И организация помощи членам неполных семей




 

В жизни каждой семьи возникают свои объективные и субъективные трудности. Особого внимания заслуживают проблемы воспитания и здоровья детей в неполных семьях. Общеизвестно: здоровье и воспитание тесным образом взаимосвязаны. Особенно это касается неполной семьи, где воспитание осуществляет единственный взрослый человек. Поэтому в неполных семьях вопросу воспитания ребенка необходимо уделять значительно больше внимания, так как ответственность за всестороннее гармоничное развитие личности ребенка ложится на плечи одного из родителей. Отсутствие, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.

Как уже отмечалось выше, отсутствие мужа и отца в семье способствует возникновению ряда отрицательных моментов. В частности, создается определенный эмоционально-педагогический вакуум, что вызывает у оставшихся членов семьи состояние «хронического одиночества». И если женщина, рожающая ребенка вне брака, внутренне подготовлена к одиночеству, то вдовы и разведенные женщины изначально настроены на присутствие мужчины в доме. Отчего, считают ученые, уход отца из семьи воспринимается ими трагически, что не может не отразиться на их здоровье, а также на здоровье ребенка. К тому же и доля отца в воспитании остается невосполнима.

Ребенок нуждается в отце так же, как и в матери. Наличие обоих родителей позволяет гармонизировать процесс воспитания. По мнению американских ученых, если и можно выделить конкретный фактор, более других влияющий на развитие и эмоциональную устойчивость человека, то только добрые, насыщенные любовью и взаимопониманием отношения с обоими родителями — с матерью и отцом. Масштабные исследования, проведенные за последние 30 лет, показали, что в основе огромного количества форм психоневрозов и нарушений характера лежит факт разделения ребенка с матерью или отцом. Многие авторы отмечают: чтобы вылечить ребенка от невроза, необходимо участие в лечении обоих родителей. Таким образом, чтобы здоровье ребенка не подвергалось различным неблагоприятным воздействиям, а воспитательная ситуация в семье не выходила из-под контроля, нужны согласованные и целенаправленные действия обоих родителей.

Исследования, проводившиеся с целью выявления состояния здоровья детей из неполных семей, показали, что негативное воздействие такой семьи сказывается еще до рождения ребенка. Согласно статистике, в неполных семьях в 2 раза чаще рождаются недоношенные дети (14% против 7% детей из полных семей); каждый второй-третий ребенок рождается с аномалией развития, с наличием внутричерепной родовой травмы или другими проявлениями перинатальной патологии. По мнению медиков, такое положение в значительной мере обусловлено большим распространением вредных привычек среди будущих матерей: удельный вес курящих среди них составил 70% (в контрольной группе 29%), употребляющих алкоголь (более 500 г. в неделю) почти 40% (в контрольной — 24%). Поскольку статистика внебрачных рождений до последнего времени показывала два пика — 15—19 лет и 40—44 года, то логично предположить, что юные мамы из первой группы просто не задумывались о здоровье своего ребенка, а матери, относящиеся ко второй, уже имели проблемы с собственным здоровьем.[62]

В ряде случаев матери, воспитывающие детей в неполных семьях, по мнению Я.Г. Николаевой, неадекватно оценивают состояние здоровья своего ребенка. Их субъективные оценки не совпадают с объективными показателями. Случается, матери просто не обращают внимания на здоро­вье детей. Однако возможна и другая крайность, когда мать начинает внушать ребенку идею о слабости его здоровья. А ведь, как считают многие специалисты и у нас, и за рубежом, последствия такого «разрушающего» влияния родителей имеют тяжелые последствия и способны оказывать негативное влияние на всю «взрослую» жизнь ребенка.

Правы те ученые, которые отмечают, что уже сама атмосфера неполной семьи, ее сниженный статус являют собой состояние постоянного стресса. А стресс — это почва для различного рода изменений в психике человека. Анализ показателей возрастной заболеваемости позволяет сделать вывод, что более высокий уровень заболеваемости у детей, воспитывающихся в неполных семьях, сохраняется во всех возрастных группах. Оказалось также, что дети из неполных семей в 2,6 раза чаще детей из полных семей попадают в больницы (134,7% против 51,9%). Оценка физического развития в целом показала, что дети из неполных семей значительно уступают детям из полных: 39,4% против 53,5%. Важно отметить, что приведенные данные свидетельствуют как о физических, так и психологических отклонениях в здоровье детей и подростков из неполных семей. Причем следует помнить, что данные отклонения внешне могут проявляться и как нарушение социального поведения, и как низкая успеваемость ребенка в учебе.

Отечественный исследователь И.Г. Грачева, обратившаяся к проблеме матерей-одиночек, отмечает, что сам факт внебрачного рождения является фактором риска для дальнейшего развития ребенка, смертность среди внебрачных детей в 2,1 раза превышает смертность среди детей из полных семей. Среди внебрачных детей в 2,8 раза больше недоношенных, такие дети подвергаются большей опасности возникновения аномалий развития, чем рожденные в браке. У большинства женщин (75%) внебрачные дети были нежеланными. У трети женщин беременность протекала на фоне хронических заболеваний, при этом почти 50% из них имели гинекологические заболевания.

Особенно тяжелым для детей является период после развода. Они с трудом привыкают к новой ситуации. Достаточно, например, пятилетнему ребенку намекнуть о том, что папа может увести его и никогда не вернуть маме, а мама измучается вечной тоской по нему, как ребенок начнет бояться отца, будет упрямиться идти к нему в гости. Возможно, это выглядит несомненным успехом матери. Однако она платит за этот «успех» неустойчивым мироощущением ребенка в течение долгого времени.

Неуверенность ребенка может серьезно отразиться на его отношении к матери, которая, казалось бы, «победила». Все ситуации продлевают конфликт между родителями, неизбежно усиливают и продлевают состояние неуверенности у ребенка. Когда конфликт между родителями становится хроническим, то неуверенность ребенка выходит за границу допустимого и принимает патологические формы.

Одной из важных психологических проблем в неполной семье является отсутствие возможности знакомиться с разными вариантами социального опыта. Ограниченный круг социальных ролей, которые узнает ребенок в неполной семье, оказывает большое влияние на его развитие. Ему практически знакома одна социальная роль - его матери (отца). Здесь появляется угроза односторонности, недобрые плоды которой могут созреть значительно позже. В подобных случаях часто бывает так, что ребенок, до того времени образцово послушный, управляемый и полностью зависимый от своего воспитателя вдруг начинает противиться той роли, которую ему создали его воспитатели, искать совершенно новые свои пути. Но так как с самого начала жизни у этого ребенка не было социального опыта, поэтому он может быстро споткнуться, очутиться в затруднительном положении, встать на ложный путь. Некоторые психологи считают, что ограниченные возможности знакомства с разными общественными ролями в неполной семье больше всего касаются девочек. В раннем детстве отсутствие отца они ощущают довольно слабо, но в подростковом возрасте влияние этого фактора значительно усиливается. Некоторые девушки, живущие после развода родителей с матерью, имеют склонность к обольщению мужчин, иногда проявляют неразборчивость в связях. Такие девушки могут переживать противоречивые чувства к представителям противоположного пола, вызванные негативными воспоминаниями о собственных отцах. Они рано начинают встречаться с мужчинами и часто вступают в интимные отношения с ними.

Девочки, чьи отцы умерли, наоборот, могут стать чрезмерно застенчивыми и испытывать крайнюю неловкость в обществе мужчин. Причиной этому, по-видимому, служит недостаток навыка общения со взрослыми представителями противоположного пола. Совершенно иная ситуация складывается, когда девочка воспитывается только отцом. В таком случае она может идентифицировать себя с мужским типом поведения и в той или иной мере утратить женственность.

Принято считать, что мальчики, потерявшие отца и не имеющие примера мужественного родителя, в большей степени вероятности являются носителями слабо выраженного мужского начала, неотчётливо осознают свою мужскую роль в семье и обществе, склонны к зависимости от других, редко проявляют агрессивность и неуверенно чувствуют себя в общении со сверстниками. Чем раньше мальчик лишается отца и чем дольше длится период отсутствия мужчины в доме, тем сильнее это на нём сказывается. Однако по мере взросления влияние отсутствия отца на него начинает уменьшаться. К моменту окончания школы подростки, воспитываемые матерями, в той же мере адаптируются к своей мужской роли и имеют те же свойственные их полу предпочтения и интересы, что и их сверстники, выросшие рядом с отцами. Благодаря спортивным, естественнонаучным или техническим интересам, как правило, мальчики находят достаточное количество положительных мужских примеров. Очень часто у них возникает стремление взять на себя роль главы семейства, то есть по существу «отцовскую» роль. Тогда он старается помогать матери, совместно с ней решать семейные проблемы. В таких условиях этим подросткам бывает очень трудно смириться с потерей своего места в семье, если у матери появляется перспектива нового супружества.

Социальные проблемы неполных семей связаны в первую очередь с малообеспеченностью, которая обусловлена наличием всего одного трудового дохода в семье (не говоря уже о тех экстремальных случаях, когда семья не имеет трудового дохода вообще и вынуждена жить на пособие по безработице либо на пособия детей). По результатам исследований Института социально-экономических проблем народонаселения последних лет неполные семьи с несовершеннолетними детьми по всем критериям входят в самый многочисленный слой малоимущего (бедного и очень бедного) населения.

Так как большинство неполных семей – это материнские семьи, то проблема малообеспеченности в большей степени затрагивает именно эту категорию. Женщине одной приходится формировать семейный бюджет, выполнять домашнюю работу, заниматься воспитанием детей, иными словами, сочетать роли и обязанности обоих родителей и тем самым обеспечивать сохранение института семьи. Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного обязанностями по уходу за детьми. Доход от алиментов в том случае, когда дети имеют на них право и реально получают их, обычно покрывает не более половины стоимости содержания детей.Эта ситуация касается также неполных расширенных семей, когда дети обеспечиваются материально и воспитываются поколением прародителей – бабушками и дедушками.

Общеизвестна динамика российской занятости. Среди общего количества семей безработных с несовершеннолетними детьми 98% воспитывают детей одни. И это, как правило, женские семьи. Как отмечают Л. Савинов и Е. Кузнецова, каждая пятая подобная семья пребывает в зоне повышенного риска и особенно нуждается в заботе государства.

Каждый шестой родитель в рассматриваемых семьях не достиг 30 лет. Учитывая, что у молодых обычно небольшой трудовой опыт, для них безработица чревата деструкцией социального тонуса и внутрисемейных отношений. Материальные условия существования неполных семей, в которых родитель безработный, на фоне подорванных систем дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительного отдыха, коммерционализации образования, ослабления социальной инфраструктуры являются причинами того, что дети стали хуже питаться в количественном и качественном отношении, снижается качество лечения, услуг в сфере образования, сокращаются возможности для досуга и отдыха во время каникул, доступ к зрелищным и культурным мероприятиям для детей.

Всё это ведёт к дезадаптации жизнедеятельности и определяет стратегию большинства малообеспеченных семей, как стремление к выживанию. Некоторые исследователи, в частности Т.А. Гурко, считают, что появляется проблема психологической приспособляемости к новой ситуации, которая вызывает ухудшение социального самочувствия, рост ощущения беспокойства, тревоги, неуверенности в будущем.

Еще более сложными и не имеющими однозначного решения являются социально-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей. Учитывая, что подавляющее большинство неполных семей состоит из матери и ее детей, в основном эти проблемы касаются женщин. Это, во-первых, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут остаться у детей после развода родителей. Нередко дети винят себя за распад семьи и полагают, что папа ушел из дома потому, что они не были достаточно хорошими. Во-вторых, распад семьи может породить у женщин чувство вины перед детьми, из-за чего возникает гиперопека по отношению к ним. Стремясь не допустить снижения их жизненных стандартов, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости в свою очередь не может уделять ребенку (детям) достаточно времени и внимания. Или, напротив, обиду на разбитую семейную жизнь женщина вымещает на детях. Но при всей жертвенности и героических усилиях, она не может обеспечить полноценных условий социализации ребёнка, под которой психологи понимают обычно весь процесс вхождения его в социальную среду, приспособление к ней, освоение социальных ролей и функций. В неполных семьях процесс социализации усложняется и деформируется. К тому же, часто неудачный опыт семейной жизни способен вызвать у женщины негативное отношение ко всем мужчинам и страх перед созданием новой семьи. Такой стереотип поведения она, скорее всего, будет формировать и у своей дочери. В любом случае о благоприятном психологическом климате в семье говорить не приходится.

Исследования показывают, что одинокая мать имеет более выраженную установку на воспитание детей, чем мать в полной семье. Мать стремится своим влиянием, своей любовью, своей заботой компенсировать то, что, по её мнению, дети недополучают из-за отсутствия отца. По отношению к детям такая мать занимает опекающую, охранительную контролирующую, сдерживающую инициативу ребёнка, позицию. Это способствует формированию социально ранимой, безынициативной, несамостоятельной, поддающейся внешним влияниям личности.

Самая же большая сложность - затруднения в правильной полоролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок вырастает, определяя себя как мальчика или девочку, юношу или девушку, мужчину или женщину и формируя стереотипы своего восприятия и поведения, таким образом, какой присущ, по его мнению, именно данному полу.

Хотя полоролевая окраска поведения людей в различных сферах изучена далеко не достаточно, в семейных взаимоотношениях она проявляется наиболее контрастным образом. Социально-психологический стереотип предписывает социальной роли мужчины такие черты и признаки, которые не присущи социальной роли женщины. Сама по себе жесткая определенность этих ролей может неблагоприятно воздействовать на людей, накладывая на них непосильную ношу, если человек слаб, а стереотип требует от него доминирования, или наоборот. Но в неполной семье, тем более если она стала таковой на ранних стадиях социализации ребенка или изначально была неполной, перед его глазами нет образца того, как должны вести себя мужчины, как женщины в различных ролевых ситуациях. Поведение подрастающих мужчин и женщин формируется в хаотическом смешении черт различных стереотипов. Поэтому в своей собственной семье они далеко не всегда могут продемонстрировать адекватное полоролевое поведение; это ведет к дисфункциональности и конфликтам, а может и к распаду новой семьи.

Мужчины или женщины, воспитанные в неполной семье, воспринимают развод как рациональное решение семейных проблем, ориентируясь при этом на опыт родителей, что облегчает их выбор. По данным российских исследований, у мужчин процент удовлетворённости браком выше, чем у женщин. Женщина, воспитанная в неполной семье представляет больший риск «копирования» негативного опыта своей матери, чем мужчины. По мнению М. Макаровой, высказанной ею в статье «Одинокая мать в современном обществе», женщина от природы склонна поступать в соответствии с накопленным опытом. Мужчина же, напротив, в силу природной склонности к новаторству, способен изменить своё поведение в зависимости от меняющейся ситуации.

Специфичны проблемы отцовской неполной семьи. Это не традиционная модель, поэтому весь уклад жизни, включая привычки общественного восприятия, не вполне к ней приспособлены. Те же проблемы полоролевой ориентации стоят перед ними. Кроме того, отец с ребенком (детьми) более «бракоспособен» по сравнению с одинокой матерью, у него больше шансов создать новую семью. Поэтому одной из проблем такой семьи будет строительство отношений между ребенком (детьми) и новой женой отца (возможно, с ее детьми).

К социальным проблемам неполных семей можно отнести также проблемы одиночества, влияние внешней среды на формирование личности ребенка, его противоправное поведение, пристрастие к алкоголю, наркотикам и др. Обобщив всё выше сказанное, можно сделать вывод, что неполным семьям в процессе своего существования приходится сталкиваться с множеством проблем. Наиболее остро стоят социально - психологические и материальные проблемы, которые требуют немедленного и эффективного разрешения.

Во всем цивилизованном мире на проблемы семьи с одним родителем обращают сегодня самое пристальное внимание. Например, в рамках проекта по созданию Декларации о правах и ответственности семьи, осуществляемо-

го под эгидой ООН, среди приоритетных положений семейной политики выделены специальные меры социальной и экономической поддержки «семей с особыми проблемами». Изучение опыта европейских стран в проведении активной социальной политики в отношении одиноких родителей показало, что вопреки мнению некоторых скептиков, женщины не рожают детей специально для того, чтобы воспользоваться социальными пособиями, а супружеские пары не разводятся ради этого. При этом специалисты считают, что более эффективной является политика, ориентированная одновременно на занятость одиноких родителей и на развитие всех форм социальной помощи, позволяющей совмещать профессиональную и родительскую роли (уход за детьми, гибкий или сокращенный график работы, бесплатное переобучение и др.). При этом всем малоимущим семьям с детьми выплачиваются денежные пособия на детей, на оплату и приобретение жилья, а одиноким родителям, не получающим помощи от второго родителя, дополнительное государственное пособие.

Кроме того, большой популярностью пользуется новая услуга для матерей-одиночек – «папа напрокат». Например, в Чехии любая мама может нанять мужчину, поручив ему роль папы или дедушки своего малыша, а все остальное – уже дело рук специалиста. Папа напрокат может почти все: поход в зоопарк, на рыбалку, родительское собрание, задушевная беседа, нужная критика и т.д. В компании «Папа напрокат» принимают на работу только мужчин с высшим образованием, только женатых, у кого есть свои дети, чтобы клиентки видели, что у них все в порядке дома и со своими детьми они обращаются нормально. Подобные фирмы есть и в других странах, например, в Австрии, Франции.

В США, в отличие от европейских стран, государство не оказывает значительной помощи неполным семьям. В США нет общей для всех системы поддержки семей с детьми. Одиноким родителям не выплачивается пособие на жилье. Дети разведенных родителей не получают гарантированного минимума в тех случаях, когда живущий отдельно родитель не оказывает материальной поддержки.

В России проблемами неполных семей стали заниматься сравнительно недавно. Тем не менее, эта работа на сегодняшний день проводится различными государственными органами: Министерством здравоохранения и социального развития, Министерством образования, Государственным комитетом по делам молодежи и т. д.

Законодательную систему государственной социальной защиты, льгот и гарантий вряд ли можно расценивать как достойную материальную помощь семьям с детьми. Первая и главная помощь здесь, конечно, — материальные и социальные льготы. Но необходимо отметить, что не все неполные семьи пользуются благами, предусмотренными законодательством, в полном объеме, поскольку федеральное законодательство предоставляет право пособия в двойном размере только тем матерям, у которых в метрике ребенка нет записи об отце, либо запись сделана со слов матери, а сам отец официально ребенка своим не признал. К этой же льготной категории относятся и разведенные матери, не получающие алиментов. Поэтому очевидно — большая часть неполных семей страдает от нехватки материальных средств.

В России еще не сформировалась система помощи неполным семьям, у нас существует политика, ориентированная на поддержку всех семей с детьми. Действующая система семейных пособий в нашей стране по ряду причин является недостаточно эффективной. В среднем невелика их доля в совокупном доходе семей с детьми. Размеры пособий незначительны, в качестве их базы используется не прожиточный минимум, а минимальная зарплата, которая редко индексируется. Пособия не учитывают уровня дохода их получателей. Материальная помощь семьям с детьми на местном уровне развита слабо.

Помощь неполным семьям для россиян — пока только скромные материальные дотации. А за рубежом это уже целые программы. Но поскольку там не принято обсуждать публично проблемы семейной жизни, то вопросы стабилизации и гармонизации отношений между супругами пытаются решать двумя способами: добрачной подготовкой (чаще прерогатива церкви) и созданием кризисных центров по преодолению последствий разводов (реже вдовства). В США существуют организации, занимающиеся проблемами, связанными с разводами, вдовством и расставаниями родителей. Программы таких организаций включают психологическую, юридическую, социальную помощь. Огромным количеством разводов озабочена и церковь, которая предлагает различные программы семейной помощи. Одной из старейших организаций, оказывающих помощь одиноким родителям, является международная некоммерческая открытая образовательная организация, основанная в 1958 г., «Родители без партнеров». Ее цель — забота об интересах и благосостоянии членов неполных семей, ею же издается журнал «Одинокий родитель», а также осуществляются разнообразные программы поддержки; наиболее распространенная «Спасите наши души».

С целью оказания помощи разведенным родителям разработаны и проводятся специальные семинары, задача которых — подсказать не только лучшие способы налаживания новых взаимоотношений с собственным ребенком, но и помочь понять всю гамму чувств и переживаний ребенка в процессе развода и после него. Родители получают возможность взглянуть на развод глазами сына или дочери. Существуют программы, которые реализуются непосредственно в школах. В их основе — идея групп поддержки для детей и для их родителей.

Конечно, каждое общество ищет свой путь. Возможно, для нашей страны такая работа вряд ли покажется обнадеживающей. Но, как отмечает Я.Г. Николаева, практика показала: большинство родителей считают, что эти программы стоят затраченного времени и усилий. В частности, программы, поощряющие отца поддерживать отношения с детьми, как оказалось, самым положительным образом влияют на мужчин.[63]

Одним из условий, обеспечивающих результативность социальной работы с неполными семьями, является разработка и внедрение технологий социальной работы, с помощью которых обеспечивается достижение определенных целей и необходимых общественных изменений по отношению к отдельному члену семьи или всей семье в целом. Эти технологии позволяют осуществить широкий спектр социальных, социально-экономических, социально-психологических, медико-социальных и других мероприятий для решения проблем неполной семьи.

Применительно к неполным семьям большое значение имеет социальная профилактика. Важно отметить, что дети из неполных семей воспринимают разводы как нормальное решение семейных проблем. Среди разводящихся супругов больше тех, кто воспитывался в неполных семьях. Девочки, которые воспитывались одним родителем, чаще делают аборты. Данные тенденции порождают лишь ещё большее число неполных семей.

К решению данной проблемы необходим, прежде всего, комплексный подход. Социальная профилактика данной проблемы подразумевает научно-

обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение распада семей. Очень важно внедрение государственных программ, основанных на научных данных о неполной семье. Приоритетным направлением представляется развитие сети учреждений, специализирую-

щихся на оказании помощи семье. Было бы полезно организовать педагоги-

ческие курсы для родителей (при детских садах, школах), где специалисты освещали бы вопросы воспитания, особенностей детской психологии.

В данном вопросе необходимо особое внимание уделить детям. Уже со школьной скамьи они должны знать об ответственности, которая ждёт их в семейной жизни. Возможно, при правильно поставленном обучении удастся предотвратить множество будущих разводов и других сложных семейных ситуаций.

Неполные семьи имеют много проблем, решение которых требует вмешательства третьего лица. Но не просто какого-либо друга или соседа, а профессионала, способного корректно указать правильный путь.И здесь на первый план выходит другая важная технология, используемая в работе с неполными семьями, как социальное посредничество.

Ещё одна технология, которая может применяться в работе с неполными семьями, социальное консультирование, которое предполагает использова-

ние разнообразных приёмов, методов и форм работы с неполной семьей. Это убеждение, просвещение, воспитание, анализ ситуации, причин вызывающих её, совместный поиск решения, конструктивная дискуссия и др. Не менее значимы в работе с неполными семьями и такие виды технологий, как социальная диагностика, социальная адаптация и реабилитация, и др.

Таким образом, можно констатировать только одно: проблемами неполных семей, прежде всего, должно озаботиться государство. В первую очередь, предпринимая все возможные меры по укреплению нуклеарной семьи, что позволит предотвратить увеличение количества неполных семей. На сегодня действенное разрешение вопросов финансирования неполных семей, так же, как и реализация методов психологической реабилитации членов неполных семей, в подавляющем числе случаев носит лишь декларативный характер.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: