Выбытие основных средств.




В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов в бухгалтерском учете сумма поступления от продажи объекта основных средств отражается в качестве операционного дохода по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы», в корреспонденции с дебетом счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05. 1999 № 32н, далее — ПБУ 9/99).

При выбытии объектов основных средств к счету 01 может открываться субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит — сумма накопленной амортизации. Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем списания этого объекта с бухгалтерского учета (п. 22 ПБУ 6/01).

По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость основных средств списывается со счета 01, субсчет «Выбытие основных средств», в дебет счета 91, субсчет 91-2, поскольку является операционным расходом в соответствии с п. 11 ПБУ 10/99.

Реализация объекта основных средств на территории РФ облагается налогом на добавленную стоимость (п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом налоговая база по НДС определяется в соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ.

В целях налогообложения прибыли доходом от реализации признается выручка от реализации основных средств, которая определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные основные средства, выраженных в денежной и (или) натуральной формах, за вычетом налогов, предъявленных покупателю (п. 1 ст. 248, п. 1, 2 ст. 249 НК РФ).

При реализации объектов основных средств налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на остаточную стоимость этих объектов, определяемую в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ (подп. 1 п. 1 ст. 268 НК).

Если в результате реализации амортизируемого имущества получен убыток, то согласно п. 3 ст. 268 НК РФ он включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого объекта основных средств и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации.

Тема 18. АУДИТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

Цель аудита нематериальных активов (НМА) заключается в составлении обоснованного мнения о достоверности и полноте информации о них, отраженной в финансовой отчетности проверяемой организации.

При аудите нематериальных активов, отражаемых на счетах 04, 05 и др., необходимо проверить и подтвердить:

1) обоснованность и правомерность учета объектов в качестве НМА;

2) правильность оформления материалов инвентаризации НМА и отражения результатов инвентаризации в учете;

3) правильность синтетического и аналитического учета НМА.

Программа аудита нематериальных активов, подготовленная специалистами проекта ТАСИС с учетом положений МСА, представлена в табл. 18.1.

Таблица 18.1

Программа аудита нематериальных активов

№ п\п Утверждения, на основе которых подготовлена финансовая отчетность Направления аудита
  Существование / права / полнота 1А. Убедиться в том, что права организации на нематериальные активы документально подтверждены. 1Б. Убедиться в том, что все нематериальные активы организации отражены в отчетности. 1В. Убедиться в том, что отраженные в отчетности нематериальные активы отвечают критериям активов, т.е. способны приносить экономические выгоды организации
  Полнота / оценка 2А. Убедиться в том, что нематериальные активы отражены в отчетности в соответствующей оценке. 2Б. Убедиться в том, что амортизация нематериальных активов начисляется в соответствии с принятой организацией учетной политикой и предполагаемым сроком их полезного использования. 2В. Убедиться в том, что доходы от нематериальных активов отражены в отчетности полностью и своевременно
  Представление и раскрытие 3А. Убедиться в том, что вся существенная информация о нематериальных активах раскрыта в финансовой отчетности должным образом

 

Аудитор должен помнить следующие основные нормативно-регулирующие положения.

Принятие НМА к учету.

Пунктом 3 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000), утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 № 91н (далее — ПБУ 14/2000), определены условия принятия к учету активов в качестве нематериальных.

Согласно п. 3 ст. 257 НК РФ нематериальными активами (НМА) признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев) и приносящие экономические выгоды (доход).

К бухгалтерскому учету НМА принимаются по первоначальной стоимости (п. 6 ПБУ 14/2000).

Стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление, за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ (п. 3 ст. 257 НК РФ). Таким образом, первоначальная стоимость нематериального актива в налоговом учете в данном случае будет соответствовать первоначальной стоимости этого актива, отраженной в бухгалтерском учете.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: