Из уравнения: вытекает, что возможны три принципиально различные способа регулирования угловой скорости двигателя:
1) изменением тока возбуждения (магнитного потока) двигателя; 2) изменением сопротивления цепи якоря посредство резисторов (реостатное);
|
только вниз от номинального (иногда, например, при регулировании угловой скорости двигателя с постоянными магнитами возможно регулирование как вниз, так и вверх от основной скорости - двухзонное). Допустимый момент без учета ухудшений условий вентиляции со снижением угловой скорости остается постоянным, так как допустимый ток якоря равен номинальному, а поток при независимом возбуждении остается неизменным (номинальным). Для различных значений напряжений угловая скорость двигателя равна: Их отношение: (1)
Отсюда следует: при изменении напряжения регулировочные характеристики располагаются параллельно друг другу, т. е. имеют одинаковую жесткость (как показано на рис.), что определяет относительно высокую стабильность угловой скорости. Диапазон регулирования
Из (1) следует, что относительный перепад угловой скорости растет со снижением напряжения; это ограничивает диапазон регулирования значением D = (8÷10):1 в системах привода без обратных связей (в замкнутых системах диапазон регулирования существенно больше и может достигать значений 1000:1 и более). Плавность регулирования определяется плавностью изменения напряжения питания и обычно характеризуется значением коэффициента плавности φпл→1. КПД двигателя в данном случае (без учета потерь на возбуждение) равен отношению фактической угловой скорости двигателя к угловой скорости идеального хх на заданной характеристике. Потери мощности в якорной цепи при постоянном моменте нагрузки остаются неизменными при регулировании угловой скорости и равными потерям при работе на естественной характеристике. Но поскольку полезная мощность по мере снижения угловой скорости уменьшается, то и КПД двигателя падает. Вследствие малых потерь мощности в цепи якоря этот способ регулирования скорости является экономичным. Однако для полной оценки экономичности необходимо учитывать потери мощности еще в устройстве, посредством которого регулируется напряжение на якоре двигателя, и затраты на это устройство. Так как напряжение питающей сети поддерживается постоянным, то указанный способ регулирования возможен при использовании соответствующего преобразователя с регулируемым напряжением постоянного тока на его выходе, например, в системе генератор - двигатель (Г-Д) или управляемый выпрямитель-двигатель(УВ-Д).
|