Тема 11. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОБЩИЕ ДОКУМЕНТЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ




11.1. Основные направления аудиторской проверки

При определении основных направлений аудита важно определить структуру и содержание разделов учета для аудируемого лица. Предлагаем с этой целью использовать приведенные ниже структуру и содержание разделов учета, представленные в проекте ТАСИС по реформированию российского аудита.

 

Общая организация бухгалтерского учета:

состав бухгалтерии и ее структурная схема;

наличие учетной политики;

наличие должностных инструкций, фактические обязанности работников бухгалтерии и их полномочия;

наличие рабочего плана счетов и его особенности;

наличие утвержденного графика документооборота и осуществление контроля за его выполнением;

форма бухгалтерского учета;

применение в учете и управлении компьютерных программ;

наличие утвержденной внутренней отчетности и осуществление контроля за ее составлением и предоставлением;

наличие форм первичных учетных документов, отличных от типовых;

наличие положения о порядке проведения инвентаризации и организации инвентаризации (утверждение комиссии по проведению инвентаризации, наличие протоколов ее заседаний).

Нематериальные активы:

оценка нематериальных активов;

основные источники поступления нематериальных активов и структурные подразделения (отделы, осуществляющие закупки), создание объектов нематериальных активов;

документооборот по учету нематериальных активов;

документы, устанавливающие сроки полезного использования нематериальных активов;

основные места (участки) использования нематериальных активов;

принятые методы начисления амортизации по объектам нематериальных акти­вов;

процедуры текущего контроля за наличием и использованием нематериальных активов;

особенности процесса движения нематериальных активов за отчетный период.

Основные средства:

оценка основных средств;

основные источники поступления основных средств, структурные подразделения (отделы, осуществляющие закупки), создание объектов основных средств;

документооборот по учету основных средств;

принятые методы начисления амортизации по объектам основных средств;

используемые методы при переоценке основных средств;

процедуры текущего контроля за наличием и использованием основных средств;

особенности процесса движения основных средств за отчетный период.

Незавершенные капитальные вложения:

хозяйственные операции, отражаемые на счете «Вложения во внеоборотные активы»;

документооборот по счету «Вложения во внеоборотные активы» по различным объектам капитальных вложений: строительству, приобретению объектов основных средств и нематериальных активов и т.д.;

процедуры текущего контроля за формированием инвентарной стоимости объектов капитальных вложений;

особенности капитальных вложений за отчетный период.

Финансовые вложения:

виды финансовых вложений;

структурные подразделения (отделы), занимающиеся финансовыми инвестициями;

документы, обосновывающие принятие к учету различных видов финансовых инвестиций;

документооборот по учету финансовых инвестиций;

процедуры текущего контроля за эффективностью финансовых вложений;

особенности финансовых инвестиций за отчетный период.

Запасы сырья и материалов:

основные виды производственных запасов, наличие нормативов запасов;

методы оценки производственных запасов;

документооборот по движению сырья и материалов, начиная со склада до списания на производство;

процедуры текущего контроля за наличием производственных запасов и правильностью их списания на производство;

особенности процесса движения сырья и материалов за отчетный период.

Товары:

методы оценки товаров;

основные источники поступления товаров;

основные виды (номенклатура) товаров;

документооборот по движению товаров, начиная со склада до момента реализации;

процедуры текущего контроля за наличием товаров и возможностью их реализации;

особенности процесса движения товаров за отчетный период.

Реализация продукции:

структурные подразделения (отделы), осуществляющие выпуск готовой продук­ции, выполнение работ и оказание услуг;

документооборот по выпуску готовой продукции (работ, услуг);

процедуры текущего контроля за правильностью отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с выпуском готовой продукции (работ, услуг).

Незавершенное производство:

состав незавершенного производства и наличие нормативов запасов незавершенного производства;

метод оценки незавершенного производства;

процедуры текущего контроля за величиной незавершенного производства;

особенности незавершенного производства за отчетный период.

Издержки обращения:

состав издержек обращения;

места (участки) формирования издержек обращения;

документооборот по формированию и списанию издержек обращения;

процедуры текущего контроля за величиной издержек обращения и правильностью их списания;

особенности в формировании и списании издержек обращения за отчетный период.

Расходы будущих периодов:

состав расходов будущих периодов;

документы, устанавливающие сроки и порядок списания расходов будущих периодов;

процедуры текущего контроля за формированием расходов будущих периодов и обоснованностью их списания;

особенности в формировании и списании расходов будущих периодов за отчетный период.

Денежные средства:

1) касса:

структурные подразделения (отделы), осуществляющие кассовые операции;

виды кассовых операций и их периодичность;

наличие в кассе денежных документов;

поступление в кассу наличной выручки;

лимит кассовой наличности;

документооборот по кассе;

особенности в ведении кассовой книги;

процедура выдачи денег на заработную плату;

процедуры текущего контроля за правильностью ведения кассовых операций и кассовой наличностью;

процедуры текущего контроля за правильностью корреспонденции по счетам;

особенности осуществления операций по кассе за отчетный период;

2) расчетные счета:

перечень расчетных (текущих) счетов в организации и структурных подразделениях;

структурные подразделения (отделы), осуществляющие операции по расчетным (текущим) счетам;

основные виды операций по расчетным (текущим) счетам;

документооборот по расчетным (текущим) счетам;

процедуры текущего контроля за правильностью ведения операций по расчетным (текущим) счетам;

процедуры текущего контроля за правильностью корреспонденции по счетам;

особенности в ведении операций по расчетным (текущим) счетам за отчетный период;

3) валютные счета:

перечень валютных счетов в организации и структурных подразделениях;

структурные подразделения (отделы), осуществляющие операции по валютным счетам;

основные виды операций по валютным счетам;

документооборот по валютным счетам;

процедуры текущего контроля за правильностью ведения операций по валютным счетам;

процедуры текущего контроля за правильностью корреспонденции по счетам;

особенности в ведении операций по валютным счетам за отчетный период;

4) денежные документы:

виды денежных документов, имеющихся в организации;

места хранения денежных документов;

основные виды операций с денежными документами;

документы, обосновывающие принятие к учету и списание денежных документов;

процедуры текущего контроля за наличием денежных документов, правильностью их оценки и списания.

Капитал, резервы, фонды:

виды капитала, резервов и фондов, созданных в организации, и источники их образования;

документы, в соответствии с которыми создаются резервы и фонды;

основные виды операций по движению капитала, резервов и фондов;

документы, обосновывающие формирование и использование резервов и фондов в течение отчетного периода;

процедуры текущего контроля за формированием и использованием капитала, средств резервов и фондов;

особенности в формировании и использовании капитала, средств резервов и фондов за отчетный период.

Целевое финансирование и целевые поступления:

основные источники и направления целевого финансирования и поступлений;

структурные подразделения (отделы), использующие средства целевого финанси­рования;

документооборот по целевым финансированию и поступлениям;

процедуры текущего контроля за поступлением и использованием средств целе­вого финансирования и поступлений;

отчетность по использованию целевого финансирования и поступлений;

особенности поступления и использования целевого финансирования и поступ­лений за отчетный период.

Кредиты и заемные средства:

1) кредиты банков:

виды кредитов, полученных организацией, цель получения кредита и срок креди­тования, валюта кредита и банк, предоставивший кредит;

документы, подтверждающие получение и погашение кредитов;

процедуры текущего контроля за целесообразностью получения кредитов, их использованием и погашением;

особенности в получении и погашении кредитов за отчетный период;

порядок учета расходов и процентов, связанных с полученными кредитами;

2) займы:

виды займов, от кого получены, цель получения займа и условия предоставления;

документы, подтверждающие получение и возврат средств займа;

процедуры текущего контроля за целесообразностью получения займа, использованием и возвратом заемных средств;

особенности в получении и возврате заемных средств за отчетный период;

порядок учета расходов и процентов, связанных с полученными займами.

Покупатели и заказчики:

структурные подразделения (отделы), отвечающие за работу с покупателями и за­казчиками;

документооборот по расчетам с покупателями и заказчиками;

процедуры текущего контроля за правильностью расчетов с покупателями и заказчиками и состоянием дебиторской задолженности;

особенности в расчетах с покупателями и заказчиками за отчетный период.

Поставщики и подрядчики:

структурные подразделения (отделы), отвечающие за работу с поставщиками и подрядчиками;

документооборот по расчетам с поставщиками и подрядчиками;

процедуры текущего контроля за правильностью расчетов с поставщиками и подрядчиками и состоянием кредиторской задолженности;

особенности в расчетах с поставщиками и подрядчиками за отчетный период.

Расчеты, не связанные с реализацией и поставками:

1) расчеты с дочерними и зависимыми обществами:

структурные подразделения (отделы), взаимодействующие с дочерними и зависимыми обществами;

документооборот по расчетам с дочерними и зависимыми обществами;

процедуры текущего контроля за правильностью расчетов с дочерними и зависимыми обществами;

особенности в расчетах с дочерними и зависимыми обществами за отчетный период;

2) расчеты с прочими дебиторами и кредиторами:

структурные подразделения (отделы), взаимодействующие с дебиторами и кредиторами, расчеты с которыми осуществляются с использованием счета «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»;

документооборот по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами;

процедуры текущего контроля за правильностью расчетов с прочими дебиторами и кредиторами и состоянием дебиторской (кредиторской) задолженности;

особенности в расчетах с прочими дебиторами и кредиторами за отчетный период;

3) внутрихозяйственные расчеты:

структурные подразделения, расчеты между которыми осуществляются с использованием счета «Внутрихозяйственные расчеты»;

документооборот по внутрихозяйственным расчетам;

процедуры текущего контроля за правильностью внутрихозяйственных расчетов и состоянием взаиморасчетов;

особенности во внутрихозяйственных расчетах за отчетный период;

4) расчеты с подотчетными лицами:

документы, определяющие круг лиц, которые могут получать деньги под отчет, и порядок отчета по израсходованным суммам;

документооборот по расчетам с подотчетными лицами;

процедуры текущего контроля за правильностью расчетов с подотчетными лицами и состоянием задолженности по подотчетным суммам;

особенности в расчетах с подотчетными лицами за отчетный период.

Расчеты с бюджетом:

1) расчеты по налогу на прибыль:

структурные подразделения, осуществляющие расчеты по налогу на прибыль;

процедуры текущего контроля за правильностью расчетов по налогу на прибыль;

проводимые в отчетном периоде налоговые проверки расчетов по налогу на прибыль и их результаты;

2) расчеты по налогу на добавленную стоимость:

структурные подразделения, осуществляющие расчеты по налогу на добавленную стоимость;

процедуры текущего контроля за правильностью расчетов по налогу на добавленную стоимость;

проводимые в отчетном периоде налоговые проверки расчетов по налогу на добав­ленную стоимость и их результаты;

3) расчеты по налогам, взносам и сборам, связанным с реализацией:

структурные подразделения, осуществляющие расчеты по налогам, взносам и сборам, связанным с реализацией;

процедуры текущего контроля за правильностью расчетов по налогам, взносам и сборам, связанным с реализацией;

проводимые в отчетном периоде внешние проверки расчетов по налогам, взносам и сборам, связанных с реализацией, и их результаты;

4) расчеты по прочим налогам, взносам, сборам, акцизам, пошлинам и т.п.:

структурные подразделения, осуществляющие расчеты по прочим налогам, взносам, сборам, акцизам, пошлинам и т.п., не связанным с реализацией;

процедуры текущего контроля за правильностью расчетов по прочим налогам, взносам, сборам, акцизам, пошлинам и т.п., не связанным с реализацией;

проводимые в отчетном периоде налоговые проверки расчетов по прочим налогам, взносам, сборам, акцизам, пошлинам и т.п., не связанным с реализацией, и их результаты.

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг:

структурные подразделения (отделы), осуществляющие продажу товаров, продукции, работ, услуг;

документооборот по продаже товаров, продукции, работ, услуг;

процедуры текущего контроля за правильностью отражения в бухгалтерском учете выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг;

особенности реализации товаров, продукции, работ, услуг за отчетный период.

Учет затрат и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг:

структурные подразделения (места, участки), затраты которых включаются в себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;

структурные подразделения (отделы), осуществляющие планирование и расчет себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг;

применяемый порядок учета затрат на производство;

применяемый порядок расчета себестоимости готовой продукции;

применяемый порядок определения себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг;

процедуры текущего контроля за величиной затрат на производство;

процедуры текущего контроля за формированием себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг;

особенности в формировании себестоимости проданных товаров, продукции, ра­бот, услуг за отчетный период.

Коммерческие расходы:

структурные подразделения (места, участки), затраты которых отражаются на счете «Коммерческие расходы»;

состав коммерческих расходов;

применяемый порядок учета коммерческих расходов и их списания на себестои­мость проданных товаров, продукции, работ, услуг;

процедуры текущего контроля за формированием и величиной коммерческих расходов;

особенности в формировании и списании коммерческих расходов за отчетный период.

Управленческие расходы:

структурные подразделения (отделы), затраты которых отражаются на счете «Общехозяйственные расходы»;

состав управленческих расходов;

применяемый порядок учета управленческих расходов и их списания на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;

процедуры текущего контроля за формированием и величиной управленческих расходов;

особенности в формировании и списании управленческих расходов за отчетный период.

Операционные доходы и расходы:

состав операционных доходов и расходов;

процедуры текущего контроля за формированием операционных доходов и величиной операционных расходов;

особенности в формировании операционных доходов и расходов за отчетный пе­риод.

Внереализационные доходы и расходы:

состав внереализационных доходов и расходов;

процедуры текущего контроля за внереализационными доходами и расходами;

особенности в формировании внереализационных доходов и расходов за отчетный период.

Чрезвычайные доходы и расходы:

состав чрезвычайных доходов и расходов;

процедуры текущего контроля за чрезвычайными доходами и расходами;

особенности в формировании чрезвычайных доходов и расходов за отчетный период.

Учет заработной платы:

документы, устанавливающие порядок расчета (начисления) заработной платы;

порядок расчета (начисления) заработной платы;

документооборот по учету заработной платы, удержаний и начислений;

процедуры текущего контроля за правильностью расчета (начисления) заработной платы, удержаний и начислений;

проводимые в отчетном периоде внешние проверки расчетов по заработной плате, удержаниям и начислениям и их результаты;

особенности отражения в учете заработной платы за отчетный период.

 

11.2. Общие документы аудиторской проверки

При организации работ по проведению аудита, как общего, так и специального, направленного только на отдельные участки деятельности организации, возникает необходимость оформления ряда документации, содержание и структура которой могут быть типовыми, унифицированными в аудиторской фирме. Так, например, для заключения договора и выдачи аудиторского заключения полезно использовать типовой бланк с описанием общей информации по организации, который может быть заранее заготовлен аудиторами.

Таблица 11.1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: