Технологии социальной работы с многодетными семьями




Очевидно, насколько важна помощь многодетным семьям со стороны государства и общества, предоставление ряда льгот, особенно в сфере образования детей и оказания медицинских услуг, а также материальной поддержки. Однако не следует порождать и развивать иждивенческие настроения, следует создавать такие условия, чтобы любая семья, в том числе и многодетная, могла достигнуть высокого уровня благосостояния и духовного развития. Но пока это недостижимо, основная тяжесть работы с многодетными семьями ложится на социального работника. Вся работа с этой категорией семей строится на основе следующих документов: Указа Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 5 мая 1992 г., введенный в действие с 1 июля 1992 г. и разработанных на его основе постановлений областных и городских органов власти и местного самоуправления. Принят и реализуется закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.051995 г., в ноябре 1995 г. в него внесены изменения в соответствии с законом «О внесении изменений» в Федеральный Закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Получила президентский статус Федеральная Программа «Дети России». Действует национальный план действий в интересах детей в Российской Федерации. Социальные службы на местах применяют Законы или Указы, напрямую не относящиеся к многодетным семьям. Так, например, в Новочеркасском управлении по труду и социальному развитию на основании Закона Ростовской области, принятом 24 февраля 1999 г. «Об адресной социальной помощи малоимущим жителям Ростовской области», выплачиваются материальные пособия многодетным семьям, как попавшим в экстремальные условия, 6 месяцев в году и оказывается натуральная помощь. Такая практика позволяет оказать дополнительную помощь многодетным семьям.

Большинство исследователей, занимающихся проблемами многодетных семей, отмечают, что эти семьи нуждаются в комплексной системе мер социальной защиты. На нынешнем этапе развития многодетным семьям необходима помощь, связанная не только с нехваткой средств на питание и одежду, но и на лекарства, на расходы, связанные с расширением платного медицинского обслуживания в поликлиниках и стационарах, санаториях и оздоровительных лагерях. Важнейшее место должны занимать меры, которые способствуют адаптации многодетной семьи в современных экономических условиях: организация собственного дела и самозанятости, переход на работу в коммерческие структуры, где оплата гораздо выше, использование вторичной занятости для получения дополнительных денежных доходов, самообеспечение продуктами питания за счет выращивания их на приусадебных участках, дачах, огородах и т.п.. Возможности разных типов многодетных семей зависят от многих условий: от возраста родителей, их образования и квалификации, числа детей, обеспеченности жильем, предметами длительного пользования, наличия приусадебного участка, сада, огорода, автомобиля, от состояния рынка труда и наличия рабочих мест по специальности родителей, развитости рыночных отношений в месте проживания.

Молодые семьи чаще выбирают дополнительные заработки, а также занятость в коммерческих структурах с более высокой оплатой труда. В большинстве многодетных семей главным кормильцем является отец, поэтому необходимо обеспечить мужчинам возможность дополнительных заработков, что облегчит материальное положение семьи. Необходимо способствовать и самостоятельным заработкам детей, желающих помочь семье или удовлетворить свои нужды. Следует подумать и о частичной занятости женщин, создавая условия работы с неполным рабочим днем или надомной работы. Социальный работник так же может помочь многодетной семье получить кредиты на организацию фермерского хозяйства или его развитие, создание промышленного или торгового предприятия, надомного производства.

Доктор экономических наук Панкратьева Н.В. предлагает такую меру, как увеличение налогонеоблагаемой части дохода и считает, что это должно иметь достаточно весомое значение в определении располагаемого денежного дохода многодетных семей (денежного дохода за вычетом налогов, обязательных платежей и взносов). При прочих равных условиях значимость этой меры для семейного бюджета будет способствовать повышению экономической активности многодетных семей. В своей статье в журнале «Семья в России» она приводит формулу расчета общественно-нормативной величины дохода семьи с двумя родителями и различным числом детей:

Д = п.м. х (2+ d),

где Д - доход семьи,

п.м. - величина прожиточного минимума

d - число детей в семье.

Достигнуть достаточного уровня дохода во всех многодетных семьях можно путем повышения заработной платы или пособий, или одновременно того и другого. В связи с этим предлагается ввести двухступенчатую систему пособий на детей. Сохраняя действующую систему пособий на детей, целесообразно ввести специальные дополнительные пособия на детей из многодетных семей.

Для семей с 3-мя детьми в размере:

n минимальный вариант - 1,0 прожиточного минимума на семью;

n максимальный вариант - 1,25 прожиточных минимумов на семью.

Для семей с 4-мя и более детьми:

n минимальный вариант - 1,25 прожиточных минимумов на семью;

n максимальный вариант - 1,5 прожиточных минимумов на семью.

Величина пособия матери по уходу за ребенком до 1,5 лет должны быть увеличены до размера:

n минимальный вариант - 1,0 прожиточного минимума;

n максимальный вариант - 1, 25 прожиточного минимума.

Но даже такие, казалось бы, большие пособия позволяют решить материальные проблемы семьи с 3-мя детьми, при большем количестве детей возникает дефицит средств, так как не обеспечивается даже прожиточный минимум.

Помогают решить материальные проблемы многодетной семьи те льготы, которые предоставляет Указ Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». Например, в Ростовской области таким семьям предоставляются следующие льготы:

n 50 % скидки установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом, электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах нормы;

n бесплатный проезд на внутригородском транспорте многодетным женщинам по удостоверению, а также их детям - учащимся общеобразовательных школ, по проездным билетам;

n бесплатная выдача лекарств для детей до 6 лет, по рецепту врача с пометкой «многодетная семья»;

n установлен один день в месяц для бесплатного посещения музеев и выставок;

n первоочередной прием детей в дошкольные учреждения и льготы по их оплате;

n обеспечение бесплатным питанием (завтраки и обеды) учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;

n бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормами школьной формой, либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения в общеобразовательных или профессиональных учебных заведениях;

n оказание помощи многодетным родителям, желающим организовать крестьянское (фермерское) хозяйство, МПП и другие коммерческие структуры;

n обеспечение первоочередного выделения садово-огородного участка в размере не менее 0,15 га;

n обеспечение возможности трудоустройства членов многодетных семей, организацию их обучения и переобучения с учетом потребности экономики области;

n представление многодетным семьям льготных кредитов, дотаций и ссуд, льгот по взиманию земельного налога и арендной платы, регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Опыт работы с многодетными семьями показывает, что местные социальные службы играют здесь основную роль, поскольку только они способны войти в контакт с каждой семьей и каждым отдельным ребенком. Знание того, что нужно конкретной семье и тем более каждому ребенку, проживающему в ней, возможно только на основе непосредственного и постоянного контакта с многодетной семьей, который и должны осуществлять сотрудники местных социальных служб.

Как отмечает зав. лабораторией НИИ семьи и воспитания Алексеева Л.С., современная парадигма гуманистических общественных отношений включает в себя следующие ведущие направления социальной работы с многодетными семьями:

1. Обеспечение через механизмы физической, экономической, психологической защиты, помощи и поддержки деятельности по самоосуществлению, самопознанию, рефлексии и самосовершенствованию, оптимизации внутренних условий семейной жизни в целях развития самосознания и самостоятельности ее членов, укрепления взаимоотношений.

2. Содействие в создании благоприятных психических, нравственных и культурных условий в среде обитания семьи, необходимых для ее существования и развития, и прежде всего это касается тех семей, которые в силу целого ряда причин не могут справиться с неблагоприятными обстоятельствами без посторонней помощи.

3. Помощь в организации микросоциальной семейной обстановки с нормальными, гуманистическими отношениями, в формировании, развитии или восстановлении способности к творческой деятельности, стабильного и благоприятного психологического климата как продуктов обоюдной активности детей и взрослых.

Чтобы добиться положительного эффекта социальной работы по этим направлениям необходимо соблюдение ряда условий. С одной стороны должно быть взаимное понимание необходимости сотрудничества социального работника и членов многодетной семьи. Для укрепления семьи и блага детей желательно проявить умение взаимодействовать, считаясь с особенностями сторон и уважая мнение друг друга. С другой стороны, на социальном работнике как профессионале лежит ответственность за создание атмосферы доброжелательности и сотрудничества в работе с многодетной семьей. Так же важно, чтобы все, кто работает с многодетной семьей в социальных службах, были людьми компетентными, с определенным опытом такой работы. В то же время и социальные работники и родители многодетных семей должны стараться быть открытыми к изменениям в жизни, восприятию всего нового и передового. На наш взгляд личностный фактор играет большую роль в социальной работе с многодетными семьями, но организаторская деятельность социальных служб также важна.

Для повышения эффективности работы с многодетными семьями, на наш взгляд, целесообразно осуществить следующие организационные мероприятия:

n повысить психологическую компетентность работников социальных служб, работающих с многодетными семьями;

n провести паспортизацию многодетных семей;

n установить постоянные контакты со всеми членами многодетных семей, особенно проблемных, для успешной работы по изменению психологического климата в семьях;

n разработать индивидуальный план работы с каждой многодетной семьей, в котором будут учтены все особенности данной семьи и конкретные формы помощи.

Следует согласиться с авторами «Российского журнала социальной работы» за 1996 г. № 1, предлагающими создать различные службы по оказанию помощи многодетным семьям, так как проблемы этих семей носят разноплановый характер. Этими проблемами могли бы заниматься как социальные службы, так и общественные организации. Попечительские советы, созданные в микрорайонах совместно с социальными работниками, могли бы выявить конкретные нужды каждой многодетной семьи и оказать адресную помощь. В масштабах района или города они могли бы координировать всю работу с многодетными семьями, при них могли бы функционировать юридические службы, стоящие на защите прав многодетной семьи и разъясняющие таким семьям их права. Клубы многодетных родителей могли бы оказывать взаимопомощь как в материальном, так и моральном плане, помогали бы организовывать отдых детей на каникулах и в свободное время. Они силами самих родителей могли бы организовать кружки и секции для своих детей, причем бесплатно. Инновационной формой являются группы взаимопомощи среди различных категорий граждан. Социальным службам можно было бы широко использовать ее в работе с многодетными семьями, так как эта форма гораздо мобильнее и позволяет дойти до каждого члена многодетной семьи. Для их работы не нужны специальные помещения как для клубов, они максимально приближены к месту проживания многодетных семей. Важную роль могут сыграть специальные фонды по обеспечению многодетных семей жильем, одеждой, обувью, игрушками для детей, помогающие в организации летнего отдыха и оздоровления детей. Как показывает зарубежный опыт, создание общественных фондов, основанных на принципе «брать от многих понемногу», помогает разрешить очень многие проблемы в благополучной Европе. У нас этот опыт так же мог бы пригодиться, но здесь препятствием, на наш взгляд, может быть неверие населения в честность тех, кто создает различные фонды.

По мнению ряда исследователей (Т.А.Бодрова, Н.А.Рыбакова и др.) деятельность социальных работников в деле оказания помощи многодетным семьям целесообразно проводить по двум направлениям:

1. Работа по привлечению различных организаций и служб: социальных, правоохранительных, юридических, здравоохранения, образования для помощи многодетной семье, в соответствии с ее нуждами и потребностями. В то же время социальный работник должен стремиться координировать деятельность всех организаций и служб, чтобы избежать как дублирования, так и недостаточного внимания к отдельной многодетной семье.

2. Помощь социального работника конкретной многодетной семье. Для этого желательно выполнять следующие виды работ:

-выявление и учет многодетных семей, составление с помощью других служб демографических, социальных, экономических, психологических, бытовых характеристик каждой многодетной семьи;

-определение с помощью школы, детского сада, поликлиники, общественности, жилищных органов и т.п., а также контактов с самой семьей нужд, проблем и трудностей как семьи в целом, так и каждого ее члена;

-определение основных видов оказания помощи каждой многодетной семье в соответствии с нуждами и потребностями семьи и ее членов. Такими видами могут быть: доходы семьи, здоровье, образование и воспитание детей, взаимоотношения в семье, жилищные проблемы, проведение досуга, отдыха, занятия спортом и творчеством, асоциальное поведение членов семьи, защита прав многодетной семьи и т.п.

Многодетная семья имеет как слабые, так и сильные стороны. Социальный работник должен опираться на сильные стороны, укреплять их и устранять слабые. Социальный работник может помочь родителям в многодетной семье в воспитании детей, научить их как это лучше сделать с помощью бесед, курсов, практических занятий. Очень полезны и занятия, во время которых можно научить рациональному обустройству быта, упорядочению образа жизни. Но помогать надо не только родителям, но и детям. В многодетных семьях существует проблема старших детей, на которых иногда ложится вся тяжесть ухода за младшими, ведения хозяйства и совершения покупок. Это приводит к неравенству возможностей детей в таких многодетных семьях. Следует социальному работнику деликатно решить эту проблему, чтобы и помощь была со стороны старших и возможность для их полноценного развития. Только социальный работник может помочь и родителям, и детям одновременно наладить психологическую помощь, разрешить конфликтные ситуации, предотвратить насилие в семье.

В этих целях, в случае необходимости именно социальный работник должен привлекать правоохранительные органы и службы психологического здоровья. По данным МВД ежегодно возбуждаются сотни дел по истязанию детей, лишении их пищи, тепла и т.п.. Но понятие насилия нельзя ограничить физической жестокостью, есть еще насилие эмоциональное. Если родители не обращают на ребенка внимания, кричат на него в воспитательных целях, не желают разобраться в его проблемах (что является характерным для части многодетных семей), это приводит к серьезным психическим травмам, сказывается на его психическом развитии и здоровье в будущем. Социальный работник может помочь таким детям, для чего желательно проделать следующую работу:

n выявить проблемные многодетные семьи, в которых дети подвергаются неблагополучным воздействиям со стороны взрослых, для чего использовать различные источники (школа, поликлиника, соседи, личные впечатления от посещения);

n создать совместно с другими службами пункты помощи детям, попавшим в трудное положение, где они могли бы получить помощь, совет, а в случае необходимости и пожить определенное время. Такие приюты функционируют в крупных городах, но их мало и они есть далеко не везде, а нужда в них велика;

n социальные работники совместно с общественностью могут поставить вопрос о принятии законодательства, защищающего детей от насилия и о создании механизмов исполнения этих законов.

Функции социальных работников в работе с многодетными семьями очень многообразны и необъятны. С нашей точки зрения, следовало бы организовать центры семьи в городе или районе. Работники этих центров должны быть закреплены за отдельными микрорайонами или участками по типу участкового врача и оказывать помощь всем семьям, но особенно многодетным. Так же необходима периодическая отчетность этих работников перед вышестоящими органами и общественностью. Отметим так же, что для работы с семьей, особенно многодетной, следует подбирать особые кадры, способные помочь, не унижая ни родителей, ни детей.

Следует отметить, что в области работы с многодетными семьями накоплен некоторый практический опыт, но гораздо больше идей по организации подобной работы пока не нашли своего осуществления по многим причинам и, в первую очередь, по материальным.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: