176. Педагогические и медицинские работники должны систематически осуществлять работу по гигиеническому обучению и воспитанию воспитанников на протяжении всего времени пребывания воспитанника в учреждении. К работе привлекаются специалисты территориальных органов и учреждений госсаннадзора, организаций здравоохранения, психологи и другие специалисты.
Основной задачей гигиенического обучения и воспитания должно быть овладение воспитанниками знаниями, умениями и навыками в области гигиены и охраны здоровья, формирование у воспитанников навыков здорового образа жизни.
177. Гигиеническое обучение и воспитание включает:
систематическое информирование воспитанников по вопросам гигиены с учетом их возрастно-половых особенностей, психического развития и санитарно-эпидемической обстановки в населенном пункте;
развитие инициативы и самодеятельности воспитанников в охране и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих людей;
повседневный контроль применения воспитанниками знаний, умений и навыков в области гигиены и здорового образа жизни.
178. Гигиеническое обучение и воспитание в учреждении должно включать обязательные элементы содержания гигиенического обучения и воспитания согласно приложению 8 к настоящим Санитарным нормам и правилам:
гигиенические знания и предупреждение инфекционных заболеваний (гигиена тела, гигиена полости рта, гигиена труда и отдыха, профилактика инфекционных заболеваний);
питание и здоровье;
основы личной безопасности и профилактика травматизма, вызов службы спасения, милиции, скорой (неотложной) медицинской помощи;
культура потребления медицинских услуг;
предупреждение алкогольной, токсической и другой зависимости.
179. Педагогические и медицинские работники должны требовать от воспитанников выполнения установленного санитарно-противоэпидемического режима, поддержания чистоты помещений и территории, опрятности одежды и обуви, применения знаний, умений и навыков в области гигиены и здорового образа жизни.
ГЛАВА 13
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИКО-САНИТАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
180. Руководство и контроль организации медико-санитарного обеспечения воспитанников в учреждениях обеспечивают территориальные организации здравоохранения.
181. Медицинскую помощь воспитанникам учреждений круглосуточно оказывают медицинские работники.
182. Медицинские работники обеспечивают организацию и контроль выполнения лечебных, оздоровительных, санитарно-противоэпидемических мероприятий, работают совместно с администрацией, педагогами, воспитателями.
Ежегодно медицинскими работниками учреждений (за исключением детских деревень (городков)) проводится оценка эффективности лечебных, оздоровительных и профилактических мероприятий индивидуально для каждого воспитанника и в целом по учреждению.
Оценка эффективности лечебных, оздоровительных и профилактических мероприятий проводится согласно критериям оценки эффективности лечебных, оздоровительных и профилактических мероприятий в учреждениях, указанным в приложении 9 к настоящим Санитарным нормам и правилам.
183. Медицинские работники контролируют своевременность прохождения медицинских осмотров и гигиенического обучения работниками учреждений.
184. Прием вновь поступающих воспитанников должны осуществлять медицинские работники совместно с администрацией учреждения.
185. В помещениях медицинского назначения должна быть противопедикулезная укладка, включающая:
фартук клеенчатый, косынки клеенчатые (2 – 3 штуки);
перчатки резиновые;
частый гребень;
вату, столовый уксус или 5 – 10 % уксусную кислоту;
клеенчатый или хлопчатобумажный мешок для сбора одежды воспитанника, у которого выявлен педикулез;
противопедикулезные препараты.
186. При поступлении в учреждение воспитанник должен быть привит согласно возрасту в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок. В случае отсутствия сведений о прививочном анамнезе или несоответствия прививочного статуса возрасту воспитанника его дальнейшую иммунизацию начинают по индивидуальному графику прививок. Для планирования индивидуального графика прививок возможно использование результатов серологических исследований напряженности иммунитета к различным инфекциям.
В случаях, когда воспитанник не привит или сведения о прививках отсутствуют, вопрос о длительности нахождения в изоляторе (карантинном отделении) социально-педагогического центра и сроке перевода в коллектив решается индивидуально.
187. Ребенок при поступлении в социально-педагогический центр должен пройти санитарную обработку в санитарном пропускнике. После санитарной обработки по решению медицинских работников воспитанник направляется либо в изолятор, либо в коллектив.
188. В изоляторе социально-педагогического центра создаются условия для приема пищи, отдыха, соблюдения правил личной гигиены. В буфетной изолятора предусматривается (из расчета на 1 – 2 воспитанников) запас столовой и кухонной посуды, кухонного инвентаря, продуктов.
189. Медицинские работники учреждений ежедневно ведут амбулаторный прием, регистрируя все обращения в форму 074/у «Журнал регистрации амбулаторных больных», утвержденную приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17 февраля 2004 г. № 33 «Об утверждении форм учетной медицинской документации организаций здравоохранения». Воспитанники с острыми заболеваниями кратковременно помещаются в изолятор, при необходимости – направляются на лечение в стационарных условиях.
Запрещается лечение в изоляторе воспитанников с инфекционными заболеваниями.
190. Медицинские осмотры воспитанников проводятся в порядке, установленном законодательством.
191. Для предупреждения заноса инфекционных, заразных кожных заболеваний и педикулеза медицинскими работниками (за исключением детских деревень (городков)) проводятся:
профилактические осмотры по возвращении воспитанников в учреждение после выходных, праздничных дней и каникул. Все случаи инфекционных заболеваний должны регистрироваться в форме 060/у «Журнал учета инфекционных заболеваний, пищевых отравлений, осложнений после прививки», утвержденной приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22 декабря 2006 г. № 976 «Об утверждении форм первичной медицинской документации по учету инфекционных заболеваний»;
еженедельные осмотры воспитанников с целью выявления педикулеза. Осмотры волосистой части головы и одежды проводят в хорошо освещенном помещении с использованием лупы и частых гребней. После каждого осмотра гребни обрабатываются с применением средств дезинфекции.
192. Медицинские работники совместно с воспитателями, родители-воспитатели должны проводить работу по адаптивному гигиеническому обучению и воспитанию, ежедневно контролировать выполнение правил личной гигиены воспитанниками.
Приложение 1
к Санитарным нормам и правилам «Требования для социально-педагогических учреждений и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Основные размеры мебели
Группа мебели | Группа роста воспитанников (см) | Высота (см) | Цвет маркировки | |
стол | стул | |||
до 85 | черный | |||
85 – 100 | белый | |||
100 – 115 | оранжевый | |||
115 – 130 | фиолетовый | |||
130 – 145 | желтый | |||
145 – 160 | красный | |||
160 – 175 | зеленый | |||
более 175 | голубой |
Приложение 2
к Санитарным нормам и правилам «Требования для социально-педагогических учреждений и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»