Аналитические процедуры.




Аналитические процедуры включают оценку финансовой информации на основе изучения правдоподобных взаимосвязей как между финансовыми, так и нефинансовыми данными. Аналитические процедуры также охватывают исследование выявленных отклонений и взаимосвязей, которые противоречат прочей соответствующей информации или существенно расходятся с прогнозируемыми данными (более подробные рекомендации по данному вопросу содержатся в ФСАД № 20 «Аналитические процедуры»).

8.2. Документирование аудита

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с ФСАД № 2.

ФСАД № 2 устанавливает единые требования для аудиторов фирмы по объему, составу и содержанию рабочих документов, относящихся к разделам учета и отчетности, включаемых в аудиторские файлы.

Выполнение требований ФСАД № 2 позволяет оптимизировать состав и содержание рабочей документации разделов учета и отчетности для повышения «читаемости» аудиторских файлов, а также обеспечивает возможность контроля за обоснованностью аудиторских доказательств на всех уровнях, в том числе и самоконтроля исполнителя.

Под термином «документация» понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора, либо получаемые и хранимые им в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или другой форме.

Рабочие документы используются для:

- планирования и проведения аудита;

- осуществления текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы;

- фиксирования аудиторских доказательств, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора.

Форма и содержание рабочих документов

ФСАД № 2 не содержит конкретного перечня обязательных рабочих документов аудита и конкретных требований по их оформлению. Вместе с тем, в нем сформулированы факторы, влияющие на форму и содержание рабочих документов, а также дан перечень примерной информации, которая должна быть приведена в рабочих документах.

Объем рабочих документов зависит от профессионального суждения аудитора. Отражение в составе документации каждого рассмотренного аудитором в ходе проверки документа или вопроса не является необходимым. Достаточность объема рабочей документации определяет руководитель проверки, при этом основными критериями являются наличие документов, подтверждающих выполнение аудиторских тестов по существу в соответствии с утвержденными программами аудита, соблюдение принципа целенаправленной проверки, обеспечение возможности сквозного прослеживания (по методу перекрестных ссылок) правильности (ошибочности) формирования отчетных данных.

Рабочие документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы они соответствовали обстоятельствам каждой конкретной аудиторской проверки и потребно­стям аудитора в ходе ее проведения. В целях повышения эффективности подготовки и проверки рабочих документов в аудиторской организации целесообразно разработать типовые формы документации (например, стандартную структуру аудиторского файла (папки) рабочих документов, бланки, вопросники, типовые письма и обращения и т.п.). Такая стандартизация документирования облегчит порученную подчиненным работу и одновременно позволит контролировать результаты выполняемых ими заданий.

По каждому клиенту аудиторская фирма заполняет постоянную и ежегодную (текущую) папку.

В постоянной папке размещается постоянная и мало изменяющаяся информация о клиенте, например:

· копии пакета учредительных документов;

· информация о главных акционерах (совладельцах);

· данные об организационной структуре предприятия;

· копии долгосрочных соглашений (с банками о займах, собственными клиентами, с поставщиками), которые имеют значение для проведения аудита на про­тяжении многих лет;

· копии нормативных документов, имеющие отношение к функционированию данного предприятия или предприятий некоторой специфической группы, в которую входит и организация клиента.

В ежегодной (текущей) папке размещаются текущие рабочие документы аудиторской проверки по итогам каждого конкретного финансового года. На каждый год по каждой проверяемой организации заводится отдельная текущая папка или (в случае значительного объема документации) комплект папок.

Для небольших предприятий-клиентов, а также для выполнения одноразовых заданий допускается размещение постоянной и переменной информации о клиенте в одной и той же папке. В случае повторного обращения клиента в следующем году аудиторы, работающие с ним, обязаны разместить его документы в соответствующих отдельных папках.

К моменту подготовки аудиторского заключения вся рабочая документация должна быть создана (получена) и соответствующим образом оформлена.

Аудитору необходимо установить надлежащие процедуры для обеспечения конфи­денциальности, сохранности рабочих документов, а также для их хранения в течение дос­таточного периода времени, исходя из особенностей деятельности аудитора, а также законодательных и профессиональных требований, но не менее пяти лет.

Рабочие документы являются собственностью аудитора, хотя часть документов или выдержки из них могут быть предоставлены аудируемому лицу по усмотрению аудитора, они не могут служить заменой бухгалтерских записей аудируемого лица.

8.3. Учет требований нормативных правовых актов РФ при проведении аудита

ФСАД № 14 «Учет требований нормативных правовых актов в Российской Федерации в ходе аудита» устанавливает единые требования в отношении обязанности аудиторской организации и индивидуального аудитора учитывать соблюдение аудируемым лицом нормативных правовых актов РФ в ходе аудита его бухгалтерской отчетности.

Степень влияния законодательных и нормативных актов на финансовую отчетность организации может быть различной. Некоторые законодательные и нормативные акты определяют форму финансовой (бухгалтерской) отчетности, порядок формирования ее показателей, раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности организации. Другие законодательные и нормативные акты определяют условия деятельности организации, без соблюдения которых деятельность или отдельные операции организации не могут осуществляться или могут быть прекращены или ограничены. Налоговое законодательство, законодательство о валютном контроле, таможенное законодательство и т.п. оказывают влияние на деятельность практически всех организаций и предпринимателей. При этом несоблюдение законодательства в этих областях может иметь существенные финансовые последствия для аудируемого лица.

Наконец, существуют законодательные и нормативные акты, которые определяют общие вопросы функционирования аудируемого лица. К ним относятся трудовое законодательство, нормативные акты, регулирующие соблюдение техники безопасности, охрану здоровья работников и т.п. Такие нормативные акты, как правило, не оказывают влияния на финансовую отчетность, так как практически не связаны с событиями или операциями, которые обычно в ней отражаются.

В рамках аудита отчетности аудитор не ставит своей целью выявить все факты несоблюдения законодательных и нормативных актов. Выявление таких фактов может стать предметом специального аудиторского задания при оказании сопутствующих аудиту услуг, тем не менее, проведение ежегодного аудита может способствовать предотвращению несоблюдения требований законодательных и нормативных актов.

Руководству аудируемого лица при выполнении своих обязанностей по предотвращению и обнаружению фактов несоблюдения нормативных правовых актов РФ рекомендуется осуществлять в первую очередь следующие процедуры:

· отслеживать изменения законодательства РФ в установленной сфере деятельности и обеспечивать гарантии того, что хозяйственная деятельность аудируемого лица соответствует установленным требованиям;

· разрабатывать и обеспечивать функционирование надлежащей системы внутреннего контроля;

· разрабатывать, утверждать и обеспечивать соблюдение правил внутреннего распорядка с обязательным уведомлением работников аудируемого лица;

· создавать условия, обеспечивающие ознакомление и понимание правил внутреннего распорядка;

· осуществлять контроль за соблюдением правил внутреннего распорядка и применять дисциплинарные меры к работникам, не соблюдающим указанные правила;

· привлекать специалистов в области права для отслеживания изменений законодательства РФ;

· вести реестр нормативных правовых актов РФ, которые должны соблюдаться аудируемым лицом.

 

При оценке влияния фактов несоблюдения законодательных и нормативных актов на финансовую отчетность аудируемого лица аудитор должен:

- рассмотреть возможные финансовые последствия для организации: штрафы, пени, другие санкции, угрозу конфискации активов, вынужденное прекращение деятельности, судебные разбирательства и т.п.;

- рассмотреть необходимость раскрытия возможных финансовых последствий в отчетности аудируемого лица;

- оценить, являются ли возможные финансовые последствия настолько серьезными, что могут повлиять на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности.

При аудите существует неизбежный риск того, что некоторые существенные искажения в финансовой (бухгалтерской) отчетности не будут обнаружены, несмотря на надлежащее планирование аудита и его проведение в соответствии с ФСАД.

Если аудируемое лицо препятствует аудитору в получении достаточных надлежащих аудиторских доказательств, подтверждающих, что факты несоблюдения нормативных правовых актов РФ, которые могут быть существенными для финансовой (бухгалтерской) отчетности, имели место или могли иметь место, аудитору следует выразить мнение с оговоркой или отказаться от выражения мнения из-за ограничения объема аудита.

8.4. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий при проведении аудита

ФСАД № 13 «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита» устанавливает единые требования к аудиторской организации и индивидуальному аудитору по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита финансовой отчетности.

Искажение отчетности может стать следствием ошибок и недобросовестных действий.

Ошибка — это непреднамеренное искажение финансовой отчетности, в том числе неотражение какого-либо числового показателя или нераскрытие какой-либо информации. Примерами ошибок являются:

- ошибочные действия, допущенные при сборе и обработке данных, на основании которых составлялась отчетность;

- неправильные оценочные значения, возникающие в результате неверного учета или неверной интерпретации фактов;

- ошибки в применении принципов учета, относящихся к точному измерению, классификации, представлению или раскрытию.

Недобросовестные действия могут совершаться представителями руководства аудируемого лица или представителями собственника, а также сотрудниками аудируемого лица. В недобросовестных действиях могут участвовать третьи лица, не относящиеся к аудируемому лицу.

Недобросовестные действия подразумевают наличие мотивирующих факторов и осознаваемых возможностей для их совершения. Недобросовестное составление финансовой отчетности возможно в тех случаях, когда руководство аудируемого лица под воздействием внешних или внутренних факторов желает достичь необъективных результатов деятельности. Осознаваемая возможность недобросовестного составления финансовой отчетности или незаконного присвоения активов существует в том случае, когда какое-либо лицо считает, что может обойти систему внутреннего контроля (например, если данное лицо занимает ответственное положение или знает конкретные недочеты в системе внутреннего контроля).

Ошибка отличается от недобросовестного действия отсутствием умысла, лежащим в основе действия, приведшего к искажению финансовой отчетности. В отличие от ошибки недобросовестные действия носят преднамеренный характер и, как правило, подразумевают целенаправленное сокрытие фактов. В то время как аудитор может определить потенциальную возможность совершения недобросовестных действий, для него сложно, а то и невозможно установить умысел, особенно в части субъективного суждения о руководстве аудируемого лица.

Различают два типа преднамеренных искажений, возникающих в результате недобросовестных действий, рассматриваемых в ходе аудита:

- искажения, возникающие в процессе недобросовестного составления отчетности;

- искажения, возникающие в результате присвоения активов.

Недобросовестное составление финансовой (бухгалтерской) отчетности подразумевает искажение или отсутствие числовых показателей либо нераскрытие информации в отчетности с целью введения в заблуждение ее пользователей. Недобросовестным составлением отчетности считаются следующие действия:

- фальсификация, изменение учетных записей и документов, на основании которых составляется отчетность;

- преднамеренное неверное отражение событий, хозяйственных операций или другой важной информации в отчетности или их преднамеренное исключение из данной отчетности;

- преднамеренное нарушение применения принципов бухгалтерского учета.

Присвоение активов может быть осуществлено различными способами, в том числе путем присвоения денежных средств, материальных или нематериальных активов, инициирования оплаты аудируемым лицом несуществующих товаров или услуг. Как правило, такие действия сопровождаются вводящими в заблуждение бухгалтерскими записями или документами для сокрытия недостачи активов.

Руководство аудируемого лица обязано создать контрольную среду и поддерживать соответствующую политику, проводить процедуры, обеспечивающие максимальное достижение упорядоченной и эффективной деятельности аудируемого лица путем внедрения и обеспечения непрерывности функционирования системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, предназначенной для предотвращения и обнаружения фактов недобросовестных действий и ошибок. Такая система снижает, но не устраняет полностью риск искажений из-за ошибок и недобросовестных действий. В связи с этим руководство аудируемого лица несет ответственность за любой остающийся риск.

Аудитор не может быть абсолютно уверен в том, что все существенные искажения в отчетности будут им найдены. В связи с неотъемлемыми ограничениями аудита существует неизбежный риск того, что некоторые существенные искажения отчетности не будут обнаружены, несмотря на то, что аудит был надлежащим образом спланирован и проводился в точном соответствии с ФСАД.

К факторам внутрихозяйственной деятельности аудируемого лица, способствующим появлению искажений, относятся:

  • наличие значительных финансовых вложений в кризисные отрасли экономики;
  • несоответствие величины оборотных средств быстрому росту объемов продаж (производства) аудируемого лица или значительному снижению прибыли;
  • наличие зависимости аудируемого лица в определенный период от одного заказчика или поставщика или небольшого их числа;
  • изменения в практике договорных отношений или в учетной политике, которые ведут к значительному изменению величины прибыли;
  • нетипичные сделки аудируемого лица, особенно в период окончания года, существенно влияющие на величину финансовых показателей; и др.
  • наличие платежей за услуги, которые явно не соответствуют предоставленным услугам;
  • особенности организационно-управленческой структуры аудируемого лица, наличие недостатков в данной структуре;
  • особенности структуры капитала и распределения прибыли;
  • наличие отклонений от установленных правил в ведении бухгалтерского учета и организации подготовки бухгалтерской отчетности и др.

 

К факторам, отражающим особенности состояния конкретной отрасли финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица и экономики страны в целом, способствующим появлению искажений, относятся:

  • состояние отрасли экономики и экономики страны в целом — кризис, депрессия или подъем;
  • возрастание возможности возникновения несостоятельности (банкротства) аудируемого лица в связи с кризисным состоянием отрасли;
  • особенности производственной деятельности аудируемого лица, технологические особенности производства.

Если аудитор приходит к выводу о невозможности завершения аудита по причине искажения отчетности в результате недобросовестных действий, то он должен:

1) учесть свою профессиональную и юридическую ответственность применительно к данным обстоятельствам, в том числе наличие требования для аудитора доложить информацию об искажениях в результате недобросовестных действий лицу или лицам, назначившим его, или в установленных случаях уполномоченным государственным органам власти;

2) рассмотреть возможность отказа от задания.

 

8.5. Использование работы эксперта и другого аудитора



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: