1) По данным таблицы №1 рассчитать относительные показатели сравнения численности занятых и безработных в апреле и сентябре каждого года. Сделать содержательные выводы.
2) По данным таблиц 1 и 2 определить относительные показатели интенсивности за каждый месяц и год в целом. Исходные и рассчитанные показатели представить в виде статистической таблицы. Сделать выводы о динамике исходного и рассчитанного показателя.
3) Провести обработку полученных рядов динамики среднедушевых денежных доходов населения методом укрупнения на основе среднемесячных данных за каждый квартал и полугодие. Определить, какие виды статистических графиков можно использовать для иллюстрации исходных и рассчитанных рядов динамики и построить их. Сделать выводы.
4) По укрупненным данным за квартал рассчитать относительные показатели координации, структуры, динамики. Последние показатели определить в виде базисных и цепных величин.
Выполнить проверки рассчитанных базисных и цепных относительных показателей динамики.
Сделать выводы об изменении полученных показателей координации, структуры и динамики при переходе от одного квартала к другому.
5) Провести обработку ряда среднедушевых доходов населения путем сглаживания:
5.1) по скользящей трехчленной средней,
5.2) по среднему абсолютному приросту,
5.3) по среднему коэффициенту роста,
5.4) методом наименьших квадратов.
Построить линейные статистические графики для иллюстрации исходных и рассчитанных в п. 5 данных. Сделать выводы о преимуществах и недостатках каждого метода сглаживания.
6) По ряду среднедушевых доходов, построенному в задании 2, рассчитать для каждого года:
6.1) средний темп роста,
6.2) средний коэффициент прироста,
6.3) средний темп прироста,
6.4) значение одного процента абсолютного прироста | 1% | или 1 |%|.
Сделать выводы о динамике среднедушевых доходов.
7) Определить средние показатели занятости и безработицы по годам и сравнить их.
8) Рассчитать индексы сезонности уровня безработицы за два года в целом. Сделать выводы о динамике сезонного характера безработицы.
Таблица 1- Исходные данные о численности наличного населения города на первое число месяца, тыс. чел.
Год | Первый | |||||||||||||||||
Месяц | ||||||||||||||||||
Всего | ||||||||||||||||||
в т.ч.: занятых | 300+С | 315+С | 320+С | 340+С | ||||||||||||||
безработных | ||||||||||||||||||
Год | Второй | |||||||||||||||||
Месяц | ||||||||||||||||||
Всего | ||||||||||||||||||
в т. ч: занятых | 310+С | 340+С | 340+С | 400+С | ||||||||||||||
безработных | ||||||||||||||||||
Справочно: данные о численности населения на 31декабря второго года принять равными: 1450 тыс.чел всего населения, в том числе 450+С тыс.чел занятых и 12 тыс.чел. безработных.
Таблица 2 - Данные о денежных доходах за месяц года, трлн. руб.
Год | Первый | |||||||||||
Месяц | ||||||||||||
Объем дохода | 5+С | 4,5+С | 6+С | 7+С | 6,5+С | 5,5+С | 4,9+С | 5+С | 6,5+С | 7+С | 6,5+С | 6,5+С |
Год | Второй | |||||||||||
Месяц | ||||||||||||
Объем дохода | 6 +С | 5,5+С | 6,5+С | 7,5+С | 8+С | 7,5+С | 7+С | 6,5+С | 7,5+С | 7+С | 8+С | 8,5+С |
где С- две последние цифры номера зачетной книжки студента.
Методические указания к выполнению задания №1
Согласно двум последним цифрам зачетной книжки студента (обозначающим число С) рассчитать уровни всех рядов динамики таблиц №1 и 2.
Относительные показатели сравнения численности занятых и безработных можно рассчитать, поделив численность занятых на численность безработных и наоборот. Результаты расчетов представить в виде коэффициентов и в процентах, ответив на вопросы: во сколько раз и на сколько процентов численность занятых больше (меньше) численности безработных и наоборот?
Для перевода коэффициентов в проценты первые умножают на 100%. Чтобы ответить на вопрос - на сколько процентов данные, представленные в числителе, отличаются от данных в знаменателе, необходимо вычесть 100% из результата деления, выраженного в процентах.
Например, если на 50 тыс. занятых приходится 10 тыс. безработных, относительные показатели сравнения в коэффициентах и процентах равны:
50: 10 = 5, т.е. занятых в пять раз больше, чем безработных или на 5*100% - 100 % = 400 % больше.
С другой стороны, сравнивая численность безработных и занятых, видим: 10: 50 = 0,2 или 20 %. Это означает, что безработных на 80% меньше, чем занятых (0,2 * 100 % - 100 % = - 80 %).
В выводах важно не только раскрыть во сколько раз и на сколько процентов численность занятых больше численности безработных и наоборот, но и объяснить, почему возникают расхождения в результатах расчетов, выраженных в процентах. В каких случаях эти расхождения больше (меньше)? В чем причина их возникновения?