11.1. Основные направления аудиторской проверки
При определении основных направлений аудита важно определить структуру и содержание разделов учета для аудируемого лица. Предлагаем с этой целью использовать приведенные ниже структуру и содержание разделов учета, представленные в проекте ТАСИС по реформированию российского аудита.
Общая организация бухгалтерского учета:
состав бухгалтерии и ее структурная схема;
наличие учетной политики;
наличие должностных инструкций, фактические обязанности работников бухгалтерии и их полномочия;
наличие рабочего плана счетов и его особенности;
наличие утвержденного графика документооборота и осуществление контроля за его выполнением;
форма бухгалтерского учета;
применение в учете и управлении компьютерных программ;
наличие утвержденной внутренней отчетности и осуществление контроля за ее составлением и предоставлением;
наличие форм первичных учетных документов, отличных от типовых;
наличие положения о порядке проведения инвентаризации и организации инвентаризации (утверждение комиссии по проведению инвентаризации, наличие протоколов ее заседаний).
Нематериальные активы:
оценка нематериальных активов;
основные источники поступления нематериальных активов и структурные подразделения (отделы, осуществляющие закупки), создание объектов нематериальных активов;
документооборот по учету нематериальных активов;
документы, устанавливающие сроки полезного использования нематериальных активов;
основные места (участки) использования нематериальных активов;
принятые методы начисления амортизации по объектам нематериальных активов;
процедуры текущего контроля за наличием и использованием нематериальных активов;
особенности процесса движения нематериальных активов за отчетный период.
Основные средства:
оценка основных средств;
основные источники поступления основных средств, структурные подразделения (отделы, осуществляющие закупки), создание объектов основных средств;
документооборот по учету основных средств;
принятые методы начисления амортизации по объектам основных средств;
используемые методы при переоценке основных средств;
процедуры текущего контроля за наличием и использованием основных средств;
особенности процесса движения основных средств за отчетный период.
Незавершенные капитальные вложения:
хозяйственные операции, отражаемые на счете «Вложения во внеоборотные активы»;
документооборот по счету «Вложения во внеоборотные активы» по различным объектам капитальных вложений: строительству, приобретению объектов основных средств и нематериальных активов и т.д.;
процедуры текущего контроля за формированием инвентарной стоимости объектов капитальных вложений;
особенности капитальных вложений за отчетный период.
Финансовые вложения:
виды финансовых вложений;
структурные подразделения (отделы), занимающиеся финансовыми инвестициями;
документы, обосновывающие принятие к учету различных видов финансовых инвестиций;
документооборот по учету финансовых инвестиций;
процедуры текущего контроля за эффективностью финансовых вложений;
особенности финансовых инвестиций за отчетный период.
Запасы сырья и материалов:
основные виды производственных запасов, наличие нормативов запасов;
методы оценки производственных запасов;
документооборот по движению сырья и материалов, начиная со склада до списания на производство;
процедуры текущего контроля за наличием производственных запасов и правильностью их списания на производство;
особенности процесса движения сырья и материалов за отчетный период.
Товары:
методы оценки товаров;
основные источники поступления товаров;
основные виды (номенклатура) товаров;
документооборот по движению товаров, начиная со склада до момента реализации;
процедуры текущего контроля за наличием товаров и возможностью их реализации;
особенности процесса движения товаров за отчетный период.
Реализация продукции:
структурные подразделения (отделы), осуществляющие выпуск готовой продукции, выполнение работ и оказание услуг;
документооборот по выпуску готовой продукции (работ, услуг);
процедуры текущего контроля за правильностью отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с выпуском готовой продукции (работ, услуг).
Незавершенное производство:
состав незавершенного производства и наличие нормативов запасов незавершенного производства;
метод оценки незавершенного производства;
процедуры текущего контроля за величиной незавершенного производства;
особенности незавершенного производства за отчетный период.
Издержки обращения:
состав издержек обращения;
места (участки) формирования издержек обращения;
документооборот по формированию и списанию издержек обращения;
процедуры текущего контроля за величиной издержек обращения и правильностью их списания;
особенности в формировании и списании издержек обращения за отчетный период.
Расходы будущих периодов:
состав расходов будущих периодов;
документы, устанавливающие сроки и порядок списания расходов будущих периодов;
процедуры текущего контроля за формированием расходов будущих периодов и обоснованностью их списания;
особенности в формировании и списании расходов будущих периодов за отчетный период.
Денежные средства:
1) касса:
структурные подразделения (отделы), осуществляющие кассовые операции;
виды кассовых операций и их периодичность;
наличие в кассе денежных документов;
поступление в кассу наличной выручки;
лимит кассовой наличности;
документооборот по кассе;
особенности в ведении кассовой книги;
процедура выдачи денег на заработную плату;
процедуры текущего контроля за правильностью ведения кассовых операций и кассовой наличностью;
процедуры текущего контроля за правильностью корреспонденции по счетам;
особенности осуществления операций по кассе за отчетный период;
2) расчетные счета:
перечень расчетных (текущих) счетов в организации и структурных подразделениях;
структурные подразделения (отделы), осуществляющие операции по расчетным (текущим) счетам;
основные виды операций по расчетным (текущим) счетам;
документооборот по расчетным (текущим) счетам;
процедуры текущего контроля за правильностью ведения операций по расчетным (текущим) счетам;
процедуры текущего контроля за правильностью корреспонденции по счетам;
особенности в ведении операций по расчетным (текущим) счетам за отчетный период;
3) валютные счета:
перечень валютных счетов в организации и структурных подразделениях;
структурные подразделения (отделы), осуществляющие операции по валютным счетам;
основные виды операций по валютным счетам;
документооборот по валютным счетам;
процедуры текущего контроля за правильностью ведения операций по валютным счетам;
процедуры текущего контроля за правильностью корреспонденции по счетам;
особенности в ведении операций по валютным счетам за отчетный период;
4) денежные документы:
виды денежных документов, имеющихся в организации;
места хранения денежных документов;
основные виды операций с денежными документами;
документы, обосновывающие принятие к учету и списание денежных документов;
процедуры текущего контроля за наличием денежных документов, правильностью их оценки и списания.
Капитал, резервы, фонды:
виды капитала, резервов и фондов, созданных в организации, и источники их образования;
документы, в соответствии с которыми создаются резервы и фонды;
основные виды операций по движению капитала, резервов и фондов;
документы, обосновывающие формирование и использование резервов и фондов в течение отчетного периода;
процедуры текущего контроля за формированием и использованием капитала, средств резервов и фондов;
особенности в формировании и использовании капитала, средств резервов и фондов за отчетный период.
Целевое финансирование и целевые поступления:
основные источники и направления целевого финансирования и поступлений;
структурные подразделения (отделы), использующие средства целевого финансирования;
документооборот по целевым финансированию и поступлениям;
процедуры текущего контроля за поступлением и использованием средств целевого финансирования и поступлений;
отчетность по использованию целевого финансирования и поступлений;
особенности поступления и использования целевого финансирования и поступлений за отчетный период.
Кредиты и заемные средства:
1) кредиты банков:
виды кредитов, полученных организацией, цель получения кредита и срок кредитования, валюта кредита и банк, предоставивший кредит;
документы, подтверждающие получение и погашение кредитов;
процедуры текущего контроля за целесообразностью получения кредитов, их использованием и погашением;
особенности в получении и погашении кредитов за отчетный период;
порядок учета расходов и процентов, связанных с полученными кредитами;
2) займы:
виды займов, от кого получены, цель получения займа и условия предоставления;
документы, подтверждающие получение и возврат средств займа;
процедуры текущего контроля за целесообразностью получения займа, использованием и возвратом заемных средств;
особенности в получении и возврате заемных средств за отчетный период;
порядок учета расходов и процентов, связанных с полученными займами.
Покупатели и заказчики:
структурные подразделения (отделы), отвечающие за работу с покупателями и заказчиками;
документооборот по расчетам с покупателями и заказчиками;
процедуры текущего контроля за правильностью расчетов с покупателями и заказчиками и состоянием дебиторской задолженности;
особенности в расчетах с покупателями и заказчиками за отчетный период.
Поставщики и подрядчики:
структурные подразделения (отделы), отвечающие за работу с поставщиками и подрядчиками;
документооборот по расчетам с поставщиками и подрядчиками;
процедуры текущего контроля за правильностью расчетов с поставщиками и подрядчиками и состоянием кредиторской задолженности;
особенности в расчетах с поставщиками и подрядчиками за отчетный период.
Расчеты, не связанные с реализацией и поставками:
1) расчеты с дочерними и зависимыми обществами:
структурные подразделения (отделы), взаимодействующие с дочерними и зависимыми обществами;
документооборот по расчетам с дочерними и зависимыми обществами;
процедуры текущего контроля за правильностью расчетов с дочерними и зависимыми обществами;
особенности в расчетах с дочерними и зависимыми обществами за отчетный период;
2) расчеты с прочими дебиторами и кредиторами:
структурные подразделения (отделы), взаимодействующие с дебиторами и кредиторами, расчеты с которыми осуществляются с использованием счета «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»;
документооборот по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами;
процедуры текущего контроля за правильностью расчетов с прочими дебиторами и кредиторами и состоянием дебиторской (кредиторской) задолженности;
особенности в расчетах с прочими дебиторами и кредиторами за отчетный период;
3) внутрихозяйственные расчеты:
структурные подразделения, расчеты между которыми осуществляются с использованием счета «Внутрихозяйственные расчеты»;
документооборот по внутрихозяйственным расчетам;
процедуры текущего контроля за правильностью внутрихозяйственных расчетов и состоянием взаиморасчетов;
особенности во внутрихозяйственных расчетах за отчетный период;
4) расчеты с подотчетными лицами:
документы, определяющие круг лиц, которые могут получать деньги под отчет, и порядок отчета по израсходованным суммам;
документооборот по расчетам с подотчетными лицами;
процедуры текущего контроля за правильностью расчетов с подотчетными лицами и состоянием задолженности по подотчетным суммам;
особенности в расчетах с подотчетными лицами за отчетный период.
Расчеты с бюджетом:
1) расчеты по налогу на прибыль:
структурные подразделения, осуществляющие расчеты по налогу на прибыль;
процедуры текущего контроля за правильностью расчетов по налогу на прибыль;
проводимые в отчетном периоде налоговые проверки расчетов по налогу на прибыль и их результаты;
2) расчеты по налогу на добавленную стоимость:
структурные подразделения, осуществляющие расчеты по налогу на добавленную стоимость;
процедуры текущего контроля за правильностью расчетов по налогу на добавленную стоимость;
проводимые в отчетном периоде налоговые проверки расчетов по налогу на добавленную стоимость и их результаты;
3) расчеты по налогам, взносам и сборам, связанным с реализацией:
структурные подразделения, осуществляющие расчеты по налогам, взносам и сборам, связанным с реализацией;
процедуры текущего контроля за правильностью расчетов по налогам, взносам и сборам, связанным с реализацией;
проводимые в отчетном периоде внешние проверки расчетов по налогам, взносам и сборам, связанных с реализацией, и их результаты;
4) расчеты по прочим налогам, взносам, сборам, акцизам, пошлинам и т.п.:
структурные подразделения, осуществляющие расчеты по прочим налогам, взносам, сборам, акцизам, пошлинам и т.п., не связанным с реализацией;
процедуры текущего контроля за правильностью расчетов по прочим налогам, взносам, сборам, акцизам, пошлинам и т.п., не связанным с реализацией;
проводимые в отчетном периоде налоговые проверки расчетов по прочим налогам, взносам, сборам, акцизам, пошлинам и т.п., не связанным с реализацией, и их результаты.
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг:
структурные подразделения (отделы), осуществляющие продажу товаров, продукции, работ, услуг;
документооборот по продаже товаров, продукции, работ, услуг;
процедуры текущего контроля за правильностью отражения в бухгалтерском учете выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг;
особенности реализации товаров, продукции, работ, услуг за отчетный период.
Учет затрат и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг:
структурные подразделения (места, участки), затраты которых включаются в себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;
структурные подразделения (отделы), осуществляющие планирование и расчет себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг;
применяемый порядок учета затрат на производство;
применяемый порядок расчета себестоимости готовой продукции;
применяемый порядок определения себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг;
процедуры текущего контроля за величиной затрат на производство;
процедуры текущего контроля за формированием себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг;
особенности в формировании себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг за отчетный период.
Коммерческие расходы:
структурные подразделения (места, участки), затраты которых отражаются на счете «Коммерческие расходы»;
состав коммерческих расходов;
применяемый порядок учета коммерческих расходов и их списания на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;
процедуры текущего контроля за формированием и величиной коммерческих расходов;
особенности в формировании и списании коммерческих расходов за отчетный период.
Управленческие расходы:
структурные подразделения (отделы), затраты которых отражаются на счете «Общехозяйственные расходы»;
состав управленческих расходов;
применяемый порядок учета управленческих расходов и их списания на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;
процедуры текущего контроля за формированием и величиной управленческих расходов;
особенности в формировании и списании управленческих расходов за отчетный период.
Операционные доходы и расходы:
состав операционных доходов и расходов;
процедуры текущего контроля за формированием операционных доходов и величиной операционных расходов;
особенности в формировании операционных доходов и расходов за отчетный период.
Внереализационные доходы и расходы:
состав внереализационных доходов и расходов;
процедуры текущего контроля за внереализационными доходами и расходами;
особенности в формировании внереализационных доходов и расходов за отчетный период.
Чрезвычайные доходы и расходы:
состав чрезвычайных доходов и расходов;
процедуры текущего контроля за чрезвычайными доходами и расходами;
особенности в формировании чрезвычайных доходов и расходов за отчетный период.
Учет заработной платы:
документы, устанавливающие порядок расчета (начисления) заработной платы;
порядок расчета (начисления) заработной платы;
документооборот по учету заработной платы, удержаний и начислений;
процедуры текущего контроля за правильностью расчета (начисления) заработной платы, удержаний и начислений;
проводимые в отчетном периоде внешние проверки расчетов по заработной плате, удержаниям и начислениям и их результаты;
особенности отражения в учете заработной платы за отчетный период.
11.2. Общие документы аудиторской проверки
При организации работ по проведению аудита, как общего, так и специального, направленного только на отдельные участки деятельности организации, возникает необходимость оформления ряда документации, содержание и структура которой могут быть типовыми, унифицированными в аудиторской фирме. Так, например, для заключения договора и выдачи аудиторского заключения полезно использовать типовой бланк с описанием общей информации по организации, который может быть заранее заготовлен аудиторами.
Таблица 11.1