ПримеРы тестовых заданий контроля за усвоением знаний студентов




 

ТЕМА 3. 1 «МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ,

ИХ РАЗВИТИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ»

 

1. Нервная ткань развивается из:

а) мезодермы; в) энтодермы;

б) мезенхимы; г) эктодермы.

 

2. Специфическими функциями нервных клеток являются:

а) восприятие изменений из внешней и внутренней среды;

б) передача сигнала другим нервным клеткам и клеткам эффекторам;

в) кодирование и обработка информации;

г) хранение информации;

д) способность к фагоцитозу.

 

3. Укажите морфологические особенности нервных клеток

а) наличие специализированных контактов-синапсов;

б) значительное развитие эндоплазматической сети, комплекса Гольджи,

что указывает на значительную активность синтетических процессов;

в) наличие нейротрубочек и нейрофиламентов, обеспечивающих транспорт веществ;

г) многочисленные митохондрии палочковидной формы с коротким жизненным

циклом (быстро изнашиваются);

д) многоядерность.

 

4. Основной функцией дендритов является:

а) проведение информации к телу нервной клетки;

б) выработка медиатора;

в) инактивация медиатора;

г) проведение информации от тела нервной клетки к эффектору.

 

5. Основной функцией аксонов является:

а) проведение информации к телу нервной клетки;

б) инактивация медиатора;

в) проведение информации от тела нервной клетки к эффектору;

г) выработка медиатора.

 

6. Изолирующую и трофическую функцию в миелинизированном

волокне выполняет:

а) мембрана клетки; в) перехваты Ранвье;

б) нейрофибриллы; г) миелиновая оболочка.

 

7. Структурное образование, обеспечивающее передачу импульса возбуждения с одной клетки на другую носит название:

а) нерв; в) синапсы;

б) перехват Ранвье; г) аксонный холмик.

 

8. Самыми многочисленными нейронами взрослого человека являются:

а) униполярные; в) псевдоуниполярные;

б) биполярные; г) мультиполярные.

 

9. Спинномозговой канал и желудочки мозга выстланы:

а) микроглией; в) олигодендроглиоцитами;

б) астроцитами; г) эпендимоглиоцитами.

 

10. Большая часть нейронов центральной нервной системы относится к типу

а) двигательные; в) смешанные;

б) чувствительные; г) вставочные.

 

11. Физиологическая регенерация нейронов в постнатальном

онтогенезе обеспечивается:

а) митозами нейробластов;

б) дифференцировкой астроцитов;

в) размножением олигодендроглиоцитов;

г) дифференцировкой и размножением нейронов;

д) внутриклеточной регенерацией.

 

12. Установите соотношение между отдельными функциями нейронов и типами нейронов, которые эти функции выполняют:

 

1. осуществляют в ЦНС передачу нервного импульса с одного нейрона на другой; а) чувствительные; б) вставочные; в) двигательные.
2. передают нервные импульсы от рецепторов органов чувств и внутренних органов в мозг;
3. передают нервные импульсы мышцам;
4. передают нервные импульсы от внутренних органов в мозг;
5. передают нервные импульсы к железам.  

 

13. Рецепторы – это нервные образования, которые:

а) воспринимают информацию из внешней среды;

б) воспринимают информацию из внутренней среды;

в) воспринимают возбуждение, передающееся к ним по двигательным нейронам;

г) располагаются в центральной нервной системе.

 

14. Рефлекс представляет собой основу

а) передачи измененных признаков от родителей потомкам;

б) наследственности организмов;

в) нервной деятельности человека и животных;

г) эволюции животных и человека.

 

15. В какой последовательности компоненты рефлекторной дуги включаются в осуществление рефлекса?

а) исполнительный орган, двигательный нейрон, вставочный нейрон,

чувствительный нейрон, рецептор;

б) рецептор, чувствительный нейрон, вставочный нейрон, двигательный

нейрон, исполнительный орган;

в) двигательный нейрон вставочный нейрон, чувствительный нейрон,

исполнительный орган, рецептор;

г) вставочный нейрон, чувствительный нейрон, рецептор, исполнительный

орган, двигательный нейрон;

д) чувствительный нейрон, рецептор, исполнительный орган, вставочный

нейрон, двигательный нейрон.

 

16. Нервным импульсом называют:

а) электрическую волну, бегущую по нервному волокну;

б) передачу информации с одного нейрона на следующий;

в) передачу информации от клетки к клетке;

г) процесс, обеспечивающий торможение в нервной системе.

 

17. Преобразование энергии внешнего раздражения в энергию нервного импульса происходит:

а) в теле нейрона; в) в рецепторах;

б) в перехватах Ранвье; г) в нервных волокнах.

 

18. Функциональной особенностью химического синапса является:

а) двустороннее проведение возбуждения;

б) отсутствие синаптической задержки;

в) развитие только возбуждения;

г) одностороннее проведение возбуждения.

 

19. В процессе длительного нервно-мышечного проведения возбуждения

утомление наступает в первую очередь в:

а) в соме нервных клеток; в) в скелетной мышце;

б) в нервном волокне; г) в нервно-мышечном синапсе.

 

20. Принцип общего конечного пути в координированной деятельности

центральной нервной системе действителен:

а) только для мотонейронов спинного мозга;

б) только для нейронов высших отделов ЦНС;

в) только для нейронов вегетативных ганглиев;

г) для нейронов любого отдела ЦНС.

 

21. Медиатором, вызывающим торможение в синапсах ЦНС, является:

а) ацетилхолин; в) глицин;

б) норадреналин; г) адреналин.

 

22. Медиатором в синапсах скелетных мышц человека является:

а) гистамин; в) ГАМК;

б) ацетилхолин; г) серотонин.

 

23. Вегетативная нервная система управляет работой:

а) скелетных мышц; в) кишечника;

б) сердца и сосудов; г) почек.

 

24. Серое вещество центральной нервной системы образовано:

а) телами нейронов;

б) проксимальными участками отростков нейронов, дендритами;

в) многочисленными синапсами;

г) протоплазматическими астроцитами;

д) аксонами нейронов.

 

25. Белое вещество центральной нервной системы образовано:

а) волокнистыми астроцитами;

б) длинными отростками нейронов;

в) олигодендроглиоцитами;

д) нервными волокнами.

 

26. Возрастными электрофизиологическими характеристиками для

нейронов новорожденных являются:

а) потенциал покоя ниже, чем взрослых (около – 50 мВ);

б) меньшее количество синапсов, в том числе тормозных;

в) более продолжительная синаптическая задержка;

г) нейроны менее возбудимы;

д) нейрофизиологические характеристики нейронов новорожденных

не отличаются от таковых у взрослых.

 

27. Изменение скорости проведения возбуждения с возрастом

определяется следующими факторами:

а) увеличением диаметра аксонов;

б) образованием миелиновой оболочки и сменой непрерывного проведения

нервных импульсов сальтаторным;

в) увеличением амплитуды потенциала действия;

г) пространственным распределением в мембране нейрона ионных каналов;

д) увеличением количества аксонов.

 

28. Для оптимальной интенсивности синаптогенеза в раннем детстве необходимы:

а) сенсорная депривация;

б) сенсорнообогащенная среда;

в) постоянный контакт со взрослыми;

г) отсутствие сенсорных воздействий;

д) интенсивный поток информации, проходящий через синапсы;

е) отсутствие стрессорных воздействий.

 

29. В процессе созревания нервной системы:

а) увеличивается количество нейронов и серого вещества;

б) увеличиваются размеры и количество синапсов;

в) увеличивается число глиальных клеток и количество белого вещества;

г) уменьшаются размеры и количество синапсов;

 

30. По чувствительному нейрону возбуждение направляется:

а) в центральную нервную систему; в) к рецепторам;

б) к исполнительному органу; г) к мышцам.

ВЫБЕРИТЕ НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ:

1. Нейроны и нейроглия относятся к статическим популяциям клеток.

2. Способность к делению в постнатальном онтогенезе не утрачивают зрелые астроциты и олигодендроглиоциты.

3. В пределах коры больших полушарий раньше всего созревают крупные пирамидные клетки, а затем более мелкие интернейроны.

4. Двигательные зоны коры больших полушарий развиваются быстрее сенсорных.

5. Синаптогенез в раннем постнатальном периоде особенно активен и направлен не только на дозревание мозга, но и на его адаптацию к условиям внешней среды.

6. Интенсивность синаптогенеза в различных зонах центральной нервной системы не зависит от интенсивности проходящих через них потоков информации.

7. Полностью миелинизация нервных волокон завершается к 18 – 20 годам.

8. Поврежденные нервные волокна головного и спинного мозга не регенерируют, исключение составляют аксоны нейросекреторных клеток гипоталамуса.

9. В подавляющем большинстве случаев рефлекторные дуги состоят из двух нейронов - чувствительного и двигательного.

10. В черепно-мозговых нервах миелинизация осуществляется раньше, чем в спинномозговых.

 

ТЕМА 3.4. «НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫОБУЧЕНИЯ

И ВОСПИТАНИЯ»

 

1. Рефлекс, вырабатывающийся в онтогенезе при условии неоднократного сочетания индифферентного раздражителя с безусловным рефлексом называется.

 

а) безусловным; в) ориентировочным;

б) спинальным; г) условным.

 

2. Для формирования условного рефлекса необходимо соблюдать все

требования кроме:

а) индифферентный раздражитель должен быть слабее безусловного подкрепления;

б) индифферентный раздражитель должен быть сильнее безусловного подкрепления;

в) индифферентный раздражитель должен предшествовать безусловному подкреплению;

г) функциональное состояние центральной нервной системы должно быть нормальным.

 

3. Условные рефлексы первого порядка вырабатываются на базе:

а) других условных рефлексов;

б) внешнего тормоза;

в) безусловного рефлекса;

г) ориентировочного рефлекса.

 

4. В основу классификации типов ВНД по И.П. Павлову положены свойства

нервных процессов:

а) пластичность, лабильность, утомляемость;

б) сила, лабильность, утомляемость;

в) сила, подвижность, пластичность;

г) сила, подвижность, уравновешенность.

 

5. Способность быстро и прочно вырабатывать условные рефлексы

наиболее выражена у

а) холерика; в) меланхолика;

б) флегматика; г) сангвиника.

 

6. Изменение функций дыхания и кровообращения у легкоатлета перед стартом

есть результат проявления рефлекса:

а) ориентировочного; в) условного;

б) безусловного; г) защитного.

 

7. Цепь условных рефлексов, выработанных в результате практики,

и осуществляющихся в строго определенной последовательности, это:

а) динамический стереотип;

б) условный рефлекс 3-го или 4-го порядка;

в) инстинкт;

г) безусловный рефлекс.

 

8. Безусловное торможение условных рефлексов имеет следующие проявления:

а) не требует выработки;

б) требует выработки;

в) не вызывает торможения в центрах условного рефлекса;

г) не сопровождается реализацией динамического стереотипа.

 

9. К безусловному торможению условных рефлексов относится:

а) угасательное; в) запаздывающее;

б) дифференцировочное; г) гаснущий тормоз.

 

10. Торможение условно-рефлекторной деятельности под действием

чрезмерно сильного раздражителя называется:

а) запаздывающим; в) запредельным;

б) условным тормозом; г) дифференцировочным.

11. Торможение условных рефлексов, вырабатываемое в процессе

жизнедеятельности, называется:

а) условным;

б) ориентировочно-исследовательской реакцией;

в) реципрокным;

г) запредельным.

 

12. К условному торможению относятся:

а) угасательное, реципрокное, дифференцировочное, возвратное;

б) угасательное, дифференцировочное, запредельное, запаздывающее;

в) условный тормоз, дифференцировочное, запредельное, латеральное;

г) угасательное, дифференцировочное, условный тормоз, запаздывающее.

 

13. Вид условного торможения, обеспечивающего приуроченность ответной

реакции к определенному времени, это:

а) гаснущий тормоз; в) дифференцировочное;

б) угасательное; г) запаздывающее.

 

14. Вид условного торможения, позволяющий различать близкие по

параметрам свойства раздражителей, это:

а) внешнее; в) условный тормоз;

б) дифференцировочное; г) запаздывающее.

 

 

15. На скорость выработки дифференцировочного торможения более всего влияет:

а) сила возбуждения;

б) подвижность нервных процессов;

в) сила тормозных процессов;

г) уравновешенность нервных процессов.

 

16. Внутреннее торможение – это

а) формирование нового доминантного очага возбуждения;

б) разрушение рефлекторной дуги условного рефлекса;

в) торможение в дуге условного рефлекса;

г) ограничение сознания.

 

17. В основу классификации «художественного», «мыслительного» и

смешанного типов ВНД у человека по И.П. Павлову положен принцип:

а) соотношения процессов возбуждения и торможения;

б) соотношение I и II сигнальных систем;

в) уравновешенность нервных процессов;

г) соотношение массы серого и белого вещества.

 

18. Для нервных процессов живого типа высшей нервной деятельности по

И.П. Павлову характерны:

а) большая сила, высокая подвижность, уравновешенность;

б) большая сила, низкая подвижность, уравновешенность;

в) малая сила, высокая подвижность, уравновешенность;

г) большая сила, высокая подвижность, неуравновешенность.

 

19. Для нервных процессов спокойного типа высшей нервной деятельности по

И.П. Павлову характерны:

а) большая сила, высокая подвижность, неуравновешенность;

б) малая сила, высокая подвижность, уравновешенность;

в) малая сила, низкая подвижность, уравновешенность;

г) большая сила, низкая подвижность, уравновешенность.

 

20. Для нервных процессов слабого типа высшей нервной деятельности по

И.П. Павлову характерны:

а) уравновешенность; в) большая сила, высокая подвижность;

б) высокая подвижность; г) малая сила.

 

21. Реакция собаки на команду хозяина – это пример рефлекса:

а) безусловного; в) передающегося по наследству;

б) условного; г) характерного для всех особей вида.

 

22. Что лежит в основе забывания?

а) внешнее торможение условного рефлекса;

б) запаздывание;

в) угасание;

г) условное торможение.

 

23. Какой вид торможения лежит в основе ситуаций, связанных с запретом

в определенных условиях какой-либо деятельности

а) выработка внешнего торможения;

б) выработка дифференциального торможения;

в) выработка запредельного торможения;

г) условный тормоз.

 

24. Физиологическими механизмами запредельного торможения могут быть:

а) включение особых тормозных механизмов, ограничивающих возбуждение в нейросетях;

б) недостаток питания (глюкоза) и кислорода;

в) накопление продуктов обмена веществ;

г) истощение запасов медиаторов в синапсах;

д) нарушение ионного баланса в нервной ткани.

 

25. Слабость нервных процессов может рассматриваться как следствие:

а) снижения активности моноаминергических систем мозга (норадреналина,

дофамина, серотонина);

б) недостаточного уровня активности ГАМК-ергической системы;

в) избытка или недостатка в крови гормонов щитовидной и половых желез;

г) уменьшения количества нервных клеток.

 

26. Двухнедельного ребенка мать взяла на руки при кормлении, при этом

возникли сосательные рефлексы, это проявление:

а) условного рефлекса на положение при кормлении;

б) врожденного безусловного сосательного рефлекса;

в) условного рефлекса на время кормления;

г) проявление ориентировочного рефлекса.

 

27. Внешнее торможение возникает

а) при действии внешних сильных новых очагов возбуждения;

б) при постепенном угасании существующего условного рефлекса;

в) вне зависимости от действия внешнего раздражителя;

г) по истечении определенного времени для всех условных рефлексов.

 

28. Угасание условного рефлекса при неподкреплении его безусловным

раздражителем является:

а) безусловным торможением; в) осознанным поступком;

б) рассудочным действием; г) условным торможением.

 

29. Укажите признаки условных рефлексов

а) передаются по наследству;

б) не передаются по наследству;

в) приобретаются в течение жизни;

г) врожденные;

д) характерны для всех особей вида;

е) индивидуальны для каждой особи.

 

30. Выделите признаки безусловного торможения:

а) врожденное;

б) причина его возникновения вне структуры тормозного рефлекса;

в) возникает внутри центральных структур условных рефлексов;

г) поддается тренировке;

д) лежит в основе тонкого распознавания сенсорных факторов среды;

е) уточняет условные рефлексы, делает поведение более приспособленным

к конкретной окружающей ситуации;

ж) ограждает клетки мозга от избыточного расходования энергетических ресурсов.

 

31. Укажите правильную последовательность процессов при образовании

условных рефлексов

а) сильный ориентировочный рефлекс, неустойчивая условная реакция;

б) устойчивый условный рефлекс с минимальным проявлением вегетативных реакций;

в) устойчивый условный рефлекс, включающий не только ответную реакцию,

но и значительные вегетативные реакции;

г) формирование динамического стереотипа.

 

 

32. Для периода раннего детства характерны следующие особенности

высшей нервной деятельности:

а) работоспособность увеличивается постепенно;

б) малая выносливость нервных клеток. Чем младше ребенок, тем быстрее он утомляется;

в) тормозные условные рефлексы образуются трудно;

г) слабая подвижность нервных процессов;

д) нервные процессы характеризуются достаточной уравновешенностью и силой.

 

33. Чем старше ребенок, тем более выражена следующая стадия образования

условных рефлексов

а) сильный ориентировочный рефлекс, неустойчивая условная реакция;

б) устойчивый условный рефлекс, включающий не только движение,

но и значительные вегетативные реакции;

в) устойчивый условный рефлекс с минимальным проявлением вегетативных реакций.

 

34. К 6 месяцам четко выявляются 3 группы детей по свойствам нервной системы, соотнесите их с возможностями выработки условных рефлексов и торможения

 

а) легкая выработка как условных рефлексов, так и условного торможения; 1. сильные уравновешенные;
б) легкая выработка условных рефлексов и плохая условного торможения; 2. слабый тип;
в) плохая выработка условных рефлексов и практическая невозможность выработки условного торможения; 3. сильные неуравновешенные.
   

 

35. Реакция ребенка на бутылочку с питательной смесью – это пример рефлекса

а) врожденного;

б) приобретенного в течение жизни;

в) имеющийся у детей с искусственным или смешанным вскармливанием;

д) передающегося по наследству;

е) не передающегося по наследству.

 

36. Для ребенка первого года жизни очень важен строгий режим дня в связи с тем, что:

а) ключевое значение в формирующихся динамических стереотипах имеют

реакции, запускаемые интерорецепторами;

б) для них значимы изменения внешней обстановки и внешних воздействий;

в) вегетативные рефлексы, заложенные в этот период определяют регуляторные

механизмы управления внутренними органами;

г) для них значимы изменения времени сна, кормления, прогулок.

37. Основными характеристиками развития высшей нервной деятельности детей от 3 до 6 лет являются:

а) неуравновешенность процессов возбуждения и торможения в результате

чего общий уровень активации ЦНС часто избыточен;

б) повышенная двигательная активность и эмоциональность;

в) плохо формируются реакции условного торможения;

г) нервные процессы достаточно уравновешенны, хорошо выражены все виды

внутреннего торможения.

 

38. Основными характеристиками развития высшей нервной деятельности детей

от 6 до 10 лет являются:

а) достаточная уравновешенность нервных процессов, выраженность

всех видов внутреннего торможения;

б) быстро развивающаяся способность к тонким движениям пальцев;

в) довольно быстрое развитие утомления в связи с незначительной

силой нервных процессов;

г) развитие мозга приближается к уровню взрослых.

 

39. Для пубертатного периода онтогенеза (11-13 лет девочки, 13-15 лет мальчики) характерно:

а) повышение возбудимости ЦНС, усиление иррадиации возбуждения;

б) ослабление процессов торможения, ухудшение работы ГАМК-ергической

системы мозга, замедление речи;

в) ухудшение дифференцировки сигналов;

г) возрастание латентных периодов сенсомоторных реакций;

д) раздражимость, легкая утомляемость, расстройство сна.

 

40. Для нервной деятельности в юношеском возрасте характерно:

а) продолжение структурно-функционального созревания коры больших

полушарий, усложнение ее ансамблевой организации;

б) усиление метаболизма в нервных клетках;

в) в восприятии внешней информации увеличивается роль лобных областей коры;

г) завершается межполушарная интеграция и их специализация;

д) резко прирастает масса мозга.

 

ВЫБЕРИТЕ НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ:

 

1. Первые динамические стереотипы в нервной системе ребенка первого года жизни запускаются с рецепторов внутренних органов, поэтому очень важен строгий режим дня.

2. На втором году жизни происходит смена доминирующих потребностей ребенка с пищевого поведения на исследовательское, подражательное, игровое.

3. Нервные процессы с 6-10 лет характеризуются достаточной уравновешенностью, хорошо выражены все виды внутреннего торможения.

4. Характерной чертой большинства «кризисных» по отношению к высшей нервной деятельности ситуаций, наблюдаемых в онтогенезе человека, является относительная слабость тормозных (ГАМК-ергических) процессов по сравнению с возбудительными.

5. Период до 3-х лет является наименее сенситивным для становления и формирования речи.

6. Условные рефлексы у новорожденных неустойчивы, вырабатываются значительно труднее, чем у детей старшего возраста.

7. Материнский уход за ребенком с момента рождения важен для последующего социального поведения подростков.

8. В развитии речи чрезвычайную роль играет двигательный анализатор.

9. У младших подростков условное торможение, особенно дифференцировочное усиливается. Продолжительность сна не зависит от возраста и обмена веществ.

 

ОТВЕТЫК ЗАДАНИЯМ ТЕМЫ3.1

 

                   
г а,б,в,г а,б,в,г а в г в г г г
                   
д а-2,4 б-1 в-3,5 а,б в б а в г г г
                   
в б б,в,г а,б,в,г а,б,в,д а,б,в,г а,б,в,г б,в,д,е б,в а

НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ: 1, 5, 9, 10.

 

ОТВЕТЫК ЗАДАНИЯМ ТЕМЫ3.4.

 

                   
г б в г г в а а г в
                   
а г г б в в б а г г
                   
б г г а,б,в,г,д а,б,в а а г б,в,е а,б,ж
                   
а,в,б,г а,б,в,г в а-1, б-3, в-2 б,г,е а,в,г, а,б,в а,б,в,г а,б,в,г,д а,б,в,г

НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ: 5, 9, 10

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

Основная литература

1. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка). -М. “Академия”, 2002 г.

2. Хрестоматия по возрастной физиологии: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/Сост. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. –М.: Изд.центр “Академия”, 2002г.

3. Обреимова Н.И., Петрухин А.С.Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков.-М.: Изд.центр “Академия”, 2000 г.

4. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена.- М. “Просвещение”, 1990г.

5. Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека.-М. “Просвещение”, 1975г.

6. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника.-М. “Просвещение”, 1988г.

7. Физиологи развития ребенка. Под ред. В.И. Козлова, Д.А. Фарбер. М. “Педагогика”, 1983г.

8. Гуминский А.А., Монтьева Н.Н., Тупицина Л.П. Руководство к выполнению лабораторных занятий по возрастной физиологи. М. Изд. МГПИ, 1984г.

9. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. М. “Медицина”, 1982г.

10. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М. “Высшая школа”, 1985.

11. Агаджанян Н.А., Тель Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология человека. - СПб.: «Сотис», 1998.

12. Брин В.Б. Физиология человека в схемах и таблицах. - Ростов-на-Дону.: «Феникс», 1999.

13. Држевецкая И.А. Основы физиологии обмена веществ и эндокринной системы. - М.: Просвещение, 1994.

14. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. - М.: Просвещение, 1986.

15. Мишина Н.Ф. Исследование и оценка физического развития детей и подростков (методические рекомендации). - Ставрополь, 1994.

16. Основы физиологии человека /Под ред. Ткаченко В.И. Т. 1 и 2. СПб., 1994.

Физиология человека /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. -М., Медицина, 1998. Т. 1, 2.

Дополнительная

  1. Агаджанян Н.А., Тель Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология человека. - СПб.: «Сотис», 1998.

2. Агеева С.Р. Учет профиля моторной асимметрии - психофизиологическая основа дифференцированного обучения и воспитания. // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. - М.: Издательский центр «Академия», 1990. – 71 с.

3. Айрапетянц В.А. Леворукость у детей и подростков. - М., 1987. – 120 с.

4. Айрапетянц В.А. Функциональная асимметрия мозга и некоторые проблемы обучения леворуких детей / Сб. Психофизиологическое развитие и состояние психического здоровья детей и подростков. - М., 1987. – 98 с.

5. Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе.// Международная конференция А.Р. Лурия. - М., 1998. - С. 201-207.

6. Безруких М.М. Обучение письму леворуких детей: Информационное письмо //Начальная школа. – 1996, № 10, с. 76-80.

7. Безруких М.М., Ефимова С. П, Круглов Б. Почему учиться трудно? - М.: «Просвещение», 1995. – 65 с.

8. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. – М.: «Просвещение», 1998 – 78 с.

9. Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок левша. – Тула: «Арктоус», 1996. – 132 с.

10. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 416 с.

  1. Белецкая В.И., Громова З.П., Егорова Т.И. Школьная гигиена. -М.: Просвещение, 1983.
  2. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф., Каневская Л.Я., Теленчи В.И.
  3. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет. - М.: Просвещение, 1987.

14. Бессонова Т.П. Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Ч. II: Словарный запас и грамматический строй. М.: АРКТИ, 1997. – 64 с.

15. Бианки В.Л. Механизмы парного мозга. – Л.: Наука, 1989 – 264 с.

16. Брагина Н.Н., Доброхотова ТА. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1981. – 220 с.

17. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональная асимметрия человека. - М., 1988. - 240 с.

18. В. Брагинский. Почему не каждому дается грамота? // Начальная школа. - 2005, № 4, с. 20-22 С.

  1. Брин В.Б. Физиология человека в схемах и таблицах. - Ростов-на-Дону.: «Феникс», 1999.

20. Бурлакова М.К. Не преучивать!// Семья и школа. - 1997, № 9, с. 4-7.

21. Вартапетова Г.М. Особенности освоения чтения и письма младшими школьниками с разной латеральной организацией // Сибирский учитель. – 2001, № 3 (13).

22. Вархотова Е.К., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. Экспресс диагностика готовности к школе: Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 1999. – 48 с.

23. Все о младшем школьнике: Книга для родителей о том, как воспитывать и обучать детей / Под ред. чл.-корр. РАО, проф. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентрана-Граф, 2004. – 400 с.

24. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 192 с.

25. Гигиена детей и подростков/ Под.ред. Г.Н. Сердюковской. – М., 1989.

  1. Гигиена детей и подростков /Под ред. Кардашенко В.Н. - М.: Про свещение, 1980.

27. Григорьева Е. Когда обе руки правые.// Семья и школа. - 1997, № 10, с. 14-15.

28. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. – M.: Аспект Пресс, 1998. – 373 с.

29. Држевецкая И.А. Основы физиологии обмена веществ и эндокринной системы. - М.: Просвещение, 1994.

30. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. - М.: Педагогика, 1994. – 120 с.

31. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Загадки левшей. - М.: Педагогика, 1991. – 112 с.

32. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т.В. Психокоррекционная работа с детьми. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.

33. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 125 с.

34. Еремеева В.Д. Типы латеральности у детей и их связь с успешностью и обучением. // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1990. - С. 99-100.

35. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по разному, любить по разному. Нейропедагогика – учителям,воспитателям, родителя, школьным психологам. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2005. – 160 с.

36. Захаров А. «Правые» и «левые»: кто они такие. // Семья и школа. – 1990, № 3, с 27.

37. Круглова Н.Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе. - СПб.: Питер, 2004.- 128 с.

38. Зденек М. Развитие правого полушария/Пер. с англ. Мн.: «Экоперспектива», 1997. – 27 с.

39. Иншакова О.Б. Нарушение письма и чтения у учащихся правшей и неправшей: Дисс. канд. пед. наук. - М.: 1995. – 36 с.

40. Кирпичев В.И. Физиология и гигиена младшего школьника: Пособие для учителя. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 144 с.

41. Кольцова М.М. Движения пальцев и становление речи // Детский сад со всех сторон. - 2001, № 18(54), с. 5.

  1. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Просвещение, 1973.

43. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб.: Питер, 1997.- 240с.

44. Лурия А.Р. Мозг и психика.- В кн.: Хрестоматия по психологии/ Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1987 – 447 с. – С. 83-100

45. Макарьев И. Если ваш ребенок - левша. - С.-Петербург: Питер, 1995. – 80 с.

46. Майская А. Ребенок – левша: как достичь гармонии с «правым» миром. – СПб.: Питер, 2005. – 96 с.

  1. Мишина Н.Ф. Исследование и оценка физического развития детей и подростков (методические рекомендации). - Ставрополь, 1994.
  2. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. - М.: Просвещение, 1986.

49. Общий курс физиологии человека и животных. В 2 кн. Кн. 1. Физиология нервной, мышечной и сенсорной систем: Учеб.для биол.и медиц.спец. вузов/ А.Д. Ноздрачев, И.А. Баранникова, А.С. Батуев и др.; Под ред.А.Д. Ноздрачева. – М.: Высшая шк., 1991.- 512 с.

50. Осипова М.П., Бутрим Г.А., Меленчук И.А. и др.; Под общ.ред. Осиповой М.П., Бутрима Г.А. – Мн., «Экоперспектива», 2003. – 480 с.

  1. Основы физиологии человека /Под ред. Ткаченко В.И. Т. 1 и 2. СПб., 1994.

52. «Педагогическая диагностика и коррекция речи» (из опыта работы Ростовского государственного педагогического университета): Под ред. М.А. Поваляевой. Ростов-на-Дону. 1997. стр. 9-11, 36.

53. Рос Анна. Наши дети – наши проблемы. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2002. – 320 с.

54. Сагайдак Д.И., Тетеркина Т.И., Тетеркина О.В., Фролов Г.И. Структуирование содержания и технологии обучения на основе функциональной асимметрии мозга // Адукацыя i выхаванне. – 2000, № 7, с. 45-47.

55. Сиротюк А.Л. Обучение без стресса: психофизиологическая подготовка // Дошкольное воспитание.- 2005, №1, с.76-85.

56. Фарбер Д.А., И.А.Корниенко Д.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника. М: Педагогика, 1993. - 90 с.

  1. Физиология человека /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. -М., Медицина, 1998. Т. 1, 2.
  2. Чабовская А.П. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М: Просвещение, 1985.
  3. Чабовская А.П., Голубев В.В., Егорова Т.И. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1987.

61. Фишман М.Н. Функциональное состояние головного мозга детей с нарушением слуха и трудностями формирования речевого общения: Учебное пособие / М.Н. Фишман. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 64 с.

62. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Как помочь детям с недостатками речевого развития: пособие для учителя / Изд. 2-е, испр. И доп. – М.: АРКТИ, 1997. – 131 с.

63. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. – М.: «Когито – центр», 1996. – 47 с.

Информационные ресурсы:

  1. Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблемы оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Дис....д-ра пед. наук. - М., 1979. - 331 с.
  2. Гужаловский А.А. Проблема "критических" периодов онтогенеза в ее значении для теории и практики физического воспитания //Очерки по теории физической культуры. - М., 1984, с. 211-223.
  3. Козлов В.И., Фабер А.А. В кн.: Физиология развития ребенка. - М., 1983, с. 5-14.
  4. Карсаевская Т.В. Прогресс общества и проблемы целостного биосоциального развития современного человека. - М., 1978. - 248 с.
  5. Кузнецов А.И. Пути использования избирательно направленных мышечных нагрузок локального характера при развитии и совершенствовании двигательной функции: Автореф. дис....д-ра пед. наук. - Л., 1974.
  6. Кузнецов З.Т. Критические периоды развития быстроты, силы и выносливости детей школьного возраста //Научн. конф. по физ. восп. детей и подростков. - М., 1972, с. 144-146.
  7. Лях В.И. Сенситивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возраст


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: