Процесс социальной дезадаптации детей и подростков, выражающийся в различных видах девиантного поведения, приобретает все более широкие масштабы, вырастая в серьезную социальную проблему. Негативные последствия неблагополучия в семье проявляются довольно быстро и подчас становятся необратимыми. Это и дефекты психического развития ребенка, и его трудный характер, и социальная дезадаптация, и девиантное поведение. В результате страдает не только семья и вступающий в жизнь человек, но и все общество в целом, т. е. первоначально личностная проблема, внутрисемейная трансформируется в проблему социальную. Причины, вызывающие семейное неблагополучие, весьма разнообразны, они взаимосвязаны и взаимозависимы. Можно выделить три группы причин:
1. Причины макросоциального характера, т.е. кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и ее воспитательный потенциал.
2. Причины психолого-педагогического характера, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье.
3. Причины биологического характера (физически или психически больные родители, неблагоприятная наследственность у детей, наличие в семье детей-инвалидов). Эта группа причин семейного благополучия обусловлена генетической, физической или психической патологией.
Среди причин социально-экономического характера можно назвать падение жизненного уровня и ухудшение условий содержания детей; нерешенная жилищная проблема и коллизии с жильем в связи с его приватизацией; сокращение социальной инфраструктуры детства и резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития; дистанцирование школы от детей с трудными судьбами; резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятие многих моральных запретов.
|
Среди психолого-педагогических причин семейного неблагополучия необходимо отметить нарастание отчуждения между детьми и родителями. Нередко родители самоустраняются от детей, не выполняют своих воспитательных функций, ориентируясь главным образом на внесемейные интересы. Долгие годы в нашей стране теоретически и практически утверждался приоритет общественного воспитания над семейным. Поэтому многие родители считали и считают, что главная их задача – обеспечить содержание ребенка в семье, создать для него условия жизнедеятельности, а воспитание – дело школы и других учебно-воспитательных учреждений. Порой самоустранение родителей достигает гипертрофированных форм, когда они бросают своих детей на произвол судьбы или отказываются от них. Отсюда - рост социального сиротства в стране. Как отмечает «Российская газета, только за 6 месяцев 2007 г. в Москве 340 человек лишены родительских прав. В отношении 57 приняты решения при непосредственной угрозе жизни детей.[84] В Ростовской области в 2003 г. 570, а в 2004 г. 508 родителей были лишены родительских прав.[85] Всего за 2002-2007 годы количество детей, взятых под опеку, составило от девяти до десяти тысяч человек.[86] Сегодня контингент сиротских учреждений в основном составляют дети, имеющие живых родителей.
В других случаях отчуждение между родителями и ребенком приводит к тому, что он, будучи безнадзорным, уходит на улицу, где основной средой его обитания и группой, на которую он ориентируется в своих взглядах, оценках и поведении, становится компания сверстников с аналогичной судьбой. Причинами, вызывающими ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и родителями, являются сверхзанятость родителей, когда на ребенка и его воспитание просто не хватает времени; конфликтная ситуация в семье; пьянство родителей; случаи жестокого обращения с детьми; отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы; типичные ошибки родителей в воспитании детей; особенности подросткового возраста и др.
|
Усугубляют семейное неблагополучие, а следовательно, и снижают воспитательный потенциал семьи дефекты воспитания в семье. Наиболее типичными из них являются следующие:
- Неприятие ребенка, его явное или скрытое эмоциональное отторжение родителями, которое часто вызвано нежелательностью или преждевременностью его появления на свет либо несоответствием его пола ожиданиям родителей.
- Гиперопека, когда с ребенка «сдувают пылинки», не дают ему проявлять элементарную самостоятельность, изолируют от жизненной реальности. Сторонниками такой позиции зачастую выступают бабушки и дедушки.
- Гипоопека – недостаток внимания к детям со стороны родителей, что приводит к безнадзорности детей, замедлению формирования у них социальных навыков.
- Непоследовательность и противоречивость воспитания, для которых типичны разрыв между словом и делом, между требованиями и контролем, переход из одной крайности в другую, несогласованность педагогических действий отца, матери, бабушки, дедушки.
|
-Непонимание закономерностей и своеобразия личностного развития ребенка и несоответствие требований и ожиданий родителей его возможностям и потребностям.
- Негибкость родителей в отношениях с детьми, которая выражается в недостаточном учете ситуации, момента, в заданности и запрограммированности требований, в отсутствии альтернатив в решенииях, в навязывании ребенку собственного мнения.
- Аффективность – чрезмерность родительского раздражения, недовольства, беспокойства, тревоги по отношению к детям, что создает в семье эффект суматошности, хаотичности, всеобщего возбуждения.
- Тревожность и страх за детей, которые приобретают навязчивый характер и лишают родителей жизнерадостности и оптимизма, заставляют их прибегать к постоянным запретам и предостережениям, что заражает детей таким же беспокойством и приводит к расстройствам нервной системы.
- Авторитарность воспитания – стремление подчинить ребенка своей воле; категоричность суждений, приказной тон; навязывание своего мнения и готовых решений; стремление к строгой дисциплине и ограничению самостоятельности ребенка; использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания; постоянный контроль за действиями ребенка.
- Гиперсоциальность, когда родители пытаются строить воспитание по определенной (пусть и позитивной) заданной схеме, не учитывая индивидуальности ребенка, предъявляя к нему завышенные требования, без надлежащего эмоционального контакта, отзывчивости и чуткости.
Т.о., во всей совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие, определяющими являются субъективные факторы и причины психолого-педагогического свойства, т.е. нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях и дефекты воспитания детей в семье. Другими словами, патогенным фактором выступает не состав и структура семьи, не уровень ее материального благополучия, а сформировавшийся в ней психологический климат. Итак, социопатогенная семья – это семья, где патогенным фактором выступает семейный психологический климат.
В зависимости от того, какой фактор неблагополучия является исходным и определяющим, были выделены следующие типы социопатогенных семей: проблемные, конфликтные, педагогически несостоятельные, семьи с мещанско-потребительской психологией и неполные семьи. Любой тип семейной дезорганизации изначально предрасположен к формированию личностных и поведенческих отклонений у детей.
По исследованиям А.Д.Торре, В.В.Бойко, А.И.Захарова, М.М.Плоткина и др. наиболее многочисленную группу (32,4%) составляют проблемные семьи,для которых типично то обстоятельство, что напряженность внутренних взаимоотношений дополняется конфликтом с другими социальными институтами (неадаптированность родителей к труду, алкоголизм, пьянство). Многие ценностные ориентации этой группы противоречат общественным требованиям и нормам. Деморализующая среда этих семей концентрирует в себе одновременно наибольшее количество разнообразных отрицательных факторов, таких, как пьянство, хулиганские выходки, нецензурная брань, проявление жестокости со стороны отца к детям и жене и, как следствие этого, отсутствие позитивных эмоциональных связей между детьми и родителями. Основной метод воспитания в таких семьях - угрозы и телесные наказания. Соответственно и дети относятся к родителям с неприязнью, презрением. Дети данной категории семей отличаются повышенной нервозностью, раздражительностью, агрессивностью. Им свойственны замкнутость, трусость, грубость, жестокость, лживость. Среди них наиболее распространены такие отклонения в поведении, как бегство из дома, бродяжничество, воровство, употребление спиртных напитков.
Как считают российские ученые (В.А.Сысенко, Р.И.Кругликов и др.), ослабление и разрушение социально ценностных связей, как с семьёй, так и с окружающей средой обуславливает нравственно-психологическую деформацию личности детей и во многом предопределяет противоправное поведение. Этот тип семей наиболее опасен тем, что образуется замкнутая группировка семей, которая консолидируется опять же через детей. При этом, чем более семья не благополучная, тем более она изолирована от социального изолированного воздействия извне. И социальный опыт молодого человека складывается преимущественно из представлений, отражающих быт этих семей.
Вторую группу составляют семьи, в которых между родителями постоянны конфликты, вызванные различием взглядов, интересов, утратой чувств, что, бесспорно, приводит к искажению воспитательного процесса в семье. В этих семьях родителям, как правило, не до детей. Конфликты, ссоры вынуждают супругов сосредоточить своё внимание на урегулирование своих отношений, что, несомненно, ослабляет эмоциональные и интеллектуальные контакты родителей с детьми. Нередко дети становятся оружием в руках конфликтующих сторон. В ссоре каждый из родителей апеллирует к сыну или дочери, стараясь привлечь их на свою сторону, при этом нередко прибегают к некоторым средствам: задабриванию, подкупу ребенка, выставляют противоположенную сторону в самом невыгодном свете. Подросток быстро приспосабливается к сложившейся ситуации и начинает использовать подобное положение в семье с выгодой для себя, а с возрастом всё более отдаляется от обоих родителей. Напряженная психологическая атмосфера в семье толкает молодого человека на улицу, где он нередко вступает в группы с асоциальной направленностью.
Исследования отечественных и зарубежных ученых убедительно доказывают, что для детей, растущих в конфликтных семьях, характерен чрезвычайно широкий спектр аномалий как в психике, так и в поведении личности вплоть до выраженных форм криминогенного поведения. Неблагополучная семья негативно влияет на развитие эмоциональной и волевой сферы, речи ребенка, сужает круг его познавательных интересов. Дети из конфликтных семей оказываются плохо подготовленными к семейной жизни, а их браки распадаются значительно чаще, чем у выходцев из гармоничных семей.
До сих пор мы говорили о том, что неблагополучная нравственная и эмоционально-психологическая обстановка в семьях, уродливые взаимоотношения родителей влекут за собой искажения личности детей. Но оказывается, что и у внешне благополучных и не пьющих родителей могут вырасти дети, имеющие в своём поведении отклонения от нормы. В чем же причина такого явления? Однозначно ответить трудно. Но чаще всего это связано с педагогической беспомощностью родителей, их пассивностью, неумением, а порой и нежеланием осознавать всю сложность воспитательных задач, стоящих перед ними.
Третья группа семей - педагогически несостоятельные семьи, характеризующиеся утратой контакта с детьми и контроля над ними. Их доля составила 24,2 % от числа обследованных семей. Речь идёт о семьях, в которых нет очевидных источников негативного влияния на детей, но в силу недостатка образования, отсутствия педагогической культуры, а также загруженности на работе либо плохого состояния здоровья родители не могут правильно воспитывать детей.
Один из педагогических просчетов в этих семьях - односторонность воспитания, когда дети полностью освобождены от каких-либо обязанностей перед семьёй и выступают по отношению к ней как потребители. Для родителей этой категории семей характерны такие черты, как мягкость, неумение или неспособность руководить детьми. Требования таких родителей не настойчивы, а их распоряжения и приказы дети не редко игнорируют. Зачастую родители ограничивают расходы на себя, лишь бы удовлетворить явно завышенные материальные потребности детей, забывая о том, что ребенок вырастает полноценным человеком тогда, когда он сам проявляет душевную заботу о близких. В результате у сына или дочери формируется устойчивое стремление требовать любой ценой, неуважения к интересам других, отсутствует привычка к самоограничению.
Не менее ошибочным является авторитарный тип семейного воспитания, который выражается в чрезмерной опеке детей, ограничивая их самостоятельность и инициативу, в требовании со стороны родителей неукоснительного выполнения всех их распоряжений. Зачастую эти требования облекаются в форму грубого подавления подростка, оскорбления его достоинства, частых наказаний. В переходном возрасте обострённое чувство гордости уже не позволяет подростку унижать себя и порождает явное не подчинение родителям, открытый протест, который возникает систематически и по любому поводу. У детей из семей с авторитарными методами воспитания формулируются такие негативные черты, как лживость, замкнутость, жестокость по отношению к слабым и угодничество перед сильными. Они часто уходят из дома, бродяжничают. Оппозиция подростка по отношению к родителям опасна тем, что негативное отношение к ним начинает переноситься на всех взрослым.
Результаты социальных исследований позволяют сделать вывод о низком уровне образования родителей учащихся состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Средний уровень их образования на один- два класса ниже образования тех родителей, чьи дети не имеют отклонений в поведении. В соответствии с этим можно было бы предположить, что педагогическая беспомощность родителей обусловлена их относительно не высоким образованием. По мнению С.В.Ковалева, А.Д.Торре, М.И.Буянова и др. 18,9 % родителей из числа обследуемых семей имеют высшее или средне специальное образование, что ещё более отрицательно сказывается на возможности проявления самостоятельности детей. В целом семьи данного типа располагают благоприятными возможностями для нормального воспитания. Почему же порой в них растут дети, способные на хулиганские поступки, на воровство, употребление спиртных и наркотических веществ. Подобное явление часто связано с педагогической пассивностью родителей, вызванной их чрезмерной занятостью на работе. Родители ориентированы главным образом на достижение успехов во внешней деятельности, продвижения по службе, личное творчество. Контакты таких родителей с детьми носят случайный характер, хотя внешне создаются впечатление хороших отношений, так как детям предоставляется чрезмерная свобода. В этом проявляется скрытая или явная беспечность родителей, граничащая с безответственностью. Свою любовь к детям родители выражают преимущественно с помощью дорогих подарков. По их мнению, предоставление детям больших материальных возможностей может затмить их родительское участие в жизни сына или дочери. Теряя эмоциональные и духовные контакты с родителями, дети оказываются предоставлены сами себе и нередко оказываются лёгкой добычей порочных соблазнов.
По мнению исследователей, четвертую группу семей составляют семьи с ориентацией на потребительство и материальные ценности (4,3 %). В отличие от предшествующих, рассматриваемый тип семей лишен внутрисемейных конфликтов. Напротив членов семьи объединяет забота и согласие, но всё содержание семейной жизни их ограничено узкими эгоистическими мотивами, не выходящими за рамки домашнего благополучия и устроенности. Негативное влияние взрослых членов семьи на молодое поколение проявляется в основном косвенным путём: нездоровые разговоры в семье в присутствии детей о том, что окружающие люди легко преступают этические нормы и законы, если уверены в своей безопасности. Этой семье присуще настороженное, недоверчивое отношение к окружающим, лицемерие и неискренность. В таких семьях высоко ценят предприимчивость и ловкачество. Главным считается добиться успеха "кратчайшим путём", при минимальной затрате труда и времени. Имеет место и такое проявление мещанской психологии, как пассивное потребление культурных ценностей. Молодому человеку, воспитанному в такой семье, где приобщение к культуре осуществляется в основном по престижным соображениям, чужд реальный смысл возвышенных чувств. Усвоенные им нормы поведения не отражают действительных качеств личности и за внешней воспитанностью, неожиданно обнаруживаются безнравственные черты. Они гордятся своим материальным достатком и с пренебрежением относятся к тем, кто его не имеет. Расчетливость в подходе к человеческим отношениям, завышенная самооценка и неумение соотносить свои действия с нравственными ценностями, принятыми в обществе толкают подчас несовершеннолетнего на противоправные поступки.
В научной литературе по проблемам отклоняющегося поведения (А.И.Захаров, М.И.Буянов, И.Лангмейер, З.Матейчик и др.) молодежи отмечается связь противоправного поведения несовершеннолетних с нарушением структуры семьи, а именно с отсутствием в ней, как правило, отца. Основанием для таких утверждений служат результаты конкретных исследований, свидетельствующих о том, что 1/3 подростков - правонарушителей формировалась в неполных семьях. Бесспорно, воспитательные возможности неполной семьи в сравнении с полной и благополучной ограничены: в условиях неполной семьи объективно затруднен контроль за подростком, не редко такая семья испытывает и материальные трудности. Отсутствие отца лишает детей возможности знакомиться с различными вариантами социального опыта и может повлечь за собой односторонний характер их нравственного развития.
Отмечая те трудности и негативные моменты, с которыми сталкиваются и мать и дети в неполной семье, следует иметь в виду, что основная причина распада семей – их неблагополучная эмоционально-нравственная атмосфера, вызванная аморальным поведением (пьянство, алкоголизм) мужа-отца, что и побуждает женщин быть инициатором развода. Причиной неполноты (В.А.Сысенко и др.) 45 % обследуемых семей послужило пьянство, алкоголизм и аморальное поведение отца и мужа, 13,6 % - лишение отца родительских прав, пребывание его в местах лишения свободы, 13,8% - смерть отца.
Отсутствие отца в семье - далеко не единственная причина отклоняющегося поведения молодого человека. Она действует не сама по себе, а в сочетании с другими: длительного воздействия конфликтной ситуации на детей до развода родителей, аморальное поведение матери или отца, их низкий профессиональный и культурно-образовательный уровень, материально-бытовые трудностями семьи, её слабой связью со школой.
Семьи проблемные и семьи с материально-потребительскими тенденциями нуждаются в общественном и юридическом воздействии. На основании этого должны определяться меры воздействия на неблагополучные семьи. Исследования в области правонарушений проводят прямую связь между ростом семейного неблагополучия и тенденциями роста противоправного поведения детей подростков. Так, по данным исследования НИИ семьи, в семьях несовершеннолетних правонарушителей в 80% случаев отмечалась полная безучастность родителей к судьбам своих детей, в 70% семей один из родителей (чаще отец) злоупотреблял алкоголем, до 40% подростков росли в конфликтных семьях, в 15% семей родители фактически свели свои родительские обязанности к удовлетворению элементарных физических потребностей своих детей. Это является фактором девиантного поведения детей.
Семейное неблагополучие приводит к возникновению психотравмирующих ситуаций для ребенка в семье. Психологическая атмосфера неблагополучной семьи неизбежно вызывает у ребенка эмоционально заостренные и существенные для него переживания, с которыми он не может справиться из-за возрастной незрелости психики, интенсивности психотравмирующих воздействий или неразрешимых обстоятельств. Все это приводит к детским неврозам – психогенному заболеванию, затрагивающему важные сферы формирования личности, систему ее отношений в семье, со сверстниками, с другими взрослыми.
У детей из неблагополучных семей наблюдается широкий спектр личностных деформаций. У них искажено нравственное сознание, ограничен круг потребностей, а интересы носят в основном примитивный характер. Для их поведения типична низкая степень социальной нормативности. От своих благополучных ровесников они отличаются дисгармоничностью интеллектуальной сферы, неразвитостью произвольных форм поведения, повышенной конфликтностью, агрессивностью, которая имеет деструктивный характер, низким уровнем саморегуляции и самостоятельности, отрицательной волевой направленностью.
Таким образом, длительное воздействие неблагоприятной семейной обстановки на ребенка, неправильное его воспитание, сочетание негативных воздействий с сензитивностью возрастных периодов личностного развития, в каждом из которых ребенок особенно чувствительно воспринимает отношение к себе родителей, играют ведущую роль в генезисе личностных деформаций и последующих отклонений в поведении.