ТЕМА 3. 1 «МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ,
ИХ РАЗВИТИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ»
1. Нервная ткань развивается из:
а) мезодермы; в) энтодермы;
б) мезенхимы; г) эктодермы.
2. Специфическими функциями нервных клеток являются:
а) восприятие изменений из внешней и внутренней среды;
б) передача сигнала другим нервным клеткам и клеткам эффекторам;
в) кодирование и обработка информации;
г) хранение информации;
д) способность к фагоцитозу.
3. Укажите морфологические особенности нервных клеток
а) наличие специализированных контактов-синапсов;
б) значительное развитие эндоплазматической сети, комплекса Гольджи,
что указывает на значительную активность синтетических процессов;
в) наличие нейротрубочек и нейрофиламентов, обеспечивающих транспорт веществ;
г) многочисленные митохондрии палочковидной формы с коротким жизненным
циклом (быстро изнашиваются);
д) многоядерность.
4. Основной функцией дендритов является:
а) проведение информации к телу нервной клетки;
б) выработка медиатора;
в) инактивация медиатора;
г) проведение информации от тела нервной клетки к эффектору.
5. Основной функцией аксонов является:
а) проведение информации к телу нервной клетки;
б) инактивация медиатора;
в) проведение информации от тела нервной клетки к эффектору;
г) выработка медиатора.
6. Изолирующую и трофическую функцию в миелинизированном
волокне выполняет:
а) мембрана клетки; в) перехваты Ранвье;
б) нейрофибриллы; г) миелиновая оболочка.
7. Структурное образование, обеспечивающее передачу импульса возбуждения с одной клетки на другую носит название:
|
а) нерв; в) синапсы;
б) перехват Ранвье; г) аксонный холмик.
8. Самыми многочисленными нейронами взрослого человека являются:
а) униполярные; в) псевдоуниполярные;
б) биполярные; г) мультиполярные.
9. Спинномозговой канал и желудочки мозга выстланы:
а) микроглией; в) олигодендроглиоцитами;
б) астроцитами; г) эпендимоглиоцитами.
10. Большая часть нейронов центральной нервной системы относится к типу
а) двигательные; в) смешанные;
б) чувствительные; г) вставочные.
11. Физиологическая регенерация нейронов в постнатальном
онтогенезе обеспечивается:
а) митозами нейробластов;
б) дифференцировкой астроцитов;
в) размножением олигодендроглиоцитов;
г) дифференцировкой и размножением нейронов;
д) внутриклеточной регенерацией.
12. Установите соотношение между отдельными функциями нейронов и типами нейронов, которые эти функции выполняют:
1. осуществляют в ЦНС передачу нервного импульса с одного нейрона на другой; | а) чувствительные; б) вставочные; в) двигательные. |
2. передают нервные импульсы от рецепторов органов чувств и внутренних органов в мозг; | |
3. передают нервные импульсы мышцам; | |
4. передают нервные импульсы от внутренних органов в мозг; | |
5. передают нервные импульсы к железам. |
13. Рецепторы – это нервные образования, которые:
а) воспринимают информацию из внешней среды;
б) воспринимают информацию из внутренней среды;
в) воспринимают возбуждение, передающееся к ним по двигательным нейронам;
г) располагаются в центральной нервной системе.
14. Рефлекс представляет собой основу
|
а) передачи измененных признаков от родителей потомкам;
б) наследственности организмов;
в) нервной деятельности человека и животных;
г) эволюции животных и человека.
15. В какой последовательности компоненты рефлекторной дуги включаются в осуществление рефлекса?
а) исполнительный орган, двигательный нейрон, вставочный нейрон,
чувствительный нейрон, рецептор;
б) рецептор, чувствительный нейрон, вставочный нейрон, двигательный
нейрон, исполнительный орган;
в) двигательный нейрон вставочный нейрон, чувствительный нейрон,
исполнительный орган, рецептор;
г) вставочный нейрон, чувствительный нейрон, рецептор, исполнительный
орган, двигательный нейрон;
д) чувствительный нейрон, рецептор, исполнительный орган, вставочный
нейрон, двигательный нейрон.
16. Нервным импульсом называют:
а) электрическую волну, бегущую по нервному волокну;
б) передачу информации с одного нейрона на следующий;
в) передачу информации от клетки к клетке;
г) процесс, обеспечивающий торможение в нервной системе.
17. Преобразование энергии внешнего раздражения в энергию нервного импульса происходит:
а) в теле нейрона; в) в рецепторах;
б) в перехватах Ранвье; г) в нервных волокнах.
18. Функциональной особенностью химического синапса является:
а) двустороннее проведение возбуждения;
б) отсутствие синаптической задержки;
в) развитие только возбуждения;
г) одностороннее проведение возбуждения.
19. В процессе длительного нервно-мышечного проведения возбуждения
утомление наступает в первую очередь в:
|
а) в соме нервных клеток; в) в скелетной мышце;
б) в нервном волокне; г) в нервно-мышечном синапсе.
20. Принцип общего конечного пути в координированной деятельности
центральной нервной системе действителен:
а) только для мотонейронов спинного мозга;
б) только для нейронов высших отделов ЦНС;
в) только для нейронов вегетативных ганглиев;
г) для нейронов любого отдела ЦНС.
21. Медиатором, вызывающим торможение в синапсах ЦНС, является:
а) ацетилхолин; в) глицин;
б) норадреналин; г) адреналин.
22. Медиатором в синапсах скелетных мышц человека является:
а) гистамин; в) ГАМК;
б) ацетилхолин; г) серотонин.
23. Вегетативная нервная система управляет работой:
а) скелетных мышц; в) кишечника;
б) сердца и сосудов; г) почек.
24. Серое вещество центральной нервной системы образовано:
а) телами нейронов;
б) проксимальными участками отростков нейронов, дендритами;
в) многочисленными синапсами;
г) протоплазматическими астроцитами;
д) аксонами нейронов.
25. Белое вещество центральной нервной системы образовано:
а) волокнистыми астроцитами;
б) длинными отростками нейронов;
в) олигодендроглиоцитами;
д) нервными волокнами.
26. Возрастными электрофизиологическими характеристиками для
нейронов новорожденных являются:
а) потенциал покоя ниже, чем взрослых (около – 50 мВ);
б) меньшее количество синапсов, в том числе тормозных;
в) более продолжительная синаптическая задержка;
г) нейроны менее возбудимы;
д) нейрофизиологические характеристики нейронов новорожденных
не отличаются от таковых у взрослых.
27. Изменение скорости проведения возбуждения с возрастом
определяется следующими факторами:
а) увеличением диаметра аксонов;
б) образованием миелиновой оболочки и сменой непрерывного проведения
нервных импульсов сальтаторным;
в) увеличением амплитуды потенциала действия;
г) пространственным распределением в мембране нейрона ионных каналов;
д) увеличением количества аксонов.
28. Для оптимальной интенсивности синаптогенеза в раннем детстве необходимы:
а) сенсорная депривация;
б) сенсорнообогащенная среда;
в) постоянный контакт со взрослыми;
г) отсутствие сенсорных воздействий;
д) интенсивный поток информации, проходящий через синапсы;
е) отсутствие стрессорных воздействий.
29. В процессе созревания нервной системы:
а) увеличивается количество нейронов и серого вещества;
б) увеличиваются размеры и количество синапсов;
в) увеличивается число глиальных клеток и количество белого вещества;
г) уменьшаются размеры и количество синапсов;
30. По чувствительному нейрону возбуждение направляется:
а) в центральную нервную систему; в) к рецепторам;
б) к исполнительному органу; г) к мышцам.
ВЫБЕРИТЕ НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ:
1. Нейроны и нейроглия относятся к статическим популяциям клеток.
2. Способность к делению в постнатальном онтогенезе не утрачивают зрелые астроциты и олигодендроглиоциты.
3. В пределах коры больших полушарий раньше всего созревают крупные пирамидные клетки, а затем более мелкие интернейроны.
4. Двигательные зоны коры больших полушарий развиваются быстрее сенсорных.
5. Синаптогенез в раннем постнатальном периоде особенно активен и направлен не только на дозревание мозга, но и на его адаптацию к условиям внешней среды.
6. Интенсивность синаптогенеза в различных зонах центральной нервной системы не зависит от интенсивности проходящих через них потоков информации.
7. Полностью миелинизация нервных волокон завершается к 18 – 20 годам.
8. Поврежденные нервные волокна головного и спинного мозга не регенерируют, исключение составляют аксоны нейросекреторных клеток гипоталамуса.
9. В подавляющем большинстве случаев рефлекторные дуги состоят из двух нейронов - чувствительного и двигательного.
10. В черепно-мозговых нервах миелинизация осуществляется раньше, чем в спинномозговых.
ТЕМА 3.4. «НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫОБУЧЕНИЯ
И ВОСПИТАНИЯ»
1. Рефлекс, вырабатывающийся в онтогенезе при условии неоднократного сочетания индифферентного раздражителя с безусловным рефлексом называется.
а) безусловным; в) ориентировочным;
б) спинальным; г) условным.
2. Для формирования условного рефлекса необходимо соблюдать все
требования кроме:
а) индифферентный раздражитель должен быть слабее безусловного подкрепления;
б) индифферентный раздражитель должен быть сильнее безусловного подкрепления;
в) индифферентный раздражитель должен предшествовать безусловному подкреплению;
г) функциональное состояние центральной нервной системы должно быть нормальным.
3. Условные рефлексы первого порядка вырабатываются на базе:
а) других условных рефлексов;
б) внешнего тормоза;
в) безусловного рефлекса;
г) ориентировочного рефлекса.
4. В основу классификации типов ВНД по И.П. Павлову положены свойства
нервных процессов:
а) пластичность, лабильность, утомляемость;
б) сила, лабильность, утомляемость;
в) сила, подвижность, пластичность;
г) сила, подвижность, уравновешенность.
5. Способность быстро и прочно вырабатывать условные рефлексы
наиболее выражена у
а) холерика; в) меланхолика;
б) флегматика; г) сангвиника.
6. Изменение функций дыхания и кровообращения у легкоатлета перед стартом
есть результат проявления рефлекса:
а) ориентировочного; в) условного;
б) безусловного; г) защитного.
7. Цепь условных рефлексов, выработанных в результате практики,
и осуществляющихся в строго определенной последовательности, это:
а) динамический стереотип;
б) условный рефлекс 3-го или 4-го порядка;
в) инстинкт;
г) безусловный рефлекс.
8. Безусловное торможение условных рефлексов имеет следующие проявления:
а) не требует выработки;
б) требует выработки;
в) не вызывает торможения в центрах условного рефлекса;
г) не сопровождается реализацией динамического стереотипа.
9. К безусловному торможению условных рефлексов относится:
а) угасательное; в) запаздывающее;
б) дифференцировочное; г) гаснущий тормоз.
10. Торможение условно-рефлекторной деятельности под действием
чрезмерно сильного раздражителя называется:
а) запаздывающим; в) запредельным;
б) условным тормозом; г) дифференцировочным.
11. Торможение условных рефлексов, вырабатываемое в процессе
жизнедеятельности, называется:
а) условным;
б) ориентировочно-исследовательской реакцией;
в) реципрокным;
г) запредельным.
12. К условному торможению относятся:
а) угасательное, реципрокное, дифференцировочное, возвратное;
б) угасательное, дифференцировочное, запредельное, запаздывающее;
в) условный тормоз, дифференцировочное, запредельное, латеральное;
г) угасательное, дифференцировочное, условный тормоз, запаздывающее.
13. Вид условного торможения, обеспечивающего приуроченность ответной
реакции к определенному времени, это:
а) гаснущий тормоз; в) дифференцировочное;
б) угасательное; г) запаздывающее.
14. Вид условного торможения, позволяющий различать близкие по
параметрам свойства раздражителей, это:
а) внешнее; в) условный тормоз;
б) дифференцировочное; г) запаздывающее.
15. На скорость выработки дифференцировочного торможения более всего влияет:
а) сила возбуждения;
б) подвижность нервных процессов;
в) сила тормозных процессов;
г) уравновешенность нервных процессов.
16. Внутреннее торможение – это
а) формирование нового доминантного очага возбуждения;
б) разрушение рефлекторной дуги условного рефлекса;
в) торможение в дуге условного рефлекса;
г) ограничение сознания.
17. В основу классификации «художественного», «мыслительного» и
смешанного типов ВНД у человека по И.П. Павлову положен принцип:
а) соотношения процессов возбуждения и торможения;
б) соотношение I и II сигнальных систем;
в) уравновешенность нервных процессов;
г) соотношение массы серого и белого вещества.
18. Для нервных процессов живого типа высшей нервной деятельности по
И.П. Павлову характерны:
а) большая сила, высокая подвижность, уравновешенность;
б) большая сила, низкая подвижность, уравновешенность;
в) малая сила, высокая подвижность, уравновешенность;
г) большая сила, высокая подвижность, неуравновешенность.
19. Для нервных процессов спокойного типа высшей нервной деятельности по
И.П. Павлову характерны:
а) большая сила, высокая подвижность, неуравновешенность;
б) малая сила, высокая подвижность, уравновешенность;
в) малая сила, низкая подвижность, уравновешенность;
г) большая сила, низкая подвижность, уравновешенность.
20. Для нервных процессов слабого типа высшей нервной деятельности по
И.П. Павлову характерны:
а) уравновешенность; в) большая сила, высокая подвижность;
б) высокая подвижность; г) малая сила.
21. Реакция собаки на команду хозяина – это пример рефлекса:
а) безусловного; в) передающегося по наследству;
б) условного; г) характерного для всех особей вида.
22. Что лежит в основе забывания?
а) внешнее торможение условного рефлекса;
б) запаздывание;
в) угасание;
г) условное торможение.
23. Какой вид торможения лежит в основе ситуаций, связанных с запретом
в определенных условиях какой-либо деятельности
а) выработка внешнего торможения;
б) выработка дифференциального торможения;
в) выработка запредельного торможения;
г) условный тормоз.
24. Физиологическими механизмами запредельного торможения могут быть:
а) включение особых тормозных механизмов, ограничивающих возбуждение в нейросетях;
б) недостаток питания (глюкоза) и кислорода;
в) накопление продуктов обмена веществ;
г) истощение запасов медиаторов в синапсах;
д) нарушение ионного баланса в нервной ткани.
25. Слабость нервных процессов может рассматриваться как следствие:
а) снижения активности моноаминергических систем мозга (норадреналина,
дофамина, серотонина);
б) недостаточного уровня активности ГАМК-ергической системы;
в) избытка или недостатка в крови гормонов щитовидной и половых желез;
г) уменьшения количества нервных клеток.
26. Двухнедельного ребенка мать взяла на руки при кормлении, при этом
возникли сосательные рефлексы, это проявление:
а) условного рефлекса на положение при кормлении;
б) врожденного безусловного сосательного рефлекса;
в) условного рефлекса на время кормления;
г) проявление ориентировочного рефлекса.
27. Внешнее торможение возникает
а) при действии внешних сильных новых очагов возбуждения;
б) при постепенном угасании существующего условного рефлекса;
в) вне зависимости от действия внешнего раздражителя;
г) по истечении определенного времени для всех условных рефлексов.
28. Угасание условного рефлекса при неподкреплении его безусловным
раздражителем является:
а) безусловным торможением; в) осознанным поступком;
б) рассудочным действием; г) условным торможением.
29. Укажите признаки условных рефлексов
а) передаются по наследству;
б) не передаются по наследству;
в) приобретаются в течение жизни;
г) врожденные;
д) характерны для всех особей вида;
е) индивидуальны для каждой особи.
30. Выделите признаки безусловного торможения:
а) врожденное;
б) причина его возникновения вне структуры тормозного рефлекса;
в) возникает внутри центральных структур условных рефлексов;
г) поддается тренировке;
д) лежит в основе тонкого распознавания сенсорных факторов среды;
е) уточняет условные рефлексы, делает поведение более приспособленным
к конкретной окружающей ситуации;
ж) ограждает клетки мозга от избыточного расходования энергетических ресурсов.
31. Укажите правильную последовательность процессов при образовании
условных рефлексов
а) сильный ориентировочный рефлекс, неустойчивая условная реакция;
б) устойчивый условный рефлекс с минимальным проявлением вегетативных реакций;
в) устойчивый условный рефлекс, включающий не только ответную реакцию,
но и значительные вегетативные реакции;
г) формирование динамического стереотипа.
32. Для периода раннего детства характерны следующие особенности
высшей нервной деятельности:
а) работоспособность увеличивается постепенно;
б) малая выносливость нервных клеток. Чем младше ребенок, тем быстрее он утомляется;
в) тормозные условные рефлексы образуются трудно;
г) слабая подвижность нервных процессов;
д) нервные процессы характеризуются достаточной уравновешенностью и силой.
33. Чем старше ребенок, тем более выражена следующая стадия образования
условных рефлексов
а) сильный ориентировочный рефлекс, неустойчивая условная реакция;
б) устойчивый условный рефлекс, включающий не только движение,
но и значительные вегетативные реакции;
в) устойчивый условный рефлекс с минимальным проявлением вегетативных реакций.
34. К 6 месяцам четко выявляются 3 группы детей по свойствам нервной системы, соотнесите их с возможностями выработки условных рефлексов и торможения
а) легкая выработка как условных рефлексов, так и условного торможения; | 1. сильные уравновешенные; |
б) легкая выработка условных рефлексов и плохая условного торможения; | 2. слабый тип; |
в) плохая выработка условных рефлексов и практическая невозможность выработки условного торможения; | 3. сильные неуравновешенные. |
35. Реакция ребенка на бутылочку с питательной смесью – это пример рефлекса
а) врожденного;
б) приобретенного в течение жизни;
в) имеющийся у детей с искусственным или смешанным вскармливанием;
д) передающегося по наследству;
е) не передающегося по наследству.
36. Для ребенка первого года жизни очень важен строгий режим дня в связи с тем, что:
а) ключевое значение в формирующихся динамических стереотипах имеют
реакции, запускаемые интерорецепторами;
б) для них значимы изменения внешней обстановки и внешних воздействий;
в) вегетативные рефлексы, заложенные в этот период определяют регуляторные
механизмы управления внутренними органами;
г) для них значимы изменения времени сна, кормления, прогулок.
37. Основными характеристиками развития высшей нервной деятельности детей от 3 до 6 лет являются:
а) неуравновешенность процессов возбуждения и торможения в результате
чего общий уровень активации ЦНС часто избыточен;
б) повышенная двигательная активность и эмоциональность;
в) плохо формируются реакции условного торможения;
г) нервные процессы достаточно уравновешенны, хорошо выражены все виды
внутреннего торможения.
38. Основными характеристиками развития высшей нервной деятельности детей
от 6 до 10 лет являются:
а) достаточная уравновешенность нервных процессов, выраженность
всех видов внутреннего торможения;
б) быстро развивающаяся способность к тонким движениям пальцев;
в) довольно быстрое развитие утомления в связи с незначительной
силой нервных процессов;
г) развитие мозга приближается к уровню взрослых.
39. Для пубертатного периода онтогенеза (11-13 лет девочки, 13-15 лет мальчики) характерно:
а) повышение возбудимости ЦНС, усиление иррадиации возбуждения;
б) ослабление процессов торможения, ухудшение работы ГАМК-ергической
системы мозга, замедление речи;
в) ухудшение дифференцировки сигналов;
г) возрастание латентных периодов сенсомоторных реакций;
д) раздражимость, легкая утомляемость, расстройство сна.
40. Для нервной деятельности в юношеском возрасте характерно:
а) продолжение структурно-функционального созревания коры больших
полушарий, усложнение ее ансамблевой организации;
б) усиление метаболизма в нервных клетках;
в) в восприятии внешней информации увеличивается роль лобных областей коры;
г) завершается межполушарная интеграция и их специализация;
д) резко прирастает масса мозга.
ВЫБЕРИТЕ НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ:
1. Первые динамические стереотипы в нервной системе ребенка первого года жизни запускаются с рецепторов внутренних органов, поэтому очень важен строгий режим дня.
2. На втором году жизни происходит смена доминирующих потребностей ребенка с пищевого поведения на исследовательское, подражательное, игровое.
3. Нервные процессы с 6-10 лет характеризуются достаточной уравновешенностью, хорошо выражены все виды внутреннего торможения.
4. Характерной чертой большинства «кризисных» по отношению к высшей нервной деятельности ситуаций, наблюдаемых в онтогенезе человека, является относительная слабость тормозных (ГАМК-ергических) процессов по сравнению с возбудительными.
5. Период до 3-х лет является наименее сенситивным для становления и формирования речи.
6. Условные рефлексы у новорожденных неустойчивы, вырабатываются значительно труднее, чем у детей старшего возраста.
7. Материнский уход за ребенком с момента рождения важен для последующего социального поведения подростков.
8. В развитии речи чрезвычайную роль играет двигательный анализатор.
9. У младших подростков условное торможение, особенно дифференцировочное усиливается. Продолжительность сна не зависит от возраста и обмена веществ.
ОТВЕТЫК ЗАДАНИЯМ ТЕМЫ3.1
г | а,б,в,г | а,б,в,г | а | в | г | в | г | г | г |
д | а-2,4 б-1 в-3,5 | а,б | в | б | а | в | г | г | г |
в | б | б,в,г | а,б,в,г | а,б,в,д | а,б,в,г | а,б,в,г | б,в,д,е | б,в | а |
НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ: 1, 5, 9, 10.
ОТВЕТЫК ЗАДАНИЯМ ТЕМЫ3.4.
г | б | в | г | г | в | а | а | г | в |
а | г | г | б | в | в | б | а | г | г |
б | г | г | а,б,в,г,д | а,б,в | а | а | г | б,в,е | а,б,ж |
а,в,б,г | а,б,в,г | в | а-1, б-3, в-2 | б,г,е | а,в,г, | а,б,в | а,б,в,г | а,б,в,г,д | а,б,в,г |
НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ: 5, 9, 10
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
Основная литература
1. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка). -М. “Академия”, 2002 г.
2. Хрестоматия по возрастной физиологии: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/Сост. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. –М.: Изд.центр “Академия”, 2002г.
3. Обреимова Н.И., Петрухин А.С.Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков.-М.: Изд.центр “Академия”, 2000 г.
4. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена.- М. “Просвещение”, 1990г.
5. Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека.-М. “Просвещение”, 1975г.
6. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника.-М. “Просвещение”, 1988г.
7. Физиологи развития ребенка. Под ред. В.И. Козлова, Д.А. Фарбер. М. “Педагогика”, 1983г.
8. Гуминский А.А., Монтьева Н.Н., Тупицина Л.П. Руководство к выполнению лабораторных занятий по возрастной физиологи. М. Изд. МГПИ, 1984г.
9. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. М. “Медицина”, 1982г.
10. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М. “Высшая школа”, 1985.
11. Агаджанян Н.А., Тель Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология человека. - СПб.: «Сотис», 1998.
12. Брин В.Б. Физиология человека в схемах и таблицах. - Ростов-на-Дону.: «Феникс», 1999.
13. Држевецкая И.А. Основы физиологии обмена веществ и эндокринной системы. - М.: Просвещение, 1994.
14. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. - М.: Просвещение, 1986.
15. Мишина Н.Ф. Исследование и оценка физического развития детей и подростков (методические рекомендации). - Ставрополь, 1994.
16. Основы физиологии человека /Под ред. Ткаченко В.И. Т. 1 и 2. СПб., 1994.
Физиология человека /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. -М., Медицина, 1998. Т. 1, 2.
Дополнительная
- Агаджанян Н.А., Тель Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология человека. - СПб.: «Сотис», 1998.
2. Агеева С.Р. Учет профиля моторной асимметрии - психофизиологическая основа дифференцированного обучения и воспитания. // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. - М.: Издательский центр «Академия», 1990. – 71 с.
3. Айрапетянц В.А. Леворукость у детей и подростков. - М., 1987. – 120 с.
4. Айрапетянц В.А. Функциональная асимметрия мозга и некоторые проблемы обучения леворуких детей / Сб. Психофизиологическое развитие и состояние психического здоровья детей и подростков. - М., 1987. – 98 с.
5. Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе.// Международная конференция А.Р. Лурия. - М., 1998. - С. 201-207.
6. Безруких М.М. Обучение письму леворуких детей: Информационное письмо //Начальная школа. – 1996, № 10, с. 76-80.
7. Безруких М.М., Ефимова С. П, Круглов Б. Почему учиться трудно? - М.: «Просвещение», 1995. – 65 с.
8. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. – М.: «Просвещение», 1998 – 78 с.
9. Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок левша. – Тула: «Арктоус», 1996. – 132 с.
10. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 416 с.
- Белецкая В.И., Громова З.П., Егорова Т.И. Школьная гигиена. -М.: Просвещение, 1983.
- Белостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф., Каневская Л.Я., Теленчи В.И.
- Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет. - М.: Просвещение, 1987.
14. Бессонова Т.П. Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Ч. II: Словарный запас и грамматический строй. М.: АРКТИ, 1997. – 64 с.
15. Бианки В.Л. Механизмы парного мозга. – Л.: Наука, 1989 – 264 с.
16. Брагина Н.Н., Доброхотова ТА. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1981. – 220 с.
17. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональная асимметрия человека. - М., 1988. - 240 с.
18. В. Брагинский. Почему не каждому дается грамота? // Начальная школа. - 2005, № 4, с. 20-22 С.
- Брин В.Б. Физиология человека в схемах и таблицах. - Ростов-на-Дону.: «Феникс», 1999.
20. Бурлакова М.К. Не преучивать!// Семья и школа. - 1997, № 9, с. 4-7.
21. Вартапетова Г.М. Особенности освоения чтения и письма младшими школьниками с разной латеральной организацией // Сибирский учитель. – 2001, № 3 (13).
22. Вархотова Е.К., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. Экспресс диагностика готовности к школе: Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 1999. – 48 с.
23. Все о младшем школьнике: Книга для родителей о том, как воспитывать и обучать детей / Под ред. чл.-корр. РАО, проф. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентрана-Граф, 2004. – 400 с.
24. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 192 с.
25. Гигиена детей и подростков/ Под.ред. Г.Н. Сердюковской. – М., 1989.
- Гигиена детей и подростков /Под ред. Кардашенко В.Н. - М.: Про свещение, 1980.
27. Григорьева Е. Когда обе руки правые.// Семья и школа. - 1997, № 10, с. 14-15.
28. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. – M.: Аспект Пресс, 1998. – 373 с.
29. Држевецкая И.А. Основы физиологии обмена веществ и эндокринной системы. - М.: Просвещение, 1994.
30. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. - М.: Педагогика, 1994. – 120 с.
31. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Загадки левшей. - М.: Педагогика, 1991. – 112 с.
32. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т.В. Психокоррекционная работа с детьми. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.
33. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 125 с.
34. Еремеева В.Д. Типы латеральности у детей и их связь с успешностью и обучением. // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1990. - С. 99-100.
35. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по разному, любить по разному. Нейропедагогика – учителям,воспитателям, родителя, школьным психологам. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2005. – 160 с.
36. Захаров А. «Правые» и «левые»: кто они такие. // Семья и школа. – 1990, № 3, с 27.
37. Круглова Н.Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе. - СПб.: Питер, 2004.- 128 с.
38. Зденек М. Развитие правого полушария/Пер. с англ. Мн.: «Экоперспектива», 1997. – 27 с.
39. Иншакова О.Б. Нарушение письма и чтения у учащихся правшей и неправшей: Дисс. канд. пед. наук. - М.: 1995. – 36 с.
40. Кирпичев В.И. Физиология и гигиена младшего школьника: Пособие для учителя. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 144 с.
41. Кольцова М.М. Движения пальцев и становление речи // Детский сад со всех сторон. - 2001, № 18(54), с. 5.
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Просвещение, 1973.
43. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб.: Питер, 1997.- 240с.
44. Лурия А.Р. Мозг и психика.- В кн.: Хрестоматия по психологии/ Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1987 – 447 с. – С. 83-100
45. Макарьев И. Если ваш ребенок - левша. - С.-Петербург: Питер, 1995. – 80 с.
46. Майская А. Ребенок – левша: как достичь гармонии с «правым» миром. – СПб.: Питер, 2005. – 96 с.
- Мишина Н.Ф. Исследование и оценка физического развития детей и подростков (методические рекомендации). - Ставрополь, 1994.
- Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. - М.: Просвещение, 1986.
49. Общий курс физиологии человека и животных. В 2 кн. Кн. 1. Физиология нервной, мышечной и сенсорной систем: Учеб.для биол.и медиц.спец. вузов/ А.Д. Ноздрачев, И.А. Баранникова, А.С. Батуев и др.; Под ред.А.Д. Ноздрачева. – М.: Высшая шк., 1991.- 512 с.
50. Осипова М.П., Бутрим Г.А., Меленчук И.А. и др.; Под общ.ред. Осиповой М.П., Бутрима Г.А. – Мн., «Экоперспектива», 2003. – 480 с.
- Основы физиологии человека /Под ред. Ткаченко В.И. Т. 1 и 2. СПб., 1994.
52. «Педагогическая диагностика и коррекция речи» (из опыта работы Ростовского государственного педагогического университета): Под ред. М.А. Поваляевой. Ростов-на-Дону. 1997. стр. 9-11, 36.
53. Рос Анна. Наши дети – наши проблемы. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2002. – 320 с.
54. Сагайдак Д.И., Тетеркина Т.И., Тетеркина О.В., Фролов Г.И. Структуирование содержания и технологии обучения на основе функциональной асимметрии мозга // Адукацыя i выхаванне. – 2000, № 7, с. 45-47.
55. Сиротюк А.Л. Обучение без стресса: психофизиологическая подготовка // Дошкольное воспитание.- 2005, №1, с.76-85.
56. Фарбер Д.А., И.А.Корниенко Д.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника. М: Педагогика, 1993. - 90 с.
- Физиология человека /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. -М., Медицина, 1998. Т. 1, 2.
- Чабовская А.П. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М: Просвещение, 1985.
- Чабовская А.П., Голубев В.В., Егорова Т.И. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1987.
61. Фишман М.Н. Функциональное состояние головного мозга детей с нарушением слуха и трудностями формирования речевого общения: Учебное пособие / М.Н. Фишман. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 64 с.
62. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Как помочь детям с недостатками речевого развития: пособие для учителя / Изд. 2-е, испр. И доп. – М.: АРКТИ, 1997. – 131 с.
63. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. – М.: «Когито – центр», 1996. – 47 с.
Информационные ресурсы: