Рекрутчина в Гдовском уезде 18 глава




При погосте находится великолепный замок, с башнями на углах и другими, свойственными такому зданию, затеями. Это трехэтажное, о 90 залах, здание, стоящее владельцу миллиона рублей сер., не к месту здесь и не приносит хозяину никакой пользы, кроме 5000 р. ежегодного расхода на поддержку. Оно было бы весьма нелишним, в настоящее время, для обыденной жизни.

При деревне Васильевщине прежде существовала церковь, и там находится несколько десятин церковной земли. Говорят, что она разорена Литвою. Весьма бы хорошо, и даже необходимо, восстановить там приход и устроить церковь, чего желает и народонаселение, принадлежащее трем соседним приходам. Дальнее расстояние и болота лишают их частого посещения своих церквей. Такая же нужда настоит и в так называемой местности «Борисово поле»; находящейся между Прибужем и Рудницей, при деревне «Мишиной горе» *). [*) В «Мишиной горе» уже устроена церковь. Прим. Ред.] Ближайшая к Мишиной горе деревня Греховщина, называется так потому, что народ умирает во грехах, без покаяния, а младенцы – без крещения. В одной деревне 17 незаконнорожденных.

Пусть да простят мне читающие сию рукопись, когда увидят в ней такие черные краски! Не моя вина, что я коснулся сего предмета. Одно лишь желание добра моим собратьям, и любовь к ним, заставили обнаружить темную сторону народа православного.

 

Округ Сомро

 

Округ Сомро находится в северовосточной части Гдовского уезда и получил свое название от озера того же имени. Он окружен, с востока, рекой Лугой и Лугским уездом, с юга – Лугским уездом и озером Долгим, с запада и севера – рекой Долгой, выходящей из Долгого озера. Площадь его, в 1225 квадр. верст, покрыта болотами, и к северу – лесами. В средине его находится озеро Сомро, поверхность которого равняется одной квадр. миле. Из северозападной части своей оно выпускает пучинистую речку Сомру, впадающую в Долгую. В древности округ этот составлял Залесскую половину Шелонской пятины и до 1781 г. состоял в Новгородском уезде. Могилы рыцарей и шведов свидетельствуют что страна много раз подвергалась нападению врагов. В смутное время 17-го в. шведы завладели Сомерскою волостью, пытались удержать ее за собою и уже, чрез 8 л., в 1617 г. по Столбовскому и Плюсскому договору, возвратили ее. Войска Иоанна 3-го и 4-го, следовали чрез Сомру в Ливонию и к Нарве; войска Феодора Иоанновича, Алексея, Михаила и Петра Великого шли этим путем из Новгорода. Жители помнят предание о 40 полках Петровых воинов и о 10-ти тысячах подвод для них, выставленных во время войны с шведами, в 1700 г., о мостах, которые они мостили по непроходимым болотам, и о работах в Кронштадте, где 10 л. они трудились по очереди, созидая твердыню Петрову. Петр Великий, в походе своем под Нарву и обратно, проходил чрез Сомерскую волость. Путь его был из Новгорода на Медведь, Заполье, на Татищев Пелешок в Бобровском приходе, где он обедал у г. Татищева, и оттуда – на Харламову гору (в Заянском приходе), где ночевал, и на Песье, при озере Сомре, где пробыл 2 часа, и оттуда – в Дретно, у Пенинского погоста и озера, где был тогда городок (Острожек) и начальствовал думный боярин Иван Иванович Щепин, и тут же находился Богдан Ив. Коновницын, предок нынешних графов этой фамилии, имевший тогда мызу и свою церковь в Завастье, близ погоста Рудного. Из Дретна Петр пошел ночевать за границу, за речку Киношенку, на берег Луги, и оттуда ехал водою до Ямбурга и потом уже прибыл под Нарву.

Жители этого округа принадлежат к двум разным поколениям, отличающимся наречиями. В восточной части, по р. Сабе, и в самой северной, у впадения Сомры в Долгую, живет древнее поколение новгородское, говорящее новгородским наречием. Напротив около озера Сомры и по реке Долгой – народ коренного чудского происхождения, и в деревнях, говорят особым наречием, в котором много дикости и поэзии. Народ, особенно женщины, трудолюбивы и исправлясамые тяжелые работы, но старики и старухи – грубые деспоты и тиранят своих невесток. Молодые мужчины развиты и, большею частью, находятся в столице в каменных мостовых работах, занимаются торговлею на рынках и маркитанят, ходят за гуртами скота в Ливонию и Малороссию. Грамотность быстро развивается, и можно надеяться в будущем, что этот край скоро разовьет свое просвящение, но в деревнях много еще суеверий и предрассудков, языческих обрядов, которые совершаются при похоронах и свадьбах. Вера в колдунов держится здесь и по настоящее время. Один из таких «арбуев» живет и теперь в деревне Чудинове, близ Осьмин. Один сумасшедший в Нарве, никогда не видав его прежде, узнал по инстинкту и назвал «попом Викулой». Глупые люди даже из Петербурга ездят к нему, и он – в большой славе. Другой несчастный в той же деревне – старик, по прозванию Гусь, лишился веры во Христа, наслушавшись черных речей от жидов и молокан, но жаль, что он яда сего не удерживает в себе, а со всяким заводит спор и изливает его. Первый из них всегда пьян, и если хотите знать, где он живет в деревне, то не спрашивайте ни у кого, а где увидите бутылку на окне, там и есть Викула[142].

 

18) Осмино

 

Село Осьмино есть древнейшее поселенье Новгородское, в восточной части округа Сомра, раскинутое при р. Сабе, притоке Луги, с левой стороны, на прекрасной местности. На возвышенном берегу Сабы, в 8 саж. высоты от воды, красуется каменная церковь Тихвинской Божией Матери, построенная спб. купцом Гавриилом Карповичем Поршняковым, в 1828 г. Наружный вид церкви напоминает собою Петербургскую Покровскую, в Коломне; церковь и строена по ее плану. Строитель храма, осминский уроженец, проживавший в Петербурге в должности частного нотариуса, на построение храма истощил все свое имение, и на окончание его даже занял из казны. Построение храма обошлось слишком в 100 тыс. рублей асс. За одно росписание сводов его живописью, кроме иконостаса, заплачено 8 т. руб. асс. При освящении храма строитель пал на помост церковный и горько рыдал. Он не надеялся, чтобы употребили во зло его доверенность. Но вышло противное. Храм не имел того совершенства, которого ожидал строитель. Он не вынес своего огорчения и, заболев, скоро умер. Заимствованную им из казны сумму на окончание храма, доплатила, по срокам, церковь.

В 17-м столетии в Осьмине существовала церковь св. Параскевы Пятницы; она истреблена пожаром, и на место ее, на правом берегу Сабы, около 1700 г. заложена настоящая деревянная церковь во имя великомученика Георгия, освященная в 1709 г. с приделами Троицы и Николая Чудотворца. Наружный вид церкви очень оригинален, особенно – колокольня, с вычурными разными украшениями в древнем русском вкусе. Церковь об одной главе; приделы имеют свои особые главы; все главы обиты чешуйчатою жестью. Внутри здание мрачно и печально, иконостас ветхий, в первобытном виде, о 5-ти ярусах. В приделах царские двери – времен 17-го века; стены построены из круглых неотесанных деревьев, толщиною в 10 и 12 вершков, пол настлан прямо из отесанных бревен, а не пиленый по краям, вдоль швов обгнивший. Сказывают, что церковь заложена Петром Великим в то время, когда он шел под Нарву в 1700 г., показывают и железную люстру, по словам стариков, подаренную им.

 

19) Песье

 

Село Песье находится на юго-восточном берегу озера Сомро и славится своею древностью. Церковь деревянная, ветхая, построена в 1756 году, во имя Воскресения Христова, на месте сгоревшей, построенной г-жею Грягуновой, имевшей ее на своем окладе. По преданию и земля принадлежала этой госпоже, к которой священники приезжали из Керстова (Ямбург. у.). Это было 130 л. тому назад. В церкви издавна еще сохранялся Антиминс времен Иова, митрополита новгородского. Петр Великий, идя под Нарву, останавливался здесь на 2 часа и здесь был сбор войск – князь Репнин с 12 тыс. и малороссийский гетман с 8 т.

 

20) Ложголово

 

Погост Ложголово находится в 20-ти вер. на север от Пенина, на правой стороне р. Долгой. Церковь каменная, итальянской архитектуры, построенная в 1834 г. помещиком Николаем Александровичем Татариновым, с прихожанами, красуется на возвышенности, господствующей над всем здешним краем. С колокольни ее виднеются вдали Ямбург, Нарва и Чирковицы. Местность эта, по замечанию геологов, составляет древнейшую Дивонскую почву, того же состава, или Зеленого пласта, на котором стоит г. Гатчина. Близ Ложголова, в 5-ти верстах, находится деревня Лососки. При ней – древнее основание церкви и кладбище с рыцарскими могилами, в которых недавно нашли золотые ручные браслеты и цепи с золотыми дробницами, украшенные камнями и янтарями, прекрасной работы и отлично сохранившиеся.

21) Погост Доложский

 

Погост Доложский, при Долгом озере, на красивом местоположении, находится в 10-ти верстах к юго-западу от озера Сомра. Церковь каменная, во имя Успения Божий Матери, новейшей византийско-русской архитектуры, с светлым куполом о 5-ти главах, каждая на особом корпусе, и с прекрасной легкой колокольней. Внутреннее расположение храма соответствует наружному. Легкие своды арок поддерживаются шестью колоннами. Светлый купол стремится в небо, все здание величественно и прекрасно. Иконостас устроен в изящном русском вкусе, по совету и содействию известного академика Солнцева и по плану А. Бедринского; живопись – работы Постемского. Все здание, с иконостасом, утварью и колоколами, обошлось около 70 т. руб. с., из коих слишком 15 т. принесено трудами, подвозкой материалов и деньгами от прихожан, остальное — от пожертвований, и около 28 т. р. состоит в долгу. В пожертвованиях на построение храма участвовали Государь, Государыня и другие члены царств. дома. Храм основан в 1858 г. 14 августа и освящен 1864 г. 21 сентября преосв. Герасимом. На освящении присутствовали сановники, присланные от в. кн. Константина Николаевича и от с.-петербургского военного ген. губернатора, светлейшего князя Суворова. После освящения храма, от имени вел. князя, дан был обед крестьянам Выскатской, Константиновской и Добручинской волости, на 200 человек, и знатным дворянам, на 50 персон, причем, в продолжении времени от 2-х часов пополудни до 11 вечера, почти непрестанно гремела полковая музыка. Вечером был сделан фейерверк из 6 декораций. Народу при освящении храма было до 20 тысяч.

Прежняя деревянная церковь заложена около 1752 года; освящена в 1761 г.; простой архитектуры, об одной главе, с колокольнею, построенною в 1850 году. Близ нее существовала древнейшая небольшая церковь св. Архистратига Михаила, сломанная около 1779 г. д.

В 17-м столетии погост Доложский существовал под именем Михайловского и церковь находилась в 8-ми верстах к востоку от настоящей, при дер. Филеве, на берегу озера Долгого.

На северо-запад от погоста, в скале, при речке Долгой, находится пещера с источником, куда много стекается богомольцев и к этой пещере бывает крестный ход 15 августа с храмовою иконою Успения Божией Матери.

 

Ефим Андреев[143].

 

Г. Солнцев

Церковь во имя Святого Пророка Божия Илии,

в селе Скамье

 

В С.-Петербургской губернии, в разстоянии 30-ти верст от города Гдова, при истоке реки Наровы из Чудскаго озера, на ея низменных песчаных берегах, в настоящее время, стоят, одно против другаго, два села: на левом берегу село Сыренец, до двух сот домов, принадлежащее к Рижской епархии, на правом – село Скамья, около ста домов, принадлежащее к С.-Петербургской епархии. Таким образом, река Нарова составляет здесь границу двух епархий.

Почему селу «Скамья» дано такое название, это, за отсутствием достоверных документов, лишь по свидетельству народнаго предания, объясняют следующим образом: Будтобы, еще до населения здешней местности, в историческое время битвы Пскова с Литвою, в царствование Иоанна Грознаго, какой-то русский офицер, наблюдавший за сооружением, на противуположном берегу реки Наровы, каменной, с бойницами, неприятельской башни, развалины которой стоят еще и по ныне, утомясь, попросил единственнаго, в то время, здешняго жителя – сторожа, какого-то владельца земли и усадьбы, принести ему что-либо, на чем бы он мог присесть и отдохнуть; тот поднес ему единственное, бывшее в его хате, седалище – «скамью».

В 1855 году на сей местности, принадлежащей Его Императорскому Величеству Князю Константину Николаевичу, его крестьянином Феодором Леонтьевым, на его крестьянский капитал, построена каменная, крестообразная, в четыре квадр. сажени, часовня, план которой до ныне хранится при церкви. Часовня эта, с благословения С.-Петербургскаго митрополита высокопреосвященнейшаго Никанора, вскоре была обращена в церковь и освящена Гдовским соборным протоитеерем Феодором Быстреевским. При этом на престол возложен антиминс, священно-действованный высокопреосвященнем Никанором и им подписанный 1864 года, июня 27 дня. Устроенная, таким образом, церковь до 1862 года приписаною к Троицкою Доможирской церкви, отстоящей отсюда в 10-ти верстах. В 1862 году, по просьбе жителей села Скамьи, учрежден был здесь особый приход из 239 ревизорских душ отчисленных от двух соседних приходов – Доможирскаго и Кресто-Ольгинскаго. Определенный сюда притч состоял из священника и причетника. На содержание притча назначено было жалование от казны: священнику – 150 р., причетнику – 70 руб. Прихожане, взамен пахотной, сенокосной и проч. земли, обязались с каждой ревизской души по 30 коп. в год и устроить дом для помещения притча.

Малое помещение церкви, к тому же - холодной, на первых же порах, дало служащими молящимся почувствовать ея неудобство и принять меры к тому, чтобы дать церкви большую поместительность. К церкви сделана была большаго размера пристройка из двух приделов и колокольни, заменившей два деревянных столба с навесом, которые стояли отдельно и на которых повешены были колокола. Здание было построено с благословения высокопреосвященнаго митрополита Исидора, по плану архитектора В.В. Виндельбандта, утвержденному строительным отделением, под надзором самаго архитектора. В конце ноября 1871 года заложен был бут, а в 1873 году были окончены кирпичная кладка стен и кровельная работа.

Так как постройку здания разрешено было производить на собственныя средства прихожан, а для усиления этих средств дозволено было производить сбор по книжке только в продолжении трех лет, и собрано всего до 600 рублей, то денежныя средства, потребныя на возведение здания, скоро истощились. Вследствии этого все внутренния работы, как-то: кладка печей, устройство и постановка иконостасов, были окончены только к 20-му июля 1884 года. Вся постройка церкви, с ея внутренней отделкой, обошлась до 30 тысяч рублей.

Освящение вновь пристроенных приделов совершенно было не одновременно. Правый придел, во имя «Казанския Божия Матери», освящен 12-го декабря 1877 года местным благочинным, Доможирской церкви, священником, Матфием Иаковлевым Смирновым. На престоле возложен антиминс, священнодействованный преосв. Гермогеном, епископом Выбогским, 1876 года июня 2-го дня, и подписанный высокопреосвященным Исидором, митрополитом С.-Петербургским. Левый придел во имя «Святителя Николая», освящен 17-го февраля 1881 года, местным благочинным, Лядской церкви священником, Александром Кузьминым Милославовым. Возложенный на престол антиминс освящен тем же епископом Гергемоном 1878 года июня 1-го дня и подписан митрополитом Исидором.

Высота церкви с колокольнею, до креста 14 ½ сажен. Длина ея, по горизонтальной линии, не включая сюда трех церковных крылец, устроенных на западной, северной и южной сторонах, простирается до 13-ти с половиной погонных сажен. Внутренняя вместимость церкви, кроме притвора, простирается, в средней части, от входа до иконостаса, до 8 сажен длины и 7 ширины. Высота в средней части, от пола до потолка, равняется 3 ½ саженям.

Особо чтимая святыня в храме, это икона – Казанской Божией Матери, писанная яичными красками на доске, мерою 12-ти и 10-ти вершков. По словам местных жителей, эта икона была принесена какою-то странницей, в то время, когда начата была постройка часовни. В 1848 году, когда в соседних местах свирепствовала холера, здешний приход был спасен от этого бедствия заступничеством Царицы Небесной, испрошенным молитвами пред этой иконой. Усердные прихожане украсили икону серебряной ризой и поместили ее в деревянный, с позлащенною резьбою, киот в сажень высоты.

К предметам церковной утвари, замечательным по ценности, принадлежат: 1) четырех-ярусный преалтарный иконостас главнаго алтаря, ценою в 4000 руб. сер. Он весь, с колоннами и резьбою, покрыт сплошною позолотою. Работу производил иконописец Александр Афанасьев Беляков; 2) серебряный, 84-й пробы, позлащенный ковчег, с Сионом, ценою в 300 рублей - приношение крестьянина Афанасия Кондратьева Громова; 3) Евангилие в листах, в серебряном, позлащенном, изящной работы, окладе, в 22 ½ фунта весом, ценою в 500 рублей – пожертвованное братьями Ефимом, Василием и Иваном Любомудровыми; 4) образ Воскресения Христова, в восточном окне главнаго алтаря, живописный, прозрачный, на полотне, мерою в 4 ½ аршина. Все эти предметы пожертвованы к 2-му июля 1884 года.

В настоящее время крестьянка села Скамьи, вдова Анна Ермолаева Громова, устроила на свои средства, серебряныя, позлащенныя, художественной работы, ризы, в рамах за стеклом и украсила ими находящиеся в иконостасах образа Божию Матери и Святаго Афанасия Великаго, архиепископа Александрийскаго. Ценность этого украшения простирается до 1700 рублей.

В 1881 году к здешнему приходу было отчислено, от тех же соседних приходов – Крестоольгинскаго и Доможирскаго, еще шесть деревень, о чем просили сами жители этих деревень, вследствие отдаленности их от тех церквей и неудобств сообщения с ними. Благодаря такому распоряжению число прихожан Скамейской церкви увеличилось, и в настоящее время их более тысячи душ обоего пола. Это - купцы, крестьяне и мещане разных городов Эстляндии, в большинстве принадлежащие к ведомству города Гдова. Все они – православные – русские, без всякой примеси раскола и других исповеданий. Церковный притч ныне тот же, что был и при устройстве церкви. Но оклад жалования увеличен. Священник получает 240 руб. в год, а псаломщик - 80 руб. Деньги эти получаются из Гдовскаго уезднаго казначейства. В настоящее время при церкви имеется церковно-приходская школа, в которой обучается до 50-ти детей обоего пола.

 

Священник Георгий Солнцев[144].

 

Воспоминания о Никольщине

погосте Гдовского уезда,

С.-Петербургской губернии,

по поводу освящения храма

9-го Мая 1898 года

 

В 30-ти верстах от города Нарвы по Гдовско-Нарвскому шоссе находится погост Поля, или Никольщина.

По преданию на месте погоста Полей существовал Польской Никольский мужской монастырь, построенный Псковским степенным посадником Николаем Павловым, около 1424 года. Шведы и огонь привели его в запустение, а лишение штата в 1764 году уничтожило его существование. До разорения обители, шведами, в ней управляли 20 игуменов и 2 архимандрита. Первым ее настоятелем был архимандрит Пахомий, а последним строитель обители иеродиакон Варлаам[145].

Весь приход Никольщины теперь состоит из 10 деревень: Карповщины, Свиридово, Полей Больших, Полей Малых, Вязового, Подкино, Тухтово, Гостицы, Уткино и Лучек. Прихожан около 600-т душ м.п. Крестьяне Никольщины занимаются обжигом известки. Старая каменная (из плиты) церковь, построенная в 1806 году, вследствие своей крайней малопоместительности: 5 саженей длины, 3 сажени ширины и 4 аршина вышины не в состоянии была, после умножения прихожан, вмещать в себя всех молящихся, так что по необходимости многие богомольцы должны были оставаться во время Богослужения за вратами храма, лишаясь утешения слышать службу Божию и поучения церковные[146].

В 1891 году из села Верховин, Новоладожского уезда был переведен сюда священник Николай Кузнецов, происходивший из крестьян Тверской губернии, Бежецкого уезда, села Еська. Обратив внимание на непоместительность церкви, отец Николай предложил в том же году прихожанам строить новую большую церковь. Не обременяя своих прихожан никаким денежным взносом, налогом на постройку церкви, отец Николай принял на себя весь труд построения нового храма, будучи сам сборщиком на храм.

В 1893 году 13 июня состоялась торжественная закладка нового храма во имя Святителя и Чудотворца Николая и в память чудесного избавления Государя Императора от угрожавшей опасности 17-го Октября 1888 года. Закладку совершал Преосвященный Никандр, епископ Нарвский (ныне Симбирский) в присутствии г. Товарища Обер-Прокурора Святейшего Синода т. с. В.К. Саблера и при участии протодиакона Петербургского Исаакиевского собора В.Н. Малинина. За всенощным бдением, которое было совершено на открытом воздухе, на месте нового храма, между кафизмами, строителем Церкви, священником Николаем Кузнецовым была произнесена следующая проповедь[147].

 

«Сей день его же сотвори Господь,

Возрадуемся и возвеселимся он»

(Псал. 117, ст. 24).

 

Как не радоваться, как не ликовать нам, братие, в настоящий, знаменитый для нас день! 69 лет тому назад в здешнем храме Высокопреосвященный Григорий, Митрополит Новгородский и С.-Петербургский, при обозрении Петербургской епархии, в качестве викария, совершил в нашем храме литургию; по истине тогда день тот был радостным для здешних жителей, но настоящий день более радостный: тогда Владыка посетил этот храм при обозрении епархии, а ныне Владыка прибыл сюда не для обозрения, а для совершения, или лучше сказать, освящения начала того святого дела, о котором мы давно мечтали. Владыка прибыл в нашу скромную весь (село) совершить закладку новой церкви. Это-ли не радость для нас! Это-ли не милость Божия к нам! Возрадуемся же и возвеселимся, братие, в этот великий и торжественный день праздника нашего и в умилении сердечном возблагодарим Господа Бога за Его к нам грешным милости. Уповаем, что Господь не оставит нас: поможет окончить святое здание. Он, милосердный, не оставлял не безызвестной, в историческом отношении, местности во время нашествия иноплеменников, дивно сохранял свою церковь от совершенного опустошения врагами нашего отечества; неужели он оставит нас теперь и не услышит наших молитв к нему. Боже упаси нас так думать, братие. Милосердие Божие бесконечно, любовь его к людям безмерна. Он посреди скорби живит людей. Доказательством тому служит нынешнее торжество.

340 лет (с 1424 г. по 1764 год) существовал здесь мужской монастырь; в цветущее время обители, в ней спасались схимники, и весь край благоговел к обители, но «многи скорби праведным». (Псал. 33, ст. 20). Шведы и огонь привели ее в запустение, а лишение штата в 1764 году уничтожило ее существование. В 1766 году после упразднения монастыря была построена деревянная церковь; пожар уничтожил ее, а приход приписан к Сиженской соседней церкви. В 1806 году построена настоящая церковь, которая по своей мало-вместительности, не в состоянии удовлетворять религиозным потребностям молящихся, большая часть которых принуждена стоять под открытом небом и лишена утешения слышать слово Божие и службу церковную. Такие-то скорби приходилось испытывать жителям здешней местности, и вот Господь Бог оживляет нас среди скорбей. Святитель Христов является для нас как-бы Ангелом Божиим возвестить нам милость Божию. Слава Тебе, Боже, благодетелю нашему!.. Забудем-же теперь, братие, все наши скорби и по апостолу возрадуемся: «всяку радость имейте, братие моя, егда во искушенья впадаете различна» (Иак. 1, ст. 2). А если и встретятся какие-либо на пути предстоящего святого дела скорби, то будем помнить, что скорби ведут нас на небо, что скорби есть дар Божий, – дар великий, так как мы за временное терпение сподобляемся наследия неизреченных и вечных благ. В скорби ничто так не полезно, как благодарение: оно ходатайствует пред Богом о помощи человеку, утоляет скорбь, умножает награду за терпение; а кто ропщет за скорби на Бога, тот не только лишается награды за терпение, но подвергается осуждению Божию, а скорбь чрез то еще более увеличивается. А кого скорбь не постигает, тот Богом забыт: «его же любит Господь наказует, биет-же всякого сына, его-же приемлет».

Итак, други мои, если случатся впереди предстоящего дела нам скорби, возблагодарим Бога и отложим ропот. А теперь с Божиею помощью и с благословения Святителя приступим к сооружению нового храма, приложим усердную заботу и труд к постройке – церкви, помня, что доброе намерение наше не пропадет: Бог воздаст каждому по усердию его к церкви. Для примера и поучения приведу вам, слушатели, весьма поучительный разсказ: в Киево-Печерском монастыре жил инок Еразм. Он все свое богатство употребил на украшение святых храмов. Диавол, «злохитрый прелестник», вложил в его сердце сожаление об истраченном богатстве. Еразм стал скорбеть и тужить о том, зачем он не роздал свое имение бедным и впал в отчаяние. Но Господь Бог спас его от погибели за его усердие к церкви: Еразма постигла лютая болезнь, 7 дней лежал он без чувств, и вот, однажды он видит в видении Пречистую Госпожу Богородицу; Матерь Божия говорить ему: «Еразм, ты любил украшать церковь Мою и Я тебя украшу славою в царствие Сына Моего; нищие имеете с собою на всяком месте, церкви-же Моей не имеете. Встав, покайся и прими великий Ангельский образ, т.е. схиму, а в третий день Я «поиму тя чиста к Себе», возлюбившего благолепие дому Моего!» (Печерск. Патер. 228 лист). Вот, братие, сколь дорого и полезно украшать святой храм. Поэтому, теперь повергнемся пред Престолом Вседержителя и в умилении воскликнем Ему: Господи, помози нам совершить построение святого жилища Твоего. Господи, не остави нас. Аминь.

 

На другой день, после литургии, Преосвященный Никандр обратился к народу с словом, в котором, указав на значение храма, вообще, и для здешней исторической местности, в особенности, пожелал успеха святому делу построения церкви. Затем, в заключение, благословив строителя священника Кузнецова иконою Богоматери Донская, привезенною с товарищем Обер-Прокурора Святейшего Синода В.К. Саблером, торжественным крестным ходом вышел из старой церкви для совершения закладки. Множество деревенского народа в разнообразных праздничных костюмах, развевающиеся хоругви, священнослужители в светлых облачениях и во главе их Архиерей, стройное пение деревенских певчих, – все это трогало до глубины души и производило сильное впечатление на молящихся, большая часть которых впервые видела такое торжество.

После закладки храма работа быстро закипела и в 1897 году новый обширный храм[148], по смете стоивший 35000 рублей, был готов совершенно к освящению, но ввиду выступавшей местами сырости, освящение храма в 1897 году не состоялось, а было отложено до 9-го Мая 1898 года. С благословения Высокопреосвященного Митрополита Палладия, 9-го Мая, в день храмового праздника погоста Полей, Преосвященным Иоанном, Епископом Нарвским, Ректором С.-Петербургской Духовной Академии при многочисленном стечении народа совершено торжественное освящение нового храма. Пели местные деревенские певчие. Прибыв в село накануне, Преосвященный Иоанн обратился, в старой церкви, к народу с краткой речью: «Я прибыл к вам, братие, – говорил Владыка, – помолиться вместе с вами великому Угоднику Божиему Святителю Христову Николаю; он велик и на суше и на море, он всем помогает, и все, даже и неверные, к нему обращаются с молитвой. Затем, Владыка выразил свою радость по поводу скорого построения нового храма. При пении певчими некоторых молитвословий Владыка благословлял народ. В 7 часов вечера началось всенощное бдение, за которым была предназначена к произнесению проповедь строителя священника Николая Кузнецова[149].

 

«На камени созижду церковь Мою

и врата адова не одолеют ей».

(Мф. ХVI – 18).

«Се Аз с вами сем во вся дни

до скончания века», (XXVIII – 20)

сказал Христос Спаситель.

 

Это обетование Господне непреложно исполняется доселе и будет исполняться до конца этого мира в Христовой церкви, так что никакие ухищрения и сильные противодействия явных и тайных ее врагов, стремящихся ниспровергнуть ненавистную для их раздраженного сердца истину, власть и силу святой церкви Христовой, не в состоянии поколебать твердого основания церкви Христовой. Всемогущий и зиждительный Дух Святой, снисшедший в виде огненных языков на святых Апостолов в день Пятидесятницы, наставил Апостолов на всякую истину и преисполнил их высшею Божественною силою для распространения и утверждения спасительной церкви Христовой во всем мире. И святые Апостолы, облеченные силою свыше, пречудно и доблестно исполняли великое дело своего служения, не взирая ни на какие внешние и внутренние препятствия. Власть своего апостольского служения они передали своим преемникам епископам и священникам, которые, руководимые тоже, как и святые Апостолы, Духом Святым, продолжали апостольское дело, передавая преемственно чрез рукоположение власть дальнейшим продолжателям апостольского служения. Таким образом Церковь Христова, основанная на камени, доселе пребывает и до конца мира пребудет в преемственном рукоположении пастырей неизменной до скончания мира. Так, по словеси Иисуса Христа «врата адова не одолеют» (Мф. XVI – 18) Церкви. Только одно безверие может послужить разорению и опустошению, конечно временному и без совершенного прекращения жертвы Христовой; когда евреи ослабели в вере, Бог наказал их: попустил разорить великолепный храм Соломонов. Тоже самое может быть и теперь. Если мы обратимся к истории здешней местности, то узнаем, что существовавший здесь некогда великолепный мужской монастырь был разрушен шведами до основания и теперь нет никаких признаков монастыря. Не грехи ли наших предков, здешних жителей, уничтожили монастырь? Не безверие ли было причиною его разрушения? Не нерадение ли к церкви уничтожило пожаром деревянный храм? Не пороки ли наши открыли дверь хищнической рукой татей теперешнего каменного старого храма?.. Но оставим сию печальную историю, дабы не омрачить сего великого торжества, а лучше продолжим историю построения нового храма и извлечем из нее себе полезные уроки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: