. В монодоминантных посадках зачастую наблюдаются вспышки численности паразитов, беспрепятственно распространяющихся на большие территории в связи с близким произрастанием растений–хозяев и бедным составом естественных врагов. | |||
29. | Основная цель создания Красной книги – популяризация знаний о природе региона и его редких видах. Нет. Красная книга – юридический документ, обеспечивающий охрану редких видов живых организмов, тогда как популяризация знаний вторична по отношению к охране и не является основной задачей Красной книги. | |||
30. | Явление, при котором наблюдается увеличение разнообразия на границе леса и луга называется «контрастным эффектом». Нет. Такое явление носит название «краевой эфефект», «эффект опушки» или «пограничный эффект». | |||
31. | Между всеми компонентами сообщества существует не разрывные трофические связи. Нет. В сообществе живых организмов далеко не все компоненты связаны трофическими взаимоотношениями друг с другом. | |||
32. | Околоводная растительность выполняет важную роль в очистке водоема от растворенных органических веществ, тем самым, снижая сапробность водоема. Да. Околоводная растительность поглощает растворенные органические вещества, тем самым предотвращая излишнее накопление органических веществ. | |||
Задание 5 (2 вопроса с 33 по 34)
|
Выберите один правильный ответ из четырёх (или пяти) возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ (или ответы), вы считаете правильным, в чём заключается неполнота или ошибочность других предложенных вариантов ответа
(Выбор правильного ответа – 2 балла; обоснование правильного ответа от 0 до 2 баллов;
обоснование неправильных ответов от 0 до 3 баллов, всего за задачу – 7 баллов)
33. Лесные пожары – чрезвычайно распространенное явление. Среднегодовая площадь лесных пожаров на Земле составляет примерно 1 % лесистой территории. Пожарная опасность тесно связана с составом и структурой леса. Например, летом в лиственных лесах она значительно ниже, чем в хвойных лесах. Это связано с тем, что лиственные леса характеризуются:
а) меньшей густотой подроста и подлеска;
б) большим содержанием в воздухе эфирных масел;
в) меньшей посещаемостью туристами, охотниками, грибниками;
г) большей влажностью воздуха.
Обоснование верных и неверных ответов:
Правильный ответ: ответ Г). Вероятность возгорания и распространения огня тем меньше, чем выше влажность воздуха. Лиственные леса характеризуются большей влажностью в виду большей площадью испарения воды с поверхности листьев.
Ответ А ошибочный. Нет, для лиственных лесов характерно наличие более густого подроста и подлеска, чем для хвойных лесов.
Ответ Б ошибочный. Большее содержание эфирных масел, способствующих возгоранию и распространению огня, характерно для хвойных лесов (особенно кедровых, пихтовых и сосновых), чем для лиственных лесов.
Ответ В ошибочный. Частота посещения леса туристами, охотниками, грибниками существенно не зависит от его природы (лиственный это лес или хвойный).